Воплотившагося от Духа свята и марии девы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воплотившагося от Духа свята и марии девы



Эти слова были, прежде всего, направленны против тех ересей, которые учили, что Спаситель или вовсе не воплощался от Девы Марии, или воплощался, но Его зачатие было естественным для людей способом.

Во II веке в Риме появился молодой проповедник Валентин. Своим красноречием и блестящими проповедями он приобрел славу православного богослова и проповедника. Но, к сожалению Валентин, недолго продержался на пике этой славы. Тщеславие и гордыня начали вить свое гнездо в сердце проповедника. Вскоре, он задумал хитростью получить место епископа в одной из местных епархий. Попытка оказалась неудачной и Валентин с уязвленным тщеславием, удалился от Церкви и основал собственную гностическую школу. Имея особый дар красноречия, он довольно быстро приобрел множество последователей. Таким образом, образовалась целая еретическая школа, учение которой впоследствии получит название «валентианство», по имени ее основателя.

По сути, учение Валентина представляло собой большой клубок различных ересей, большинство из которых он придумал сам. Валентин отрицал воскресение плоти Спасителя, активно выступал против книг Ветхого Завета, но самой яркой из всех ересей было его учение о плоти Христа.

По учению Валентина человеческое тело, Спаситель не мог получить от Пресвятой Богородицы, потому что оно всегда являлось часть природы Слова Божьего и всегда пребывало на Небе вместе с Ним. На вопрос христиан: «Как же вы объясните само Рождество Христово?» Валентин отвечал так: «Христос использовал Деву Марию, как трубу, чтобы через Нее телепортировать Свое Тело и соответственно Себя в этот мир». К этой просто сумасшедшей ереси Валентин добавлял учение о том, что раз тело у Христа было всегда, значит и Христос изначально был ограниченный и сотворённый Богом Отцом.

Нужно сказать, что наряду с монархианством ересь валентианства распространялась не меньшими масштабами. Помимо этих двух масштабных еретических школ, Церковь была буквально раздираема и от других ересей. Тогда существовали ереси алогиан, адамитов, антикратов, варвелитов и пр.

Так же активно проповедовалась ересь, которую основал некий Апелл, который учил, что Христос произошел не от Девы Марии, а из четырех стихий и по вознесению просто растворился в небесах. Следует напомнить, что вся эта картина происходит на фоне периодических гонений на Церковь. Только чудом и искренней преданностью святоотеческому преданию удалось сохранить истину неповрежденной.

Полемика валентинианской школы шла на разных уровнях. Доходило до того, что они учили о том, что в утробе Богоматери был образован обыкновенный человеческий плод, который, впоследствии, уступил место Богу. Именно против этой ереси посвящены слова святителя Григория Богослова: «Если кто говорит, что в Деве образовался человек, потом уступил место Богу, то он осужден».

Православная Церковь учит, что человечество Спасителя никогда не существовало отдельно от Божества Сына Божьего. С момента зачатия, человеческая природа Спасителя всегда была и есть, и будет не слитно и нераздельно с Его Божеством.

Святитель Кирилл Александрийский учил: «поистине собственно Слову все животворящему, собственно так, как если бы случилось кому-нибудь из нас называть свое тело собственным». То есть Христос пользуется Своим Телом так же, как мы пользуемся своим. Преподобный Иоанн Дамаскин в точном изложении православной веры дает более строгое догматическое определение: «само Слово сделалось для плоти Ипостасью. Следовательно, одновременно с тем, как образовалась плоть, она была уже плотью Бога – Слова».

Чтобы оградить Истину от подобных ложных учений, святые Отцы Никейского собора выработали догматическое определение, что Христос именно воплотился, а не образовался из стихий или телепортировался через Марию. Что человеческая природа была зачата сверхъестественным способом Девой Марией от Святого Духа, а не так, как учили еретики, что Тело Спасителя было зачато обыкновенным способом, а потом просто уступило место Богу.

 

МАРИИ ДЕВЫ

Символ Веры подчеркивает, что Мария есть Дева, то есть девственница, никогда не знавшая мужа и оставшаяся девой даже после Рождества Христова. Эти слова были направлены против зарождавшейся ереси, которая отрицала не только девственность Богоматери, но сверхъестественное зачатие Христа. В частности, речь идет о еретическом учении Карпократа, он жил во II веке, в Александрии. Карпократ принадлежал к гностическим школам, которые в то время были особенно распространены. Он учил, что прийти к истинному прозрению и видению вещей, можно только через всевозможные плотские грехи, включая и противоестественные. Впоследствии, основываясь на учении Карпократа, в Риме обоснуется блудная секта каинитов, в которой будет проповедоваться свальный грех с общностью жен. Следует сказать, что Карпократ в своих гнусных проповедях не однократно привлекал имя Божьей Матери, чем вызывал очень яростное негодование со стороны верующих христиан.

