Работа над лексическим значением слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над лексическим значением слова



• Вспомните определение синонимов. Запишите под диктовку слова, найдите к ним синонимы и запишите их (один ученик работает у доски).

(О б р а з е ц: ветхий — дряхлый — старый)

юный, рачительный, стужа, гипотеза, чёлн (проверка вслух).

• Вспомните определение термина «антоним». Запишите в столбик слова, придумайте к ним антонимы и запишите через тире (второй ученик работает у доски).

Ласковый голос —

Медленный танец —

Расточительный —

Неряшливый —

Восток—

Гордость —

Тьма —

(проверка вслух).

• Вспомните определение термина: «омонимы».

• Найдите в тексте, который я вам зачитаю, слова, являющиеся омонимами, синонимами и антонимами. Обоснуйте свой выбор

1) Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке...

2) По дороге все чаще нам стали попадаться лесные чащи.

3) Один чудак любил читать старые газеты, а новые откладывал «на потом».

4) Сладкая ложь лучше горькой правды.

5) Ни радости вечной, ни печали бесконечной.

 

• Разберите по составу глаголы: попа даться, откладывал.

6. Придумайте и запишите предложения по схемам.

1) [  ], и [  ].              3) [  ], (чтобы...).                     5) [  ], (если...).

2) [ ], [ ].            4) [ ], (который...).

Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

Урок 9

ТЕМА: «Контрольный диктант» (по теме «Повторение изученного в VII классе»).

ТИП УРОКА: урок проверки, коррекции знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА:

• проверить уровень усвоения изученного.

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

Написание диктанта

Диктант № 1

«В Москве завтра будет малооблачная погода. Во второй половине дня кратковременные дожди. Температура ночью 11—12, днём 16—18 градусов тепла».

Обычно на этом я выключаю радиоприемник и сажусь за письменный стол.

Вчера этого не произошло. Сразу же начался концерт. Моцарт. Комната заполнилась оркестром, по-моцартовски прозрачным.

Я вышел на балкон. Серые рваные облака идут высоко по небу. Слышно, как во Внуковском аэродроме поднялся ввысь самолёт. Над елями прошли его огоньки и вместе со звуком быстро пропали за облаками.

И тогда опять возник Моцарт и заполнил собой сад. И вдруг я понял, что вот так же Моцарт живёт сейчас в сотнях, тысячах городских, сельских домов, купе поездов, в каютах пароходов — повсюду. Рядом со мной нет ни одного человека. Но в пространстве звуков рядом миллионы людей. Мы вместе слышим и слушаем, как постепенно мелодия затягивает нас в неизбежный финальный аккорд.

В одном моцартовском аккорде растворился земной шар. Удивительно, когда же люди научились это делать? Совсем недавно.

(155 слов)

(С. Образов)

 

Грамматическое задание

1. Произведите разбор по членам выделенных предложений, составьте их схемы (по вариантам).

2. Выпишите из текста по два слова:

с чередующейся гласной в корне (1-й вариант);

с удвоенной гласной в корне (2-й вариант).

3. Произведите (по вариантам) разбор слов малооблачная, радиоприемник по составу.

 

Диктант № 2

Художественное своеобразие творчества Чехова оценили многие писатели и литераторы. Максим Горький выделил в нём важнейшую черту: сочетание комического начала с драматическим и трагическим. С молодых лет Чехову было присуще обострённое чувство противоречий действительности. Писатель одновременно раскрывал мрачную, трагическую и вместе с тем комическую нелепую сущность жизни.

Главное противоречие, мучившее Чехова, заключалось в том, что его великая родина, одаренный, трудолюбивый народ изнывали под властью «человека в футляре» и «хамелеонов».

Чехов выражает тоску и горечь, обиду за унижение своей родины и мечту о её будущем расцвете и величии. Поэма «Степь» — мощный, торжественный гимн радости жизни, величию и красоте родины.

Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит и широту всего произведения. Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, раскрыл в кажущемся однообразии пейзажа целый мир красок и звуков.

Мы вдыхаем страстный аромат степных трав и цветов, чувствуем всем существом, как великолепна и широка жизнь!

Степь начинает нам казаться живым, прекрасным существом, томящимся о счастье. Мы как будто слышим, как она дышит, как вздымается её грудь: И незаметно этот живой образ начинает сливаться с образом самой родины, тоскующей о счастье.

(146 слов)

(В. Ермилов)

 

Грамматическое задание

1. Произведите (по вариантам) синтаксический разбор выделенных предложений.

2. Разберите по составу выделенные слова (по вариантам).

3. Выполните фонетический разбор слов страстный; сливаться (по вариантам).

 

Урок 10

ТЕМА: «Основные единицы синтаксиса».

ЦЕЛИ УРОКА:

• вспомнить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в словосочетании и предложении.

• укрепить навыки работы со словом как с единицей языка.

• совершенствовать навыки анализа строения предложения.

ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.

НА ДОСКЕ:

бето́н                                                                бечёвка делега́т                                                             винегре́т каблу́к                                                               палиса́дник снеги́рь                                                             интеллиге́нция тротуа́р                                                          обая́ние юбиле́й                                                             обоня́ние артилле́рия                                                     фразеоло́гия Отважный человек, подарок отцу, писать быстро

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Проверка домашнего задании

Беседа

• Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания? (завершают предложение; разделяют однородные члены и простые предложения в составе сложного, прямую речь и слова автора, обобщающие слова и однородные члены предложения; выделяют придаточные предложения, причастный и деепричастный оборот, обращение...)

• Как при чтении вслух письменного текста мы выражаем пунктуационные знаки? (интонационно, при помощи пауз, восклицательной и вопросительной интонацией).

• Каким образом мы осуществляем обратную связь, как мы понимаем, слушая текст, прочитанный выразительно, с интонацией, какие именно знаки препинания необходимо поставить в предложении, как пунктуационно грамотно его оформить? (по интонации, по смыслу, грамматически).

• Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (Словосочетание, предложение, текст).

• Что из себя представляет текст как единица синтаксиса?

• Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности).

• Какой из двух отрывков является текстом?

 

1) Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми... В числе «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал её, по преданию или по легенде, евангелист Лука...

2) Сады красовались на прекрасных горах. Я почитаю Рублёва как великого живописца. Море посылало на сушу пронзительную влажность.

 

• Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение?

А из чего состоят словосочетания?

 

Работа с учебником

Откройте учебники на стр. 21 § 6, ответьте на вопросы параграфа.

• Какой частью речи является главное слово в первом словосочетании? (имя существительное).

• Как называется такое словосочетание? (именное). А второе словосочетание? (именное).

• А если главное слово будет являться глаголом? (такое словосочетание будет называться глагольным). Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний.

5. Работа на доске:

На доске коллективно составляется таблица.

Словосочетания

Именные Глагольные
1)   2) 1)   2)   3)

 

• Выводы по таблице (словосочетание даёт более подробную информацию о предмете, действии предмета, указывает на признаки предмета или действия).

 

Словарная работа

Работа со словами, записанными на доске.

• Образуйте со словами, записанными на доске, словосочетания и запишите их, укажите главное слово.

 

Работа с учебником

• Прочитайте на стр. 22 теоретический материал о единицах синтаксиса.

• Выполнение упр. 38 (по заданию).

 

Подведение итогов урока

• Что такое синтаксис?

• Какие единицы синтаксиса вы знаете?

• Что такое слово?

• Что такое словосочетание?

• Что такое предложение?

• Что такое текст?

 

9. Сообщение домашнего задания

§ 6 упр. 39 (устно), упр. 40 (по заданию).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.024 с.)