Нас ради человек и нашего ради спасения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нас ради человек и нашего ради спасения



 

Как мы уже говорили, само имя Иисус означает – Спаситель. Церковь, начиная говорить в Символе Веры об Иисусе Христе, первым делом подчеркивает, что Христос пришел ради нас и ради нашего спасения. Но от чего нас спасает Христос? Хочу подчеркнуть, что это ключевой вопрос нашей веры.

В представлении протестантов, Христос воплотился чтобы, пострадав, умилостивить Бога Отца, справедливость Которого требует страшного наказания для всего человечества – адских мук.

Для протестантов (впрочем, как и для католиков) грех Адама выглядит сугубо юридически. Бог Отец дает заповедь, Адам и Ева ее нарушают и тем самым прогневляют Бога Отца, Который изгоняет их из Рая и проклинает за такой поступок праотцов и всю природу. И вот с тех пор, по мнению протестантов, каждому человеку, который рождается на этот свет, Божие правосудие вменяет повинность адамова греха.

Для протестантов Христос является как адвокат, заступник, который спасает человека от гнева Бога Отца только тем, что берет всю ответственность человеческого греха на Себя Самого.

Следует сказать, что такого антиправославного представления о спасении придерживаются многие современные христиане, считающие себя православными. Такая модель понимания учения о спасении является не только ужасной, но и богохульной.

В протестантском представлении с человеком ничего не произошло, просто оступился и теперь несет наказание и проклятие, а Бог все никак не может его простить. Для прощения требуется Жертва Сына Божьего.

То есть у протестантов проблема не в человеке, проблема в Боге. Человек, как был грешником, так им и остался. Более того, распяв Сына Божьего, человечество только умножило число своих грехов. Но изменилось почему-то отношение Бога Отца к нам.

Странное дело, Отец гневался, не хотел прощать людей, а после того, как люди убили Его Сына, взял и простил грехи. Представьте, что вы причинили большое зло своему соседу, тот написал заявление в полицию и вас должны судить. Узнав об этом, вы убиваете его ребенка и, сосед тут же забирает свое заявление и говорит: «Ну все, теперь можно забыть старые обиды, давай дружить». Сумасшедшая картина? Но также безумно выглядит и протестантское да и католическое понимание о спасении. Выходит, что Христос не изменил мир, не изменил человека, а изменил отношение Бога Отца к миру и к человеку.

Совершенно иное учение о Спасении мы находим в недрах Церкви. Согласно православному учению грех – это, прежде всего, болезнь, именно так его определяет 102 правило VI вселенского собора. О том что грех это болезнь и что Господь не просто прощает, а именно исцеляет грех (исцелить омжно только болезнь), сказано было ещё во Второзаконии. Читаем в церковнославянском переводе – «и исцелит Господь грехи твоя и помилует тя, и паки соберет тя от всех языков, в няже разсыпа тя Господь Бог тамо» (Втор.30:3).

Так же у святителя Григория Нисского мы находим – «Пророк Давид болезнями смертными и бедами (ср.: Пс. 114, 3) назвав грехи, указывает и предел, к которому окончательно приводит свойство греха, и который есть не иное что, как скорбь и болезнь» (свт. Григорий Нисский, 19, 52). Златоуст говорит – «Как расслабление есть болезнь тела, так грех — болезнь души».

Симеон Новый Богослов дает более оширное рассуждение – «Человек страдает некою сокровенною болезнью великою и неудобопознаваемою, которая так велика и так чрезмерна, что подобной никогда не было и никогда не будет. Почему необходимо было Самому Богу прийти, чтоб исправить и уврачевать ее. При всем том однако ж люди не знают о том и живут в совершенной беспечности, нисколько не печалясь из-за болезни сей по причине нечувствия своего. Ибо кто знает сию болезнь, тот и чувствует ее; кто чувствует, тот болит о том душой; кто болит, тот ищет оздравления и всячески старается уврачеваться от болезни той».

 

Итак, грех — это смертельная болезнь, которая не только искажает природу человека, приносит смерть, но и что самое страшное, делает невозможным пребывание человека в Боге и Бога в человеке. Не потому, что Бог чего-то не может, а потому что поврежденная грехом человеческая природа не может выдержать в себе Бога.

Обратите внимание на образы, которые предлагает нам правило ко Причастию: «Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава; oле страшнаго таинства!», «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», «Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя», «Се приступаю к Божественному Причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойныя попаляяй», «... огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи» и пр.

