Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь внутренних и мировых цен.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Взаимосвязь мировых и внутренних цен носит двусторонний характер: внешнеторговые цены влияют на внутренние, а внутренние на внешнеторговые. Рассматривая степень взаимодействия внутренних цен и цен мировой торговли, следует отметить, что цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые. Импорт товаров увеличивает предложение их на внутреннем рынке и действует в направлении снижения внутренних цен. Экспорт товаров, наоборот, может снижать предложение их на внутреннем рынке и увеличивать спрос, и таким образом способствовать повышению внутренних цен. Кроме того в зависимости от доли экспорта определенного товара данной страны в общемировом объеме экспорта зависит и масштаб влияния внутренних цен на мировые цены. Соотношение внутренних цен и цен мировой торговли трудно поддается количественному анализу. Это объясняется следующим: - Неопределенностью понятия мировой цены. Так две пятых внешнеторгового оборота осуществляется в рамках транснациональных компаний по трансфертным ценам, которые отражают внутрикорпорационные интересы. Торговля в рамках ЕС ведется во многом по регулируемым ценам. Следовательно, глобального мирового рынка как некой совокупности продавцов и покупателей из всех стран мира не существует. - Условностью приведения к единому подобию отдельных параметров товара по качеству, условиям поставки и т.д. - Множественностью валют, что создает проблему объективного пересчета цены на базе одной валюты из-за колебаний курсов валют, различных темпов инфляции в отдельных странах Поэтому любое сравнение носит определенную долю условности. На формирование цен мирового рынка и влияние на уровень различия их в внутренними ценами оказывают следующие причины: · Обособленность внутренних рынков от мирового, торговля обусловлена наличием экономических границ в форме пошлин, различных таможенных платежей, субсидий и др. · Степень государственного регулирования внешенеэкономической деятельности: чем больше внешнеторговых барьеров при ввозе товаров в страну, тем ниже уровень конкуренции, что ведет к увеличению внутренних цен. · Существенное влияние на различие внутренних и мировых цен оказывает влияние широта товарной номенклатуры, значительный объем товарооборота, множественность обслуживающих валют, большая территориальная протяженность, разнообразие каналов товародвижения мирового рынка. Так из-за большой протяженности мирового рынка дифференциация мировых цен намного шире (разные транспортные расходы, условия производства и реализации). Закономерности в соотношениях внутренних и мировых цен сводятся к следующему: - внутренние цены, как правило, превышают внешнеторговые как по экспортируемой, так и по импортируемой продукции; - превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь в редких случаях: например, в условиях дефицита товаров, либо при объявлении ими эмбарго на ввоз товара в импортирующей стране. В других случаях превышение импортных цен над внутренними неприемлемо для любой страны, так как означает убыточность такого импорта; - формирование внешнеторговых цен на более низком уровне по сравнению с ценами на внутреннем рынке объясняется рядом причин: поставки на мировой рынок осуществляют, как правило, наиболее конкурентоспособные компании; более острая конкуренция в мировой торговле, чем в национальной способствует снижению цен товаров основных поставщиков; увеличение масштаба продаж позволяет экспортерам использовать скидки с цен; уход с национального рынка продукции с более низкими затратами на мировой рынок меняет структуру продаж на национальном рынке в пользу производителей с более высокими затратами, что ведет к формированию относительно высоких внутренних цен. Формирование более высокого уровня цен на внутреннем рынке по сравнению с мировыми не зависит от уровня развития страны. Для соотношения внутренних и внешнеторговых цен важен не абсолютный уровень развития, и, следовательно, не абсолютные средненациональные затраты на производство продукции, поступающей в каналы внешней торговли. Определяющее значение имеет сравнение затрат на производство товаров в отдельных отраслях по экспортируемой и импортируемой продукции. Основываясь на разнице среднего уровня затрат, с одной стороны, по экспортируемой, с другой - по импортируемой продукции, можно получить выгоду от международного обмена. Выгода возникает в связи