Удивительная история Святого псалмопевца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удивительная история Святого псалмопевца



 

Святой царь и пророк Давид псалмопевец был по плоти предком Господа нашего Иисуса Христа. Имя Давид, которым нарекли будущего правителя Израиля, с еврейского на русский переводится, как возлюбленный. Святой Псалмопевец был во главе израильского царства 40 лет в период с 1005 по 965 годы до нашей эры. Личность святого Давида, описанная в священном Писании, представляется читателям настолько широкой и в некоторых местах противоречивой, что дискуссии о ней не умолкают и по нынешнее время. В священной истории Давид предстает перед нами в образе мудрого полководца и тонкого политика, храброго воина и смиренного правителя, создателя удивительных по духовной возвышенности псалмов и, по сути, христианином до Христа, хотя и не лишенным человеческих пороков.

История Давида тесно связана с Саулом - первым правителем Израиля. В то время еврейским народом руководили судьи - лидеры, которые управляли народом в период от Иисуса Навина до царя Саула. Фундаментом судейского правления основополагался Закон Божий. Священная история запомнила таких выдающихся судей, как Гедеон, Девора, Иеффай и Самсон, подробнее о них вы можете прочитать в книге Судей.

Ко времени избрания первого царя, атмосфера внутри израильского народа была крайне гнетущей. Осуществлялось постоянное давление со стороны соседних народов, в первую очередь от филистимлян. Повсюду наблюдался духовный и социальный упадок. Библия так описывает эту атмосферу: «И не было тогда царя у Израиля; каждый делал то, что ему нравится» (Суд. 21:25). Трудно даже представить, какой сильный упадок кроется за этой короткой фразой. Господь неоднократно показывал евреям, что за всеми проблемами, с которыми они сталкиваются, стоит только одно – отступление о веры в Бога. Но, как это бывает часто и у нас, евреи начали искать проблему не в себе, а в вещах внешних. Они рассуждали так: соседние народы так довлеют над нами потому, что во главе их стоят мудрые правители, цари и полководцы. Если у нас будет царь, то все проблемы быстро решаться. С таким требованием народ пришел к пророку Самуилу, в обязанности которого входило так же послушание судейства. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1Цар.8:4-5). Такое требование не понравилось Самуилу, потому что, по сути, народ хотел, чтобы ими руководил не Бог, а человек. Не зная, что отвечать старейшинам, он взмолился Богу и услышал глас Господень: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними, как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1Цар.8:7-9). Самуил объявляет народу слова Господа и пророчески предупреждает о негативных последствиях их выбора, но требование людей было неизменно, им нужен был царь и военный лидер в одном лице.

Вскоре, Бог указал Самуилу на человека, которого Он избрал для царствования над Израилем. Им оказался юноша Саул, происходящий из колена Вениаминова. Семейство Саула было небогатым и добывало себе пропитание земледельческою работой. Получив повеление от Господа, пророк Самуил помазал Саула на царство. Ликованию народа не было предела. Самуил, обратившись к израильтянам сказал: «Видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!» (1Цар.10:24). Саул действительно выделялся из всего народа. Согласно священному Писанию, он был статным и красивым юношей: «не было никого из Израильтян красивее его, он от плеч своих был выше всего народа. (1Цар.9:2). Учитывая примерный средний рост тогдашних мужчин, историки полагают, что рост Саула составлял примерно 1,85-1,90 метра.

Ветхозаветный обряд Помазания внешне представляет собой возлевание на голову избранника, благовонного состава. Это масло, приготовленное по особому рецепту и чину, называется миро. Особый состав миро был открыт Моисею самим Господом. В книге Исход сказано: «А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.» (Исх.30:31-33). Ветхозаветный обряд помазания был прообразом христианского Таинства Миропомазания. И хотя в ветхозаветном обряде не было явлено всей полноты Божественного присутствия, которое мы знаем сегодня, помазаемый человек получал Дары Святого Духа, превосходящие естественные человеческие силы. Первым в Библейской истории человеком, получившим эти Дары через помазания, был Аарон брат Моисея. Он был помазан Моисеем для того, чтобы совершать священнодействия, приносить жертвы и молитвы о прощении грехов всего народа, а это выше сил земного человека.

