Закрепощение недавно освоенных элементов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепощение недавно освоенных элементов



В теориях обучения движениям (Н.А. Бернштейн и др.) подробно описываются механизмы, по которым приобретённые двигательные навыки с течением времени становятся всё более устойчивыми. Навык (для данной темы в теннисе — образ данного удара и сопутствующая ему база данных по пространственным параметрам — точка удара и пр.) переходит на всё более глубокие уровни подсознания, всего которых учёные насчитывают (или определяют) от четырёх до шести.

Максимальная устойчивость может быть достигнута не раньше, чем примерно через 6 месяцев, при этом навык может применяться в максимально сложных условиях. За это время навык доходит до самого глубокого уровня подсознания. Конкретные значения зависят от индивидуальных особенностей игрока (ученика).

Если удар освоен или изменён недавно, то почти наверняка можно предвидеть отключение навыка в сложных условиях (при высоком значении параметра напряженности). Например, в сложном соревновании игрок не может вспомнить, как выполняется этот удар. В первую очередь забывается точка удара, чего достаточно для приближения эффективности этого удара к нулю. Игрок помнит движение, но не помнит, где именно лучше встречать мяч. В более тяжёлых случаях игрок не может вспомнить само движение.

Как только стабильность удара по этой причине снижается, наступает также его закрепощение в связи с его низкой стабильностью.

Если игрок предвидит наступление закрепощения недавно освоенного элемента по описанному механизму, то он может отказаться от участия в соревнованиях, или планировать применять в нём применение предыдущего варианта этого удара. Например, если игрок сменил хватку при ударе слева, то он может попробовать соревноваться прежней хваткой. На практике это не всегда осуществимо. Поскольку прежний вариант уже подзабыт, и его качество снижается. Также в соревновании может формироваться средний вариант хватки между старой и новой (при деградации новой в направлении старой); такие удары применяются в ответственной ситуации, хорошо запоминаются и поэтому впоследствии эти навыки бывает трудно вытеснить или забыть.

Сказанное выше относится не только к собственно образу движения и к пространственным параметрам этого удара. Такое, например, изменение, как смена модели применяемой ракетки, или существенное изменение её веса или баланса, приводят к аналогичным последствиям. Например, уровень напряжённости данного матча таков, что психика предпочитает использовать только информацию, полученную месяц назад или раньше, а ракетка была сменена две недели назад. В этом случае ждите приключений.

Похожие механизмы действуют и при привыкании к новым покрытиям и т.д. Они же действуют и при обучении любым движениям вообще, в том числе, например, при обучении вождению автомобиля. Чем больше времени прошло после прохождения курсов вождения (если до них Вам не приходилось водить машину) — тем более вероятно, что в экстремальной ситуации при вождении Вы вспомните, что именно надо делать. Причём вне зависимости от того, была ли у Вас постоянная практика за рулём в этот период.

Начинающий водитель может испытывать закрепощение в экстремальной ситуации, поскольку те навыки, которые он имеет, недавние (например, месяц или два), а в ответственной (опасной) ситуации столь недавние навыки не могут быть допущены к управлению действиями. Они просто выключаются (забудутся), или будут деформированы закрепощением.

Видимо, закрепощение является естественной реакцией психики, свойственной и высшим животным, призванной исключить не проверенные действия с целью самосохранения. Непривычный к скалолазанию и пр., приблизившись к краю пропасти, закрепостится и не сделает (случайно) лишнего движения. И с высокой вероятностью останется живым.

Необходимое замечание

Нельзя не заметить, что во многих областях человеческой деятельности обсуждаемый здесь вопрос более актуален, чем в теннисе. Существуют теории по правильной организации этих видов деятельности, по сравнению с которыми написанное здесь не выдерживает никакой критики с точки зрения качества и уровня рассмотрения. И если бы специалист соответствующего профиля прочёл написанное в этом разделе, то охарактеризовал бы его содержание как детский лепет или подобным образом (тем не менее, практикующие тренеры по теннису часто настолько несведущи в данной тематике, что и предлагаемые здесь материалы могут оказаться для них полезными, как и для тех, кто пытается научиться теннису самостоятельно).

Лет 10 или 15 назад я читал в газете отчёт о расследовании причин затопления подводной лодки, к сожалению, не могу вспомнить год и её название. Комиссия установила, что при погружении в экстремальной ситуации матрос крутил ручку не в ту сторону и открывал люк вместо того, чтобы закрывать его. Этот матрос ранее служил на подводной лодке другого типа, в которой ручка крутилась в другую сторону. Он прошёл курсы переподготовки, которые были «сокращены и ускорены». Насколько я понимаю, регламент такого рода курсов составляется в том числе с участием психологов-профессионалов, в том числе специализирующихся на поведении в экстремальных ситуациях. Наверное, в этом регламенте было оговорено и минимальное время, которое должно пройти от момента окончания курсов до момента возможного начала работы с устройствами нового типа.

