Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.



 

Согласно церковной традиции, эта молитва совершается с тремя поясными поклонами, по одному после каждого предложения. Следует сказать, что традиция поясных поклонов, связанных с этой молитвой, вошла в церковный обычай не так давно. Церковные литургисты пишут, что ещё несколько веков назад чтение этой молитвы сопровождалось тремя не поясными, а земными поклонами. Если эта молитва читалась за богослужением, то земные поклоны совершали все, даже присутствующие за богослужением первые лица государства.

 

Иван Дмитревский в книге «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию», пишет: «Наши благочестивые предки, при пении сего стиха, все повергались на землю, даже и сами боговенчанные Всероссийские Государи». Со временем, когда церковное благочестие начало охладевать, традиция совершать земные поклоны приобрела более легкую форму и теперь мы при чтении «Приидите, поклонимся…», совершаем только поясные поклоны.

 

Как и многие православные молитвословия, молитва «Приидите, поклонимся», составлена из стиха, заимствованного из Псалтири. Основанием для молитвы послужил 94 псалом, в котором есть такие слова: «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко той есть Бог наш, и мы людие пажити его и овцы руки его» (Пс.94:6-7).

 

Стоит обратить внимание, у евреев этот псалом не имеет надписания на то, что указано в церковно-славянской Псалтири: «Хвала песни Давиду, не надписан у еврей». Александр Лопухин в комментариях на священное Писание, говорит, что слова «хвала песни Давиду» нужно понимать, как хвалебная песнь по образцу Давидовых псалмов. Иными словами, это надписание говорит нам, что автором псалма, является не Давид. Древнее предание указывает нам, что автором этого псалма был предположительно, как пишет Лопухин, израильский царь Иосия. Это был человек удивительной духовной ревности. Священное Писание говорит о нем: «Подобного ему не было царя прежде его, <…> и после него не восстал подобный ему» (4Цар.23:25). Благодаря ревностной вере Иосии, иудейский народ переживал не только масштабное духовно-религиозное возрождение, но и государственный подъем.

 

Иосия взошел на престол после убийства отца – царя Амона. На тот момент Иосии было всего восемь лет. Не смотря на свой юный возраст, Иосия делал угодное перед Богом и ходил путем послушания, не отходя от путей Господних ни направо, ни налево. Иосия царствовал в Иерусалиме тридцать один год.

 

Подрастая, юный царь наблюдал, как под влиянием ассирийцев в народ божий начали проникать языческие культы. Язычество получило колоссальное распространение среди евреев, которые в очередной раз отворачивались от Бога и начинали служить идолам со всеми последующими гнусностями. Тогда восемнадцатилетний Иосия издал указ разрушить все языческие капища. Когда все идолы и капища были разрушены, а языческие жрицы истреблены, молодой царь начал ремонтные работы в Иерусалимском храме. Израильтяне, желая принять участие в возрождении храма, принесли в жертву большое количество серебра. Среди пожертвованного богатства, священник Хелкия нашел книгу Второзакония. Книга немедленно была принесена царю Иосии. Прочитав рукопись, царь ужаснулся. Ведь это были слова закона Божия, от которого отступил весь народ. Следует напомнить, что Второзаконие содержит список суровых наказаний в следствии отступления от Бога и Его Закона. Иосия начал сокрушаться перед Богом и молить Господа о прощении своего народа. Он немедленно собрал весь народ в храме и повелел чтецам вслух прочитать все слова книги Завета. Многие люди плакали, слушая слова Закона. В этот день царь Иосия заключил завет перед лицом Господа: следовать за Ним и соблюдать все заповеди и уставы Его от всего сердца, и потребовал у народа подтвердить этот завет с Богом. Евреи, вновь обратившись к Богу, совершили Пасху, которая, была забыта на очень долгое время. «И повелел царь всему народу, сказав: "совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета", - потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» (4Цар.23:21-22).