Помимо духовной стороны, следует также отметить и внешний символизм обряда помазания на царство. Традиционно в качестве основы для миро брали очищенное оливковое масло. Как мы знаем, масло легче воды и потому всегда всплывает на поверхность и никогда с ней не смешивается. В этом смысле и царь должен был быть всегда возвышен над народом и в определенном смысле отделен или точнее выделен из всех.

Народ любил Саула и почитал его, как храброго воина, а после серии военных побед, он был провозглашен великим полководцем. Размеры армии Саула были действительно впечатляющими. Известный иудейский историк Иосиф Флавий, пересказывая битву Саула и аммонитян, пишет, что в этом сражении участвовало около 770 000 евреев (Иосиф Флавий. Иудейские древности VI 5, 3).

Правление Саула неразрывно связано с почти непрекращающимися войнами. Библия говорит нам о войнах с армиями Моава, Аммона, Идумеи, но более всего с армиями филистимлян. В это время, Саул создает регулярные воинские формирования, которые возглавлялись опытными военачальниками, среди которых был и его сын Ионафан.

Следует отметить, что первый период правления Саула отмечет его горячей верой, которая в некоторых местах была даже с некоторыми перегибами. Например, после знаменитой битвы при Галгале, Саул был готов убить своего сына Ионафана за то, что он нарушил священный пост, который был назначен накануне Галгалской победы. Но народ заступился за Ионафана и не дал отцу совершить казнь.

Вскоре после доблестных побед над врагами, гордыня и тщеславие начали вить свои гнезда в сердце доблестного царя. Несмотря на то, что Саул был помазан на Царство, он должен был свое правление выстраивать согласно путям Божьим и в переломные моменты истории прислушиваться не к своему мнению, а к гласу Божьему, который исходил из уст пророков. Все началось с того, что Саул перед очередной битвой с филистимлянами, дерзнул сам провести священный обряд жертвоприношения вместо пророка Самуила. Это событие не прошло бесследно. Самуил пророчески объявляет Саулу, что за отступления от путей Господних, его царство не будет долгим. Но пьянящее тщеславие уже поглотило сердце и душу Саула. Гордясь своими победами, он все подвиги начал приписывать себе, забывая Бога. Его гордыня дошла до того, что он, самолично воздвигает себе памятник на горе Кармил. Саул уже не прислушивается к Божьему голосу, исходящему из уст пророка Самуила и совершает ряд дерзостных отступлений от повелений Творца. Тогда Дух Божий оставил царя. Пророк Самуил возвещает Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:22-23). Теперь, место, которое ранее занимала Благодать Божья, облюбовал дух нечистый, который поселился в Сауле и стал его мучать.

Будущий пророк Божий и Псалмопевец Давид, родился и жил в Вифлиееме. Его отец Иессей в браке с Иезавелью родил и воспитывал восьмерых сыновей, младшим из которых был Давид. Когда мальчик достиг юношеского возраста, отец поручил Давиду пастушье дело. Любящий сын исполнял повеление отца так, будто он получил его от самого Господа. Многие духовные писатели подчеркивают, что Давид уже с малого возраста имел глубокую веру и преданность Богу. Господь возлюбил Давида за его кротость и незлобие, о чем, впоследствии, он напишет в псалмах: «Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь» и ещё: «Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век».

Предание говорит нам, что отрок буквально жил среди стад, оберегая родительское достояние. Давид, с детства отличавшийся кротостью и послушанием, был наделен прекрасной внешностью: «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем» (1Цар.16:12). Давид отличался необычайной физической силой, которая позволяла ему без оружия справляться с хищными зверями, похищавшими овец. Бог хранил своего будущего избранника, Давид не получил не одной серьезной раны во время многочисленных схваток с дикими хищниками. Предание также говорит нам, что Давид никогда не любил праздности и с детства любил уединение. Сохранилось древнее иудейское предание рассказывающее, что юный Давид «рос без друзей, не зная любви со стороны братьев, пася скот своего отца в одиночестве и вдали от дома». (Собрание сказаний к книгам Невиим и Кетувим / Сост. и ред. И. Я. Клапгольц. Бней-Брак, 1990).