Все эти образы одновременно вмещают в себя трепет, удивление и умиление. Разве это неудивительно, что человек в образе травы не сгорает, принимая в себя огонь?

Из этого образа несложно усвоить две вещи:

1) учитывая удивление, мы видим, что человек до какого-то момента не мог даже приблизиться к Богу и остаться в живых (не сгореть);

2) с человеком произошло нечто, в связи с чем он имеет возможность не только приближаться к Богу, но и принимать Его в себя, делаясь причастником Божества.

Понять с какого момента человек уже не мог без смертельных для себя последствий даже видеть Бога, совсем не сложно. В книге Бытия мы находим, что Бог не только общался с людьми, но и пребывал с ними непосредственно и люди имели великое счастье лицезреть Бога. После грехопадения человек уже не может видеть Бога. Например, на желание Моисея увидеть Господа, Он отвечает ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Сопоставьте это со словами апостола Иоанна: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан.3:2).

Ветхозаветный человек не мог увидеть Бога и остаться в живых, а новозаветный не только имеет возможность увидеть Его, но и быть подобным Ему. Вот, что сделал Христос, Он вернул нам возможность быть с Богом, уничтожил смертельную для человека дистанцию между Творцом и человечеством. Не Бога изменил Христос, не Его отношение к миру и к людям, а человека. Бог стал человеком, чтобы человек смог стать богом по благодати.

Дистанцию между Богом и человеком невозможно было сократить только усилиями человека. Ситуация напоминала болезнь под названием «буллезный эпидермолиз», в народе более известную, как «болезнь бабочки». Эта болезнь, при которой любое, даже незначительное прикосновение к человеку сразу вызывает повреждение кожи с почти моментальным образованием пузырей и эрозий. Представьте себе картину, ребенок тянется к маме, чтобы та взяла его на руки, но мама не может, так как это причинит страшную боль ее ребенку и в некоторых случаях даже смерть.

Иными словами, человек желает быть с Богом, Бог желает быть с человеком, но единственное препятствие — это грех и вызванная им дистанция между Богом и человеком. И вот эту дистанцию, как сказал один современный богослов – «ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога», Христос заполнил Собою. Не прекращая быть Богом, Он стал человеком.

Христос создал Церковь, в которой оставил спасительные Таинства, в которых человек может не только получать благодать, но и буквально соединяться с Богом. Бог есть Дух. Его невозможно каким-либо образом увидеть или потрогать, чистейший Дух не имеет формы или границ и является непостижимым для всех творений.

Церковный догмат гласит, что человеческая природа Спасителя не слитна и нераздельна с Его Божественной природой. То есть Божество Христа не поглощает Его человечество, и человечество Спасителя не растворяется в Божестве. Ввиду этого нам оставляется Таинство Причастия. Мы причащаемся того, что можно увидеть, потрогать, но то что видимо и не слитно и нераздельно соединено с Божеством Христа. Мы так же знаем, что Троица единосущна и нераздельна. Следовательно, причащаясь Христа, мы соединяемся не только с Божеством Спасителя, но и с Отцом и Святым Духом.

Христос мучительно умирает на Кресте не потому, что Он приносит Себя в Жертву Отцу или, как учили некоторые, дьяволу, но, как говорит в огласительных беседах святитель Кирилл Иерусалимский: «Он раскинул руки Свои на кресте, чтобы обнять всю вселенную».

В этом существенная разница в протестантском, католическом и православном понимании спасения. Протестанты учат, что Христос пришел, чтобы умереть, а православные учат, что Он пришел, чтобы воскреснуть.

Мы верим, что Бог «спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3:21). Мы спасены не смертью Спасителя, а тем, что сама смерть оказалась в Нем бессильна.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Тление изгоняется натиском жизни». Христос не пассивная Жертва обстоятельств, Он священнодействует на Кресте, Он пришел чтобы взойти на Крест и на нем победить смерть, через Крест вернуть человечеству жизнь, то есть Самого Себя: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25) и в другом месте Спаситель говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан.10:10). И вот уже вместе с апостолом церковь восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55).

Как видим, Христос пришел нас спасти от греха и его последствия, а не умереть для того, чтобы умилостивить Бога Отца.

В первом томе творений, святитель Григорий Богослов пишет: «Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь — кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но <получает> самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было осветиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием».

