Ублажи, господи, благоволением твоим сиона, и да созиждутся стены иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ублажи, господи, благоволением твоим сиона, и да созиждутся стены иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы.



По-русски: «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов».

Многие библиисты убеждены, что эти слова являются поздней приставкой к покаянному псалму Давида. Михаил Селезнев пишет, что это прошение об Иерусалиме слишком резко контрастирует с предшествующим текстом, где в центре внимания – кающийся человек.

Александр Лопухин так комментирует появление этих слов: «Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во бремя плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма».

Впрочем, следует сказать, что большинство святых отцов, истолковывающих 50-й псалом, стоит на том, что эти слова принадлежат Давиду и имеют глубокий пророческий смысл.

 

Сион – это название горы в Иерусалиме. На этой горе был построен дом Давида, который вместе со всем Иерусалимом являлся ветхозаветным образом будущей Церкви. Святитель Афанасий Великий пишет: «Сионом называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил «возглавити всяческая» о Сыне Своем (Еф. 1:10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его».

 

Завершая 50-й псалом на пророческой ноте, Давид оставляет колоссальное количество мыслей и образов, приводящих нас в русло покаяния и сердечного сокрушения. Покаянный псалом был написан Давидом под благодатным воздействием Святого Духа и потому имеет в себе особую благодать, помогающую человеку настроиться на покаяние.

 

Завершая сегодняшнюю беседу, я хотел бы ещё раз напомнить, что 50-й псалом царь Давид написал уже после того, как Бог через пророка Нафана, снял с Давида грех. Но Давид не оставляет своего покаяния, он желает не прощение, а оправдания, полного уничтожения греха из Божественной Книги Жизни. Он приносит «достойный плод покаяния». Так будем же и мы не оставлять своего покаяния, даже после того, как получим разрешение от грехов в Таинстве Исповеди, помня о словах Спасителя: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф.5:4).

 

Беседа №12

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

Часть I

 

Прежде всего, следует сказать, что Символ Веры не является молитвой. Под Символом Веры понимается краткое изложение Церковных догматов. В пространном катехизисе святителя Филарета Московского сказано: «Символ веры есть учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных словах». Из этого следует, что христиане должны не просто знать священный текст Символа Веры, но понимать все то, о чем говорится в нем, так как каждый член Символа есть предмет нашей веры.

 

 У христианина не должно быть слепой веры. Каждый шаг, каждое слово, произнесенное в рамках христианской веры, должно быть осмысленным и понятым. Слепая приверженность Церковному авторитету недостаточна для того, чтобы обладать верой.

Владимир Николаевич Лосский, рассуждая о предметах веры, писал, что «пока наша вера покоится на Священном Писании и Символе веры, она принадлежит Богу, Его пророкам, Его апостолам, отцам Церкви, это еще не наша вера. Но когда она закрепляется в наших мыслях, нашей памяти, тогда мы обрели ее, обладаем ею». Из этого выходит, что каждому христианину необходимо не просто отвлеченно знать о предметах веры, но постоянно изучать и углубляться в них.

В огласительных поучениях святитель Кирилл Александрийский пишет: «Образ богопочтения заключается в сих двух принадлежностях, в точном познании догматов благочестия и добрых делах; догматы же без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия».

 

Тот Символ Веры, который мы читаем каждое утро и поем за Литургией, сформировался в IV веке. В то время в Церкви стали возникать серьезные споры, которые главным образом касались учения о Троице и отдельно о Господе Иисусе Христе. Некоторые люди начали отстаивать свои личные представления о Боге, которые кардинальным образом отличались от того Откровения, которое Господь положил в основу Своей Церкви. Альтернативные учения (ереси) распространялись с колоссальной скоростью и постоянно размывали границы того Откровения, которое Церковь хранила в своих недрах. Чтобы сохранить истинную веру от различных ересей, Вселенские соборы выразили и закрепили ее границы в 12 членах Символа Веры.