 

С этого момента начался не только религиозный, но и государственный подъем еврейского государства. Царь Иосия собирает под своим началом почти все еврейские земли. Он распространяет свою власть далеко на север. Самария, Мегидда и Галилея и пр. территории теперь вновь становятся частью израильского государства.

 

И вот на фоне такого подъема, из преданного сердца царя Иосии рождается псалом, который сегодня мы знаем под номером «94». Он очень короткий, поэтому я приведу его полностью:

 

«Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу спасителю нашему: предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем ему: яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли: яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор того суть. Яко того есть море, и той сотвори е, и сушу руце Его создасте. Приидите, поклонимся и припадем ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко той есть Бог наш, и мы людие пажити его и овцы руки его. Днесь аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни: в оньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела моя. Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой».

 

Последние слова, скорее всего были вставлены для того, чтобы народ божий увидел параллель между своим отступлением от Бога и теми отступлениями их предков, которые они совершали во время странствия по пустыне. И вот громогласно звучит призыв: «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко той есть Бог наш, и мы людие пажити его и овцы руки его» (Пс.94:6-7).

 

Почему Новозаветная Церковь выбрала именно этот псалом, у которого такая непростая история, для составления разбираемой нами молитвы? Нужно сказать, что, как и в ветхозаветное время, так и в сегодняшнее этот призыв звучит в одном и том же смысле. Удивительно, но христиане призываются к тому же. Для ветхозаветных евреев эти слова были призывом отвернуться от служения идолов и поклониться единому истинному Богу. Если есть призыв «приидите», то это значит, что кто-то отошел от Того к Кому призывается прийти. Каким же образом мы ежедневно отходим от Господа, что Церковь предлагает нам молитву «Приидите, поклонимся» каждое утро?

 

Прежде всего хочу обратить ваше внимание на глагол «приидите». Владыка Ириней Псковский (Клементьевский) в толковании на псалмы, пишет, что у евреев этот глагол относился к торжественным собраниям, которые были в праздничные и субботние дни. То есть это призыв имеет сугубо духовный смысл, а значит обращен прежде всего во внутрь человека. Ведь мы знаем, что Бог неоднократно, как в Ветхом, так и в Новом Завете, осуждает внешнее, фарисейское исполнение Закона. Через пророка Исаию, Бог говорит: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:11-15).

 

Конечно, в современное время мы не приносим Богу в жертву тельцов, баранов и пр. Но, если перенести ветхозаветные обряды на нашу христианскую жизнь, то их можно сравнить с внешними добродетелями. Мы совершаем утреннее и вечернее правило, посещаем богослужение, участвуем в Таинствах. Но, если будем честны с собой, то согласимся, что при всей внешней видимости, наше сердце не всегда всецело принадлежит Господу. Некогда Христос уличил фарисеев, сказав им: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8). Увы, но болезнь фарисейства не чужда и христианскому миру.

 

Господу ненужно наше внешнее поклонение, Он ждет от нас любви, а точнее нашей готовности принять и разделить Его любовь к нам. Как же приблизиться к Богу, как правильно откликнуться на призыв «приидите, поклонимся»? Ведь, как вы уже догадываетесь, эти слова обращены не ко времени совершения молитвы, а ко всей человеческой жизни, к каждому ее мгновению. И, конечно же, обратить внимание на свое внутреннее устроение.

 

Царь Давид говорит, что если бы Богу были нужны от нас внешние жертвы, то Он попросту дал бы их нам, но Бог хочет, чтобы не внешней жизнью, а внутренней, то есть сердцем мы приблизились к Нему: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18-19). Давид уже не впервые опытно приходит к этой мысли. В 39 псалме он говорит: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал» (Пс.39:7).

 

Термин «открытие ушей» уже перестал быть понятен для современных людей. Александр Лопухин в комментариях на книгу Псалтирь, пишет: «Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но взамен этого "открыл мне уши". Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. Бог потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом - мыслями, чувствами и поступками».

