Распятаго же за ны при понтийстем пилате, и страдавша, и погребенна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распятаго же за ны при понтийстем пилате, и страдавша, и погребенна.



В первый век христианства, когда апостолы только разошлись для того чтобы проповедовать Евангелие по всему свету, в городе Самарии жил некий Симон, который занимался волхованием (колдовством). Его способность к общению с потусторонним миром принесла ему немалую славу, многие восхищались им, но многие и побаивались, так как волхв имел дело с бесами. В священном Писании прямо говорится, что Симон буквально изумлял самяран своим волхованием: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян.8:9).

К тому времени в Самарию для проведи Евангелия прибыл святой апостол Филипп. Он так горячо проповедовал Евангелие Господа Иисуса Христа, Который совершал множество чудес руками апостола, что многие самяряне уверовали и решили креститься. Среди слушающих проповедь Евангелия находился и Симон волхв. Видя столь небывалые чудеса, которые совершаются руками апостола Филиппа, и слыша его проповедь, Симон тоже решил принять крещение. Но вера Симона не была искренней. Его привлекал не краеугольный камень проповеди, то есть Спаситель, а чудеса, которые совершал Христос через апостола.

Вскоре, в Иерусалиме стало известно, что многие самаряне крестились и стали христианами. Тогда было принято решение послать к ним святых апостолов Петра и Иоанна Богослова, чтобы по их молитвам через возложение рук самяряне получили Святого Духа.

Следует сказать, что в Библии неоднократно описывается, как люди после получения Святого Духа, тут же входили в особое духовное состояние, в котором они и пророчествовали, и говорили на иных языках и совершали множество действ не свойственных обычному человеку. Так благодать Святого Духа, чудесным образом проявлялась в первых христианах.

Видя, какие действия производит возложение рук апостолами, Симон собрал все свои сбережения и принес апостолам Петру и Иоанну. Подойдя к ученикам Христовым, Симон начал просить, чтобы апостолы за денежное вознаграждение дали ему власть также возлагать руки: «дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян.8:19).

Такое предложение Симона было оскорбительным для христиан. Апостол Петр строго обратился к Симону: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян.8:20-23). Слова Петра сильно устрашили Симона, и он только смог пролепетать: «Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (Деян.8:24). После чего Симон удалился, а апостолы, проповедуя Евангелия, пошли назад в Иерусалим.

Следует сказать, что дерзость поступка Симона запомнилась в церковном сознании. С того времени продажа или покупка священства стала называться симонией, по имени Симона Волхва.

Дальнейшую судьбу Симона Волхва мы уже находим не на страницах Библии, а в священном Предании. Святой мученик Иустин Философ в своей синтагме рассказывает, что после того события, Симон Волхв, по всей видимости с уязвленной гордыней, оставил Самарию и отправился в город Тир. Это был финикийский город, который в то время был одним из крупнейших торговых центров. Прибыв в Тир, Симон отправился в один из домов, которые предоставляли эскорт услуги того времени. Там он увидел Елену, проститутку, которая торговала собой в этом доме более 10 лет. На отвергнутые апостолами деньги, Симон решил выкупить Елену. Но его мотивы были совсем не христианскими. Выкупив блудницу, он начал везде учить, что она не просто женщина, а воплощенная мысль верховного Божества. Именно через нее, как учил Симон, Бог родил архангелов и ангелов, которые впоследствии сотворили весь мир.

Чтобы привлечь внимание людей, Симон вновь начал изумлять людей волхованием. Вскоре, когда образовался определенный круг почитателей и последователей Симона, он объявил себя «Богом Отцом», а Иисуса Христа своим проявлением в этом мире. Многие люди, видя чудеса, которые совершал Симон, поверили ему и стали распространять его лжеучение.

Cвоим колдовством Симон прельстил умы очень многих людей. Сам император Клавдий увидев однажды, какие колдовские чудеса совершает Симон, принял его за бога во плоти и повелел около реки Тибр поставить ему памятник с надписью: «Симону, святому богу». Некоторые историки полагают, что Симон Волхв явился родоначальником гностицизма и вообще всех ересей Новозаветной Церкви.

