Закрепощение недостаточно стабильных ударов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепощение недостаточно стабильных ударов



Психика сама ведёт статистику всех своих ударов и в ответственной ситуации вмешивается, пытаясь исключить применение недостаточно стабильных элементов. Для любительского тенниса этот вид закрепощения встречается чаще других. Поскольку многие любители склонны выполнять на разминке и в простых играх на счёт сильные удары (с отскока) — потому что с такой силой бьют мастера и профессионалы, или просто потому, что выполнять сильные удары приятно (и полезно для здоровья, поскольку агрессия находит выход).

Но стабильность этих ударов недостаточна. Если человек бьёт с такой силой и достаточно часто попадает, то он мастер, а поскольку Вы не мастер, то попадать не должны. Может быть будете, если потренируетесь лет десять по два раза в день, а может быть и нет. Всё это сказано ученикам десять тысяч раз, эффект в большинстве случаев нулевой.

К более продвинутым и склонным к размышлениям можно обратиться с вопросом: «чем, собственно, определяется сила Ваших ударов с отскока (прежде всего справа)?» Почему Вы тренируете удар такой силы, а не другой? И если Вы просто бьёте с максимально возможной силой, то, может быть, это в общем случае неправильно? Такого рода рассуждения могут наставить на истинный путь склонного к анализу ученика. Впрочем, таковой и сам со временем задумается над обсуждаемым здесь.

Для кого актуален данный раздел

Чтение материалов этого раздела может оказаться полезным для тех, кто в детстве немного занимался теннисом в спортивной секции, а после большого перерыва решил участвовать в любительских соревнованиях. Также и тем взрослым, которые недавно закончили заниматься с тренером и теперь пытаются адаптировать свою игру к реальной жизни любительского тенниса. В обоих случаях сила применяемых ударов чаще всего выше той, которую можно было бы рекомендовать, а стабильность этих ударов — соответственно, недостаточна.

Данный раздел актуален также для тех любителей, которые достаточно много тренируются (или тренировались) без счёта, а также тех, кто периодически участвует в соревнованиях. Для остальных (а их не меньше половины от общего числа любителей) данный раздел вряд ли может показаться интересным.

Также изложенное здесь необходимо знать любому тренеру детей или взрослых. Впрочем, большинство из них знают намного больше, чем возможно изложить в этом кратком пособии.

Пример: вечный ученик

Некоторые тренеры вольно или невольно воспитывают себе вечного ученика. Обычно это тот случай, когда возрастной любитель (или молодой, но невысокого уровня) учится играть под руководством сильно бьющего профессионала (точнее, занимавшегося в детстве и играющего в приличном темпе). Который не препятствует стремлению ученика бить так сильно, «как по телевизору», или даже приветствует это (поскольку это позволяет тренеру так или иначе поддерживать форму, и вообще ему противно 2 часа выполнять слабые удары. Он бьёт, как умеет).

Лет через пять этот ученик (назовём его М., у меня перед глазами конкретный персонаж) попадает в корт сильными ударами в 60% случаев при игре с тренером (который, однако, в заботе о пропитании играет достаточно ровно и редко заставляет ученика выполнять удары в движении: ученик должен ощущать прогресс). Ещё лет через 5 — 70 или даже 80%, затем, например, начинается некоторое снижение в связи с возрастом.

Через несколько лет после начала занятий, вопреки рекомендациям тренера, или при отсутствии таковых, М. заявляется в любительский турнир с намерением «порвать всех этих чайников». Ведь у него хорошая и современная техника (а у них как правило — вообще никакой), он сильно бьёт и и умеет отбивать сильные подачи и удары с отскока. Он вложил в своё обучение кучу денег, а они — ни копейки. Да и нет у них денег, и даже форма у них не этого года. У него же три одинаковые профессиональные ракетки, с натяжками под разную погоду (как учил тренер), люксилоном у известного стрингера. Перед тем, как заснуть накануне турнира, он подумал, что при награждении будет снисходителен к занявшему второе место, и рекомендует ему своего тренера. Тренер будет засыпан предложениями, и под это дело надо будет выторговать у него скидку.