 

Думаю, что мало кто из нас сможет возразить и сказать: «Мои мысли, чувства, поступки, вообще вся моя жизнь добровольно принадлежит Господу». В Евангелии Христос говорит: «Никто не может служить двум господам» (Матф.6:24). Иными словами, если мы начинаем прилепляться сердцем к чему-то, кроме Господа, то это нечто начинает над нами господствовать, и мы начинаем этому служить, отдаляясь от Бога. В этом смысле призыв «приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» нужно рассматривать не в контексте того, что вот всем последующим молитвословием мы будем совершать поклонение Творцу, а в более широком значении. Молиться мы призваны вообще всегда и везде – «Непрестанно молитесь» (1Фесс.5:17). Поэтому призыв прийти и поклонится Богу, обращен не только к нашей молитве, а вообще ко всей нашей жизни. 

 

Так от чего же, от каких идолов отвернуться ежедневно призывает нас церковь в этом молитвословии? Неужели, спросите вы, в современном христианстве, можно встретить идолопоклонение? К сожалению, можно. Как ветхозаветные евреи, забыв Закон Божий начали служить идолам, так и современные христиане, предаваясь забвению начинают отступать от Бога служа идолам современности. Нет, эти идолы не сделаны из дерева или камня. В качестве идолов сегодня выступают, на первый взгляд, благие и как будто незаменимые вещи: комфорт, удовольствие, внешняя красота, собственное достоинство и т.п. Очень хорошо в свое время сказал иконописец отец Андрей Давыдов: «Задача любого идола от начала рода человеческого – подменить реальность на что-то такое, чего нет. Единственная реальная жизнь, которая у нас есть, – это та самая минута, которую мы сейчас проживаем. Нам очень непросто это осознать, но на самом деле только это и есть реальность. Однако наше сознание все время пытается куда-нибудь улететь и увлечься чем-то, чего нет. Истинная реальность проста. Это наша жизнь, это то, что перед нами. Самый важный человек – тот, который стоит прямо перед тобой; самое важное дело – то, которое непосредственно сейчас тебе нужно выполнять. Жизнь дарована нам Господом, и мы должны проживать каждую минуту как можно более полноценно, тогда как идол отвлекает нас на несуществующие реальности».

 

Какие же это идолы? Прежде всего это финансовый идол: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лук.16:13).

 

Маммона — это арамейское слово означающее ценность, взятую в залог. В древности это слово иногда употреблялось в нарицательном значении применительно к людям, которые стали заложниками своего богатства или стремления к обогащению. Обратите внимание сколько в настоящее время людей стали заложниками имущества, денег и бытового благополучия. Христианству всегда было чуждо стремление к материальному благополучию. Можно сказать, что евангельские слова Христа звучат немного устрашающе: «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48). Но увы, чем больше человек стремится к финансовому «счастью», тем дальше его сердце отстоит от Бога. Он не думает о том, что Бог спросит с него за то, как человек распоряжался вверенным ему финансам. Я не говорю о том, что все христиане призваны жить в нищете, но о том, что высшим пиком нашей системы ценностей должен быть Бог, а не деньги. Это своим благополучием мы должны жертвовать ради Бога, а не Богом ради благополучия.

 

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» - придите к Богу, снимите золотого тельца с высшей точки вашей системы ценностей, отдайте это место Богу и тогда обретете настоящий покой и настоящее счастье.

Идол всегда хочет брать, а Бог наоборот желает отдавать Себя, буквально дарить Себя людям. Я знаю немало людей, которые начинали крупный бизнес с мыслью о том, чтобы заработать определенную сумму денег или чтобы «хватало на жизнь». В частности, это были люди, с которыми я учился. Прошло немало лет. Бизнес этих людей разросся и начал приносить хорошую прибыль. Однажды, у нас была встреча и я спросил у них: «Ну, вы достигли, чего хотели? – Да, – отвечали они, - Но ещё столько всего нужно сделать. Тут сделка, тут договор и т.д. и т.п.» У этих людей не было времени не то, чтобы в храм зайти, их жены и дети редко видят свои отцов. Они не живут реальностью, они живут азартом заработать ещё больше, хотя у них есть уже все.