 

В 325 году в городе Никее был созван первый Вселенский Собор, на котором был выражен единый для всех христиан Символ Веры. Чуть позже, на втором Вселенском Соборе, который проходил в Константинополе, Символ Веры был дополнен и получил название Никео-Цареградский. Это и есть тот Символ Веры, который мы произносим каждое утро. После второго Вселенского Собора в 431 году в городе Эфес был созван третий Вселенский собор, на котором Церковь постановила, чтобы этот Символ Веры навеки оставался неприкосновенным, и чтобы никто не смел делать к нему никаких прибавлений или убавлений. С тех давних пор, Никео-Цареградский Символ Веры поется за каждой Литургией и является всеобщим и обязательным выражением православной веры.

 

Следует сказать, что известный нам Символ Веры, был далеко не единственным в Церкви. Церковное Предание говорит, что существовали и другие Символы Веры. Церковная история сохранила так же «Апостольский Символ Веры», «Халкидонское вероопределение» и «Афанасьев Символ Веры», которые имели масштабное употребление в ранней Церкви.

Слово «символ» (греч. Symbolum), впервые появляется в середине III веке и встречается в переписке святителя Киприана Карфагенского и святителя Фирмилиана Кесарийского, где упоминается «Символ Троицы», понимаемый, как составная часть последования святого Крещения.

Русский филолог Дмитрий Николаевич Ушаков, автор толкового словаря, писал, что в первые века слово «символ» являлось, прежде всего, условным опознавательным знаком для членов какого-нибудь общества или тайной организации. Символом мог служить не только текст выражающий определенное понятие или идею, но и некий внешний знак. Например, в древности круг служил символом вечности, пальмовая ветвь – символом мира и пр. Церковь позаимствовала известное и понятное для древнего общества слово «символ», обозначив им догматический текст, определяющий человека, как православного христианина.

Первое упоминание об апостольском Символе Веры мы находим в проповедях святителя Амвросия Медиоланского. Святитель Амвросий говорит, что первый Символ Веры был составлен двенадцатью авторами. Церковное Предания доносит до нас, что этими двенадцатью авторами были апостолы, которых Господь послал проповедовать по всей вселенной, об этом пишет Руфим Аквилейский.

 

Существует Церковное предание, в котором говорится, что святые апостолы, прежде чем разойтись на проповедь, по внушению Святого Духа совместно составили священный догматический текст. Этот текст вошел в историю под названием «Апостольский Символ Веры». О времени его составления существует множество различных мнений, но большинство их них указывает на Пятидесятницу, на момент сошествия Святого Духа на апостолов. Впрочем, нужно учитывать, что разговор о времени создания Символа Веры является устным Преданием и не встречается в сочинениях восточных Отцов Церкви. Однако у католиков сохраняется предание, которое рассказывает об авторстве каждого члена Апостольского Символа Веры:

 

Пётр сказал: «Верую в Бога Отца всемогущего…творца неба и земли».

Андрей сказал: «и в Иисуса Христа Его Сына…Господа нашего».

Иаков сказал: «Который был зачат Святым Духом…рождён Девой Марией».

Иоанн сказал: «страдал при Понтии Пилате…был распят, умер и погребён».

Фома сказал: «сошёл в ад…в третий день воскрес из мёртвых».

Иаков сказал: «восшёл на небеса…восседает одесную Бога Отца Всемогущего».

Филипп сказал: «оттуда придёт судить живых и мертвых».

Варфоломей сказал: «Верую в Святого Духа».

Матфей сказал: «святую Вселенскую Церковь…общение святых».

Симон сказал: «прощение грехов».

Фадей сказал: «воскресение тела».

Матфей сказал: «жизнь вечную».

 

Подробнее об этом можно прочитать в книге католического церковного историка и доктора богословия Берарда Марталера, книга: «A postolic faith in contemporary theology».

Апостольский Символ Веры, впрочем, как и другие различные Символы, употреблялись в Церкви до первого Никейского вселенского собора, который состоялся в июне 325 года в городе Никея. Работа Собора длилась несколько месяцев. Такая длительность была обусловлена ересью, которую основал и распространил александрийский священник Арий.

Его ересь заключалась в том, что он отрицал Иисуса Христа, как Бога и учил, что Христос называется Сыном Бога Отца не по естеству, а потому что Отец, сотворив Иисуса Христа, однажды, в какой-то период времени, Его усыновил.

