Дополнительное движение снизу вверх 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительное движение снизу вверх



Правильный вариант движения изображён на рисунке "а": замах (линия зелёного цвета) вниз-назад и ударное движение (линия синего цвета) вперёд-вверх по той же примерно прямолинейной траектории (при освоении упрощённого варианта удара в начале обучения).

Осваивающий удар может выполнять правильный замах, в конце которого ракетка находится ниже предполагаемой точки удара, после чего быстро поднимать руку (линия красного цвета на рисунке "б") и выполнять резаный удар. Поскольку ракетка уже не подводится к мячу снизу вверх.

При этом движения ученика с момента поднятия руки с ракеткой уже не полностью контролируются его сознанием. Бывает так, что ученик думает, что продолжает выполнять кручёный удар, но чаще оказывается, что ученик вообще ни о чём не думает. Задача отбивания мяча на этой дистанции этой хваткой является на данный момент настолько сложной для него, что психика берёт управление происходящим на себя. Её задача — перебить мяч на другую сторону, попав по нему центром ракетки. До какого-то момента (подход к мячу, начало замаха) игрок контролирует происходящее, что было потом — ему не удаётся вспомнить (опытные игроки часто "вспоминают" образ правильного движения, которого на самом деле не было).

Такого рода явления наиболее распространены именно при освоении этого удара (кручёного слева одной рукой), поскольку правильный (кручёный) удар может быть немного видоизменён (небольшое движение вверх в конце замаха) для того, чтобы получился неправильный, попасть которым в корт намного проще. К тому же этот неправильный удар не требует высокой скорости разгона ракетки.

Ни при каком другом ударе противодействие сознательной и бессознательной частей психики не является настолько актуальным. Хотя, может быть, при выполнении подачи бывают не менее интересные случаи такого рода, но намного реже.

Единственный способ избежать выхода происходящего из-под контроля сознания ученика — не повышать сложность условий выше тех значений, которые являются для этого ученика приемлемыми на данный момент.

Это часто не удаётся тем взрослым любителям, которые осваивает одноручный кручёный удар слева самостоятельно. Эти игроки обычно имеют два удара: правильный (в лучшем случае) для простых условий и неправильный (переходящий в резаный) для сложных. Положение таких игроков обычно усугубляется тем, что они не имеют возможности тренировать (повторять, закреплять) правильный удар в простых условиях. Поскольку в основном заняты игрой на счёт. Также многие из них вообще не осознают, что выполняют в сложных условиях другое движение, поднимая ракетку вверх в крайней точке замаха. Только демонстрация видеосъёмки может произвести должный эффект, но до этого на практике дело доходит редко, поскольку эти игроки "и без съёмки знают, что у них всё нормально".

Чередование с ударом справа

Рекомендуется начать чередовать одиночные удары слева и справа после того, как тренер, увеличивая дистанцию, дойдёт до точки В (см. рисунок), или несколько позже. С этого момента 60-70% времени тренировки (кручёного удара слева) выполняется только он, а 30-40% — его чередование с кручёным ударом справа. Такое их соотношение рекомендуется выдерживать достаточно долго, до начала игр на счёт, где чередования ударов итак достаточно.

Тренер поочерёдно набрасывает удобные одиночные мячи из корзины под левую и правую руку ученика. Смысл этого упражнения — в достижении наилучшей совместимости кручёных ударов справа и слева. Они должны выполняться по возможности с одинаковой амплитудой, силой вращения и пр. Подробнее по этому вопросу в заметке ниже.

В начале упражнений на чередование качество удара слева может снизиться вне связи с вопросами совместимости, а просто потому, что выполнять осваиваемый удар без перерывов проще, чем с перерывами. После каждого перерыва (т.е. удара справа) игроку приходится вспоминать, как он должен выполнять удар слева. Иногда эта проблема решается достаточно быстро, в пределах нескольких занятий, а иногда в течении некольких месяцев чередование в простых условиях приводит к снижению качества одного или обоих чередуемых ударов (а в сложных — к ещё более разрушительным последствиям для их техники).

Вопросы совместимости и симметрии ударов

Некоторые игроки не чувствительны к асимметрии, но для большинства игроков любого уровня эти вопросы имеют значение. Если эти вопросы своевременно решены наилучшим образом, то в дальнейшем игрок будет испытывать меньше проблем при чередовании ударов слева и справа.