с вывозом продукции с более низкими затратами в национальных уровнях и ввозом товаров, собственное производство которых дороже импорта. Сравнение цен по различным товарным группам в развитых и менее развитых странах дает возможность проследить следующие закономерности: продукты питания, одежда, обувь, бытовые приборы относительно дорогостоящие в менее развитых странах; жилье, топливо, энергия, медицинское обслуживание имеют более высокие цены в развитых странах. Погрешности при измерении уровня и динамики мировых и внутренних цен на экспортируемые и импортируемые товары на основе обменных валютных курсов происходят в результате отрыва официального курса валюты, в которой они выражаются, от реального. Если рыночный курс валюты движется, в течении длительного времени, в соответствии с реальным, рассчитанным на основе паритета покупательской способности, то динамика цен будет отражаться достаточно объективно и достоверно. Паритет покупательской способности (ППС) различных валют показывает, сколько требуется двух различных валют для покупки одинакового объема товаров и услуг. ППС выступает показателем общей покупательской способности какой-то определенной валюты по отношению к валюте другой страны. Сопоставление ППС и официальных обменных курсов отражает относительный уровень национальных цен определенной страны. Национальный уровень цен (НУЦ) – это отношение стоимости определенного набора товаров в одной стране к их стоимости в другой, рассчитанной в ценах обеих стран, выраженных в одной валюте. Для перевода валюты используется официальный (или рыночный) обменный курс. , где ППС – паритет покупательской способности валют, ОК – официальный обменный курс. Уровень национальных цен рассматривается в качестве низкого, когда ППС меньше обменного курса, и, наоборот, считается более высоким, если ППС больше обменного курса. Сбор данных и анализ проводится раз в три года по географическим регионам мира. В каждом регионе определяется страна, на базе которой проводятся все сопоставления. В Европе такой страной является Австрия. Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению. Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар). Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Плюс к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов. Важное значение для установления особенностей механизма формирования цен на экспортируемые и импортируемые товары имеет анализ связей этих цен с внутренним ценами стран. Эта связь носит двусторонний характер: внешнеторговые цены влияют на внутренние, а внутренние — на внешнеторговые. Характерной особенностью взаимодействия внутренних и внешнеторговых цен выступает расхождение их уровней. Это расхождение обусловливается следующими причинами: - обособленностью внутренних рынков от мирового; - торгово-экономическими особенностями мирового рынка по сравнению с товарным обменом в рамках отдельных стран. Обособленность внутренних рынков состоит в том, что между ними имировой торговлей существуют экономические границы в форме тарифных и нетарифных барьеров (пошлины, пограничные налоги, компенсационные сборы, субсидии, амортизационные, налоговые, транспортные, кредитные и прочие льготы). Они обусловливают различия в нормах прибыли и уровне затрат в ценах товаров внутренней и международной торговли. Чем сильнее степень обособления национальных рынков от мирового, тем слабее связь между процессами ценообразования, которые протекают на этих рынках, и тем больше различия в уровнях внутренних и внешнеторговых цен. Теоретически и практически можно выделить три типа таких обособлений: полная замкнутость внутренних рынков; частичное обособление; свободное движение товаров между внутренним и мировым рынками. При полном обособлении национального рынка от мировой торговли, проявляющемся в отсутствии движения товаров между ними, ценообразование на внутреннем рынке определяется внутренними затратами и основой цен служат национальные затраты труда. Обратная ситуация может возникать в условиях, когда внутренний рынок не отделен от мирового. В этом случае при отсутствии тарифных и нетарифных барьеров внутренняя торговля сливается с мировой, хотя это и нетипично, поскольку государства в той или иной мере защищают национальную экономику. На практике чаще всего встречается частичное, неполное обособление, при котором процессы ценообразования на внутреннем и мировом рынках протекают во взаимодействии. Такое взаимодействие осуществляется по каналам экспорта и импорта. Рассматривая степень взаимодействия внутренних цен и цен мировой торговли, следует отметить, что цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые. Цены мировой торговли воздействуют через импорт на увеличение предложения товаров в рамках национального рынка и действуют в направлении снижения внутренних цен. Внутренние цены влияют на цены мировой торговли, прежде всего размерами обращающейся на мировом рынке товарной массы, т.