Ученик знакомого тренера рассказал мне о выясненных причинах недавней авиакатострофы в Ярославле, при которой погибла хоккейная команда. Основной пилот был не в себе и передал управление второму пилоту. Тот имел огромный налёт на Як-40, но близкий к нулю на Як-42. При взлёте он упирался ногами в то, что на Як-42 являлось тормозом, в отличие от Як-40. Т.е. одновременно тормозил и пытался взлететь. В данном случае очевидно, в экстремальной ситуации проявились навыки, приобретённые в более отдалённом прошлом. Для их замены необходима длительная переподготовка. Можно предположить, что она была в каком-то плане, составленном специалистами.

Кстати, в теннисе прошлые навыки, приобретённые в раннем возрасте или применявшиеся в течении длительного времени (10 или 20 лет) практически не поддаются полному вытеснению новыми навыками, и могут неожиданно проявляться в ответственной ситуации. Как-то мне пришлось наблюдать как в далёком прошлом сильный мастер, а в последние годы практикующий тренер взрослых начинающих, применявший при этом ракетку большой площади (110 кв. дюймов) согласился заявиться с учеником в ветеранский турнир. Зрителей было много, надо было поддерживать репутацию, конкуренция была серьёзной, и игра тренера неожиданно полностью развалилась. С удивлением я увидел, что он начал делать огромные замахи со сложными петлями, применявшиеся в прошлом при игре деревянными ракетками для сильных кручёных ударов. Той ракеткой, которую он применял сейчас (и к которой вроде бы полностью привык) попадать такими ударами в корт вряд ли возможно (они требуют большей плавности и прямолинейности движений). В ответственной ситуации психика привлекла навыки, приобретённые и многократно проверенные в таких ситуациях в далёком прошлом.

Подобные случаи на самом деле не так часты. Некоторым удаётся практически полностью сменить инвентарь и технику и в 50, и даже в 60 лет. Индивидуальные особенности имеют здесь большой значение (по опыту автора для подобных случаев в теннисе — не столько способность забывать старые навыки, сколько способность не переживать за происходящее).

Пример 1: смена хватки

Смена хватки относится к числу тех изменений техники, последствия которых наиболее длительны и разрушительны с точки зрения обсуждаемых здесь явлений. В качестве примера рассмотрим типичный случай смены хватки при кручёном ударе справа с отскока. Новый тренер сказал родителям, например, 11-летнего мальчика, что хватку надо поменять на более современную, т.е. более закрытую.

Отец ребёнка возразил, что скоро соревнования, не будет ли лучше сменить хватку зимой, когда их меньше. Тренер ответил, что можно повторять новый удар интенсивно, и уже через месяц ребёнок выйдет на новый уровень игры (собственно, тренер не может ждать до зимы. Ему нужно продемонстрировать родителям нового ученика убедительный результат).

(Это первая и главная ошибка тренера. Скорость перехода новых навыков по уровням подсознания не зависит от интенсивности тренировок (если эта интенсивность выше определённого минимума. Для повторения новой хватки по-любому достаточно получаса в день, большее не даст эффекта). Она зависит только от времени. Если говорить о смене хватки и о соревнованиях средней значимости (для ребёнка), то это скорее 3 месяца. Можно повторять новую хватку полчаса в день, можно 6 часов, результат в обсуждаемом здесь смысле будет одинаковым).

В первом круге соревнования соперник был слабым, ребёнок легко обыграл его новым ударом. Во втором круге соперник был посильнее. Раньше его всегда удавалось обыгрывать, но не без труда. На разминке перед игрой удар получался в лучшем виде, но с первых же ударов в игре на счёт начались проблемы. Все удары справа попадали в сетку, или в корт до сетки.

Второй ошибкой тренера было то, что он в этих условиях не посоветовал мальчику изменить игру. Вариантов много, в зависимости от технико-тактической оснащенности. Прежде всего, прекратить забегать под правую руку. Можно попробовать чаще выходить с подачи или с её приёма к сетке, вообще уменьшая количество и значение применяемых ударов с отскока. Можно попробовать закидать соперника свечками или укороченными ударами, или же просто снизить темп игры с отскока, перейти от активной тактики к защитной, выполняя те же удары (новой хваткой) высоко над сеткой и с большим запасом от линий.

Тренер же вместо этого начал эмоционально говорить ребёнку в перерывах о технических деталях движения, которые, по его мнению, тот забыл в этой ответственной ситуации. Это была вторая его ошибка.

Наконец, ранее нервно куривший в ближайших кустах отец ребёнка выскочил оттуда и сказал «я тебя убью после игры, если будешь продолжать дурака валять». Это ещё более повысило напряжённость ситуации и полностью исключило её приемлемое разрешение.

В данном случае полное непонимание всеми участниками механизмов происходящего привело к тому, к чему оно привело. Тренера уволили, ребёнку не купили новый компьютер, а удар новой хваткой он смог эффективно применять в соревнованиях только в следующий летний сезон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.01 с.)