В начале данного раздела говорилось, что на стадии освоения кручёного удара слева удар лучше выполнять определённым образом, т.е. по возможности прямым движением снизу вверх. Впоследствии форма замаха может быть изменена. Замах может проводиться по дуге или по прямой, со сгибанием-выпрямлением руки или без такового, также могут добавляться петлеобразные движения различной формы. Выбор этих параметров должен проводиться с учётом того, какой именно удар справа применяется. Наибольшее значение здесь имеет то, какая хватка применяется при ударе справа (предполагается, что игрок уже давно применяет кручёный удар справа определённой хваткой, которую не следует менять без крайней необходимости). Если она сильно закрытая, то хватка при ударе слева также должна быть сильно закрытой (при мало закрытой хватке справа может применяться любая хватка слева). Замах при этом будет относительно коротким при обоих ударах. Довольно трудно найти, например, игрока, которому удавалось бы выполнять кручёные удары слева (одной или двумя руками) мало закрытой хваткой и с большой амплитудой движений (классическая техника) и при этом удар справа — закрытой хваткой в открытой стойке и с коротким замахом ("современная техника").

Многие игроки чувствительны к симметрии ударов справа и слева с точки зрения наличия петлеобразных движений. Т.е. для наилучших результатов они должны присутствовать или отсутствовать у обоих ударов (исключение, как уже говорилось, составляют резаные удары слева одной рукой, которые совместимы с чем угодно). Вариант кручёного удара слева одной рукой с небольшой петлёй является наиболее распространённым в современном теннисе, что однако, не означает, что его следует применять уже на этой стадии обучения. Это очень сложный удар, выполнение которого требует значительного опыта, отличных физических данных и способности контролировать свою технику. Если игрок ориентирован на освоение в конечном счёте именно такого удара, то ему следует на этой стадии обучения выполнять удары и слева, и справа с замахом и выносом ракетки на мяч по дуге, а петли добавлять позже одновременно для обоих ударов. Или же выполнять удары разными, но позже начать освоение их чередования.

Вопросы симметрии для ударов с одинаковым вращением (кручёного справа с кручёным слева для современного тенниса) проявляются и в том, используется ли при замахе сгибание-выпрямление руки в локте, и даже в том, каково положение кисти. Если игрок выполняет замах "поднятой кистью" (ось ракетки направлена под углом вверх) справа, то, скорее всего, такое же положение кисти применяется и при двуручном ударе слева (Джокович, Маррей), и даже при кручёном бэкхенде одной рукой (Хаас).

Оптимальная последовательность в усложнении условий, усложнении движения удара слева и пр. может быть определена опытным тренером только с учётом конкретной техники ударов.

Примечание (упреждающее очевидный вопрос читателя): резаный удар слева выполняется с замахом примерно по прямой, при переходе к этому удару от кручёных ритм игры нарушается, что, однако, никак не отражается на его качестве. Можно сказать, что этот удар отлично совместим с любым ударом справа. Тем не менее, нельзя сказать, что его техника не зависит от техники выполнения данным игроком других ударов. Те, кто много экспериментировал с техникой, копируя технику тех или иных игроков, замечают, как при изменении одного удара другие начинают со временем сами собой подстраиваться под него. Чем выше класс игрока, тем лучше он способен отслеживать такие моменты. Чем, например, проще и прямолинейнее техника кручёных ударов справа и слева, тем более прямолинейное движение применяется при резаном ударе.

На прошлой неделе автор пытался показать ученику в парной игре подачу М. Риоса, но не смог выполнять её достаточно эффективно до тех пор, пока не перешёл от одноручного удара слева к соответствующему двуручному (опытный тренер сразу определит: дело в коротком замахе и специфическом положении кисти, для одноручного кручёного бэкхенда таких вариантов просто не существует).

С обсуждаемых здесь позиций поведение игрока, который копирует технику своего кумира, имитируя все его удары (и даже применяя якобы ту же ракетку), представляется более логичным, чем попытки брать лучшие удары от разных игроков. Практика показывает, что оно и более эффективно.

Переход к сериям ударов

Нетрудно заметить, что в этом пособии рекомендуется достаточно долго тренировать одиночные удары, т.е. тренер берёт мячи по одному из корзины, далее рукой или ракеткой направляет мяч в сторону ученика и берёт из корзины следущий мяч, не пытаясь отбить тот удар, который выполнил ученик. Т.е. не пытаясь держать мяч в игре.

Данный подход наиболее распространён среди опытных тренеров, но достаточно часто приходится наблюдать и другие методики обучения. Например, тренер сразу встаёт по другую сторону сетки и отбивает ударами с лёта мячи, посылаемые учеником.

Первым недостатком этого последнего варианта является довольно большое начальное расстояние между учеником и тренером. Если тренер встанет ближе, то не будет успевать реагировать на удары ученика. Таким образом, обучение начинается с дистанции примерно 4 метра, т.е. не с максимально простых условий.

Второй недостаток в том, что если тренер отбивает посылаемые учеником мячи, то ученик не успевает между ударами подготовиться к следующему удару, проанализировать ошибки и настроиться соответствующим образом. Также при тренировке ударов, которые должны выполняться только со "входом в удар" он не успевает занять исходную позицию для следующего удара.

