Работа с деформированным текстом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с деформированным текстом



• Прочитайте на доске текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные знаки препинания.

 

Багратион лучший генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова.

(По С. Борисову)

 

• Проверка готового текста (у доски работает ученик со своим вариантом готового текста, за ним следующий работают по одному предложению, по цепочке).

• Ребята, какими знаками препинания вы завершили предложения? (Это знаки завершения.)

• Какими знаками разделяли прямую речь и слова автора, однородные члены предложения? (Это знаки разделения.)

• Какими знаками препинания выделяли придаточные предложение, вводные слова? (Это выделительные знаки.)

• О назначении знаков препинания прочитайте в таблице в § 2 на стр. 6, 7.

 

Подведение итогов урока

9. Сообщение домашнего задания

Составьте таблицу «Правописание гласных в корне слова».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Знаки препинания и правила их постановки возникли не сразу. В древнерусских книгах, переживших несколько столетий, мы находим тексты, написанные от руки, практически без знаков препинания. (И даже без разделений предложений на слова.) Знаки препинания сформировались в основном после изобретения книгопечатания, постепенно были созданы и правила их постановки. Эти правила постоянно совершенствовались. Причина изменений — развитие языка, его усложнение. Двоеточие и тире — знаки смыслового неравноправия. Кавычки выделяют всё, что пишущий считает нужный обозначить как «чужое». Скобки — всё, что пишущий отводит на второй план Точка с запятой — это «усиленная запятая», или «ослабленная точка». Иногда знаки препинания работают в паре: тире с запятой, многоточие с вопросительным знаком... (Энциклопедический словарь юного филолога).

 

Урок 3

ТЕМА: «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».

ТИП УРОКА: обобщение и повторение изученного материала.

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания.

• повторить орфограммы, изученные в 5—7 кл.

• проверить навыки определения темы текста, стиля текста, типа текста.

НА ДОСКЕ:

изве..ный                     посв..тить фонарём нена..ный                    посв..тить рассказ радо..ный                    интере..ная ж..знь ме..ный                       параш..т                                     ноч..ной вку..ный                      брош..ра                                      мощ..ный чуде..ный                    ж..ри                                           клян..чить опа..ный                      соч..нение                                  г..ризонт                         Поставьте ударение: толерантный, значимый,                                       зубчатый, украинскийкрасивее

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа в тетради

• Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

• Производите взаимную проверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).

 

Слово учителя

М. В. Ломоносов писал: «Знаки ставятся по силе разума». В этом основоположник русской грамматики был прав. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже вместо слов. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов «!». Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»). Ответ издателя может имёть примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я её немедленно издам!»

(Г. Граник, С. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

 

Беседа

— Какие выводы можно сделать из этого рассказа о значении знаков препинания? (каждый пунктуационный знак имеет важное, смысловое значение, синтаксическую роль...)

— Какие чувства выражал «?»?

— Какие мысли передавал «!»?

 

Работа с учебником

Упр. 5.

• Прочитайте тексты стихотворений Тютчева и других авторов. Проанализируйте значения поставленных знаков препинания. Пользуясь таблицей знаков препинания на стр. 6, 7, ответьте на вопрос: «К какой группе знаков по значению можно их отнести?»

Работа с таблицей.

• На какие группы по значению делят знаки препинания?

• Прочитайте информацию о знаках завершения. Придумайте свое предложение с применением этих знаков. Запишите его (один ученик работает у доски).

• Проанализируйте информацию о знаках разделения. Придумайте свой пример с использованием этих знаков.

• Приведите примеры употребления знаков выделения.

• Придумайте предложения со знаками выделения (проверка с комментированием).

Выполнение упр. 10 (по заданию).

• дополнительное задание: 1) определите основную мысль текста; 2) озаглавьте его; 3) произведите полный синтаксический разбор последнего предложения и составьте его схему; 4) определите тип текста; 5) определите стиль текста.

• Проверка выполненного задания.

 

Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

§ 2 упр. 7, 8.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.207.144 (0.01 с.)