Повторяем орфографию (запись под диктовку) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторяем орфографию (запись под диктовку)



Пожал о вать в гости, маме нездоров и лось, помер я лись силой, похлоп ы вать по плечу, внимательно рассматр и вать, завед о вать хозяйством, рассчит ы вали на помощь, допыт ы ваться о происшедшем, раскле и ли афиши, запомн и ли навсегда, понрав и лись детям, погляд ы вать искоса.

 

Беседа

Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение — это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.)

Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.

 

Работа с учебником

§ 50

• Анализ предложений (материал, помеченный звездочкой).

• Чтение теоретического материала на стр. 147, составление схем к предложениям из правила.

• Анализ предложений на стр. 148

• Упр. 307 (по заданию).

 

Практикум

• Прочитайте предложения, написанные на доске; найдите определяемое слово (чем оно выражено?); выделите его, подчеркните приложение.

• Проанализируйте условия обособления приложений.

• Выводы по проделанной работе.

Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после имени собственного, если стоят после нарицательного существительного, если присоединяются к определяемому слову союзом как.

• Пояснение. Обособленное приложение с союзом как.

Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову (стоит после подлежащего или дополнения, выраженных существительными или местоимением) и имеет оттенок обстоятельственного (часто причинного) значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Обособленное приложение можно заменить деепричастным оборотом со словом будучи, например: Как истинный романтик, Гофман прожил необыкновенную жизнь. Будучи истинным романтиком, Гофман прожил необыкновенную жизнь.

 

Подведение итогов урока

• Что называется приложением? В каких случаях обособляется приложение?

• Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как.

• В каком случае можно поставить тире при приложении?

 

8. Сообщение домашнего задания

§ 50 упр. 308, 309.

 

Урок 67

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навыки обособления приложений, относящихся к разным видам определяемых слов.

• уточнить условия обособления приложений с союзом как.

• отработать постановку знаков препинания и выделение интонацией обособленных приложений.

ТИП УРОКА: обобщение материала, закрепление изученного.

НА ДОСКЕ:

1. Спишите, расставляя знаки препинания: 1) Андрей художник-пейзажист вышел на лужайку окаймленную кустами и деревьями. 2) Он как человек городской почти с ужасом вспоминал этот лес труб мансард. 3) Он сам властитель Синодала ведет богатый караван. 4) Пугачёв освободил от гнусных преследований Швабрина дочь этого погибшего капитана Машу Миронову. 5) В Петровском парке был дом пушкинского деда строптивого и мрачного Ганнибала. 6) Он Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. 2. Составьте предложения по схемам: ,

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Проверка домашнего задании

Повторение изученного

(Выполнение задания на доске)

 

Объяснительный диктант

 

1) Каждый человек, хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности. (К. Паустовский)

2) Пушкин, величайший преобразователь лучших человеческих чувств, создал идеал возвышенной лицейской дружбы. (К. Паустовский)

3) Мысли его, Есенина, рождаются вместе с взрывом эмоций. (По Е. Винокурову)

4) Молодёжь и старики, рабочие и профессора, разные слои общества, любят Есенина. (По Е. Винокурову)

5) Александровская колонна воздвигнута как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. (Л. Казаков)

 

(Проверка проводится в виде схем на доске, сделанных вызванным учеником.)

 

Работа по теме урока

Обособленное приложение с союзом как

1) Слово учителя:

• Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности.

                     х

Например: Гулливер, | как заядлый путешественник |, любил путешествовать. (запись в тетрадях)

НО: не являются приложениями обороты с союзом как в значении «в качестве».

Например: Суворов | как полководец | руководил штурмом врага по всем правилам.

2) Практикум.

• Придумайте и запишите предложения по схемам:

 

Работа с учебником

Упр. 311, упр. 312.

 

Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 313.

 

Урок 68

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота.

• отработать умения определять границы деепричастного оборота.

• закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

Повторяем орфографию

Поклеив обои, бескорыстно поддерживая, отторгнув предложение, восстанавливая силы, расспрашивая о впечатлениях, ревностно охраняя, хрустнув под ногой, участливо заботясь, радостно улыбаясь, направляясь к морю, поблёскивая на солнце, немного помолчав, свистнув с ветки, исправляя ошибки.

 

Повторение

• Что называется деепричастным оборотом?

• Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? А деепричастие?