Святые Отцы пишут, что Давид уже с детства занимался богомыслием и в свободное от послушаний время играл на псалтири и возносил Богу славословия. Давид видел в своей игре на псалтири Божий дар и, впоследствии, всю свою способность к искусству он обратил на службу Господу и прославлению Его Пречистого Имени. В прошествии, написанные Давидом духовные сочинения, станут называться псалмами и станут основой для священной книги Псалтирь.

Вскоре, после событий связанных с Саулом, Господь извещает Самуила о том, что Он усмотрел Себе другого царя для народа израильского. По повелению Божьему пророк отправляется в Вифлеем и приказывает старейшинам города принести жертву Богу и пригласить на жертвоприношение Иессея с его сыновьями. Вскоре, когда все было готово, пришел Иессей со своими детьми, а Давид остался пасти овец. Среди пришедших братьев, самым высоким видным был Елиан. Пророк Самуил, вспомнив рост и статность Саула, подумал, что это и есть избранник Божий. Но Бог сказал пророку: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Не получив откровения не об одном из пришедших с Иессеем юношей, Самуил начал допытываться да старца: «Нет ли у тебя ещё одного сына?». Узнав о Давиде, Самиул приказал немедленно послать за юношей. Когда был приведен Давид, Самуил получил откровение от Бога, что это и есть тот самый, которого Господь избрал царем над Израилем и помазал Давида. Существует древнее иудейское предание, в котором говорится, что когда Самуил возлил елей на голову Давида, то невольно пророчески воскликнул: «Благословит тебя Господь и благословенно будет имя твое, и не погибнешь во веки. Племя твое воздвигнет престол херувимам, а дочь твоя будет выше херувимов». Для христиан в словах «а дочь твоя будет выше херувимов» совсем не сложно увидеть будущий образ Богоматери, которую мы почитаем, как честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим. Тем более, что будущий царь Давид является предком Богородицы. С тех пор, как говорит Библия «почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1Цар. 16:13).

К тому времени, как Самуил помазал Давида, нечистый дух стал все чаще преступать к Саулу и он впадал в беснование. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Бесновался иногда царь Саул, и, как говорят о нем некоторые, эта болезнь беснования особенно находила на него в то время, когда он, разгневавшись на кого-либо, доходил до ярости» (Воскресная проповедь на «Любите врагов ваших»). Приступы беснования продолжались длительное время и, как говорит предание, не давали Саулу ни есть, ни спать и, не было у него ни минуты покоя. И тогда, как говорит священное Писание, «сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя. И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне.» (1Цар.16:15-17). Тогда один из слуг рассказал Саулу о Давиде и о том, как удивительно он владеет псалтирью. Через некоторое время был приглашен Давид с просьбой, играть для царя. Давид согласился и, когда его пальцы дотронулись до псалтири, а сладкий голос запел сочиненные им псалмы, то нечистый дух, не вытерпев такой благодати, сразу же отошел от Саула. Но стоило Давиду прекратить играть, как злой дух, вскоре, возвращался к Саулу и все повторялось заново. Тогда Саул начал размышлять о том, чем бы можно было привлечь Давида к своему двору так, чтобы он всегда играл и избавлял Саула от нечистого духа. И вскоре решение пришло по промыслу Божьему.

