Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа свята и марии девы, и вочеловечшася. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа свята и марии девы, и вочеловечшася.



В конце II веке в церковной среде появилось еретическое учение, которое получило название «Монархианство». Это еретическое учение выступало против тринитарных постулатов Церкви, то есть учения о Троице. Монархиане учили о Христе не как о Боге, а как об обычном человеке, которого Бог Отец наделил божественной силой, энергией и сверхчеловеческой мудростью.

Основателем ереси монархианства явился некий Феодот, который жил в Риме в конце II века. Феодот занимался выделкой и продажей кожи, за что получил прозвище Феодот Кожевник.

Во время гонения на Церковь (161-180г), которое устроил император Марк Аврелий, Феодот Кожевник был схвачен римскими войнами. Испугавшись мученического подвига, Феодот прилюдно отрекся от Христа, за что был отпущен на свободу. Вскоре, христианским общинам стало известно об отречении Феодота. Но вместо того, чтобы принести покаяние, Феодот, обжигаемый гордыней и тщеславием, начал говорить, что он не отрекался от Бога, а только лишь от Христа. На возражение христиан, что Христос и есть Бог, Феодот Кожевник начал доказывать, что нигде в Писаниях Христос не назван Богом.

- Да, – утверждал Феодот. – Христос родился сверхчеловеческим образом от Девы Марии, но это ещё не делает Его Богом, а различные чудеса Он творил потому, что Бог Отец наделил Его особой силой и мудростью. Иными словами, Феодот говорил, что Иисус — это обычный человек, через Которого действовала Сила Божий и в Котором обитал Святой Дух и не более того. Христос в глазах Феодота был просто добродетельным человеком.

Узнав о поступке Феодота и его еретическом учении, римский епископ Виктор отлучил его от Церкви. Но семя было посеяно и учение Феодота начало самостоятельно жить уже в отрыве от его автора.

Учитывая гонения на Церковь, новая ересь сразу же приобрела своих последователей и начала развиваться. Нужно сказать, что первые представители монархианства смотрели на Христа, как на величайшего из всех людей. Но с развитием ереси, Христос утратил не только авторитарность, но и стал занимать второе и даже третье место по отношению некоторых Библейских персонажей. Например, разбирая сказанные о Христе слова ап. Павла: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.5:6), они поставили ветхозаветного Мелхиседека выше Христа, заявив, что Мелхиседек являлся посредником между Богом и ангелами, тогда как Христос всего лишь посредник между Богом и человеками (подробнее см. прот. Владислав Цыпин «История Европы дохристианской и христианской»).

Много различной хулы было в учении еретиков. Не редко они прибегали ко лжи, говоря, что именно такое учение проповедовали апостолы, и в таком виде оно сохранялось до того, как на римскую кафедру взошел епископ Зефирин. Еретики утверждали, что именно с его приходом истина стала искажаться в Церкви, а они всего лишь хотят возродить то, что было изначально (подробнее см. Евсевий Кесарийский «Церковная история»).

Следует сказать, что проповедь монархиан звучала убедительно только для интеллигентной среды того времени, то есть для людей с оглядкой принимавших Евангелие. Для людей живущих церковной жизнью оградительным фактором являлся хотя бы тот факт, что Феодота Кожевника за такое учение отлучил от Церкви епископ Виктор. Впрочем, сам факт отрицания Божества Иисуса Христа, для простых членов Церкви был просто немыслим, все искренне верили, что Христос есть Спаситель и Бог.

Протоиерей Владислав Цыпин в книге «История Европы дохристианской и христианской» пишет, что монархиане, желая приобрести кредит в интеллигентской среде того времени, щеголяли своим светским образованием и познаниями в разных науках, тем самым, как бы убеждая слушателей, что они, люди ученые, разбираются в религии более, нежели те христиане, которые осуждают их учение. Следует сказать, что современная секта свидетелей Иеговы, в своих изданиях не редко прибегает к подобным уловкам.

