Дополнительный материал к уроку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительный материал к уроку



• «Обособить» — отделить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

«Обособление» — интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота).

(Краткий справочник по современному русскому языку)

 

2. Найдите примеры предложений с обособлением:

а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин)

б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то время в Царском Селе. (С. Комовский)

в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушнин)

г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел. (М. Волконская)

д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин)

 

3. Укажите, как выделяются обособленные члены предложения:

а) с помощью восклицательного знака;

б) с помощью запятых;

в) с помощью тире;

г) с помощью интонаций;

д) с помощью скобок.

 

Урок 63

ТЕМА: «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить тему «Понятие об обособлении».

• познакомить учащихся с понятием «обособленные определения».

• развивать грамотную устную речь учащихся, учить интонационно выделять обособленные определения.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Мини-опрос

• Что такое обособление второстепенных членов?

• Как выражается обособление на письме? В устной речи?

• Как обозначается слово, к которому относятся обособленные члены предложения?

• Какие пунктуационные знаки служат для обозначения обособления на письме?

 

Объяснение темы урока

• Запишите предложение:

 

И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой. (С. Аксаков)

 

Найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения, подчеркните их.

Что можно сказать об определении? Чем оно выражено? Согласованное оно или нет?

Обособленными определениями в предложении могут быть имена прилагательные, причастия, существительные в косвенном падеже (распространенные зависимыми словами и нераспространённые), находящиеся после определяемого слова.

([ х, ||, …].)

• Разберите пример из учебника (§ 49, стр. 137).

• Упр. 291.

• Стр. 140: чтение теоретического материала, ответы на вопросы. Обобщение по теме.

 

Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

§ 48, упр. 293.

 

Урок 64

ТЕМА: «Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навык определения согласованных и несогласованных определений.

• практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть, чем выражены согласованные и несогласованные определения.

• научить различать условия обособления определений.

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (расположенные после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению) согласованные                                       несогласованные выраженные:                                        выраженные: • двумя или несколькими                          • существительными прилагательными,                               в косвенном падеже причастиями •причастным оборотом                     (сущ. + прил., • прилагательными                             сущ. + числит.) с зависимыми словами

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Орфографическая «пятиминутка»

Спишите, расставьте знаки препинания, сделайте правильный выбор буквы.

Дружба

Ск(а,о)тившись с горной высоты.

Л(е,и)жал во прахе ду(б,п) перунами ра(з,с)битый

А с ним и ги(б,п)кий плющ(ь,...) кругом е(в,г)о (о,а)бвитый...

О Дружба это ты!

                                                                              В. Жуковский

 

Работа с учебником

• Стр. 141 (анализ схемы, помеченной звездочкой).

• Выполнение упр. 295 (устно).

•.Упр. 296 (по заданию).

• Чтение Теоретического материала на стр. 142, анализ условий обособления определений.

 

Практикум по теме

• Найдите и выделите обособленные определения и определяемые слова. Укажите, какими частями речи являются определяемые слова. Начертите схемы предложений, расставьте знаки препинания.

 

1) Довольный ею он принялся уже писать работа его завлекла.

2) Чистое непорочное прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника.

3) Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и отставлен от места.

4) Изнеможенный рассеянный он начал припоминать все какие только знал молитвы.

5) Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями.

6) Перед ним лежала красавица с растрепанною роскошною косою с длинными как стрелы ресницами.

7) Звезды мерцающие в ночи манят нас своим загадочным светом.

 

(Проверка с объяснением.)

• Анализ примечания к правилу на стр. 143.

Задание после изучения примечания:

1) придумайте свой пример с согласованным определением с добавочным обстоятельственным значением.

(проверка вслух, запись удачных 1—2 вариантов с разбором).

2) Упр. 297 (1—5 предл.).

 

Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 48 упр. 297 (6—10 предл.), упр. 299.

 

Урок 65

ТЕМА: «Текст-рассуждение» (обучающее сочинение).

ЦЕЛЬ: формировать умения учащихся составлять текст-рассуждение.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

«Полемика» - спор, обсуждение каких-нибудь вопросов. «Дискуссия» - обсуждение спорных вопросов на собрании, на страницах газет, в беседе.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Слово учителя

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение — очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Структура текста-рассуждения состоит из трех частей:

1) тезис (основная мысль, утверждение или отрицание какого-то суждения, понятия, явления).

2) доказательство этой мысли; убедительные аргументы и факты.

3) вывод, заключение.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

 

Подготовка к написанию сочинения

• Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.

1) Работа с учебником § 49,упр. 301. (анализ текста).

2) упр. 302 (напишите о том, что вас волнует по этой теме в виде полемического диалога с писателем).

(Обсуждение возможного варианта концовки.)

 

4. Сообщение домашнего задания

Упр. 303, 304.

 

Урок 66

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• формировать умение учащихся обособлять приложения.

• отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения).

• повторить орфографию (правописание суффиксов глаголов).

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

1. Местные охотники, | звероловы |, вышли в тайгу.                                                         х     Мне часто снятся теребята | друзья моих военных дней |.                                                                                                                 х 2. Я старался вообразить себе капитана Миронова, | моего будущего начальника |. 3.                                                                                                   х | Ровесники годами, близкие родственники |, они почти никогда не разлучались. 4. Сосна, | как дерево смолистое |, с трудом поддается гниению. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. 5. Смешанный пример: В.И. Даль, ровесник и друг Пушкина и тоже писатель, по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.015 с.)