Бог пришел на землю, чтобы спасти человека не от ярости Отца, как считают протестанты, а от греха. Мы наследуем от Адама и Евы не вину прародителей, а грех, смертельную болезнь. Преподобный Марк Подвижник в нравственно-подвижнических словах пишет, что «мы наследовали по преемству не преступление, но смерть: ибо нельзя было нам, происшедшим от мертвых, быть живыми».

Как видим, Церковь учит, что мы наследуем смерть, а не вину прародителей. Более того, святоотеческое учение гласит, что Бог Отец, прежде чем послать к нам Своего Сына, заранее простил все наши грехи, об этом пишет в пятом томе творений святитель Василий Великий: «Бог для отпущения наших грехов ниспослав Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем».

Некоторые люди полагают, что Бог нас спас от неминуемой адской участи и поэтому большинство их молитв посвящено просьбам ко Господу об избавлении от ада. Люди часто не задумываются, что ад — это только следствие, а причина ада – грех. Христос нас спас, прежде всего, от греха, от проклятия и в конце концов от смерти.

Иоанн Златоуст учил, что просто молитва об избавления от ада ради страха ада ничего не стоит, если мы не будем просить прощения за то, что оскорбили любящего Отца, ударили Его руку. Рай — это не просто ощущение радости, это радость пребывания с Богом, это возвращение домой, назад в свою семью. Вот, что дал нам Христос, возможность вернуться туда, откуда мы все родом. Он разрушил эту стену греха, Он не просто построил, а сам сделался мостом, по которому проходит человек через пропасть, разделявшую его и Бога.

Христос, стал единственным посредником между Богом и человеком: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Апостол называет Христа посредником ввиду того, что в Нем непостижимым образом соединены две стороны: человеческая и божественная, поэтому Он является в некотором смысле мостом, соединяющим обе стороны, посредником между Богом и человеком.

Более того, мысль о спасении человечества возвращает нас к тому времени, когда человечества ещё не было, к тому самому моменту, когда Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). К кому обращается Бог с этими словами, с кем держит совет? Некоторые толкователи священного Писания согласны с мыслью, что эти слова являлись вопросом Бога Отца к Богу Сыну. Всемогущий Бог предвидел, что созданный Им человек падет и Богу Сыну придется стать человеком, пострадать и спасти человечество. Сын соглашается – создадим.

Удивительно, Бог влюбляется в человека ещё до того, как Он его создал. Как родители, готовясь к рождению ребенка, готовят детскую комнату и заранее окружают его родительской заботой, так и Бог, создает все и только потом человека. Бог создает человека, заранее зная о последствиях. В самом основании замысла человека лежит Жертва Христа. Сын Божий ввиду божественного предвидения, прежде создания человека, дал согласие на Крест…

Бесконечна любовь Божия. Христос пришел в этот мир ради нас и ради нашего спасения. Он любил, и будет продолжать любить человечество всегда. Он Сам говорит: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» (Иоан.15:9). Отец возлюбил Сына ещё до создания всего, да и вообще само слово возлюбил сказано в контексте времени по нашей немощи, так как Бог есть любовь, а, значит, любовь между Отцом и Сыном была всегда, как и свидетельствует Спаситель: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Иоан.17:24).

Если Христос возлюбил людей так же, как Его возлюбил Отец, то есть прежде основания мира, то выходит, что Его любовь к нам начинается ещё задолго до нашего создания. Удивительна любовь Божия. Бог спасает человечество, становится человеком, чтобы человек смог стать богом.

 

 

СШЕДШАГО С НЕБЕС

Слова о том, что Христос сошел к нам с Небес, прежде всего, указывают на Его Небесное бытие. Но не стоит эти слова понимать в том смысле, что вторая Ипостась Пресвятой Троицы каким-то образом переместилась в пространстве и сошла к нам на землю. Мы знаем, что Бог бесконечен и вездесущ. Следовательно, Ему некуда перемещаться, так как Он и так везде. Перемещаться нужно только тому, кто ограничен, а Бог безграничен, и поэтому к Нему нельзя применить такую мысль.

Говоря о том, что Слово Божие сошло к нам с небес и «… стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан.1:14), мы, прежде всего, исповедуем, как снисхождение к нам. Евфимий Зигабен рассуждая над этими словами, дает такой комментарий: «сошествие надо понимать не как перемещение из одного места в другое, а как снисхождение к нам». То есть слова «сшедшего с небес» нужно понимать следующим образом: как на небесах Его видят и Ему полностью покорны ангелы, так в Своем Рождении, Он становиться видимым и на земле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.02 с.)