е. предложением. Масштабы такого влияния зависят от доли экспорта определенного товара данной страны в общемировом объеме экспорта. Кроме того, экспорт может снижать предложение и увеличивать спрос на товары национального производства и таким образом способствовать повышению внутренних цен.
На соотношение внутренних цен и цен мировой торговли оказывают влияние направление, размеры и характер тарифных и нетарифных барьеров, которые не одинаковы в разных странах по товарам, а также по экспорту и импорту. Однако для их совокупного влияния характерна одна закономерность: чем больше степень государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, тем значительнее отклонение внутренних цен от цен мировой торговли. Это обусловлено тем, что на внутренние цены введение и увеличение внешнеторговых барьеров при ввозе в страну товаров действует в направлении их повышения, а при ввозе – понижения. Особенности мирового рынка влияют на цены международной торговли и их взаимосвязь с внутренними ценами разно направленно. С одной стороны, открытый характер, широта товарной номенклатуры и разнообразие каналов товародвижения создают условия для более острой конкурентной борьбы, что действует в направлении выравнивания этих цен и формирования относительно низкого их уровня. С другой стороны, территориальная протяженность мирового рынка, регионализм и множественность обслуживающих его валют, наоборот, затрудняют выравнивание цен как непосредственно на мировом рынке, так и между мировыми и внутренними рынками различных стран. Соотношение внутренних цен и цен мировой торговли трудно поддается количественному анализу. Это объясняется тем, что понятие цены мировой торговли весьма неопределенно. Две пятых внешнеторгового оборота осуществляются в рамках транснациональных корпораций по трансфертным ценам, которые отражают внутрикорпорационные интересы. Торговля в рамках ЕС ведется во многом по регулируемым ценам. Следовательно, глобального мирового рынка как некой совокупности покупателей и продавцов из всех стран мира не существует. В качестве мировых цен на самом деле выступают цены отдельных сообществ государств, регионов или внешнеторговые цены стран-лидеров. Трудности сопоставлений внутренних и цен мировой торговли связаны также с приведением их к так называемому условному подобию по качеству, условиям поставки, сфере действия цены и другим параметрам. Поэтому любое сравнение страдает некоторой условностью. Мировой опыт показывает, что преобладающим вариантом ценовых расхождений между внутренними ценами и ценами международной торговли выступает превышение внутренних цен над внешнеторговыми как по экспортируемой, так и особенно по импортируемой продукции. Для отдельных стран и товаров возможен и допустим более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней, поскольку создаются дополнительные стимулы для вывоза товаров. Такая ситуация долгое время была типичной для нашей страны, когда дешевое сырье и рабочая сила, регулирование внутренних цен позволяли осуществлять эффективные внешнеторговые сделки. В целом в международной торговле тенденция превышения уровня внутренних цен над внешнеторговыми по экспортируемым товарам выступает в сглаженной форме, так как при экспорте развитые страны, стимулируя вывоз продукции, максимально уменьшают барьеры между внутренним и внешним рынками. Превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь в редких случаях, например, в условиях дефицита товаров либо государственного регулирования цен в импортирующей стране, при объявлении эмбарго. В других случаях более высокий уровень импортных цен при прочих равных условиях экономически необоснован и неприемлем для любой страны, так как означает убыточность и неэффективность такого импорта. Формирование внешнеторговых цен на более низком уровне по сравнению с ценами внутренних рынков объясняется рядом причин. Во-первых, поставки на мировой рынок осуществляют, как правило, наиболее конкурентоспособные компании, фирмы стран-экспортеров, т.