В то время вновь разгорелась война. На границы израильского царства вторглись язычники филистимляне. Шли ожесточенные бои, в которых гибло много людей. На стороне филистимлян бился предок исполинов-Рефаимов по имени Голиаф. История возникновения этого народа покрыта многими мифами и тайнами. У иудеев сохранилось предание о том, что великаны Рефаимы в основном жили в Ханаане, в земле потомков неправедного Ханаана (сына Хама). Согласно этой версии, великаны были детьми ханаанских женщин, которые во время языческих ритуальных оргий вступали в половую связь с являвшимися им бесами, принимая их за богов, а родившихся детей, за детей богов. Как говорят апокрифические сказания, рефаимы были страшными чудовищами, только внешне похожими на людей. Высокорослые войны обладали нечеловеческой силой и яростью. Существует мнение, что именно рефаимы придумали двенадцатеричную систему исчисления, потому что вместо пяти на их руках было по шесть пальцев, о чем свидетельствует вторая книга Царств: «Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов» (2Цар.21:20).

И вот, потомок этих воинов, обладавших неистовой яростью, огромной силой и ростом, был Голиаф. Ни один израильтянин не мог выстоять с ним в поединке. Если видели, что в филистимлянском отряде бежит Голиаф, то все израильские воины в ужасе разбегались кто куда. Уверенный в своей непобедимости исполин Голиаф предлагает решить дело войны единоборством. Он предлагает Саулу, чтобы он вызвал своего самого сильного воина, если он победит Голиафа, то войска филистимлян сделаются рабами евреев, а если победит Голиаф, то израильское царство должно сдаться филистимлянам в рабство. Это заявление мгновенно стало известно по всему Израилю. Саул даже объявил награду за голову Голиафа – победитель имел право жениться на дочери царя. Но, несмотря на столь почетную награду, никто не осмелился выступить против исполина.

В это время Иессей отправляет Давида навестить братьев, которые состояли на службе у Саула. У иудеев сохранилось предание, что отец отправил вместе с Давидом десять больших голов сыра для всей армии, хлеб и зерно, а также поручил Давиду напомнить братьям, что отец ждет от них подвига и удивлен, почему они до сих пор не приняли вызов Голиафа.

Придя к братьям, Давид услышал, как Голиаф громогласным голосом издевается над трусостью и малодушием израильтян. Когда Давид узнал от братьев, в чем тут дело, его мужественная душа не стерпела такого поношения над своим народом, и он решил сразиться с Голиафом. Как уже говорилось, у Давида была глубокая вера в Господа, и он рассуждал так, если Бог хранил его во время схваток с львами, нападавшими на его стада, то тем более сохранит в схватке со львом Голиафом. Многие, включая Саула скептически, а то и с насмешками смотрели на худенького белокурого юношу, считая, что он способен только играть на псалтире, а никак не сражаться в рядах воинов. Но уверенность и храбрость Давида все же убедили Саула разрешить принять вызов.

Сохранилось древнее предание, что из всего войска Давиду не нашлось подходящих по его размеру доспехов и, поэтому он выступил против Голиафа в своей обычной пастушьей одежде. Давид так же отказался от щита и меча, а в качестве оружия взял привычную для себя пращу. Многие люди с ещё большей неуверенностью смотрели на этот безумный для них поступок. Следует сказать, что филистимляне искусно владели металлургией и поэтому были одеты в тяжелую металлическую броню, секрет которой пока ещё не был известен израильтянам. Это ещё больше придавало скептицизма видевшим храбрость Давида, ведь он должен будет сразиться с великаном, закованным в тяжелую броню.

Увидев юношу в пастушьей одежде, Голиаф вначале принял это за насмешку, и он высокомерно сказал, что он не собака, чтобы выходить к мальчишке с палкой и камнями в руках. «А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.» (1Цар.17:45-47).

 

Все воинство Израильское слышало ответ Давида, так как все наблюдали за их поединком. И вот Голиаф пошел на Давида. Тогда Давид достал камень из своей сумки, вложил в пращу и раскрутив ее метнул камень в Голиафа. Камень, направляемый силой Божьей, как говорит Писание, «…вонзился в лоб…» (1Цар.17:49) Голиафу, и вся эта махина мертвой грудой рухнула лицом на землю. На мгновение воцарилась мертвая тишина. Никто не могу поверить в то, что видел своими глазами. Не теряя времени, Давид подскочил к исполину и, взяв в руки его меч, отсек Голиафу голову и поднял ее вверх. Нет таких слов, чтобы передать какое ликование охватило израильтян увидевших, что Бог не оставил их. Вся армия Израиля с громким ликование бросилась на оторопевших филистимлян и разбили их войско, которое разбежалось в разные стороны. Это была великая победа, которая ещё больше укрепила Давида в вере.