Спустя некоторое время, находясь уже в Риме, Симон услышал, как проповедует апостол Петр. Многие люди внимали Евангелию и крестились, оставляя идолопоклонение и ложные верования. Симон волхв, видя, как его почитание становится меньшим, а многие из его последователей стали христианами, начал открыто противодействовать проповеди апостола.

Из жития апостола Петра можно прочитать, что Симон открыто прекословил апостолу Петру, когда тот проповедовал на площадях, вызывал приведения, которые кланялись ему как богу, исцелял хромых и совершал различные чудеса силой бесовской. Все это порождало сильную смуту, особенно в среде неокрепших в вере новообращенных христиан. Но стоило апостолу Петру только посмотреть на волхование Симона, как сразу же его чары рассеивались, и все становилось таким, каким было до начала волхования.

Существует предание, что когда апостол Петр пришел обличить Симона, то увидел огромную толпу возле его дома. Люди не пускали Петра к Симону, говоря, что апостол не прав, что называет Симона льстивым волхвом, ведь Симон — это живой бог. Рядом с его воротами лежал большой черный пес и народ утверждал, что это страж Симона, который умерщвляет всякого, кто начинает плохо думать о нем. Апостол Петр наклонился к псу и сказал: иди, передай Симону, что Петр, апостол Христов, хочет войти к нему. На изумление всей толпы пес поднялся и человеческим голосом передал Симону все, что сказал ему Петр. Но Симон, сотворив волхование, отправил пса Петру и на глаза у всех собака начала так же говорить человеческим голосом.

Многими чудесами Симон старался отвратить людей от проповеди апостола. Если апостол Петр творил чудо Именем Иисуса Христа, то Симон тут же творил такое же чудо и требовал поклонение себе, как богу. Решающим событием стала смерть одного юноши из царского рода. Апостол Петр при всем народе объявил, что только тот воскресит юношу чье учение истинное. Симон обратился к народу со словами: «Если я воскрешу юношу, убьете ли вы Петра?» Толпа одобрительно закричала, что, если Симон воскресит юношу, они сожгут апостола живьем.

Подойдя к телу умершего, Симон сотворил волхование, и труп слегка двинул головой. Это видел все, и ликующая толпа тотчас бросилась на апостола Петра и хотела уже вести его на сожжение. Но апостол сказал: «Если юноша жив, то пусть он встанет, походит и поговорит с нами». Остановившаяся толпа потребовала от Симона того, о чем сказал апостол. Но бесовские потуги Симона оказались бессильными, и юноша не воскресал. Тогда к умершему телу подошел апостол Петр и, помолившись, громко произнес: «Юноша! Встань, тебя исцеляет и воскрешает Господь мой Иисус Христос!» Юноша тут же открыл глаза, встал и припал к ногам апостола Петра, сказав, что Бог Иисус Христос повелел святым ангелам вернуть его душу обратно в тело.

В толпе поднялся оглушительный крик. Многие кричали, что Един Бог и нет никакого Бога, кроме того, которого проповедует Петр и двинулись на Симона, чтобы схватить и сжечь его. Но апостол Петр запретил толпе, сказав, что Господь Иисус Христос не велит воздавать злом на зло, и тогда толпа отпустила Симона. Тот, бежав, стал скрываться в своем доме.

Спустя некоторое время Симон опять начал прельщать народ говоря, что Он есть «Бог Отец» и Христос только лишь проявление Симона на этой земле. В качестве подтверждения своих слов он пообещал вознестись на небо подобно Христу, чтобы все верили, что он и есть Христос. В назначенный час Симон с лавровым венком на голове пришел в центр Рима и забрался на крышу самого высокого здания. Оттуда он сказал, что за то, что римляне усомнились в нем как в боге, он покидает Рим, и больше не будет охранять его. После этих слов, раскинув руки Симон прыгнул с крыши и будучи подхвачен бесами начал медленно летать по воздуху поднимаясь все выше и выше. Изумленная толпа начала кричать, что летать это дело Божие и зря мы усомнились в Симоне, он действительно великий бог. В это время на площадь пришел апостол Петр и, видя волхование, крикнул: «Повелеваю вам бесы именем моего Бога, не носите более Симона». Сразу же после этих слов Симон с криком начал падать и рухнул, разбившись о площадь.

