Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь внутренних и мировых цен.

Поиск

Взаимосвязь мировых и внутренних цен носит двусторонний характер: внешнеторговые цены влияют на внутренние, а внутренние на внешнеторговые.

Рассматривая степень взаимодействия внутренних цен и цен мировой торговли, следует отметить, что цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые.

Импорт товаров увеличивает предложение их на внутреннем рынке и действует в направлении снижения внутренних цен.

Экспорт товаров, наоборот, может снижать предложение их на внутреннем рынке и увеличивать спрос, и таким образом способствовать повышению внутренних цен. Кроме того в зависимости от доли экспорта определенного товара данной страны в общемировом объеме экспорта зависит и масштаб влияния внутренних цен на мировые цены.

Соотношение внутренних цен и цен мировой торговли трудно поддается количественному анализу. Это объясняется следующим:

- Неопределенностью понятия мировой цены. Так две пятых внешнеторгового оборота осуществляется в рамках транснациональных компаний по трансфертным ценам, которые отражают внутрикорпорационные интересы. Торговля в рамках ЕС ведется во многом по регулируемым ценам. Следовательно, глобального мирового рынка как некой совокупности продавцов и покупателей из всех стран мира не существует.

- Условностью приведения к единому подобию отдельных параметров товара по качеству, условиям поставки и т.д.

- Множественностью валют, что создает проблему объективного пересчета цены на базе одной валюты из-за колебаний курсов валют, различных темпов инфляции в отдельных странах

Поэтому любое сравнение носит определенную долю условности.

На формирование цен мирового рынка и влияние на уровень различия их в внутренними ценами оказывают следующие причины:

· Обособленность внутренних рынков от мирового, торговля обусловлена наличием экономических границ в форме пошлин, различных таможенных платежей, субсидий и др.

· Степень государственного регулирования внешенеэкономической деятельности: чем больше внешнеторговых барьеров при ввозе товаров в страну, тем ниже уровень конкуренции, что ведет к увеличению внутренних цен.

· Существенное влияние на различие внутренних и мировых цен оказывает влияние широта товарной номенклатуры, значительный объем товарооборота, множественность обслуживающих валют, большая территориальная протяженность, разнообразие каналов товародвижения мирового рынка. Так из-за большой протяженности мирового рынка дифференциация мировых цен намного шире (разные транспортные расходы, условия производства и реализации).

Закономерности в соотношениях внутренних и мировых цен сводятся к следующему:

- внутренние цены, как правило, превышают внешнеторговые как по экспортируемой, так и по импортируемой продукции;

- превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь в редких случаях: например, в условиях дефицита товаров, либо при объявлении ими эмбарго на ввоз товара в импортирующей стране. В других случаях превышение импортных цен над внутренними неприемлемо для любой страны, так как означает убыточность такого импорта;

- формирование внешнеторговых цен на более низком уровне по сравнению с ценами на внутреннем рынке объясняется рядом причин: поставки на мировой рынок осуществляют, как правило, наиболее конкурентоспособные компании; более острая конкуренция в мировой торговле, чем в национальной способствует снижению цен товаров основных поставщиков; увеличение масштаба продаж позволяет экспортерам использовать скидки с цен; уход с национального рынка продукции с более низкими затратами на мировой рынок меняет структуру продаж на национальном рынке в пользу производителей с более высокими затратами, что ведет к формированию относительно высоких внутренних цен.

Формирование более высокого уровня цен на внутреннем рынке по сравнению с мировыми не зависит от уровня развития страны. Для соотношения внутренних и внешнеторговых цен важен не абсолютный уровень развития, и, следовательно, не абсолютные средненациональные затраты на производство продукции, поступающей в каналы внешней торговли.

Определяющее значение имеет сравнение затрат на производство товаров в отдельных отраслях по экспортируемой и импортируемой продукции. Основываясь на разнице среднего уровня затрат, с одной стороны, по экспортируемой, с другой - по импортируемой продукции, можно получить выгоду от международного обмена. Выгода возникает в связи с вывозом продукции с более низкими затратами в национальных уровнях и ввозом товаров, собственное производство которых дороже импорта. Сравнение цен по различным товарным группам в развитых и менее развитых странах дает возможность проследить следующие закономерности: продукты питания, одежда, обувь, бытовые приборы относительно дорогостоящие в менее развитых странах; жилье, топливо, энергия, медицинское обслуживание имеют более высокие цены в развитых странах.

