Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иже со отцем и сыном споклоняема и сславима

Поиск

 

Эти слова ещё раз указывают на равночестность Святого Духа с Отцом и Сыном. Это означает, что мы одинаково прославляем и Отца, и Сына, и Святого Духа, ни в коем случае не превышая и не принижая ни одно из Лиц Троицы. Мы православные оказываем одну честь, единое прославление и поклонение всем трем Лицам Пресвятой Троицы.

 

 

ГЛАГОЛАВШЕГО ПРОРОКИ

Этот догмат имеет основанием послание апостола Петра, в котором он говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Это означает, что пророки получали пророчество от Бога, но, как пишет блаженный Феофилакт: «не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения его не делали. Что пророки во время действия на них Духа Божия сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божиего, видно из того, что они подчинялись добровольно, и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали».

 

К сожалению, в настоящее время образ служения пророка представляется многим, как служение некоего предсказателя будущего. Сегодня можно увидеть немало случаев, когда человеку, который только переступает порог храма, пророк представляется в некотором роде православным ясновидящим. Нужно сказать, что, хотя предсказание будущего входит в дар пророка, но не исчерпывается этим и ни в коем случае не занимает в нем центральное место, как может показаться на первый взгляд.

 

Обратите внимание, что большая часть пророческих книг Ветхого Завета вовсе не сводится к предсказанию будущего. Служение пророка, в первую очередь состоит в даре возвещения народу воли Творца. Эта воля скрыта от человеческого взгляда, но открывается духовному взору пророка, причем речь может идти не только о конкретном человеке или народе, но и о событиях, происходящих на мировой арене.

Пророк возвещает волю Божию, а это далеко не только предсказание будущего. Это видение и раскрытие людям воли Божьей, а не объяснение судеб или предсказаний, как у гадалок. Пророчество – это, прежде всего, призыв, а если призыв, значит и суд.

 

Как мы уже с вами знаем, каждый догмат, выраженный в Символе Веры, имеет задачу не только кратко выразить православное учение, но и оградить его от различного рода ересей. В первые века христианства, существовала ересь, отрицавшая богодухновенность книг Ветхого Завета. Основателем этой ереси является гражданин Римской Империи Маркион.

Маркион родился в конце первого века нашей эры в городе Синоп. Его отец был православный епископом, поэтому Маркиону с детства было привито религиозное мышление. Но, к сожалению, бунтующая юность, которая подвигала его к различным религиозным поискам вне православной Церкви.

Скитания по сектам и различным еретическим школам глубоко повредили душу Маркиона, и он начал открыто проповедовать различные ереси. Можно себе представить, какое горе было для отца Маркиона, который на тот момент был архиереем Синопа. Но, как бы не была тяжела эта ноша, епископ отлучил Маркиона от Церкви.

Не желая принести покаяние и отречься от еретических воззрений, Маркион оставляет родительский дом и отправляется в Рим, где основывает сеть еретических общин. Но вскоре и там он публично отлучается от Церкви за свои еретические воззрения.

Маркион учил, что книги Ветхого Завета не являются боговдохновенным Писанием, потому что, по его мнению, в них проповедовался злой бог, демиург, а ветхозаветные пророчества о Спасителе, он открыто называл пророчествами об антихристе.

Следует сказать, что Маркион является первым человеком, который попытался составить Новозаветный Библейский канон, правда в него входили и множественные гностические и еретические книги.

Ересь Маркиона имела огромное количество своих последователей, которые всячески пытались соблазнить православных христиан. И поэтому Церковь выработала догмат охраняющий учение не только о Господе Святом Духе, но и о богодухновенности священного Писания Ветхого Завета.

Справедливо будет спросить: «Почему Отцы Церкви встали на защиту книг Ветхого Завета, но о Новозаветные книги не сказали ни слова?» Дело в том, что в момент составления Символа Веры, никто не сомневался в богодухновенности самих апостолов, их посланий и оставленных ими написанных Евангелий

В этом догмате нам открывается ответ на вопрос «Кто же является автором Библии?» Несомненно, Тот, кто руководил писателем, наставлял и просвещал, таинственно открывая перед ним божественные судьбы. Святой Дух – вот кто автор Священного Писания и Предания.

 

Следует понимать, что этот же Святой Дух, который просвещал и наставлял пророков, стал водительствовать и апостолами. Господь говорил ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16). И вот мы видим свидетельства самих апостолов о том, что они проповедуют не сами по себе, но Святым Духом: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1Пет.1:12).

 

Если слово апостольское было изречено Святым Духом, то и Новозаветные Писания являются богодухновенными. Из этого выходит, что автором всей Библии является никто иной, как Святой Дух. Именно поэтому все написанное в Священном Писании имеет особое благодатное воздействие на человека. Зная это, Церковь благословляет ежедневное чтение Священного Писания. Говоря о ежедневном чтении, нужно добавить, что оно должно присовокупляться с чтением святых Отцов, которым был дан особый дар толкования Библии.

 

Почему человеку самостоятельно невозможно понять Священное Писание, но для этого нужны толкования? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим выдержку из послания апостола Петра: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет.3,15-16).

 

Как видим, апостол говорит о двух категориях людей, которым Писание может навредить, это невежды и неутвержденные. Невежды – это люди крещеные, но не наученные вере, а неутвержденные - это вообще не имеющие никакого отношения к Церкви.

 

Если первые и вторые откроют Библию, то они начнут общаться не с Писанием, а со своим пониманием и представлением того, о чем говорится в Библии.