е. производители с передовой технологией, высоким техническим и организационным уровнем производства и, соответственно, с наиболее низкими затратами. Во-вторых, в мировой торговле имеет место более острая, чем на внутренних рынках конкуренция, которая действует в направлении снижения цен товаров основных поставщиков. В-третьих, увеличение масштабов сбыта за счет внешней торговли позволяет экспортерам шире использовать скидки с цен за увеличение количества и объемов партий реализуемых товаров. Четвертой причиной более низкого уровня цен мирового рынка по сравнению с внутренними является использование странами различных форм стимулирования экспорта. Производители с более низкими в масштабах национального хозяйства затратами, получая экспортные субсидии, переориентируются с внутреннего рынка на мировой. В результате на внутреннем рынке остаются производители с более высокими затратами. Одновременно сокращается предложение товаров на внутреннем рынке, что в совокупности приводит к формированию относительно высоких внутренних цен. Примечательно, что формирование более высокого по сравнению с мировой торговлей уровня цен на внутренних рынках характерно для стран независимо от уровня их развития. Страна может в целом по национальному хозяйству опережать среднемировой уровень развития и, тем не менее, цены на внутреннем рынке данной страны будут выше ее экспортно-импортных цен. Объяснить такое положение можно тем, что для соотношения внутренних и внешнеторговых цен важен не абсолютный уровень развития и, следовательно, не абсолютные средне национальные затраты на производство продукции, поступающей в каналы внешней торговли. Определяющее значение имеют сравнительные национальные издержки на производство товаров в отдельных отраслях национального хозяйства, прежде всего сравнительный уровень затрат по экспортируемой и импортируемой продукции. Именно принцип сравнительных издержек лежит при нормальных условиях хозяйствования в основе участия любой страны в международной торговле. Действие принципа сравнительных издержек позволяет при прочих равных условиях (отсутствие неэквивалентного обмена, внеэкономического принуждения и т.д.) получать выгоды от участия в мировой торговле даже странам, которые по общему уровню развития уступают среднемировым параметрам. Даже при таком положении страна, основываясь на разнице среднего уровня затрат, с одной стороны, по экспортируемой, с другой, импортируемой продукции, может получать выгоду от международного обмена, которая возникает в связи с вывозом продукции наиболее эффективных, с низкими затратами в ее национальных условиях отраслей и ввозом товаров, собственное производство которых дороже импорта. На формирование внешнеторговых цен и складывающихся пропорций между ними и внутренними ценами, интенсивность товарных потоков влияют отличия в уровнях экономического развития и жизни населения, структурах экономики разных стран. Сравнение цен по отдельным товарным группам в разных странах дает возможность проследить следующие закономерности. Различия в пропорциях цен между странами с высоким и низким уровнями экономического развития (что характеризуется показателем валового внутреннего продукта на душу населения) весьма значительны. Продукты питания, одежда и обувь, бытовые приборы являются относительно дорогостоящими в менее развитых странах с низким уровнем доходов населения. Жилье, топливо и энергия, медицинское обслуживание, досуг и образование имеют более высокие цены в странах с высоким уровнем экономического развития и доходов населения. Как оптовые, так и розничные цены формируются под влиянием включения в них различной доли налогов для покрытия расходов в отраслях, связанных с удовлетворением национально-государственных интересов (науки, образования, здравоохранения и др.). В странах, где используется страховая медицина и платное образование, на финансирование непроизводственной сферы не требуется значительных налоговых изъятий. В цены товаров закладываются меньшие расходы на воспроизводство непроизводственной сферы, чем в цены тех же товаров в странах с бесплатными образованием и здравоохранением. Поэтому сохранение таких норм социальной защиты неизбежно определяет относительно более высокий уровень внутренних цен товаров, обусловленный менее эффективной распределительной системой, по сравнению с ценами в других государствах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 2278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.012 с.) |