Погрешности при измерении уровня и динамики мировых и внутренних цен на экспортируемые и импортируемые товары на основе обменных валютных курсов происходят в результате отрыва официального курса валюты, в которой они выражаются, от реального. Если рыночный курс валюты движется, в течении длительного времени, в соответствии с реальным, рассчитанным на основе паритета покупательской способности, то динамика цен будет отражаться достаточно объективно и достоверно.

Паритет покупательской способности (ППС) различных валют показывает, сколько требуется двух различных валют для покупки одинакового объема товаров и услуг. ППС выступает показателем общей покупательской способности какой-то определенной валюты по отношению к валюте другой страны.

Сопоставление ППС и официальных обменных курсов отражает относительный уровень национальных цен определенной страны.

Национальный уровень цен (НУЦ) – это отношение стоимости определенного набора товаров в одной стране к их стоимости в другой, рассчитанной в ценах обеих стран, выраженных в одной валюте. Для перевода валюты используется официальный (или рыночный) обменный курс.

,

где ППС – паритет покупательской способности валют,

ОК – официальный обменный курс.

Уровень национальных цен рассматривается в качестве низкого, когда ППС меньше обменного курса, и, наоборот, считается более высоким, если ППС больше обменного курса.

Сбор данных и анализ проводится раз в три года по географическим регионам мира. В каждом регионе определяется страна, на базе которой проводятся все сопоставления. В Европе такой страной является Австрия.

Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится вы­годным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предло­жение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и пред­ложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотноше­нию.

Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за дол­лар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, со­ставляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут сни­жаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет дос­тигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар).

Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности воз­можно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхожде­ние между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправ­данным). Плюс к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов.

Важное значение для ус­тановления особенностей механизма формирования цен на эк­спортируемые и импортируемые товары имеет анализ связей этих цен с внутренним ценами стран. Эта связь носит двусто­ронний характер: внешнеторговые цены влияют на внутрен­ние, а внутренние — на внешнеторговые. Харак­терной особенностью взаимодействия внутренних и внешнетор­говых цен выступает расхождение их уровней. Это расхожде­ние обусловливается следующими причинами:

 - обособленностью внутренних рынков от мирового;

 - торгово-экономическими особенностями мирового рынка по сравнению с товарным обменом в рамках отдельных стран.

Обособленность внутренних рынков состоит в том, что меж­ду ними имировой торговлей существуют экономические гра­ницы в форме тарифных и нетарифных барьеров (пошлины, пограничные налоги, компенсационные сборы, субсидии, амор­тизационные, налоговые, транспортные, кредитные и прочие льготы). Они обусловливают различия в нормах прибыли и уровне затрат в ценах товаров внутренней и международной торговли. Чем сильнее степень обособления национальных рынков от мирового, тем слабее связь между процессами ценообразования, которые протекают на этих рынках, и тем больше различия в уровнях внутренних и внешнеторговых цен.

Теоретически и практически можно выделить три типа таких обособлений:

полная замкнутость внутренних рынков;

частичное обособление;

свободное движение товаров между внутренним и мировым рынками.

При полном обособлении национального рын­ка от мировой торговли, проявляющемся в отсутствии движе­ния товаров между ними, ценообразование на внутреннем рын­ке определяется внутренними затратами и основой цен служат национальные затраты труда. Обратная ситуация может возникать в условиях, когда внутренний рынок не отделен от мирового. В этом случае при отсутствии тарифных и нетарифных барьеров внутренняя тор­говля сливается с мировой, хотя это и нетипично, поскольку го­сударства в той или иной мере защищают национальную эконо­мику. На практике чаще всего встречается частичное, неполное обособление, при котором процессы ценообразования на внут­реннем и мировом рынках протекают во взаимодействии. Та­кое взаимодействие осуществляется по каналам экспорта и импорта.