Ересь монархианства, впоследствии, разбилась на два течения. Те, кто придерживался учения, что Христос был просто человеком, усыновлённым Богом Отцом и наделенным сверхчеловеческими возможностями, назывались адопцианами (лат. adoptianismus - усыновление) или динамистами. Те, кто говорил, что Иисус был вовсе не Сыном Божьим, а как бы аватаром, проявлением Бога Отца на земле, назывались модалистами. Такое название они получили от латинского слова modus, которое переводится, как образ или способ.

Иными словами, первая группа еретиков отрицала саму Божественную природу Спасителя, а вторая хотя и признавала ее, но отрицала, что Христос был Второй Личностью Троицы, отличной от Отца и Святого Духа. Для модалистов от Девы Марии воплотился не Вторая Ипостась Троицы, а сам Бог Отец. Более того, модалистами отрицалась так же и личность Святого Духа. Они учили, что и Дух Святой тоже в некоем смысле аватар Бога Отца.

Следует сказать, что главной мыслью в ереси модалистов, было Крестное Страдание Христа не как Сына Божьего, а как образа Отца. То есть модалисты говорили, что раз Иисус Христос — это только один из способов проявления Бога Отца на земле, следовательно, на Кресте страдал именно Бог Отец, а никто иной. Это еретическое учение обрело самостоятельное развитие и получило название патрипассианство (от лат. pater - отец, passio - страдание), то есть страдание Отца.

Новое еретическое учение распространялось колоссальными масштабами. Против него выступали многие святые отцы, но окончательно поставить точку в полемике с еретиками могло только соборное определение.

В 260 году на антиохийскую кафедру восходит епископ Павел Самосатский. Недолго он держался здравого православного учения. Через некоторое время епископ Павел становится сторонником учения монархиан и начинает проповедовать ересь с амвона во всеуслышание. Если раньше ересь монархиан по большей части звучала в около церковной среде, то сейчас она заявила о себе с церковного амвона из уст епископа. Больше ждать было нельзя, церкви срочно требовался созыв собора.

В 269 году был созван антиохийский Собор, на котором, помимо прочих вопросов, была поставлена на рассмотрение ересь монархианства. Как гласит Церковное предание, на соборе с горячим обличением и апологией против Павла Самосатского и его учения, выступил священник Мальхион. Выслушав отца Мальхиона, собор единодушно поддержал осуждение ереси и низложил Павла Самосатского. Но, как мы уже говорили, ересь монархианства была по большей части рассчитана на интеллигентскую среду и поэтому получила большую поддержку и связи среди самых влиятельных людей в государстве.

Несмотря на решение собора, Павел Самосатский пользуясь поддержкой пальмирской царицы Зинобии, удерживал епископскую кафедру ещё три года, пока в 272 году по просьбе христиан, его не выгнал их Антиохии император Аврелиан.

Почти 56 лет прошло с того момента, как антиохийский собор низложил еретика Павла Самосатского. За это время ересь монархианства, не смотря на такое поражение, продолжала существовать и во многом модернизироваться, выливаясь в новые ереси и заблуждения, среди которых известная ересь савеллианства. И вот в 325 году на вселенском соборе в городе Никея воздвигается спасительный маяк посреди бушующего моря различных ересей и заблуждений. Этим маяком стал первый Никейский Символ Веры.

Задача отцов Вселенского Собора заключалась в выработке кратких догматов, которые ограждали бы православное учение от различных заблуждений. Именно тогда впервые на вселенском соборе звучат догматические определения о Господе Иисусе Христе, среди которых третий член Символа Веры, который мы сегодня с вами разбираем.

Напомню, что звучит он следующим образом: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от духа свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Известный богослов X века, автор книги «Паноплия догматика» (история всех ересей) Евфимий Зигабен, делает следующий комментарий на этот член: «Видишь, что святой Символ Веры учит, что не иной является Сыном Божиим, а иной – Сыном Девы, но – один и тот же Самый? Этим вот и Павел Самосатский, и Несторий отвергаются, которые богохульственно говорят, что Христос недавнего происхождения и от Марии начал Свое бытие».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.005 с.)