Арий был не только искусным проповедником, он хорошо знал священное Писание и потому проповедь ереси имела красноречивую апологию, устоять против которой мало кто мог из простых верующих. Таким образом еретическое учение, которое хулило Господа Иисуса Христа и разрушало Откровение Троицы, получила колоссальное распространение.

Видя весь ужас происходящего, император Константин Великий созвал вселенский собор для разбора учения Ария и выражения единого Церковного учения о Господе Иисусе Христе. Приехавшие на собор 318 епископов, единогласно осудили и предали анафеме не только учение, но и самого Ария, который не пожелал послушать Церковь и продолжал отстаивать свою ересь.

На этом же соборе, церковь выработала семь вероучительных членов, которые в совокупности получили название «Никейский Символ Веры». Это Символ Веры звучал следующим образом:

«Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и не видимых. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, рожденнаго от Отца, то есть, из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и на земли: нас ради человек и нашаго ради спасения сшедшаго, и воплатившася и вочеловечшася, страдавша, и воскресшаго в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущаго судити живым и мертвым. И во Святаго Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко прежде неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует кафолическая и апостольская Церковь».

Следует сказать, что среди 318 членов собора, которые составили Никейский Символ Веры, присутствовали многие святые епископы, например, Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский и др. Помимо Символа Веры на этом соборе были приняты ряд канонов, регулирующих некоторые стороны церковной жизни.

Почти 55 лет, для выражения основных догматов, Церковью употреблялся Никейский Символ Веры. Но за это время успело вспыхнуть большое количество ересей, некоторые из которых брали свое начало на той же почве, что и ересь Ария. И вот в 381 году святым императором Феодосием Великим был созван второй Вселенской собор, который завершил формирование догмата о Троице, осудил различных последователей Ария, в том числе и тех еретиков которые отрицали Божество Святого Духа.

На втором Вселенском соборе принимали участие 150 епископов, которые дополнили Никейский Символ Веры ещё пятью членами. Таким образом был сформирован тот Символ Веры, который известен сегодня каждому члену православной Церкви. Он получил название «Никео-Константинопольский (Цареградский) Символ Веры». Звучит он так:

«Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Нужно сказать, что наряду с Символом Веры, который был принят на Вселенском Соборе, Церковью продолжал употребляться Символ Веры, составленный в IV веке святителем Афанасием Великим.

В настоящее время Афанасьев Символ Веры читается во время чина оглашения иудеев, язычников и еретиков, не веровавших в Пресвятую Троицу (Требник. К., 1646, 1996р. С. 78-81). Символ Веры, составленный святителем Афанасием, представляет собой развернутое учение о Пресвятой Троице и звучит в переводе на русский язык, следующим образом:

«Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру.А если кто не соблюдет ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнения, погибнет он навек.Вселенская же вера эта состоит в том, чтобы нам чествовать Единого Бога в Троице и Троицу в Единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности.Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная - Духа Святого.Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, слава равна и величие совечно.Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой.Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), непостижим (неизмерим) и Дух Святой.Отец вечен и Сын вечен, вечен и Дух Святой.Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый).Подобно сему Отец - вседержитель, Сын - вседержитель, Дух Святой - вседержитель; впрочем, не три вседержителя, но един вседержитель. Так, Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един.А также Отец - Господь, Сын - Господь, Дух Святой - Господь; впрочем, не три Господа, но Господь един. Ибо как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа. Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден. Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ. Посему, един Отец, а не три отца; един Сын, а не три сына; един Дух Святой, а не три святых духа. И в сей Троице нет первого или последнего, не большего или меньшего, но три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице. Посему, кто хочет спастись, так да разумеет о Святой Троице. Но для вечного спасения необходимо твердо веровать и вочеловечению Господа нашего Иисуса Христа. Посему, правая вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и человек. Бог, от сущности Отчей рожденный прежде веков, и человек, от сущности матерней рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, состоящий из разумной души и человеческой плоти. Равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству. Но хотя Он Бог и человек, однако же не два Христа, но Христос един. Един же не пременением (изменением) Божества в человечество, но восприятием человечества в Божество. Един всесовершенно не слиянием естеств, но единением ипостасей. Ибо как разумная душа и плоть - един человек, так Бог и человек - един Христос, пострадавший ради нашего спасения, снисшедший во ад, в третий день воскресший из мертвых, восшедший на небеса и восседший одесную Бога и Отца Вседержителя, откуда приидет судить живых и мертвых. В пришествие Его все люди воскреснут с телами своими дать отчет в делах своих. И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а поступавшие худо - в огонь вечный. Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо содержать сей веры, тот не возможет спастись». (цит. по «Православная Энциклопедия», раздел - Афанасиев символ веры).