Давид возвратился в город с большим триумфом. Все восхваляли юношу и благодарили за освобождение от филистимлян. Подвиг Давида приобрел ему дружбу с сыном Саула, полководцем Ионафаном. Иудейское предание говорит, что в тот момент, когда Давид пришел к Саулу с отрубленной головой исполина Голиафа, Ионафан был одним из первых, кто выразил восхищение Давидом. В порыве восторга Ионафан снял с себя дорогие воинские одежды, включая оружие и пояс, то есть самое ценное достояние для мужчины того времени, и подарил Давиду. Так началась дружба между Давидом и Ионафаном. Предание так же говорит, что их благородные отношения были настоящим образцом мужской дружбы. За совершенный подвиг, Саул сделал Давида военачальником, однако не сдержал своего обещания и не выдал за него свою дочь. Давид быстро научился военному делу и прославился храбростью и отвагой, чем заслужил ещё большую любовь и признание всего народа.

 

Он уже не был тем безвестным пастухом, умеющим хорошо играть на псалтире и красиво петь песни. Давид стал национальным героем. Все это досаждало тщеславию Саула. Ещё в день победы над Голиафом, когда Давид возвращался с поля боя, женщины и девицы повсюду встречали воинов песнями и плясками, торжественно звучали тимпаны и кимвалы и люди пели: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!» (1Цар.18:7). Слова этой песни дошли до слуха Саула, и он сказал: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства» (1Цар.18:8). С тех пор подозрение и зависть к Давиду поселились в душе Саула.

К тому же все это усиливало все чаще и чаще повторяющиеся приступы беснования. В какой-то степени Саул чувствовал свою зависимость от Давида, ведь облегчение от беснования он получал, только слыша, как Давид поет и играет на псалтире. Священное Писание говорит нам, что однажды «напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил.» (1Цар.18:10-12).

Чем больше была народная молва о Давиде, тем больше зависть и ущемлённая гордыня снедали царя Саула. Он старался всячески избавиться от Давида, однако он не мог сделать это явно, так как Давид был, всеми любим и почитаем. Тогда Саул начал действовать хитростью. Он отправлял Давида на тяжелые сражения, надеясь, что он погибнет, однако Бог хранил Давида и он всегда возвращался невредимый.

Однажды Саул узнал, что в Давида влюбилась его дочь Мелхола. Царь обрадовался, потому через любовь дочери хотел погубить Давида. Он приказал слугам передать Давиду, что готов отдать за него свою дочь, и в качестве приданного ему не нужно от Давида ничего, кроме «ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя» (1Цар.18:25). Иными словами, Саул хотел, чтобы Давид пробрался в стан филистимлян и насильно обрезал сто филистимских воинов и в качестве приданного принес бы царю части крайней плоти израильских врагов. Предание говорит, что и Давид очень любил Мелхолу, дочь царя Давида. Узнав о том, что хочет царь, Давид возможно желая доказать свою любовь к Мелхоле, немедленно выступил со своим отрядом. Вскоре Давид вернулся, убив двести врагов и принеся вдвое больше обрезаний, чем потребовал Саул. Царю ничего не оставалось, как отдать Давиду свою дочь в жены. Брак с Мелхолой сделал Давида членом царской семьи, и значит, ввел его в число престолонаследников, пусть и самых отдаленных. Это ещё больше подливало масло в огонь неистовой ярости Саула.

