Дополнительный материал к уроку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительный материал к уроку



1) Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее за обращением слово пишется с пропиской буквы:

Друзья! Прекрасен наш союз... (А. Пушкин)

2) Если обращение является распространенным и его части отделены другими частями предложения, то каждая часть обращения выделяется запятыми:

Быстрей, дорогие, идите, друзья!

3) Частица о, стоящая перед обращением, никаким знаком от него не отделяется:

О первый ландыш!.. (А. Фет)

Но, если о выступает в роли междометия (в значении «ах»), то оно в соответствии с правилами отделяется запятой или восклицательным знаком:

О, сердце, полное тревоги... (Ф. Тютчев)

4) Личные местоимения ты, вы, как правило, не входят в состав распространённого обращения и только в некоторых случаях выступают в роли обращения:

Что же ты, милая, вся, как лист, дрожишь? (А. Кольцов)

5) Риторическими, как правило, являются распространённые обращения, а также обращения к предметам:

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. С. Пушкин)

6) Усилительные частицы о, ну, ах, ох и др., стоящие перед обращением, не отделяются от него никаким знаком:

О мой... сад!..

Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой или восклицательным знаком: Да, я прочитал. Нет, поедем вместе!

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок 81

ТЕМА: «Употребление обращений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• формировать навыки употребления обращений.

• закреплять постановку знаков препинания в соответствии с интонацией.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа с учебником

§ 58

• Чтение материала параграфа.

• Упр. 349, 350 (устно), 351 (устно), 352.

 

Практикум по теме

• Запишите под диктовку предложения с обращениями.

 

1) Приляг-ка, брат, и отдохни.

2) Кажется, все в порядке, товарищ.

3) Нет, ребята, я не гордый.

4) До свиданья, мои дорогие...

5) Ты, Зина, права.

6) Какой ты, Алёша, добрый!

7) Ты, дядя Матвей, зря бы свечку не жёг.

8) Голубчик, милый, подружитесь с Лубковым

9) А я, братец, к тебе?

 

• 1) Анализ упр. 356.

• Выполнение упр. 357.

 

Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 359, упр. 358.

 

Урок 82

ТЕМА: «Вводные и вставные конструкции».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении.

• тренировать учащихся составлять устные высказывания с применением вводных слов в зависимости от определенного отношения к высказываемому.

• научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

Слово учителя

Вводными словами называются конструкции (слова или словосочетания), грамматически не связанные с предложением. Они могут находиться в начале, середине и конце предложения.

На письме вводные слова выделяются запятыми. По значению выделяются три группы вводных слов:

1) выражающие чувства говорящего и его отношение к высказываемому (сожаление, радость, удивление...): к сожалению, к несчастью, к счастью.

2) выражающие оценку реальности сообщаемого (возможность, невозможность, уверенность, предположение): конечно, возможно, вероятно.

3) слова, указывающие на источник высказывания: говорят, по-моему.

4) слова, указывающие на последовательность высказывания: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, в частности.

5) слова, употребляемые с целью привлечения внимания собеседника: видишь ли, предположим, простите, допустим.

6) слова, указывающие на приёмы и способы оформления мыслей: одним словом, вообще, иначе говоря, точнее, как говорится, так сказать.

7) слова, указывающие меру того, о чем говорится: по крайней мере, самое большее.

8) слова, выражающие экспрессивность: честно говоря, смешно сказать, по правде.

9) слова, показывающие степень обычности того, о чем говорится: бывало, по обычаю, по обыкновению.

 

Работа с учебником

§ 59.

• Чтение параграфа.

• Анализ материала, помеченного звездочкой.

• Упр. 361 (по заданию).

• Анализ материала на стр. 175.

• Выполнение упр. 362.

 

Практикум

Запишите под диктовку предложения, комментируя постановку знаков препинания:

 

Он, по-видимому, находил, что её тихие, задушевные переливы больше соответствуют его горькой судьбе.

Он, надо полагать, все не находил того, что ему было нужно. К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично...

 

Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 363.

 

Урок 83

ТЕМА: «Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• познакомить учащихся с группами вводных слов и сочетаний по значениям.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Слово учителя

Вводные слова и конструкции активно участвуют в строительстве новых предложений, не являясь их членами. Осложненные вводными словами предложения изменяют смысл высказывания, сообщения. Сравните:

 

Я поеду на выставку.

Я, конечно, поеду на выставку.

Я, вероятно, поеду...

К счастью, я поеду...

К сожалению, я поеду...

 

Вне предложений вводные слова никому не нужны, потому что весь смысл их существования — выразить отношение к сказанному в предложении.

 

Работа с учебником

§ 60

• Анализ схемы упр. 364.

• Выполнение упр. 365, 366 (по заданию).

 

Практикум

Заполните таблицу

Значения Вводные слова Примеры
1. ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. конечно разумеется бесспорно несомненно без сомнений безусловно действительно ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. …………………..
2. ……………….. ………………….. ………………….. кажется, вероятно, очевидно, может быть, пожалуй ……………….. ………………….. …………………..
3. ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. к счастью к общей радости к несчастью к сожалению на радость к удивлению ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. …………………..
4. ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. по сообщению по-моему по словам как говорят по мнению  ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. …………………..
5. ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. во-первых во-вторых наконец следовательно значит итак напротив наоборот например впрочем так  ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. …………………..
6. ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. одним словом иначе говоря лучше сказать мягко говоря как говорится прямо другими словами ……………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. ………………….. …………………..

 

Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 60 упр. 368, 369.

Придумайте с каждым данным словом по два предложения — в одном это слово должно быть вводным, во втором — членом предложения: бесспорно, может быть, по-моему, как говорится, следовательно.

 

Урок 84

ТЕМА: «Выделительные знаки препинания при вводных словах вводных сочетаниях слов и вводных предложений».

ЦЕЛИ УРОКА:

• различать вводные слова и вводные предложения.

• развивать умения грамотного употребления вводных конструкций в устной или письменной речи.

• закреплять навыки орфографической зоркости.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Орфографический практикум

Вставьте пропущенные буквы.

Э..ект — де..ект

ре..оры — ре..сурсы

диле..а — пробле..а

опере.. — опере..очный

ко..ерческий — ко..ический

гума..ый — гума..ист

иди..ия — иди..ический — идеа.., идеа..истический

пр..зреть (сироту) — пр..зирать (негодяя)

инц..дент — прец..дент

апе..ация — депи..яция

ап..ртаменты — п..стамент

арх..тектор — арх..олог

рец..див — рец..нзия

 

Работа с учебником

§ 61.

• Чтение теоретического материала (стр. 178).

• Выполнение упр. 371, 372.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.038 с.)