Стоит также сказать о Халкидонском вероопределении, которое было составлено в 451 году Отцами IV вселенского собора. Это текст является скорее не Символом Веры, а некоторым уточнением в рамках догматического учения о единстве личности Господа Иисуса Христа и о Его Божественной и Человеческой природах. Уточнение было сделано также ввиду различных ересей, о которых мы подробнее поговорим в следующих беседах.

Текст Халкидонского вероопределения звучит так: «Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы – по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов».

Хочу подчеркнуть, что все выше приведённые древние тексты являются своего рода святыней для православных христиан. Это то, что оставлено нам в наследство от наших предков, это то, что мы должны свято хранить и так же по наследству передавать нашим детям. Говоря о передачи я прежде всего имею ввиду не просто сухой текст, а глубокое понимание тех догматов, которые заключены в Символ Веры, который Церковь благословляет нам читать каждое утро.

 

Это является настолько важным для христианина, что даже при вынужденном сокращении правила, текст Символа Веры никогда не опускается. Достаточно вспомнить молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, которое он давал загруженным работой крестьянам, у которых не было времени на чтения полного правила. Преподобный Серафим благословлял в конце сокращенного правила обязательное чтение Символа Веры.

 

Все это ещё и ещё раз указывает не только на особую важность понимания священного текста Символа Веры, но и на постоянное размышление о тех высоких вещах, которые выражены в его 12 членах.

 

ВЕРУЮ

 

Начинается Символ Веры с простого на первый взгляд слова «Верую». Но говоря о православном понимании этого слова, нужно прежде всего понять, какое смысловое наполнение мы даем этому термину. Что мы понимаем под этим словом? Говоря языком светским, вера — это принятие или признание чего-либо правдивым или истинным без предварительной проверки. Если рассматривать веру через призму этого определения, то выходит, что на земле нет такого человека, у которого совершенно бы отсутствовала вера.

 

Чтобы было понятнее, давайте представим, что каждый из нас вышел из дома в магазин за молоком. Мы знаем, что мы дойдем до магазина или верим? Однозначно верим, потому что знать на все 100% дойдем мы или нет, мы не можем. Ведь мало ли что может случиться с нами по дороге.

 

Аналогичный пример может увидеть в своей жизни каждый дачник сажающий картошку. Мы не знаем точно вырастит она или нет, но делаем это с верой, что соберем хороший урожай.

 

Думаю, таких примеров можно привести массу. Я хочу обратить внимание на то, что вера пронизывает до 90% нашей жизни, остальные 10% это наши решения и действия, которые опираются на веру. Если бы у человека пропала вера, то он не то чтобы из дома, из-под одеяла не вылез бы, так и умер, боясь всего на свете. Без веры не один человек в мире не достиг бы успехов ни в одном деле. Но вера бывает разной, как и ее состояния и ее степени.

 

Я вспоминаю те счастливые дни, когда я поверил в Бога и твердо решил стать христианином. Узнав о моем решении изменить свою жизнь, многие мои родные и друзья начали задавать один и тот же вопрос: «Ты правда веришь в Бога?». Очень долгое время я не мог понять, почему этот вопрос их так интересует. Ну, во-первых, все спрашивающие никогда не отрицали само существование Бога, а во-вторых все были крещеными людьми.

Ответ на мое недоумение пришел значительно позже, когда я уже воцерковился и стал жить церковной жизнью. Дело в том, что в психологии мирского человека заложена следующая схема: «я верю, потому что могу проверить». Следовательно, если человек не может что-то проверить, значит не может и поверить. Такой человек будет убеждать вас в том, что он верит в Бога, но для него Бог будет теряться где-то за пределами фразы «что-то там есть… а может и нет…».

