Повторение по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторение по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».



• Вопросы:

1) Какие члены предложения являются обобщающими словами?

2) Какие знаки препинания разделяют обобщающие слова и однородные члены предложения?

3) Какими частями речи могут быть выражены обобщающие слова?

4) Приведите примеры предложений, соответствующие схемам:

(Проверка)

• Составьте схему предложения:

Ни близких берегов, ни далеких гор, ни даже воды — ничего не было видно.

 

Повторяем орфографию

Работа по карточкам.


К а р т о ч к а   1

пол..скать белье

уд..вительное событие

раст..нуться вдоль дороги

испытать потр..сение

вы..снить обстоятельства

ор..сительная система

придумать опр..вдание

неожиданное объ..вление

посп..веть за вожаком

препод..вать в школе

оч..рование ю(н,нн)ости

К а р т о ч к а  2

разв..ваться на ветру

прим..риться с неприятелем

насл..ждаться музыкой

присоед..ниться к договору

увл..кательное приключение

по..снение к задаче

внезапно зам..лчать

пл..дородная д..лина

перес..дить кустарник

м..р..любивая политика

засасывающая тр..сина


 

Закрепление материала урока

Произведите пунктуационный разбор предложений.

устно (у доски один ученик — письменно):

1) Волы, мешки, сено, цыгане, горшки, бабы, пряники, шапки — всё ярко, пестро, нестройно мечется кучами и снуется перед глазами. (Н. Гоголь)

письменно:

1) Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. (А. Пушкин)

2) Музыка может быть разной: тихой и громкой, медленной и быстрой, грустной и весёлой, спокойной и тревожной.

 

Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 280, контрольные вопросы на стр. 132 (устно), упр. 282 (1, 2, 3)

 

Урок 60

ТЕМА: «Обобщающий урок по теме: «Однородные члены предложения»

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить знания по изучаемой теме.

• убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаков препинания и союзов при однородных членах предложения.

• повторить правописание н—нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Контрольные вопросы и задания на стр. 132.

 

Работа с учебником

• Упр. 282 (4, 5, 6, 7 предложения).

 

Самостоятельная работа

(Два ученика у доски)

I вариант                                                         II вариант

1) Составьте предложения с однородными членами, соединенными составными союзами

не только, но и                                             как, так и

хотя и, но                                                      не столько, сколько

если не, то                                                    если, то

2) Составьте предложения с повторяющимися союзами

то — то                                                         не то — не то

и — и — и                                                    ни — ни

3) Составьте предложения с устойчивыми сочетаниями

и день и ночь                                           ни да ни нет

ни два ни полтора                                   и смех и грех

свет ни заря                                             ни рыба ни мясо

4) Придумайте и запишите предложение

с обобщающим словом,                              с обобщающим словом,

стоящим перед                                             стоящим после

однородными членами                                однородных членов

5) Перепишите, расставьте знаки препинания, сделайте схемы предложений.

В человеке должно быть всё                      Живя умей всё пережить

прекрасно и лицо и одежда и                     Печаль и радость и тревогу

душа и мысли. (А. Чехов)                           (Ф. Тютчев)

 

Будущее принадлежит двум                       Ничто ни слова ни мысли

типам людей человеку мысли                    ни даже поступки наши

и человеку труда. (В. Гюго)                        не выражает так ясно и

                                                                  верно нас самих и наше

                                                                  отношение к миру как наши

                                                                  чувствования... (К. Ушинский)

6) Расставьте знаки препинания. Укажите разряды прилагательных.

Это был человек одетый в                          Рукоятка у ножа была

черное бархатное платье                            обтянута зелёной змеиной

какое носят испанцы,                                  кожей.

 

В узких улицах весёлые                              Мой смешной маленький

бумажные фонарики колышутся               Карлик капризничает и не

как большие бабочки.                                  хочет вставать. (О. Уайльд)

7) Дополните словосочетания однородными и неоднородными определениями, следите за знаками препинания.

Синее небо ……..                                    Зимний вечер ………..

Яркое солнце ………..                            Тёплое море ………

Одинокий путник ……….                      Последнее рукопожатие …………

(Взаимопроверка. Трудные случаи — сверка с ответами учащихся на доске.)

 

Повторяем орфографию

Объяснительный диктант

Песчаный, серебряный, торжественный, организационный, стеклянный, ветреный, безветренный, юный, деревянный, старинный, единый, негаданный, построенный, кованый, длинная, девочка воспитана мамой; девочка воспитанна, вязаный свитер, вязанный вручную свитер, связанный свитер, торжественно, объяснял путано.

 

Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

Урок 61

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверка знаний учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

Написание диктанта

 

I

Берегите природу

Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона — всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов — всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке — всё это удар по запасам природных богатств, которые — увы! — не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево — это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(125 слов)

(В. Ткаченко)

 

Грамматическое задание

1.Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).

 

II

 

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника — все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

(192 слова)

(Из сборника диктантов В. Покровского)

 

Грамматическое задание

1. Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произведите разбор по составу слов:

подосиновик                             сыроежка

запестрели                                отправляться

золотистую                               городские

3. Произведите морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

 

Урок 62

ТЕМА: «Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении».

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи.

• закрепить умение грамотного письменного разбора предложений обособленными членами.

НА ДОСКЕ:

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами (с обобщенными членами и без них). Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами.

Что такое обособление?

Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция?

 

Работа с учебником

• § 47 (чтение материала параграфа, правила).

• Упр. 287.

• Упр. 288.

 

Работа с записями на доске

• Составьте предложения по схемам.

(Весь класс составляет вместе с учителем.)

 

Обобщение по теме

• Спишите, определите, какие второстепенные члены являются обособленными:

1) В узеньких коридорчиках, тесных и неопрятных, у театральной залы зрителей встречали девушки, продававшие программки.

2) Перед первым рядом, у самой сцены, стояла пианино и четыре пульта.

3) Андрей, художник-пейзажист, вышел на лужайку, ровным венцом окаймлённую кустами и деревьями.

4) Город был далеко, где-то там, на краю света, с кривыми улицами, грязными бульварами и чадящими автомобилями.

5) Пронеслась ранняя пчела, вечно строгая, озабоченная.

 

6. Сообщение домашнего задания

• § 47 упр.289, 290.

• Со словами в рамочке придумать предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.048 с.)