Рассматривая степень взаимодействия внутренних цен и цен мировой торговли, следует отметить, что цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые. Цены мировой торговли воздействуют через импорт на увеличение предложения товаров в рамках на­ционального рынка и действуют в направлении снижения внут­ренних цен.

Внутренние цены влияют на цены мировой торговли, прежде всего размерами обращающейся на мировом рынке товарной массы, т.е. предложением. Масштабы такого влияния зависят от доли экспорта определенного товара данной страны в обще­мировом объеме экспорта. Кроме того, экспорт может снижать предложение и увеличивать спрос на товары национального производства и таким образом способствовать повышению внутренних цен.

 

 


На соотношение внутренних цен и цен мировой торговли оказывают влияние направление, размеры и характер тарифных и нетарифных барьеров, которые не одинаковы в разных странах по товарам, а также по экспорту и импорту. Однако для их совокупного влияния характерна одна закономерность: чем больше степень государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, тем значительнее отклонение внутренних цен от цен мировой торговли. Это обусловлено тем, что на внутренние цены введение и увеличение внешнеторговых барьеров при ввозе в страну товаров действует в направлении их повышения, а при ввозе – понижения.

Особенности мирового рынка влияют на цены международ­ной торговли и их взаимосвязь с внутренними ценами разно направленно. С одной стороны, открытый характер, широта то­варной номенклатуры и разнообразие каналов товародвижения создают условия для более острой конкурентной борьбы, что действует в направлении выравнивания этих цен и формирова­ния относительно низкого их уровня. С другой стороны, терри­ториальная протяженность мирового рынка, регионализм и множественность обслуживающих его валют, наоборот, затруд­няют выравнивание цен как непосредственно на мировом рын­ке, так и между мировыми и внутренними рынками различных стран. Соотношение внутренних цен и цен мировой торговли труд­но поддается количественному анализу. Это объясняется тем, что понятие цены мировой торговли весьма неопределенно. Две пятых внешнеторгового оборота осуществляются в рамках транснациональных корпораций по трансфертным ценам, ко­торые отражают внутрикорпорационные интересы.

Торговля в рамках ЕС ведется во многом по регулируемым ценам. Следова­тельно, глобального мирового рынка как некой совокупности покупателей и продавцов из всех стран мира не существует. В качестве мировых цен на самом деле выступают цены отдель­ных сообществ государств, регионов или внешнеторговые цены стран-лидеров. Трудности сопоставлений внутренних и цен ми­ровой торговли связаны также с приведением их к так называе­мому условному подобию по качеству, условиям поставки, сфе­ре действия цены и другим параметрам. Поэтому любое сравне­ние страдает некоторой условностью.

Мировой опыт по­казывает, что преобладающим вариантом ценовых расхожде­ний между внутренними ценами и ценами международной тор­говли выступает превышение внутренних цен над внешнетор­говыми как по экспортируемой, так и особенно по импортируе­мой продукции. Для отдельных стран и товаров возможен и до­пустим более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней, поскольку создаются дополнительные стимулы для вывоза товаров. Такая ситуация долгое время была типич­ной для нашей страны, когда дешевое сырье и рабочая сила, ре­гулирование внутренних цен позволяли осуществлять эффек­тивные внешнеторговые сделки. В целом в международной торговле тенденция превышения уровня внутренних цен над внешнеторговыми по экспортируе­мым товарам выступает в сглаженной форме, так как при эк­спорте развитые страны, стимулируя вывоз продукции, макси­мально уменьшают барьеры между внутренним и внешним рынками.

Превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь в редких случаях, например, в условиях дефицита товаров либо государственного регулирования цен в импорти­рующей стране, при объявлении эмбарго. В других случаях бо­лее высокий уровень импортных цен при прочих равных усло­виях экономически необоснован и неприемлем для любой стра­ны, так как означает убыточность и неэффективность такого импорта.