 

Люди осуждают власть, экономику, общество, но даже не понимают, что они и являются частью этой машины и между ней и ними нет никакой дистанции.

 

Человек подошел к мысли, что сейчас все можно купить, в том числе улыбку, уважение, друзей, семью, любовь…, ведь «клиент всегда прав». Когда все вокруг становится продажным, то единственно, от чего мы становимся зависимы – это от денег.

 

Человек пытается деньгами заменить себе Рай, закрыть в душе зияющую брешь пустоты. Мы приносим в жертву деньгам все свое время, сон, увлечения, семью, друзей, здоровье, любовь, честность, мудрость, совесть и наконец веру. Мы все измеряем в деньгах, а некоторые даже веру. Американцы, кстати, так и написали на своих долларах - In God we trust (англ. Мы верим в Бога).

 

Выйдите на улицу своего города и посмотрите вокруг, город заполнен истуканами, мы буквально ходим по этим капищам. В период своих духовных поисков, французский философ Жан-Поль Сартр очень точно обрисовал проблему общества: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может».

 

Люди растрачивают драгоценные минуты своей жизни, не задумываясь о том, что призыв «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» может прозвучать для них слишком поздно…

 

Этот ажиотаж был не всегда. Я вспоминаю свое детство, кто-то мечтал стать космонавтом, кто-то был влюблен в железную дорогу и хотел стать машинистом, кстати, двое из моих одноклассников, о которых я рассказал выше, мечтали стать врачами чтобы найти лекарство от рака… Но, послушайте, как сегодня звучит детская мечта: «Я хочу много денег, чтобы купить яхту, машину, крутой дом и никогда не работать». То есть заработать, чтобы купить, а не чтобы создавать, исследовать, помогать людям, делать этот мир лучше.

 

Второй идол, о котором хотелось бы сказать, это поклонение себе самому. Обратите внимание, что Церковь призывает поклониться не просто Богу, а Богу Царю. К сожалению, современное мирское мышление направленно на созидание в человеке мысли о том, что он и есть этот самый царь, он победитель, он лидер, он успешный человек и все вокруг должно крутиться именно вокруг него. Даже если человек находится в таком положении, что ему приходится «крутиться» вокруг других людей, то общество через различные тренинги и системы личностного роста, настойчиво говорит ему: стремись к лучшему, у тебя все получится.

 

Современному человеку не предлагается альтернативы, но постоянно насаждается ложная система ценностей в центре которой находится эгоист.

 

Такому человеку совершенно чужды слова святителя Нифонта Константинопольского: «Когда ты на кого-то смотришь, мысленно упади ему в ноги и поклонись». Наоборот, человеку предлагаются всевозможные психологические уловки и практики, чтобы люди поклонялись ему, исполняли его волю. Смириться для такого человека представляется почти невозможным. Он может сказать: я хуже всех, но на деле (особенно это проявляется в ссорах и пр), оказывается, что он о себе не такого уж и низкого мнения. Человек с таким внутренним устроением не обращает внимания на глубину, которая скрыта в этой молитве, ведь эта глубина – быть подданным своего Царя, а не быть с царем наравне.

 

Такой человек постоянно навязывает себя другим, хочет быть услышанным, замеченным, понятым… От такого человека можно услышать: «У меня есть богобоязненность», но это богобоязненность, скорее будет являться атрибутом, указывающим не на Бога, а на кажущееся совершенство собственного «Я».

 

Замечено, что человеку с таким устроением крайне сложно создать крепкие отношения и хорошую семью. Он во всем, кроме себя, ищет вину, почти всегда всем недоволен. Такой человек поклоняется идолу, у которого на животе написано – эгоизм. Больше всего враг рода человеческого желает вовлечь людей в сети эгоизма, как когда-то он завлек Адама и Еву, заставив их высоко ценить себя и считать свое мнение единственно правильным. Вот и мы часто повторяем вслед за нашими прародителями: «Как я говорю, так и должно быть, что я надумал, то и правильно. Все! Даже обсуждать это не хочу. Я настаиваю на своем мнении!»