 

Классическим примером является атеистическое высмеивание Библии. Атеисты не видят Бога на страницах Библии, а лишь аргументы в пользу Его отрицания. Аналогичным примером невежества являют собой сотни тысяч различных сект. В центре каждой христианской секты находится Библия, однако даже среди этих тысяч вряд ли найдется одного согласного мнения касательно понимания Писания. Здесь наиболее ярко подходит поговорка – сколько людей, столько и мнений. Но ведь пророки и апостолы точно понимали и знали, о чем они пишут. Так как же разобраться и найти, где истинное понимание Писания, а где ложное?

 

Смотря на бесчисленные сектантские и еретические попытки объяснения Библии, мы невольно подходим к тому, что Писание не самодостаточно и нуждается в правильном истолковании. Но, правильное понимание возможно только в том случае, если мы будем находиться в том просвещённом состоянии, в котором пребывали пророки апостолы, когда оставляли нам записанное на страницах Библии.

 

Человеку, самостоятельно, просто невозможно понять Священное Писание. Именно поэтому Спаситель отверзает ум учеников, чтобы они могли видеть не только буквы, но и ту глубину, которая скрывается за ними. В Евангелие от Луки мы читаем: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук.24:44-45).

 

Обратите внимание, что Господь вначале указал им места в книгах Ветхого Завета, где говорится о Нем и только после того отверзает ученикам ум, чтобы они смогли понять написанное. Евангелие не случайно сохранило для нас этот момент. Это ещё и ещё раз подчеркивает, что без Божественного вмешательства человек не сможет понять даже то, что говорится в Ветхом Завете, не говоря уж о Новозаветных книгах. Точнее сказать он поймет в рамках своего мышления, но он никогда не выйдет за его пределы, а именно туда призывает нас Бог.

 

В древности пророк Исаия, предвидя великое Спасение Божие воскликнул: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (Ис.29:18). Но логично спросить: «Как же может слепое и глухое человечество услышать и увидеть слова этой книги?» Никак. Только, если кто-то исцелит от духовной глухоты и слепоты. Но такое исцеление возможно только при желании самого человека. Человек может и не знать об этом, но Бог видящий сердце каждого человека, видит и знает это. Христос сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Матф.11:15). Уши и очи, о которых говорит Спаситель, есть не что иное, как волеизъявление человека слышать и видеть. И Бог делает таких людей зрячими и слышащими: «Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов.33:16).

 

Рассуждая о таких вещах вполне резонно задаться вопросом «Почему одним людям, читающим Библию, Бог дает просвещение, и они становятся верующими, а другие наоборот ещё больше удаляются от Истины?» Ведь люди смотрят на одни и те же вещи, читают одни и те же строчки, которые для одних образуются в путь, а для других в камни преткновений. На этот вопрос ещё в 17 веке замечательно ответил французский математик Блез Паскаль: «Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе — Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы».

 

О том, что своим умом невозможно понять Священное Писание, люди знали ещё в древности и поэтому всегда при чтении Закона присоединяли чтение толкования: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем.8:8).

 

Как видим, начало традиции толкования Священного Писания глубоко уходит в ветхозаветные времена. Она сохраняется и в новозаветное время. Как в Ветхозаветное время, так и ныне, Бог дает Церкви людей с особым даром понимания не только Писания, но и других тайн Божиих. Такие люди издавна назывались церковными учителями.

 

Апостол пишет: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:10-12).

 

Как видим, Бог, который установил церковь «столпом и утверждением Истины» (1Тим.3:15), Сам же в ней ставит и учителей для созидания Тела Христова. Обратите внимание, апостол различает служения апостолов, пророков, пастырей и учителей, тем самым подчеркивая границы каждого дара. Это говорит о том, что не каждый священник, и не каждый пророк может учить в Церкви, а только люди, получившие на то особое благословение и особый дар от Бога. Ведь богословие, как я уже говорил, это созерцательная наука, а не человеческие измышления.

Говоря об учении в Церкви, я имею в виду не занятия, которые проводят педагоги в духовные учебные заведения, а тот опыт, который был у Златоуста, Василий Великого, Григория Богослова и пр. Отцов, коих мы называем Церковными учителями. Эти учителя оставили Церкви огромное количество своих трудов изъясняющих не только Священно Писание, но и многое другое.

 

Бог ставит учителей для того, чтобы люди слушали Церковь, а не человеческие измышления и философские истолкования. Именно об этом предупреждает апостол, говоря: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).

 

Тем сектантам, которые дерзают по-своему толковать Писание, стоит задать вопрос: «Каких церковных учителей вы знаете?» Апостол ясно говорит, что Бог ставит в Церкви учителей, так кого же вы можете назвать, хотя бы из древней Церкви? Никого, потому что все эти учителя являются обличителями для их сектантского понимания Библии и Бога. И те сектанты, которые хулят православное Предание, противоречат сами себе, составляя предание собственное и отвергая слова апостола: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фесс.3:6).

 

Итак, давайте подытожим. Чему же нас учит восьмой член Символа Веры?

1) Дух Святый есть Бог, единосущный Отцу и Сыну. Мы называем Его Господом, тем самым выражая Его абсолютную власть над своим творением. Имя Господь в этом смысле мы применяем к каждому из Лиц Пресвятой Троицы.

 

2) Господь Святой Дух не рождается как Сын, но имея единственную причину – Бога Отца, исходит от Него и только от Него.

 

3) Дух Святой просвещал и водительствовал авторами книг Священного Писания. Ввиду этого, невозможно без Его просвещения самостоятельно понять то, что изложено в Священном Писании. Для этого Бог дал Церкви учителей и дал им дар истолковывать и объяснять написанное. Ввиду этого мы читаем Писание, но изъясняем прочитанное только в рамках того, как учили святые Отцы.

 

 

Беседа №18

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

Часть VII

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.01 с.)