 

Наверняка в вашей жизни встречались люди, которые говорили: «Как ты можешь верить в Бога, Его же никто не видел?» Или аргумент атеистов: «Мы не верим в загробную жизнь, потому что оттуда ещё никто не возвращался». Можно привести не мало примеров, но все они будут привязаны к схеме: «я верю, потому что могу проверить, и не верю в то, что не могу проверить».

 

Конечно, нам, прежде всего, нужно разобраться в терминах и понятиях. Что именно мы вкладываем в слово «вера», какое смысловое наполнение даем этому слову, когда говорим: «Верую во единого Бога Отца…».

 

Совсем недавно я разговаривал с родственником, который был среди тех, кто спрашивал о моей вере в самом начале моего христианского пути. Это человек очень добрый, хоть и далекий от веры в Бога. Когда я поинтересовался, какой смысл он вкладывает в понятие «вера», то он буквально по-профессорски отчеканил: «Вера – это дело психики человека. Это когда человек анализируя что-то, дает оценку и через это формирует свое мировоззрение, поведение и волю». Очень сложное определение, но видно сразу, что человек не раз думал об этом и потому так почти по-философски выразился.

 

На самом деле, то определение, которое он дал, относится не к вере, а к убеждению. Например, к нам на улице подходит молодой человек и предлагает услуги по установке железных дверей в дом. Парень рассказывает о том, какие они прочные и надежные, и самые разнеможные. Мы оцениваем информацию и принимаем решение. Наше решение в данном случае зависит от того, убедил ли человек нас купить дверь или нет. Вера тут совсем не причем.

 

Или ещё пример. Когда немцы слушали Гитлера и давали оценки тому, о чем он говорил, то они убеждались в победе третьего рейха, они верили в это и потому, как зомбированные шли войной на государства.

 

Я хочу подвести к тому, что в мирском понимании убеждение и вера — это слова синонимы. Мирские люди рассуждают так: если человек в чем-то убежден, значит, его можно разубедить. Вот и начинаются бесконечные попытки доказать, что Бога нет или что Он есть, но православие о Нем ничего не знает. Вся проблема в том, что люди не понимают одного, православная вера — это не является убеждением, это вообще совершенно не то, что они вкладывают в понятие веры. 

 

Вера – это не комплекс знаний. Достаточно вспомнить разбойника на кресте, разве он знал все учение Церкви? Вспомните мученика Анатолия Никодемийского, который будучи язычником, увидел, как мучают влмч. Георгия Победоносца вызвался умереть вместе с ним, решив стать христианином. Будущий апостол Павел обратился ко Христу вовсе не после беседы с христианским проповедником.

 

Христианская вера — это не только знания, но прежде всего таинственная встреча нашего сердца с Господом. Иуда Искариот видел и знал не меньше остальных апостолов. Более того, апостолы совершали чудеса силой Божьей, и нигде в Евангелие не сказано, что у Иуды что-то не получалось. Однако его сердце было закрыто для Господа и потому он оказался предателем Бога.

 

Вера – это прежде всего наша реакция на те знания, которые предлагает нам Церковь.

 

Много лет прошло с того момента, как мне задавали вопрос: «Ты правда веришь в Бога?». Теперь я понимаю почему люди спрашивали об этом. Они не знали Бога, потому и спрашивали, принимаю ли я на веру, без доказательств тезис о существовании некой высшей силы, называемой Богом. В представлении тех людей, моя вера была не чем иным, как убеждением. Они рассуждали так: начитался чего-то или наслушался кого-то, вот и мнит теперь себя вернующим человеком. Одному Богу известно, сколько у меня было разговоров, в которых люди пытались разубедить меня в вере.

 

Чтобы глубже понять христианское представление о вере, давайте обратимся к древнееврейскому языку. На древнееврейском слово «вера» звучит как «эмуна». Оно происходит от слова «аман», которое переводится, как верность. То есть вера, это понятие максимально близкое к понятию преданность и верность. В этом смысле обратная сторона христианского понятия «вера в Бога» будет – «Вера Богу». Иными словами, мы не верим во что-то абстрактное, во что-то, о чем мы прочитали или услышали без малейшего на то подтверждения. Наша вера всегда имеет обратную связь. Поэтому мы не только верим в Бога, но и верим Богу, потому что знаем Его, а Он знает нас.