• Составьте по данным схемам предложения.

1) [                                      , |          | ].

2) [ |          |,                                        ].

3) [        , |          |,                    ].

 

Работа с учебником

§ 51

• Работа с материалом, помеченным звездочкой.

• Изучение теоретического материала.

• Упр. 314,упр. 315 (по заданию).

 

Практикум

• Составьте предложения с фразеологическими оборотами и запишите их.

Спустя рукава, сломя голову, не покладая рук, засучив рукава, сложа руки.

 

• Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию и непосредственно примыкающие к сказуемому, не обособляются. Ср.

Он читал лежа. — Он читал, лежа на диване.

• Придумайте и запишите предложения со словами:

сидя, шутя, не торопясь,

молча, стоя, нехотя,

не глядя, лёжа, играя.

(проверка)

 

Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 317, 320.

 

Урок 69

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить качество усвоения нового материала на практике.

• выявить речевые недочеты в работе над составлением предложений с обособленными обстоятельствами.

• развивать логическое мышление и аналитические способности при работе с текстом.

ТИП УРОКА: закрепление и обобщение изученного.

ХОД УРОКА

Организацвонный момент

2. Проверка домашнего задания

 

Работа с учебником

• Стр. 155 (чтение теоретического материала).

• Упр. 322 (по заданию).

• Упр. 321.

• Исправьте грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

 

Увидев человека в сером, ужас охватил Петера.

Замерев на месте, голова моя была непокрыта.

Опомнившись, мне пришлось уйти.

 

Делается проверка и вывод об употреблении деепричастных оборотов в речи.

 

Практикум

• Запишите предложения. Составьте к ним схемы.

 

Мендель, взглянув на него и вернувшись к действительности, в первую минуту даже испугался.

…Остановив солдата в этой, в высшей степени трудной позе, художник принялся с жаром работать, делая спешный набросок.

Но бедняга, не слушая живописца, спешил спуститься со своего эшафота по лестнице, ведущей с помоста на пол.

 

(проверка).

• Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

 

Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь... вышел на воздух.

Гулливер взглянув... не мог удержаться от смеха.

Остановившись... Гулливер увидел что матросы оставили его на берегу.

Возвратившись... Гулливер рассказал о своих приключениях.

Разгневавшись... королева приказала строго наказать.

 

(Взаимопроверка)

• Измените предложения превратив один из глаголов в деепричастие. Расставьте знаки препинания.

 

Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал.

В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила.

Он выпрямился, глянул на собачью голову...

(М. Булгаков)

 

(проверка)

 

Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 318, 219.

 

Урок 70

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки оценки, коррекции знаний учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

Написание диктанта

 

I

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лёд. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Ещё один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лёд, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лёд. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой, среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(187 слов)

(М. Бубеннов)

 

II

Мазайцы

Талая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперёд, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребём, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу незамеченная нами... лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику. Один за одним дают стрекача спасённые нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно, так и не сообразившая, какое с ней - случилось приключение.

(216 слов)

(По А. Сабирову)

 

Грамматическое задание

1. Разберите по членам выделенные предложения (по вариантам).

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Составьте из слов диктанта словарный диктант на орфограмму «правописание проверяемых безударных гласных корня».

 

Урок 71

ТЕМА: «Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навыки определения уточняющих членов предложения.

• выработать навыки грамотной постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения.

• продолжать повторять орфографические умения и навыки.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

Из панц..ря черепахи делают пуговиц... Куц..й хвост щенка торчал из рукавиц... Серёжа Птиц..н всегда верен своим принц..пам. ц..ган в ц..линдре встал на ц..почки и ц..кнул на ц..плёнка. Ц..тату о ц..низме выписали из таблиц... Бледнолиц..е, круглолиц..е и румяные молодц.. шли на речку за возниц..й. Клоуны в ц..рке прыгали с лестниц... Ж..ри наблюдает за больш..м параш..том.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа с записями на доске

Списать, вставить буквы, объяснить условия выбора орфограммы (по цепочке проводится проверка).

 

Объяснение нового материала

Ребята, обособляются любые члены предложения, если из текста следует их уточняющее, пояснительное или присоединительное значение (значение дополнительного замечания); наиболее часто обособляются уточняющие обстоятельства места и времени.

• далее проанализируйте записи в таблице.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.086 с.)