 

Увы, но эгоизм сидит в нас очень глубоко. В отношениях между Богом и человеком, эгоизм можно сравнить с воздушной блокадой. Человек говорит: «Я» всегда прав, «Мое» мнение очень важное, все для «Меня», «Мои» желания, «Мне» приятно, «Я» хочу..» и т.д. Поклоняясь себе, человек перестает понимать, почему он в какой-то момент перестал переживать радость и благодать после Причастия, легкость после исповеди и т.д. У такого человека духовная жизнь всегда находится на паузе и держит эту паузу эгоизм.

 

Мы можем бесконечно ходить на исповедь и просить избавить нас от гнева, осуждения, вспыльчивости и прочего, но опять впадать в эти грехи не успев отойти от места исповеди. Итак, из года в год, и никаких изменений. Наша исповедь похожа на обрабатывание перекисью водорода мелких порезов нашего тела, когда внутри огромное скопление гноя и уже давно требуется операция. Мы говорим: «У меня такой характер» или: «Я вообще такой человек». Мы оправдываем себялюбие. Мы даже научились оправдывать свои «нервы». Да, все эти «нервы» тоже происходят от нашего скрытого эгоизма. Почему мы нервничаем? Потому что что-то пошло не так, как мы хотели и планировали. Вышло не по-нашему. Но мы ли этого хотели или наш эгоизм?

 

Нам нужно прекратить видеть себя в некоем роде царями, и понять, что все мы подданные одного Царя – Бога. Даже великие государи и патриархи не более, чем подданные своего Царя и от Него наделенные таким положением и статусом. Каждое утро, на протяжении всей нашей жизни, Церковь пытается достучаться до нас словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу».

 

Третий, буквально вездесущий идол современности — это телевизор, интернет и всевозможные гаджеты. Пользование ими при неправильном отношении трансформируется для человека в настоящее идолослужение. Особенно это явно выраженно у молодежи, хотя и старшее поколение не лишено зависимости от телевизора.

 

Попробуйте взять неделю современного человека и разложить ее по временным полкам. Например, на еду он тратит столько-то времени, на сон столько-то, на молитву столько, на интернет столько и т.д. Вы сами увидите, на что больше всего своего времени тратит человек. Хорошо, если это будет не телевизор, не интернет и пр., но увы, если эта полка не будет иметь названия – Бог.

 

Виртуальная жизнь обладает огромной массой людей. Давайте будем честны, ведь все что предлагается нам интернетом и телевидением в 99,99% абсолютная ерунда, которая нам никаким образом не приносит пользы. Если взять интернет, то вся его система построена таким образом, что предлагается совершенно неважная информация, которая буквально мгновенно вылетает из головы. Разве это то, на что стоит тратить свою жизненную энергию? YouTube, ВКонтакте, Одноклассники, Твитер – это мир иллюзий, в которых люди проживают большую часть своего времени.

 

Само название – «виртуальность» происходит от латинского слова virtualis, которое переводится, как возможный объект или состояние, которые реально не существуют. Отдаваясь во власть виртуальности, человек перестает существовать реально, живет ли он на странице «ВКонтакте» или какой другой социальной сети.

 

Ещё хуже дело обстоит с компьютерными играми. Рушатся целые семьи оттого, что один из ее членов погружается с головой в эти игры. Только известная игра «World of Tanks», реклама которой есть на каждом шагу, в настоящее время, мне кажется, разрушила больше семей, чем проблема алкоголизма и наркомании.

 

Человек находится в мире иллюзий, подсунутой ему информации, а настоящая реальность и духовная жизнь, остаются за бортом иллюзии, в стороне от человека.