Результат соревнования катострофический — поражение в первом круге от чемпиона двора (корявого и глумливого) со счётом 0–6, 0–3, отказ. У этого гоблина одна ракетка, и натяжка со множеством узлов от ремонта, а из-под драных штанов видны семейные трусы в горошек. С первого же розыгрыша М. ощущает сильную скованность, в корт попадает через раз, просит соперника играть нормально. Тот мерзко улыбается и выполняет подачу снизу.

Соперник родился не вчера, видел он и таких, и знает, что делать. Его задача — выиграть за минимальное время, надо экономить силы для следующих игр, ведь за первое место дают тысячу баксов и абонемент на корт раз в неделю на сезон. Он даже не пытается закидать М. свечками — безотказный способ против таких, но слишком долгий, ведь корт на солнце. Оценив уровень закрепощения М., соперник даёт ему удобные, но низкие мячи под правую руку в район линии подачи — чтобы М. проигрывал одним сильным ударом в забор. А то слева он ещё и мяч будет держать по 2–3 раза — думает соперник.

Также соперник, не выходя за рамки правил, делает всё для того, чтобы М досрочно закончил игру. Издевается над М., чередуя укороченные удары и свечи, вызывая смех зрителей. Сильно бьёт и попадает в М., когда тот выходит к сетке. Наконец, в перерыве фамильярно щупает рукав его майки и спрашивает: «Лакост, однако. Дорогая, наверное?» и непонятно чему улыбается. При этом видно, что у него нет двух передних зубов.

Не выдержав, М. хватает свою сумку и уходит. Этот момент крушения мечты он будет помнить всю жизнь. Он же определит его дальнейшее поведение в теннисе. Скорее всего, он больше не будет заявляться в такие турниры. А если и будет, то с таким же результатом, после чего бросит такие попытки.

Лет через пять после этого я при случайной встрече беседовал с М. в раздевалке о постороннем, но имея в виду возможность попытаться вправить ему мозги. Мощный человек: в современной технике разбирается не хуже меня, профессионально занимается физической подготовкой, нанял ещё более молодого тренера. После нескольких минут обсуждения я передумал. Меня он считает тренером для чайников, но не для таких, как он.

Можно говорить, что имеют место сразу четыре причины, каждой из которых было бы достаточно для того, чтобы М. не мог добиться успеха в соревновании (к обсуждаемой теме имеет отношение только первая из них).

1) Темп ударов, применяемых М., не соответствует его уровню игры и общему потенциалу в теннисе. Объёмы тренировок значительны, но врождённые способности лишь ненамного выше среднего уровня. Этот же темп оптимален для тех, кто помимо прочего прошёл суровый отбор по врождённым данным. Но не для него. Поэтому в принципе невозможно, чтобы его удары в реальной игре на счёт имели достаточную стабильность. Они её не имеют, и будут блокироваться. Движение он забывать не будет: слишком давно и много он его применяет. Закрепощение будет приводить к нарушению координации и согласованности движений. В соревнованиях его будет сводить (клинить, колбасить и т.д.) всегда, привыкание невозможно.

В его же играх на счёт с тренером никакого закрепощения не происходит, поскольку уровень ответственности близок к нулю. Обоим понятно, что кошка играет с мышкой.

2) М. не умеет и не хочет учиться выполнять (сильные) удары по слабым мячам. Это вообще сложно и требует специальной тренировки. М. не считает её необходимой, поскольку в матчах, которые он наблюдает по телевизору, оба соперника выполняют только сильные удары.

3) М. не привык к ситуации явной враждебности на корте, когда соперник стремится вывести его из равновесия и не скрывает этого. Там, где он тренировался, он привык к почтению. Человек платит за всё, все ходят на цыпочках, тренер называет его на Вы. А здесь соперник при разминке называет его неприличным словом, когда никто не слышит, и оценив чувствительность М., при смене сторон как бы случайно задевает его, чтобы спровоцировать всплеск агрессии и соответствующее ослабление концентрации на игре.