 

В древнем житии мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии рассказывается, что, когда десятилетнюю Надю, палачи подвесили за ноги и начали строгать ее железными когтями, ее тело кусками падало на землю, а из отрубленных мест кровь лилась потоком. Палачи в забрызганных детской кровью одеждах были в недоумении. Десятилетний ребенок не издавал рыдания, не кричал от боли, но ее лицо светилось улыбкой, а из ран исходило чудное благоухание. Что скажут на это люди, думающие о вере, как об некоем убеждении? Разве может десятилетний ребенок быть в чем-то убежденным настолько, чтобы с улыбкой терпеть такие ужасы?

Христианская вера — это не убеждение, это общение с Богом, это переживание Его любви и милосердия и бесконечной заботы о каждом человеке. Мученица Надя смотрела в глаза Христу, когда из ее тела брызгами вырывалась кровь из отрубленных мест. Никакое убеждение, никакая логика не может дать такое сверхчеловеческое терпение и силу.

 

Безусловно, некоторые люди имеют дар убеждения. Несколько лет назад, я видел, как один христианин проповедовал в доме для престарелых. Он говорил очень пламенно, но вся его проповедь была построена на логических умозаключениях. Он силился убедить людей в существовании Бога. Молодой проповедник приводил множество научных доказательств, десятки свидетельств великих писателей, ученых и т.п. Когда он закончил, я видел, как у нескольких людей зажегся огонек в глазах. Они о многом спрашивали и видно было, что этот интерес жизненный. Спустя полтора года мы опять посетили этот же дом престарелых. Конечно же, первым делом молодой миссионер поспешил навестить тех старушек, которые задавали вопросы. К его удивлению и разочарованию бабушки не только не стали христианками, но предпочли вместо Библии книги о магии, гадании, хиромантии и т.п. Конечно, они не отрицали Бога, но и не были верующими. Логические доказательства могут убедить человека в существовании Бога, но они никогда не смогут сделать человека верующим в высшем смысле этого слова. То есть полностью доверяющим Богу, как Авраам, как Давид, как Моисей, как апостолы и все новозаветные святые. Человек просто убежденный в существовании Бога никогда не сможет пожертвовать собой для служения Ему.

 

Примечателен случай проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы. Книга Деяний св. апостолов повествует нам, что после проповеди апостола Петра в тот день крестилось около трех тысяч человек. Что же подвигло людей креститься? Неужели только лишь одна проповедь Петра? Безусловно, этому действию способствовала благодать. Сердца слушающих апостольскую проповедь, впервые встречались с Господом и буквально таяли от благодати Святого Духа. Вера — это всегда общение с Богом. Тут не действуют законы логики или убеждения, вера — это тайна, наша тайна общения с Творцом.

 

Некоторые пытливые умы спросят: разве нельзя представить, что ап. Петр просто говорил слишком убедительно? Таким людям хочется вновь привести в пример житие мученика Анатолия Никодемийского. Он не слышал проповеди, с ним никто не вел дискуссии, убеждая его в существовании Бога. Мученик Анатолий просто увидел, как мучают великомученика Георгия Победоносца и, увлекаемый благодатью, открыто заявил, что он христианин и ему тут же отрубили голову. Святой Анатолий пережил присутствие Бога и Его любовь, весь мир померк перед Анатолием, его сердце исповедовало Христа.

Вера христиан — это всегда переживание Того в Кого веруешь.

 

Теперь мы видим насколько разнятся смысловые наполнения термина «вера» у христиан и нехристиан. Для одних вера — это просто убежденность или какие-то формы убеждения, для нас же это таинственное общение с Богом.

 

Но мы знаем, что Бог не постижим. Мы так же знаем, что все знания о Нем, это только то, что Он Сам пожелал о Себе открыть. И если вера — это преданность Богу и непосредственное общение с Ним, значит все предваряет таинственная встреча с Ним. Ведь невозможно узнать непостижимого, если только Сам непостижимый не откроется тебе. Эта встреча бывает разной, но в том, что она была не остается никаких сомнений. Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Христос не говорит: я постучал или постучу, но говорит о постоянном стуке в сердце человека. Верить человек начинает тогда, когда принимает этот стук, когда открывает свое сердце для Евангелия. В этом смысле вера — это дар Божий. Ведь если Христос не постучал бы к нам в сердце, мы никогда не открыли бы Ему. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру».