О победном походе Давида и последующей женитьбе на Мелхоле знали все, от мала до велика. Всенародная любовь и почитание к Давиду стала слагаться в песни, что ещё больше досаждало Саулу, потому что народное почитание Давида давно затмило самого Саула. Тогда опьянённый завистью и злобой, царь стал открыто преследовать избранника Божьего. Он приказал всем своим приближенным, включая своего сына, умертвить Давида. Впрочем, Ионафану удалось утишить кровожадную ярость отца, и Саул даже поклялся, что не будет даже помышлять о том, чтобы причинить вред Давиду, однако это было только временное затишье перед бурей. Вскоре, узнав о новых подвигах Давида в битвах против филистимлян, зависть и злоба с новой силой окутали сердце и душу Саула. Царь снова швырнул копьем в играющего на псалтире Давида, но от ярости промахнулся и, копье вонзилось в стену. Видя неистовство Саула, Давид спасся только бегством. Разъярённый Саул потребовал ночью окружить дом Давида и схватить так ненавидимого им зятя. Псалмопевец был спасен хитростью, любящей Мелхолы, которая тайно помогла ему спуститься из окна и бежать из города.

Несчастный, совершенно растерянный Давид не знал, что ему делать и куда идти. Слуги и доносчики Саула были повсюду. Вернуться в дом отца Давид тоже не мог, ведь это первое где слуги царя будут его искать. Поэтому было решено бежать под покровительство пророка Самуила. Придя к Самуилу, Давид рассказал все, что сделал Саул против него. Узнав обо всем, Самуил уходит вместе с Давидом в Раму в поселение пророков под названием Наваф. Узнав их местонахождение, Саул посылает в погоню за ними своих слуг. Но, как повествует Писание, слуги три раза возвращались назад, переживая необъяснимую благодать Святого Духа лишь только приближаясь к Раме и видя пророков Божьих. Разъяренный Саул, наконец, лично отправляется в Раму, но по милости Божьей, лишь только заслышав духовные пения пророков, Дух Божий сошел на Саула и, просветилась его помраченная душа и царь оставил мысль убить Давида. Следует заметить, что, несмотря на все события, Давид ни разу не озлобился на царя и всегда прощал выходки Саула. Это удивительный пример христианской кротости ещё до прихода Христа.

К сожалению, кровожадность Саула была неисцелима, потому что зависть, злоба и гордыня так крепко поселились в его сердце, что стали как бы частью самого Саула. Видя, что Давид терпит такое несправедливое к себе отношение, Ионафан пытался заступиться перед отцом за своего друга. Но едва Саул услышал, что его сын ходатайствует за Давида, он в ярости метнул в него копье, едва не убив своего наследника. Решив окончательно бежать подальше от безумства Саула, Давид прощается с Ионафаном. Это было очень трогательное прощание. Каждый из них чувствовал, что прощается навсегда. И действительно, после этого они встретились только один раз, но уже при самых печальных обстоятельствах.

В отсутствии Давида, царь начал распространять о нем различную клевету и наговоры. Саул убедил своих приближенных и военачальников, что Давид готовит мятеж и, поэтому его нужно найти и казнить при всем народе. Все, кроме Ионафана, верили Саулу и горячо поддерживали его мысли.

Тем временем Давид пришел в город Номву, в котором в то время находилась скиния, при которой жил первосвященник. Тяжелая дорога и постоянное напряжение от возможного преследования от Саула, вконец истощили Давида. Священная история рассказывает, как изнуренный голодом Давид пришел к дому первосвященника и под предлогом царского поручения, выпросил меч Голиафа, хранившийся в скинии, как трофей, и для утоления голода священные хлебы предложения, которые могли вкушать только лица священнического чина. Это событие впоследствии Господь Иисус Христос приведет в качестве аргумента против фарисеев, обвиняющих апостолов в нарушении субботы (см. 12 главу от Матфея).

Остановился Давид в филистимском городе Геф. Но убежище это оказалось ненадежным. Слуги местного царя доложили, что в его городе живет тот, кто умертвил Голиафа. Царь приказал привести к себе Давида. Чтобы отвратить от себя опасное подозрение, Давид начал притворятся перед царем душевнобольным: «И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1Цар.21:13). После такого неприятного зрелища, у царя пропало всякое подозрение.