(Необходимое замечание: в любительском теннисе преобладает в целом внешне корректное отношение к сопернику. Но если Вы играете турниры, то будете сталкиваться и с другими подходами. Если упомянутый выше соперник М. в соревновании внёс, заявляясь в турнир (и надеясь выиграть больше) сумму, соответствующую его доходу за неделю, то вряд ли он будет изображать джентельмена. Как-нибудь в другой раз). А чтобы выигрывать турниры, надо выигрывать все матчи. Многое зависит от статуса турнира. Один мой коллега отказывался от игры на 1000 рублей. «Это, к сожалению и к удивлению, достаточная сумма для того, чтобы культурная оболочка слезла и человеческая сущность вылезла наружу. А мне уже надоело её наблюдать»).

4) Игра на счёт — это отдельное от техники умение, которое нельзя в полной мере приобрести с тренером. А только в играх на результат с себе подобным. В таких играх психика проводит свою работу по поиску вариантов, ведущих к победе. Это и процентные соотношения (при каких ударах из каких точках в каких ситуациях насколько активно надо бить, насколько рисковать и т.д. Это и осознанное приобретение опыта: умение определять слабые стороны соперника и использовать их, умение управлять своей психикой в сложных ситуациях и т.д. и т.п.) Никакой тренер не может научить всему этому.

Примечание: бывают и другие типы учеников, занимающихся только с тренером вечно. Например, те, кому просто лень искать партнёров, договариваться о встречах, и т.д.

Темп в детском теннисе

Внимательный читатель мог бы задать вопрос: подростки, готовящиеся к профессиональной карьере (занимающиеся в спортшколах) имеют большую разницу во врожденных способностях, условиях для тренировок и пр. —, но все или почти все (особенно мальчики) бьют по мячу изо всех сил. Соответствует ли применяемый ими темп ударов их классу игры.

Ответ может быть такой: эта система подготовки проверена и работает. Из десятков тысяч занимающихся десятки достигнут уровня, при котором этот темп оправдан, а что будет с остальными — не имеет значения, поскольку цель системы — подготовить именно эти несколько десятков.

Остальные будут бить изо всех сил (иначе они не умеют) и иногда попадать. При их играх друг с другом это не так заметно. Один ошибается немного больше, другой немного меньше. Попадая же на тех (в т.ч. и опытных любителей хорошего уровня), кто просто держит мяч, играя в более низком темпе, они будут часто терпеть сокрушительные поражения.

Бывает, что занимавшийся с детства в спортшколе в 30 или 35 лет решает возобновить занятия теннисом, уже для здоровья и развлечения. При этом он может опасаться, что ему будет трудно найти подходящих по силе партнеров своего возраста, также занимавшихся теннисом в детстве, а любителей он должен легко обыгрывать. Опасения оказываются напрасными: он проигрывает сильным любителям, или даже средним. Помимо причины, упомянутой в прошлом абзаце, часто сказывается и то, что игра в высоком темпе требует ежедневных интенсивных тренировок для поддержания кондиции.

Я сам одно время увлекался игрой с молодыми профессионалами на небольшой интерес с небольшой форой («за разницу в возрасте»). Фора увеличивает значение требований к стабильности (для дающего фору), и неопытного игрока быстро сводит, закрепощение не дает ему применять удары той силы, которой он привык. Психика игрока ведет свои подсчеты и определяет, что такие удары непригодны для игры на интерес с форой, когда ошибки быстро приводят к поражению. По этой причине психика стремится исключить применение этих ударов, доступными ей способами, т.е. закрепощением. Автоматизм и тонкие ощущения при ударах в любом случае нарушаются, и они перестают попадать в корт. Юноша начинает ругаться и ломать ракетки.

В редких случаях, когда юниор 14–17 лет уже способен анализировать происходящее на корте, контролировать темп своих ударов и приспосабливать его к темпу ударов соперника и к форе, подбирать такой темп своих ударов, который не приводит к закрепощению, но при этом достаточен для того, чтобы заставить соперника много бегать и ошибаться (этот темп оказывался ненамного выше темпа моих ударов, или даже таким же) — в этих случаях у меня не было шансов. Соперник реализовывал свое преимущество в скорости и выносливости, при примерно равных прочих параметрах. Но юниоры с таким пониманием игры встречаются не так часто.

Регулирование напряженности

Помимо упоминавшейся возможности избегать ситуаций, в которых возможно возникновение закрепощения, можно также пытаться влиять на уровень напряжённости. В подразделах этой заметки описаны соответствующие приёмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.021 с.)