После этого события многие люди уверовали в Господа Иисуса Христа и стали христианами. Но слова и чудеса Симона произвели на некоторых столь сильное впечатление, что многие ещё оставались верными его учению. Одним из таких был ученик Симона некий Менандр, который следовал за Симоном из самой Самарии. После смерти Симона Менандр явился одним из самых влиятельных распространителей лжеучения своего учителя. Именно слова и проповеди Менандра оказали сильнейшее влияние на Василида, из-за ереси которого Церковь была вынуждена закрепить в Символе Веры догмат Распятия.

Василид жил во II веке в египетской Александрии. К тому времени учением Симона Волхва жило уже отдельно от самого Симона. Гностицизм распространялся огромными масштабами. Появились целые школы, которые учили гностицизму. Таким заблуждением был заражен и Василид. Его лжеучение заключалось в следующем: От верховного, доброго и нерожденного начала, родилось семь эонов, или разумных сил (ум, слово и т.п.). Затем эти разумные силы создали вначале ангелов. Ангелы же создали небо и землю.

Причем по учению Василида это были злые и добрые ангелы. Так вот те, что были злыми, они-то и создали землю и людей. Но люди пали во грех и тогда один из ионов принял облик человека назвавшись Иисусом Христом, для того чтобы восстановить человека и сообщить волю Отца. В качестве подтверждения, что Он есть ион, Христос творил различные чудеса, которые никто из обычных людей сотворить не может. Но люди не приняли Христа и решили убить Его. Но так как, по учению Василида, Христос был ионом, а его человечество это всего лишь образ, который Он Сам избрал, убить Спасителя было просто невозможно, так, как и тело Его не было материальным, а только кажущимся. Поэтому, учил Василид, Христос не страдал и не умирал, а отлетел на небо оставив вместо себя Симона Киринейского. Таким образом те мученики, которые умерли за Христа, пролили свою кровь вовсе не за Бога, а за Симона Киринейского. Потому, учил Василид, если в случае опасности вы отречетесь от Христа, никакого греха не будет.  

Такое учение было моментально подхвачено и получило колоссальное распространение. К дверям Василида стекались толпы людей, желая послушать его новое учение. Последователи такого учения стали называться «Василидиане». Это религиозное движение в первые века имело массовый характер и стало почвой для ереси докетов, о которой мы поговорим чуть позже.

Многие новообращённые, ещё нетвердо стоящие в вере христиане пали под натиском еретической проповеди. Хулилась не только Жертва Спасителя, но и, в общем, христианское представление о мироздании. Против такого лжеучения в защиту православия выступали многие христиане.

К моменту создания Символа Веры ересь василидиан имела очень большое распространение. Поэтому церкви было необходимо сформировать догматическую ограду против этой ереси. С тех пор мы читаем в Символе Веры о том, что Христос был именно распят за нас, а не призрачно вознесся на небо, оставив вместо Себя несчастного Симона.

Этим догматом опровергаются не только Василидиане и последователи Симона, но и мусульмане, которые из древности приняв ересь Василида считают, что Христос не страдал, а была распята только Его тень или как утверждают некоторые мазхабы, был распят некий представитель Христа, взявший на себя Его образ. Причем, мнение мусульман о том, кто именно был распят, сильно расходится. Одни говорят, что это был Иуда, другие говорят, что распяли Пилата, а третьи и вовсе говорят, что людям показалось, что вообще кто-либо был распят.

Мы православные верим, что Слово Божие, воплотившись, стало человеком, не преставая быть Богом. Спаситель Сам избрал способ, каким Он принесет Себя в Жертву ради спасения человечества. Он выбрал Крест, как Жертвенник, на котором и была принисена совершенная Жертва. Именно поэтому мы и почитаем Крест Господень.

Но следует сказать, что по учению православной Церкви, Спаситель страдал на Кресте только Своей человеческой природой. Процитирую Иоанна Дамаскина: «Божество же, будучи бесстрастным, не страдало вместе с телом». О том, что Спаситель пострадал на Кресте именно человеческой природой, а не Божеством, есть также догмат православной Церкви.