Давиду пришлось вновь бежать. Через некоторое время он прибыл в дикую пещеру Одолламскую. Вскоре Саул открыл гонения на всех, кто так или иначе был тесно связан с Давидом. Родители и братья Давида, узнав, что он прячется в пещере Одолламской, поспешили к нему со всем своим домом. Спустя время к ним присоединились, как повествует Библия, «все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» (1Цар.22:2). Оставив своих престарелых родителей под защитой царя Моавского, Давид со своими последователями решил вернуться в свою страну.

Тем временем, Саул, узнав, что первосвященник отдал Давиду хлебы предложения, начал подозревать все духовенство в заговоре против него. Разъяренный царь издает указ избить всех священников. Как говорит Писание, в этом кровожадном избиении погибло восемьдесят пять священников и разрушен сам город, в котором они жили. Сумел спастись только Авиафар, сын первосвященника, который бежал к Давиду, чтобы рассказать о страшных злодеяниях царя. Узнав о страшных событиях, Давид стал горевать, что он сделался невольной причиной такого бедствия.

 

Преследование Давида было почти непрестанным. Он скрывался и в неприступных горах, и в дремучих лесах, но Саул требовал идти за Давидом буквально по пятам. Следует сказать, что Давиду неоднократно предоставлялась возможность убить Саула и таким образом не только избавиться от гонителя, но и наследовать престол. Но Давид содрогался при одной только мысли, что он может поднять руку на помазанника Божьего. Однажды, преследуя Давида, Саул зашел по нужде в темную пещеру, в глубине которой скрывался Давид. Псалмопевец тихо подкрался к царю и пока тот справлял нужду, отрезал край от его одежды. Но когда царь уже выходил из пещеры, сердце Давида сжалось от того, что он хотел причинить вред помазаннику Божьему и, выйдя из темноты, он закричал вслед Саулу, что сегодня Господь предал царя в руки Давида, но он не стал делать против него зла, потому что тот помазанник Божий. В качестве доказательства Давид показал Саулу, отрезанный край одежды. Давид поклонился до земли и смиренно произнес: «Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей. Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня» (1Цар.24:14-19). Смирение и незлобие Давида до слез растрогали Саула, когда он узнал с каким всепрощающим великодушием и смирением Давид относился к царю, несмотря на все его несправедливости в отношении него и, стал раскаиваться в своем безумии и, даже смиренно признавая за Давидом будущее наследие престолом.

 

Но покаяние Саула было лишь на короткое время. Вскоре злой дух опять овладел царем, и он опять приказал убить Давида. Но Господь вновь отдал Саула в руки Давида. Однажды ночью он пробрался в стан царя и захватил с собой копье и кружку воды, которые находились у постели Саула. После чего забравшись на гору, стал громко укорять царскую охрану за то, что так нерадиво охраняют Саула. Узнав о происшедшем, царь устыдился и прекратил преследование, но чтобы окончательно разорвать с Давидом всякую связь, Саул выдал Мелхолу за другого человека.

Вскоре произошло трагическое для всего Израиля событие. В возрасте 88 лет скончался духовный лидер Израиля пророк Самуил, который бал погребен в Раме оплакавшим его народом. Со смертью Самуила в израильский народ вошли беспорядки, воспользовавшись которыми филистимляне, собрав огромное войско, выдвинусь войной на Израиль. Осознавая свою отверженность перед Богом, которая ещё больше открыла ему глаза на его безумия в отношении Давида, царь решает совершить великое преступление. Чувствуя свою близкую кончину, Саул обратился к языческому волшебству, чтобы узнать свою судьбу. Он призывает местную волшебницу вызвать дух Самуила, который ещё раз сообщает злополучному Царю, что Бог отступил от него за те беззакония, которые творил Саул, и что престол Израиля Он отдаст Давиду.