 

«Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу» - слово «припасть» в данном случае можно понимать, как «прилепимся». Господь через Моисея говорит: «…ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя…» (Втор.13:17).

 

Заклятым можно смело называть все то, что уводит человека от Бога. Некоторые люди могут возразить: «Неужели церковь против прогресса, ведь все эти гаджеты, телевидение, интернет и пр., призваны разнообразить и облегчить жизнь человека?» Нет, мы не стоим на пути прогресса. Прогресс изобрел нож – это хорошо, но человек изобрел убийство ножом – это плохо. Прогресс изобрел печать – это хорошо, но человек с помощью печати стал транслировать своё греховное начало – это плохо. Прогресс изобрел медицину – это хорошо, но гнездящийся в человеке грех потребовал с помощью медицины совершать аборты, операции по смене пола и т.п. И так во всех областях прогресса.

 

Церковь не против прогресса, мы против того, чтобы этот прогресс служил грехам и уж тем более, против того, чтобы сам человек полностью служил прогрессу забывая о Боге.

 

Никто не говорит о том, что плохо иметь сотовый телефон, плохо менять его каждые полгода на самую новую модель. Быть зависимым от этого.

Современный идолопоклонник всегда будет находится в гонке, которая стремится, чтобы у него «завтра все было круче, чем вчера». Эта гонка издает такой сильный шум, в котором практически невозможно услышать призыв церкви: «Приидите, поклонимся…»

 

Четвертый идол – это различные виды удовольствий, которые предлагает современность. К сожалению, на оскаленных губах этого идола, кровью написано – блуд. Только в России в жертву этому идолу приносятся каждый день более 5000 младенцев. Пять тысяч детей… И этот идол любит разнообразие. К нему можно отнести не только, как в 90-е было модно говорить, «секс, наркотики и рок-н-ролл», но и следование моде, различным субкультурам и пр.

 

Люди тратят немыслимые деньги, чтобы выглядеть модно, даже несмотря на то, что это «модно» со стороны кажется полным уродством. Несколько лет назад, когда только начали появляться фотографии девушек с огромными губами, моя знакомая, с которой я учился, говорила мне: «Фу, ужас, нужно быть сумасшедшей, чтобы так испоганить свое лицо». Прошло чуть больше 6 лет. Я случайно встретил свою знакомую у которой были перекаченные губы. Я не стал ей напоминать, как она с презрением смотрела на начало этой модной волны. Но люди обмануты, люди упоены служением идолу.

 

Душевная красота уже никого не заботит. Высшим идеалом стал идеал содомский. Содом – это не только однополая интимная грязь – это ее пик, а фундаментом служит стремление к украшению своего тела, к тому чтобы люди обратили внимание на тело, стремление к элементам эротизма, а не на душу, не на внутренний мир. Человек поступается всеми принципами лишь бы оставаться на одной волне с модой.

 

Общество помешано на культе тела, культе эротизма. Сегодня пытаются оправдать самые низменные страсти, делая посмешищем людей, которые хранят традиционную систему ценностей. Люди тратят свое время на совершенно пустые вещи. Молодежь бегает по концертам своих кумиров, развешивает по своей комнате плакаты с их фото, носит одежду с их изображением, чего только с ними не делает, забывая заповедь «Не сотвори себе кумира». Некоторые пытаются выстраивать свою жизнь согласно телепередачам, каких-то шоу-звезд. Другие с головой погружаются в эзотерические науки надеясь получить, какие-то новые переживания. Есть такие, у которых вместо глаз, как в мультфильмах, можно увидеть две большие надписи «распродажа», и они все свою жизнь проводят в режиме «шоппинг».

 

Иногда мне кажется, что можно бесконечно разматывать клубок под названием «идол удовольствия». И вроде бы все логично, ведь что ещё может дать мир, если по слову апостола Иоанна: «Весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19). Однако ужас весь в том, что мы, некогда призванные держаться в дистанции от всего, что предлагает мир, пытаемся не убежать от него, а переформатировать нашу веру так, чтобы нам было комфортно и в Бога верить и мирские удовольствия испытывать. Но эта вера противна Богу. Она не только удаляет человека от Бога, но и делает невозможным приближение к Нему, потому что становится верой не в Бога, а в свое представление о Боге. Апостол Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15).