 

Я часто вспоминаю стук Христа в мое детское сердце. Я не знал ничего о христианстве, хоть и был крещен с детства. Но когда мне было очень тяжело и страшно, я обращался с молитвой к Богу. Будучи ребенком, я не знал, как молиться Богу, да и рассказать было некому. Поэтому я на всякий случай называл имена богов всех религий. Детское сердце, каким-то чудесным образом чувствовало, что Бог един, и потому я рассуждал так: буду перечислять имена, среди них точно есть истинный Бог, и Он меня услышит, как только я произнесу правильное Имя. Начинал я с Бога Отца, а заканчивал Буддой и Аллахом. Я узнал о Христе, когда мне было 24 года. Но, как же бесконечно я благодарен Господу, что, не смотря на те сумасшедшие детские молитвы, Он все равно откликался и принимал участие в моей детской и юношеской жизни.

 

Как уже говорилось выше, вера может быть в Бога, а может быть и в свое представление о Боге. Как правило второе встречается намного чаще чем первое. Обычно происходит таким образом – человек ощущает некую неудовлетворенность в душе касательно какого-то вопрос о духовном. У него образуется некая пустая ниша, в которую обязательно нужно заполнить. Как правило человек редко берет в руки священное Писание или книги св. Отцов или спрашивает у священника или миссионера. Чаще всего, он начинает заполнять пустующую нишу своим рассуждением, своим чувствованием. То есть тем, как реагирует его сердце на тот или иной вопрос. А дальше начинается сбор информации, подтверждающей этот отклик. Таким образом человек строит свое личное Евангелие в душе.

 

Однажды я общался с человеком, который был убежден, что Иисус — это Сын Божий, но не Бог. Спрашиваю его: «Как ты пришел к такому мнению?» А он отвечает: «Ну, как же, вот я отец своего ребенка. Я, во-первых, старше, во-вторых, я отец. Как мой ребенок может быть, как я? Я всегда буду больше и авторитетнее его». Тогда спрашиваю у него: «Ты читал Евангелие?». А он мне прямым текстом - «А зачем мне Евангелие, что я глупый что ли, так не понимаю?». Вот классический пример того, как человек верит не в Бога, а в свое представление о Нем. Такая ложная вера настолько костенеет, настолько цементируется, что ее практически невозможно пошатнуть. Для таких людей только особые ситуации в жизни начинают приводить к познанию истиной веры.

 

К сожалению, и в церковной среде очень много людей в большей или меньшей степени верующих в свое представление о Боге. Сегодня очень небольшой процент хорошо знакомых со свщ. Писанием и серьезными богословскими творениями св. Отцов. Это все печально свидетельствует о том, что мы довольствуемся своим представлением о вере и убеждены, что его достаточно для нашего христианского пути.

 

Недавно я посоветовал своей знакомой, которая является христианкой уже больше 15 лет, почитать «ЗАКОН БОЖИЙ» Серафима Слободского. Через несколько дней она звонит мне и говорит: «Как же так, я всю жизнь вот так верила, а оно вон как! Получается, что я только начала свой путь воцерковления, начала его с чтения этой книги!» Конечно, можно порадоваться за сестру, но в общем перед нами предстает печальная картина. Да, безусловно в православном понимании вера состоит, как бы из двух частей, первая это непосредственное общение с Богом, а вторая это знания о Боге. Но искаженное знание о Боге рано или поздно приводит человека к искаженному общению с Господом и прелести.

 

Каждую Литургию перед тем, как начать пение Символа Веры, звучит возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…». Обратите внимание не только на призыв любить друг друга, но и на призыв пребывать в единомыслии. Мы должны иметь одну и ту же веру с Божьей Матерью, Николаем Чудотворцем, святителем Иоанном Златоустом и пр. святыми. Я сейчас не говорю о духовных подвигах и добродетелях, а о знании догматов, Писания, богослужения и пр. Сколько в нас разномыслий и разногласий. Одни думают так, вторые эдак, третьи вообще никогда не думали. Но, как же мало тех, которые не ленятся открыть духовные книги и почитать, как правильно нужно верить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.066 с.)