 

Через некоторое время, Саул вместе с сыновьями выступил против напирающего войска филистимлян и был разбит. Священное Писание повествует: «И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками» (1Цар.31:3). Тогда гордый царь, не желая быть убитым от руки язычников, просит оруженосца умертвить его, но последний не желает поднимать руку на царя. Тогда Саул совершает последнее в своей жизни, самое страшное преступление – самоубийство. После поражения израильской армии филистимляне надругались над телами Саула и его сыновей и повесили их на стенах своего города.

Весть о трагичном исходе битвы вскоре дошла до Давида. Один амаликитянин, задумал соврать Давиду, что это он убил царя на поле боя, решив, что за такую весть и подвиг, псалмопевец даст ему большую награду. Увидев перед собой убийцу помазанника Божьего, Давид пришел в ужас от такого святотатства и велел предать смерти амаликитянина, а сам оплакивал смерть Саула и своего лучшего друга Ионафана.

После смерти Саула престол занял Иевосфей, единственный выживший его сын. Иудейские комментаторы пишут, что Иевосвей (по-еврейски Ишбошет) вовсе не имя, а прозвище. Иш на иврите означает муж, а бошет – позор. Ишбошет – означает муж позора. Иудеи считают, что Иевосфей трусливо уклонился от битвы, в которой, погибли царь и его братья и поэтому получил такое прозвище.

Нужно сказать, что Иевосфей царствовал только над одиннадцатью коленами Израиля, потому что колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Спустя семь лет Иевосфей был предательски убит своими военачальниками. Узнав об измене, Давид приказал казнить мятежников.

После смерти Иевосфея, Давид под общее ликование, был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израиля. Пережив столько гонений и несправедливостей, Давид очень остро реагировал на любую несправедливость и жестокость, происходящую в народе, о котором проявлял постоянную заботу. Это был поистине благороднейший и мудрейший правитель. Предание говорит, что при правлении Давида совершенно не было никакого произвола со стороны властей, а если такие действия и были замечены, то любой, будь то бедняк или богач, мог обратиться к царю и Давид лично разбирал такие инциденты.

Спустя 5 лет, Давид сделал Иерусалим столицей Израильского государства. Чтобы закрепить за Иерусалимом не только политический, но и духовный центр, Давид решает перенести в Иерусалим Ковчег Завета. Перенесение Ковчега означало превращение города в духовную столицу объединённого Еврейского царства. Перенесение Ковчега из Кириафиарима было настолько торжественным, что надолго запомнилось всему иудейскому народу. В торжественном шествии участвовали несколько десятков тысяч мужей. Все это сопровождалось постоянными духовными песнями, музыкой и бесчисленными жертвоприношениями. По случаю такого торжества Давидом были составлены духовные псалмы. При поднятии Ковчега для его перенесения пелся 67 псалом, которые начинается известными нам словами «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его» (Пс.67:2). Когда Ковчег вносили в Сионскую крепость, то пелся 23 псалом, в котором есть такие слова «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс.23:7).

После перенесения Ковчега, Давид углубился в государственные дела желая благоустроить гражданскую и религиозную жизнь своего народа. Назначив правильный порядок богослужения в скинии, царь обратил внимание на создание правильного суда. Давид под своим председательством образовывает совет, в который входят приближенные к нему люди, при помощи которых впоследствии осуществлялись правовые решения судебных дел. Давид много времени и сил потратил на то, чтобы благоустроить жизнь своего народа, во всем ему угождая и заботясь, как отец заботится о своих детях.

После благоустройства государственной жизни, Давид начал вести освободительные войны против язычников, которые захватили плодородные земли Израиля. Проявляя особую мудрость в военной стратегии, Давид не проиграл ни одного сражения и, вскоре, все земли были возвращены Израилю. Народ ликовал, никто даже и мечтать не мог о таком правителе, как Давид. Предание говорит, что благодаря мудрому управлению государством, Давид достиг такого экономического положения, что не было ни одного человека, который не находился бы в достатке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.049 с.)