Третий недостаток в том, что ученик неизбежно начинает стремиться отбивать мячи на тренера, и при этом не слишком сильно, чтобы наладить обмен ударами. Это отвлекает его от собственно техники удара. Наилучшей для которой является на самом деле следующая установка ученику: "Бей(те) куда-то примерно в левый угол соперника (для правши — в другой, т.е. по диагонали), но можете и в аут, не имеет значения. Лучше выполнить правильный удар мимо мяча, чем неправильный в корт. Попадание в корт всё равно придёт, когда движение станет единообразным, а неправильное движение закрепится, так что будет трудно или невозможно его исправить".

Данный недостаток особенно актуален при освоении именно этого удара (кручёного слева одной рукой), поскольку этот удар вообще не рекомендуется выполнять в низком или среднем темпе. С самого начала, как уже говорилось раньше, он должен быть достаточно сильным, иначе вероятность его вырождения в резаный удар (или других проблем с его техникой) намного возрастает.

Перечисленные недостатки перестают быть существенными после достижения учеником определённого уровня автоматизма при осваиваемом ударе, а также при увеличении дистанции, которому соответствует и увеличение интервала времени между ударами.

Для одноручного кручёного удара слева я бы рекомендовал тренерам применять одиночные удары из корзины до тех пор, пока и ученик, и тренер не отошли за задние линии корта на своей стороне (для тренера — точка С на рисунке из предыдущей заметки), и ещё какое-то время после этого. Убедившись в достаточном качестве ударов, можно начать иногда отбивать посылаемые учеником мячи. Обычно в первое время качество ударов ученика снижается по этой причине, но затем восстанавливается. Рекомендуется чередовать серии ударов (отбивание тренером) и одиночные удары ещё 5-10 занятий, пока качество ударов ученика в этих двух упражнениях не перестанет значительно отличаться.

Тренеру рекомендуется отойти подальше за заднюю линию и отбивать те мячи, для которых это не слишком сложно. За мячами, которые летят далеко в сторону, лучше поначалу не бегать, это может спровоцировать у ученика желание погонять тренера и отвлечёт его от техники.

Отбивать лучше по возможности тем же ударом, который осваивает ученик и техникой, которая ему рекомендована. Это приведёт к наилучшим результатам. После достаточного закрепления правильной техники у ученика тренер может начинать пробовать отбивать мяч другими ударами: резаными, чередовать сильные и слабые удары, высокие и низкие, и т.д.

Тактика игры в теннис

Предполагается включить в раздел три главы:

  • тактика одиночной игры
  • тактика парной игры
  • вопросы стратегии в теннисе.

Тактика одиночной игры

В этом разделе "тактика одиночной игры в теннис" предполагается обсудить следующие темы:

 

  • Игра при различных внешних условиях (покрытие корта, погода и пр.);
  • Игра против соперников разных стилей;
  • Различные приёмы и направления в игре.

Общие положения

Классический вариант тактики игры для усреднённых игроков достаточно высокого уровня выглядит примерно так: после подачи соперники обмениваются ударами с задней линии, не рискуя и ожидая ошибки соперника, или же оказывая на соперника давление (рискуя при этом больше), с целью заставить его совершить ошибку. Когда эта ошибка сделана (она может состоять в том, что удар соперника короткий, или слабый, или с меньшим вращением мяча, или менее остро направленный под неудобную руку игрока) — игрок выполняет уже более активный и рискованный удар (преимущественно забегая под правую руку), стараясь развить инициативу. В конечном счёте он или выигрывает активным ударом с отскока, или выходит на короткий мяч к сетке и выполняет завершающий удар с лёта.

Данная схема может иметь множество подвариантов, или сильно искажаться, в зависимости от уровня игроков и их индивидуальных особенностей, а также покрытия корта, погодных условий и т.д.

Например, игрок, имеющий хорошие подачу и игру с лёта, может выходить в геймах на своей подаче к сетке после первых или даже после всех подач, или делать то или другое в зависимости от того, имеет ли его соперник хороший приём подачи против выходящего к сетке, и т.д.

В современном профессиональном теннисе описанная выше классическая схема эволюционирует в следующем направлении: игроки меньше выходят к сетке с игры, опасаясь успешных обводящих ударов соперника, а в случае приобретения инициативы в розыгрыше стремятся завершить его выигрывающим ударом с отскока (чаще — забегая под правую руку). Эту тенденцию можно связать с увеличением силы и вращения ударов с отскока в профессиональном теннисе, особенно в последние примерно 20 лет, в результате чего выигрывать у сетки в одиночных играх становится всё сложнее, а выигрывать активным ударом по короткому мячу — проще.

Также оказание давления на соперника сильно кручёными ударами, имеющими быстрый и высокий отскок (что заставляет соперника ошибаться) имеет в современном теннисе всё большее значение по сравнению с игрой по месту (при которой удары направляются далеко в сторону от соперника с целью заставить его выполнять удар в движении или не достать мяч).

В мужском любительском теннисе хорошего уровня эволюция в этих направлениях также имеет место, но в меньшей степени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.016 с.)