 

 

ЗА НЫ

Слова Символа Веры «за ны» (за нас) ещё раз указывают на то, что Спаситель умирает добровольно, за нас. Христос умер не своей, Христос умер нашей смертью.

Христос не был убит против своей воли, как учат некоторые сектанты, но именно принес Себя в Жертву, принес за нас. В пространном катехизисе сказано: «не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать».

Крестная Жертва — это центральное событие Искупления. Заведомо говоря о Своей Голгофе Спаситель наставлял учеников: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12:27). Христос пришел в этот мир, чтобы распяться за людей и за людей воскреснуть.

 

 

ПРИ ПОНТИЙСКОМ ПИЛАТЕ

Упоминание Пилата в Символе Веры имеет строго временное значение. Дело в том, что в древности не существовало единого календаря. Греки вели летоисчисление по олимпийским играм, иудеи по царям, римляне считали года, начиная от основания Рима и т.д. Поэтому Церковь решила указать не определенную дату из какого-либо календаря, а конкретное время, в котором произошло Распятие Христово.

Более того, эти слова были также направленны против древнего языческого учения, что боги умирают и воскресают не в рамках человеческой истории, то есть времени, а между небом и землей.

Есть также ещё одна интересная сторона этих слов. Мусульмане утверждают, что Христос родился от Мариамны, сестры боговидца Моисея. В Коране можно встретить места, где говорится, что Мария приходится сестрой Моисея и Аарона. Обычно, когда разговор заходит об этих местах, я спрашиваю у мусульман: «Как же Мария, Мать нашего Господа, могла быть сестрой Аарона (Сура 19:28), если Аарон жил за несколько веков до прихода Христа?

Уже давно исторически доказано, что Христос действительно был распят во время правления Пилата. Если Коран, как утверждают мусмульмане, истинная книга, то почему в ней такая грубейшая историческая ошибка? 

И СТРАДАВША И ПОГРЕБЕНА

 

Догмат о том, что Спаситель именно страдал на Кресте, был введен в следствии ереси докетов. Докетизм (от греч. Докео – «кажусь») родился под влиянием ереси василидиан. Докеты учили, что человеческое Тело Спасителя было призрачным, кажущимся (от сюда и название). Следовательно, если Тело Христа было кажущимся ввиду своей нематериальности, оно просто не могло страдать на Кресте. Из того следовало, что Христос и не умирал, раз Его Тело было только призрачным и по той же причине Он не воскресал.

Эта ересь возникла на фоне непонимания Тайны вочеловечения Христа. Глава докетской ереси Юлий Кассиан начал учить, что Христос имел только призрачное Тело и что все Евангельские события нам казались, то есть были в своем роде иллюзорными, включая само распятие. Его докеты тоже считали иллюзией. Так Юлий Кассиан пытался решить свое непонимание о соединении двух природ во Христе, Божественной и человеческой, и потому решил, что человеческой вовсе и не было.

Докеты учили, что материя — это зло. Материальный мир создал огненный бог-демиург. Сама природа этого бога, по учению докетов, есть тьма. То есть, если посмотреть на человека глазами докетов, то выходит, что наша душа это буквально пленница тела. Следовательно, по их учению, Христос не мог так близко находиться к злу, т.е. телу, поэтому Он сделал так, чтобы всем казалось, что у Него есть человеческое Тело, но на самом деле, это была всего лишь иллюзия.

По мнению докетов Христос освободил людей из-под власти злого огненного бога, который создал весь этот мир.

За первым заблуждением докетов зацепилось и следующее: они утверждали: «Раз Христос страдал только призрачно и Тело Его так же было призрачным, то Евхаристия не есть Тело и Кровь Спасителя». Против этой ереси в ранние века восставали множество христиан, особенно отличился в то время священномученик Игнатий Богоносец, который немало сил положил для борьбы с этой ересью.

Ввиду таких событий и хаотичное распространения ереси докетизма, церковь закрепила догмат о том, что Господь действительно претерпел страшные муки на Кресте, чтобы осуществить спасение человечества.

Касательно слова «погребена», пространный Катехизис свт. Филарета Московского, говорит, что оно взято из послания ап. Павла, где он говорит: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:3-4).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.021 с.)