Графики зависимости баланса ракетки от её веса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графики зависимости баланса ракетки от её веса



В первой серии (рисунок 1) измерений различный вес добавлялся в ручку ракетки (Blade 98s со струнами и овергрипом, исходный вес 323 г, исходный баланс 346 мм). Полученные точки баланса при разном весе сведены в таблицу:

Пары значений из второго и третьего столбцов таблицы были отложены на координатной плоскости и соединены линией (зелёная линия на рисунке 3). Получился график зависимости баланса от суммарного веса ракетки при добавлении веса в определённое место ручки ракетки (примерно посередине ручки, что соответствует наматыванию утяжелительной ленты на ручку под нижнюю намотку по всей длине ручки).

Для измерений баланса использовалось самодельное устройство (см. рисунки 1 и 2), представляющее собой лист фанеры с прикреплённым к нему алюминиевым уголком и шкалой, отложенной от направленного вверх угла этого уголка (в проекции на горизонтальную плоскость).

Во второй серии (рисунок 2) измерений различный вес добавлялся в головку той же ракетки, на расстоянии от торца ручки, соответствующем утяжелению "на 3-х и 9-ти часах". Полученные точки баланса при разном весе были отложены на координатной плоскости и соединены линией (красная линия на рисунке 3). Начальным дополнительным весом была часть логарифмической линейки весом 17г, дальнейшие утяжеления клались на неё сверху. Такая линейка удобна при работах при подгонке, поскольку её вес примерно соответствует весу натяжки, и можно, добавляя её на ракетку, проводить измерения для не натянутой ракетки как для натянутой.

Точка пересечения графиков (красной и зелёной линий на рисунке 3) соответствует, очевидно, исходному состоянию ракетки, в котором к ней не добавлено никакого веса.

Полученные линии являются кривыми, которые стремятся к пределу, которого никогда не достигают. Для верхнего графика (рисунок 3) таким пределом является, очевидно, значение баланса, соответствующее расстоянию от торца ручки до места размещения грузов, или до линейки (515мм, красная штриховая линия на рисунке 3). Если представить себе, например, очень большой вес, добавленный в том же месте, то центр тяжести будет практически совпадать с этим значением (515мм), но никогда не превысит его, поскольку вес самой ракетки, расположенный ниже этой метки (ближе к ручке), больше веса, расположенного выше.

Аналогично пределом для нижнего графика будет прямая, соответствующая положению нижнего груза. Это примерно 10см от торца ручки (на рисунке 3 этой прямой не видно, она находится под нижней его границей).

Нетрудно заметить, что при добавлении небольшого веса (10-20г) в ручку или головку ракетки графики близки к прямым линиям. Поскольку при подгонке ракеток обычно приходится иметь дело именно с такими небольшими утяжелениями, удобно считать соответствующие линии прямыми, а образуемую этими двумя сходящимися линиями фигуру — углом, или сектором.

Тогда к этим прямым линиям применима формула прямой линии y=kx, где к будет коэффициентом зависимости веса от баланса для данной ракетки при добавлении веса в то или иное её место. Например, при добавлении 10г в середину ручки ракетки её баланс уменьшился на 346-338=8мм (см. таблицу выше), то есть коэффициент равен 8мм/10г=0,8 мм/г. При добавлении 20г в то же место баланс уменьшится на 20х0,8=16мм. Если нужно уменьшить баланс на 5мм, то в это место надо добавить 5/0,8=6,25г. Если же нужно увеличить баланс на 5мм, удаляя вес из середины (в среднем) ручки, то удалить будет нужно те же 6,25г.

В следующей заметке говорится о значениях этих коэффициентов в разных случаях. Знание этих коэффициентов позволяет прогнозировать, насколько изменится баланс ракетки при добавлении того или иного веса в определённое её место. Вам не обязательно повторять описанные в этой и следующей заметках опыты для вычисления коэффициентов: можно взять их приблизительные значения отсюда.

Трудно ли переучиваться

Многие спрашивают, трудно ли менять неправильную технику на правильную, или одну правильную на другую (и стоит ли вообще за это браться). По мнению автора — в большинстве случаев труднее, чем ставить технику какого-то удара с нуля. Основная проблема при переучивании в том, что необходимо применять только новую технику достаточно долго (несколько месяцев или год) прежде, чем старая будет вытеснена ею из памяти игрока. Который должен все это время контролировать свою технику (что применяется именно новая техника, а не старая или средняя между ними), что часто оказывается на практике слишком сложным. Большинство не считают возможным или необходимым на длительное время отказываться от сложных игр на счет (против более сильных или примерно равных соперников), в которых мало кто из игроков способен контролировать свою технику в достаточной степени.