Формирование внешнеторговых цен на более низком уровне по сравнению с ценами внутренних рынков объясняет­ся рядом причин. Во-первых, поставки на мировой рынок осу­ществляют, как правило, наиболее конкурентоспособные ком­пании, фирмы стран-экспортеров, т.е. производители с передо­вой технологией, высоким техническим и организационным уровнем производства и, соответственно, с наиболее низкими затратами. Во-вторых, в мировой торговле имеет место более ос­трая, чем на внутренних рынках конкуренция, которая дей­ствует в направлении снижения цен товаров основных постав­щиков. В-третьих, увеличение масштабов сбыта за счет внеш­ней торговли позволяет экспортерам шире использовать скид­ки с цен за увеличение количества и объемов партий реализуе­мых товаров. Четвертой причиной более низкого уровня цен мирового рынка по сравнению с внутренними является исполь­зование странами различных форм стимулирования экспорта. Производители с более низкими в масштабах национального хозяйства затратами, получая экспортные субсидии, переори­ентируются с внутреннего рынка на мировой.

В результате на внутреннем рынке остаются производители с более высокими затратами. Одновременно сокращается предложение товаров на внутреннем рынке, что в совокупности приводит к формирова­нию относительно высоких внутренних цен.

Примечательно, что формирование более высокого по срав­нению с мировой торговлей уровня цен на внутренних рынках характерно для стран независимо от уровня их развития. Стра­на может в целом по национальному хозяйству опережать сред­немировой уровень развития и, тем не менее, цены на внутрен­нем рынке данной страны будут выше ее экспортно-импортных цен. Объяснить такое положение можно тем, что для соотноше­ния внутренних и внешнеторговых цен важен не абсолютный уровень развития и, следовательно, не абсолютные средне национальные затраты на производство продукции, поступающей в каналы внешней торговли.

Определяющее значение имеют сравнительные национальные издержки на производство това­ров в отдельных отраслях национального хозяйства, прежде всего сравнительный уровень затрат по экспортируемой и им­портируемой продукции. Именно принцип сравнительных из­держек лежит при нормальных условиях хозяйствования в ос­нове участия любой страны в международной торговле.

Действие принципа сравнительных издержек позволяет при прочих равных условиях (отсутствие неэквивалентного обмена, внеэкономического принуждения и т.д.) получать выгоды от участия в мировой торговле даже странам, которые по общему уровню развития уступают среднемировым параметрам. Даже при таком положении страна, основываясь на разнице среднего уровня затрат, с одной стороны, по экспортируемой, с другой, импортируемой продукции, может получать выгоду от между­народного обмена, которая возникает в связи с вывозом продук­ции наиболее эффективных, с низкими затратами в ее нацио­нальных условиях отраслей и ввозом товаров, собственное про­изводство которых дороже импорта.

На формирование внешнеторговых цен и складывающихся пропорций между ними и внутренними ценами, интенсивность товарных потоков влияют отличия в уровнях экономического развития и жизни населения, структурах экономики разных стран. Сравнение цен по отдельным товарным группам в раз­ных странах дает возможность проследить следующие законо­мерности. Различия в пропорциях цен между странами с высо­ким и низким уровнями экономического развития (что харак­теризуется показателем валового внутреннего продукта на ду­шу населения) весьма значительны. Продукты питания, одеж­да и обувь, бытовые приборы являются относительно дорогосто­ящими в менее развитых странах с низким уровнем доходов на­селения. Жилье, топливо и энергия, медицинское обслужива­ние, досуг и образование имеют более высокие цены в странах с высоким уровнем экономического развития и доходов населе­ния.

Как оптовые, так и розничные цены формируются под влия­нием включения в них различной доли налогов для покрытия расходов в отраслях, связанных с удовлетворением националь­но-государственных интересов (науки, образования, здравоох­ранения и др.).

В странах, где используется страховая медици­на и платное образование, на финансирование непроизвод­ственной сферы не требуется значительных налоговых изъятий. В цены товаров закладываются меньшие расходы на воспроизводство непроизводственной сферы, чем в цены тех же товаров в странах с бесплатными образованием и здравоохранением.

Поэтому сохранение таких норм социальной защиты неизбежно определяет относительно более высокий уровень внутренних цен товаров, обусловленный менее эффективной распределительной системой, по сравнению с ценами в других государствах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 2278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.012 с.)