 

Недавно я разговаривал с человеком, который жаловался на то, что ему не хватает выходных, чтобы отдохнуть от работы. Более того, он говорил, что и после отпуска он не чувствует себя отдохнувшим. Спрашиваю у него: – Как же ты отдыхаешь? – «Ну как», - отвечал он – «я могу побыть дома, посмотреть фильмы, полазить в интернете. Могу хорошенько выпить и даже потанцевать, а могу и съездить куда-нибудь. Только вот в последние годы что-то не получается отдохнуть, все, о чем я сказал получается, только вот чувство того, что отдохнул – нет». Это почти классический пример современного человека, который по сути чувствует не усталость, а душевную пустоту. Человеку нужны новые впечатления, удовольствия, «отрыв» и по сути погружение в грех. Но что он получает взамен? Лишь временное удовольствие, а затем опять нескончаемое чувство душевной пустоты и усталости.

 

Нам всем нужно уяснить, если человек пытается найти покой и счастье вне Господа, то он в итоге он просто обречен на эту пустоту, обречен на томление. Об этом ещё в древности говорил Екклесиаст: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!» (Еккл.1:14). Но выход есть. Из открытого Евангелия слышны слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Прийти ко Христу – значит во всем доверится Спасителю и устроить свою жизнь по Его заповедям. Современный человек пытается выстроить свою жизнь согласно рекомендациям психологов, астрологов, всевозможных гуру, да кого угодно, но только не по заповедям Христа. А ведь это единственный простой путь к обретению настоящего человеческого счастья – мира с Богом, душевной наполненности любовью, вместо бесконечной пустоты. Да, в этой жизни неизбежны заботы, волнения, испытания и скорби. Сам Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Иоан.16:33). Но для человека, посвятившего себя Христу, все жизненные скорби не ведут к болезненному унынию, депрессии, отчаянию, выгоранию и пр, а помогают духовно возрастать и совершенствоваться.

 

«Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему!» - рассуждая об этих словах мы затронули только самую малейшую часть их глубины. Идолов современности куда больше чем приведено здесь, но я думаю, что каждый из нас, если будет честен с собой, сможет добавить хотя бы по одному идолу, которому или тайно или явно, но служит.

По сути, призыв прийти и поклониться Христу, пронизывает всю жизнь человека, каждое мгновение, каждый вдох, каждую секунду. Рассматривая всю глубину этих слов, будем не спеша и с большим благоговением произносить эту молитву и совершать поклон. Совершение поклона – это наш внешний знак, как бы отражающий нашу реакцию на то, о чем говорится в этой молитве. Владыка Ириней Псковский (Клементьевский) в книге «Толковая Псалтирь», пишет об этих словах: «Пророк говорит здесь не об одной токмо внутренней благодарности, но купно требуетъ и внешняго исповедания благочестия. Ибо вышереченными тремя глаголами изображаетъ, что верные несовершенно испрвятъ долгъ свой, ежели и коленопреклоненіемъ и другими наружными знаками не засвидетельствуютъ достодолжныя благодарности Богу».

 

Что значит – поклонится Христу? Мы уже видим, что речь идет не о внешнем земном или поясном поклоне. В беседе с самрянкой Господь говорит: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан.4:23). Святые отцы пишут, что слово «дух» употреблено Спасителем, как противоположность всему плотскому. Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует это место: «речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить "в духе", то есть умом и душою».