Поскольку старые навыки более устойчивы и продолжают использоваться (помимо воли игрока) в сложных ситуациях в играх на счет. В ответственной ситуации игрок может просто не вспомнить, как выполнять данный удар по-новому. Психика в ответственной ситуации блокирует освоенное недавно, предпочитая проверенные временем варианты. Старый вариант повторяется и закрепляется еще больше.

Если же пытаться применять в играх на счет силу воли, недооценивая возможности бессознательного (чаще не подозревая о них), то часто возникают устойчивые навыки самообмана. Например, в последний момент перед ударом (обычно в конце замаха, когда внимание уже переключено на мяч) хватка незаметно для сознания игрока меняется на более привычную. Или в этот же момент ракетка незаметно для игрока поднимается вверх для выполнения резаного удара вместо крученого.

Особенно сложно менять технику какого-то удара с отскока или с лета в случае, если новый и старый вариант выполняются в разных точках относительно игрока в направлении движения мяча, т.е. дальше или ближе «впереди себя». Поскольку не слишком значительные отличия в положении этой точки не контролируются сознанием. Игрок может сознательным усилием воли заставить себя выполнять движение определенным образом, но он не может заставить себя встречать мяч на 5 см раньше. Поскольку не может себе представить (перед ударом), где именно находится эта точка.

В сложных, а поначалу часто и в любых играх на счет игрок уже может заставить себя выполнять правильное (новое) движение, но еще не может выполнять удар в нужной точке. В результате новый удар выполняется в старой точке. Качество такого удара минимально, и если он выполняется несколько раз в игре на счет с неудовлетворительным результатом, в дальнейшем наступает закрепощение каждый раз перед выполнением этого удара, и стремительная его деградация. Опытный тренер всегда контролирует, в какой точке выполняется модернизируемый удар (визуально определяя отклонения в направлении полета мяча в несколько см), и повышает сложность условий выполнения этого удара постепенно. Предложив ученику сыграть пару геймов и увидев, что новые представления о точке удара закрепились еще недостаточно, он отложит повторение этого эксперимента на пару недель или на месяц.

Часто бывает также так, что при попытке форсировать переход к новой технике формируется движение, среднее между новым и старым, малоэффективное и трудно отличимое от старого движения, что способствует окончательному сползанию в дальнейшем к привычному варианту. По этой причине менять технику всегда проще в случае, если старое движение значительно отличается от нового. Крайне сложно, например, немного изменить хватку при каком-либо из ударов с отскока. Сложно именно в связи с невозможностью контролировать различия между ними в напряженной игровой ситуации.

Можно сказать так, что постоянно имеет место давление со стороны старых навыков, и противостоять ему должны достаточно длительные (много месяцев), регулярные и квалифицированные усилия по повторению нового варианта техники. Все три этих условия в любительском теннисе выполняются достаточно редко, так что мало кому из самоучек с корявой техникой удается ее исправить. Тем более если окружающие теннисисты-любители знают только один вид тренировки — игру на счет.

Некоторые игроки не склонны сильно переживать за результат игр на счет, уделяя больше внимания правильности или красоте движений. Такие игроки контролируют свою технику и могут ее менять даже без специальных тренировок. Впрочем, если считать конечной целью все-таки высокие достижения в играх на счет, то такие игроки, способные отключать стремление психики к выигрышу — имеют свои проблемы, связанные с тем, что рост уровня игры лишь частично может рассматриваться как результат осмысленной деятельности игрока и тренера. Каковая представляет собой лишь надводную часть айсберга.

Например, у озабоченного результатом игрока вырабатываются статистические стереотипы. Когда надо рисковать, когда нет. Как определять оптимальную силу удара для данной игровой ситуации, оптимальное расстояние от предполагаемой точки удара мяча о корт на стороне соперника до линий, и т.д. Если игрок думает только о технике, то соответствующие критерии у него не будут вырабатываться, и он будет проигрывать слишком часто. Игроку, равному по технике, но имеющему соответствующие навыки — под ноль. Такого рода процессы также имеют свои издержки и могут корректироваться и направляться нужным образом с помощью специальных упражнений или установок опытным тренером или самим игроком. Но их отсутствие у игроков, не озабоченных результатом игр на счет, делает высокие результаты в технике невозможными даже при идеальной технике (данная тема заслуживает отдельного раздела. Автору не попадалось ее вменяемого изложения ни в российской, ни в англоязычной литературе).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.008 с.)