Таким образом, начали появляться различие крупные и малые секты и ереси, выступавшие против учения о девственности Богородицы. Именно против таких ересей отцами вселенского собора была сделана вставка о том, что Мария есть Дева.

 

Воплощение и вочеловечение

Обратите внимание, что в третьем члене Символа Веры стоят два слова: «Воплотился» и «Вочеловечился». Следует сказать, что само слово «воплощение», по сути, означает всего лишь восприятие плоти и является недостаточным для обозначения того, что Христос воспринял всю полноту человеческой природы. Поэтому отцами Вселенского собора была сделана добавка о вочеловечении Спасителя.

В те времена уже появлялись зачатки ереси, которую, впоследствии, в середине IV века сформулирует Аполлинарий Лаодикийский. Аполлинарий пытаясь рационально объяснить, каким образом Христос принял человеческую природу, пришел к выводу, что Спаситель просто не мог воспринять человеческую природу во всей своей полноте.

Аполлинарий рассуждал так: если в человеческой природе есть дух, душа и тело, а из этих трех дух есть ум (платониская система), то выходит, что или во Христе должно быть два ума, т.е. две личности или же Христос просто воспринял только человеческое тело с неразумной душой, и тогда все выходило для Аполлинария вполне логично. Но из этой формулы следовало, что Спаситель хоть и воплотился, но не до конца вочеловечился, так как не имел человеческого духа, и поэтому не вполне мог называться человеком в полном смысле этого слова.

Многие святые отцы выступили с полемикой против Аполлинария и его учения. В этой полемики был сформирован богословский принцип, который звучит так: «невоспринятое не уврачевано». То есть, если мы говорим, что Христос спас всего человека, то значит в это «все» входит весь человек, и душа, и дух, и тело.

Святитель Григорий Богослов по этому поводу писал так: «Ум в Адаме не только пал, но первый был поражен, ибо что приняло заповедь, то и не соблюло заповеди, то отважилось и на преступление, и что преступило, то наиболее имело нужду в спасении, а что имело нужду в спасении, то и воспринято. Следовательно, воспринят ум».

Чтобы обозначить не только воплощение Спасителя, но восприятие Им всей полноты человеческой природы, был создан термин «вочеловечение».

В то время, как появился такой термин, у некоторых людей начал возникать вопрос следующего характера: «Если Христос полностью принял нашу природу, то, как различить, где Личность Христа, как Бога, а где Личность Христа, как человека?»

Дело в том, что ошибка кроется уже в самой постановке вопроса. Как мы уже говорили раннее, Христос назван Единым именно потому, что в Нем не две личности, а одна. Христос действительно имеет человеческое тело и человеческую душу с их естественными человеческими свойствами и способностями. Однако, именно Христос имеет, то есть обладает человеческой душой и телом, пользуется этой природой, как Своей собственной. То есть Личность одна – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Которое пользуется своей человеческим телом и душой, как мы пользуемся своими, а лучше сказать, как наши тело и душа именно наши, так и для Христа Его Тело и Его душа.

В древности появлялись некоторые заблуждения, которые предлагали отдельно поклоняться и почитать человеческую и Божественную природу Иисуса Христа. Но Церковь объявила анафему тем, кто будет разделять почитание двух природ во Христе и каждой природе оказывать отдельное почтение. (Анафема содержится в 10-ом анафематизме V Вселенского Собора).

Поэтому нам, православным, совершенно чужда и не понятна католическая практика поклонения «Сердцу Иисусову». Следует сказать, что изображения Христа с сердцем в колючей проволоке (католическая икона «Сердце Иисуса») является еретическим и для православного христианина является недопустимым для использования в религиозной жизни.

Говоря о вочеловечении Спасителя, Церковь вывела четыре термина: неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Неслитно - Природы в результате соединения не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных. Оба естества пребывают в Лице Спасителя как именно два различных естества, Божественное и человеческое.

Неизменно (непреложно) - В результате соединения ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не приложилось в Божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя, сохраняя тождественность своих качественных определений. То есть Христос стал человеком, при этом, не переставая быть Богом.

Нераздельно - Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они, тем не менее, не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова. То есть не было и не будет такого, чтобы человеческая природа существовала отдельно от Божества Христово.

Неразлучно - Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение. Иными словами, Господь наш Иисус Христос, однажды став человеком, уже никогда не станет чем-то другим, а всегда будет человеком и Богом в полном смысле этого слова.

 

Беседа №15

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

Часть IV

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.009 с.)