 

Чтобы было проще понять, представьте себе супружескую пару, в которой сердце супруги принадлежит другому человеку, не мужу. Усугубим ситуацию – муж знаем, что сердце жены не принадлежит ему. Она готовит борщ, убирается в доме, следит за детьми, но каждую удобную минуту старается увидится со своим любовником и совершить грех. Хорошие ли это отношения, крепкая ли это семья? Отношения Бога и человечества в Библии не раз представляются в образе жениха и невесты. Апостол Павел, обращаясь к Церкви говорит о ней, как о деве обрученной единому мужу: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2). Бог влюблен в человечество, и Он ищет людей, желающих разделить с Ним эту любовь. Отец не просто ждет, когда к Нему придут, но по слову Спасителя, Он ищет таких людей: «таких поклонников Отец ищет Себе». Бог ищет потому, что человек не может найти Бога и потому Бог находит человека. Все что требуется от человека – это желание быть найденным, желание быть с Богом всем сердцем, всей душой, всем своим разумением. Это желание мы выражаем в поклоне после слов – «Приидите, поклонимся…».

 

Нужно обратить внимание на то, что Христос говорит о поклонении не только в духе, но и в истине: «Будут поклоняться Отцу в духе и истине». Господь как бы наперед предупреждает, что мало просто любить Бога, нужно это делать в истине. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою. Это означается словом: "в духе". Ибо душа есть дух и существо бестелесное. А как многие, по-видимому, поклоняются Ему душою, но не имеют об Нем истинного понятия, например, еретики, посему присовокупил: "и в истине". Ибо должно поклоняться Богу умом, но также должно иметь и понятие об Нем истинное».

 

То есть нужно верить так, как верили апостолы и их приемники, а не так, как нам или кому-то ещё кажется правильным. Мы можем любить Бога, а можем любить свое представление о Боге. Господь прямо говорит о том, что мы должны иметь истинное представление о Нем. Но где же нам получить истинные знания о Боге? Сектанты и различные еретики скажут – Библия, вот источник истинного знания о Боге! Но мы спросим у них, если все так, как вы говорите, то почему в мире существует одна Библия и тысячи различных учений, основанных на ней одной? Сама Библия говорит нам о том, что не она является столпом и утверждением истины, но Церковь - «… Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

 

Библия — это плод Церкви, без Церкви невозможно правильно понимать Библию. Библия — это как мотор в машине. Отделите мотор от машины и ни машина, ни сам мотор не тронутся с места. Но, где в Церкви мы можем найти выражение и утверждение столпа истины? Ответ: в церковном Предании.

 

Некоторые люди пытаются противопоставить Предание и Писание (в частности так делают все сектанты). Но Священное Писание не глубже и не важнее Предания, это одна из его форм. У Владимира Лосского есть замечательная мысль: «Предание и Писание нельзя противопоставлять ни даже сопоставлять, как две отличные друг от друга реальности, поскольку только их нерасторжимое единство дает полноту дарованному Церкви Откровению».

 

По сути Предание — это полноценная жизнь Церкви во всех ее проявлениях. Иными словами, поклонятся в истине – это значит поклонятся Богу будучи частью Его Церкви, то есть без остатка принимать все, чему учит Церковь. Но, чтобы узнать все, о чем учит и чем живет Церковь, мало приходить два раза в неделю на службу и совершать моления утром и вечером. Апостол Павел учит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7) – это значит, что мы должны не только иметь знания, которые имели эти святые наставники (а для этого нужно учиться), но должна быть наша реакция на эти знания - наши добродетели, взращённые строго в рамках православия.

 

Последнее, о чем хотелось бы сегодня сказать, так это о сердечном устроении при чтении этой молитвы. Эта молитва имеет не торжественный, а покаянный мотив. Это молитва нередко у наших предшественников соединялась с плачем. Блаженный Феодорит Киррский комментируя стих, на основе которого была составлена разбираемая нами молитва, пишет следующее: «Посему все притечем к Нему усердно, и воздадим Ему подобающее чествование, сетуя и проливая слезы, испросим у Него милость; потому что Он — и Творец и Владыка наш. Показывает же и история, что Иосия и народ, по прочтении Второзакония, проливали слезы».

 

Беседа №10

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.067 с.)