Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цена как экономическая категория.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функции цен. Ценообразующие факторы. Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро-, мезо- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или для внешнего рынка) ценами. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Мезоуровень определяет региональное управление ценами. На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта. Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: ба лансирующую, планово-учетную, распределительную, перераспределительную и информационную. Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением. Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей. Распределительная функция цен состоит в распределении национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах. Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно, и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов - внутренних и внешних. Внутренние факторы (микроэкономические) зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. К ним относятся : особые свойства товара, способ производства, ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов, жизненный цикл товара, хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама то вара и др. Внешние (макроэкономические) факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Среди этих факторов можно выделить: о граниченность ка ких-либо ресурсов на внутреннем рынке (например, ограниченность топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их импорта), масштабы государственного регулирова ния, н аличие и уровень конкуренции, денежная, налоговая и внешнеэкономичес кая политика.
Формирование себестоимости промышленной продукции как основного элемента цены. Стр 102-120 пособия (27-35 конспект)
17. Определение элементов отпускной цены предприятия-изготовителя на основе прямого счета. Стр 102-120 пособия (27-35 конспект)
Отражение прямых и косвенных налогов в ценах. Стр 102-120 пособия (27-35 конспект)
Виды цен мировых рынков. Цены на однотипные товары будут различаться в зависимости от каналов, по которым осуществляется внешняя торговля (биржевая, аукционная торговли, тендеры, заключение обычных коммерческих сделок, торговли внутри транснациональных корпораций, по специальным контрактам и др.) Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновидностей цен и способности выбора из них ориентира для определения цены конкретного внешнеторгового контракта. Цены международной торговли можно классифицировать по различным признакам. Направление товарных потоков лежит в основе деления их на цены экспортируемых и цены импортируемых товаров В зависимости от степени свободы с известной долей условности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цен: свободные(или открытые) и закрытые. В торговле на свободных (открытых) рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам, заключаемым между фирмами разных стран. Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках используются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглашениях. Биржевые котировки широко применяются в ходе биржевой торговли сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, кожсырьем, хлопком, шерстью, каучуком, цветными металлами и др.). Биржевые цены являются основной конъюнктурной информацией для более 70 товаров, на долю которых приходится 15—20 % международной торговли. Ценность биржевых котировок состоит в том, что они отражают реальное состояние рынка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от условий сделки (на наличный товар или по фьючерсным контрактам, спот, форвард и др.) Аукционные цены устанавливаются в ходе регулярно проводимых в установленные сроки аукционов по продаже более или менее значительных количеств или партий определенного товара. На аукционах определяются, например, цены международной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петербург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). В отличие от биржевых котировок аукционные цены всегда устанавливаются за наличный товар и публикуются периодически или по мере поступления товара на рынок. Цены торгов (тендеров) определяются в ходе конкурса при выдаче фирмами одних стран заказов на сооружение объектов производственного или непроизводственного назначения, изготовления машин и оборудования, поставку партий сырья фирмам других стран. Цены, контрактов по обычным коммерческим сделкам по купле-продаже товаров между фирмами разных стран зависят от целого ряда факторов, определяющих условия сделки и особенности товара. К их числу относятся качество поставляемой продукции, срок исполнения контракта, условия поставки, форма расчета и условия платежа, валюта цены и платежа, применяемые скидки с контрактной цены и др. Трансфертные цены используются на закрытых мировых рынках, в качестве которых выступают международные транснациональные вертикально-интегрированные корпорации (Дженерал моторе, ИБМ, Тойота, Мацусита). Трансфертные цены — это условно-расчетные цены, по которым отделения корпорации, расположенные в разных странах, передают друг другу товары или их составляющие компоненты. Современные корпорации устанавливают трансфертные цены порой таким образом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Для этого они завышают или занижают трансфертные цены относительно рыночных цен, используя наилучшим для себя образом страновые различия в налогообложении, таможенной политике, охране окружающей среды, условиях труда. Таким образом компания уменьшает облагаемую налогами, таможенными пошлинами стоимость, сокращает потери от разницы в валютных курсах, меньше платит экологических налогов и т.д. Трансфертные цены могут также использоваться для оценки результатов деятельности филиалов фирмы. Но в этом случае методика их формирования будет иной. На цены, используемые в группировках стран, существенное влияние оказывают особые экономические отношения, торговые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регулированию путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на рынок той или иной продукции. Цены краткосрочных и долгосрочных специальных контрактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продукции за счет кредита, по программам помощи, лизинге и др.). Для основных видов товаров существуют специальные источники ценовой информации, включающие экспортные усредненные цены, среднестатистические цены, внутренние оптовые цены, импортные цены и т.д., которые могут ориентироваться отечественные участники внешнеэкономической деятельности.
Цены на международном рынке Стр.275-280 Цена как экономическая категория. Цена – денежная экономическая категория, тесно связанная с категорией рынок. выделяют 3 основных этапа в области теории цен: · XVIII век трудовая теория стоимости. Данный подход предполагал, что цена определяется в 1-ю очередь затратами труда на изготовление и реализацию товара. Смит, Рикардо. Согласно данной теории цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров. Самостоятельное значение имеет теория трудовой стоимости, разрабатываемая Карлом Марксом. Основное отличие – цена рассматривалась вне рынка. По мере развития конкуренции, роста производительности труда данная теория трансформировалась в теорию издержек, согласно которой цена определяется затратами ресурсов, потраченными на изготовление и реализацию товаров. Джон Милль. XIX. · Теория предельной полезности. 70-80е гг. XIX. Цена определяется той предельной полезностью, которую товар несет для потребителя. Разрабатывалась в рамках австрийской школы: Менгер, Бембавер, Вальрас, Парето. · начало XX. Теория неоклассического синтеза, согласно которой цена определяется путем взаимодействия спроса и предложения. Маршалл, Самуэльсон.Согласно ТНС цена представляет собой сумму денег, за которую покупатель готов купить, а продавец - продать товар на рынке. Помимо основных экономических течений в области цены работали также Кейнс, Эрхарт, Уикен (школа неолиберализма), Каннеман (теория покупательского поведения). В РБ принят закон «О ценообразовании", согласно которому цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В теории и практике ценообразования большое значение уделяется оценке эластичности спроса от разных факторов. Наиболее часто рассматривается эластичность спроса по цене. Выделяют точечную и дуговую эластичность спроса по цене. Коэффициент точеной эластичности показывает изменение спроса в ответ на изменение цен в конкртной точке ценового диапазона Коэффициент дуговой эластичности показывает эластичность в ценовом диапазоне. Организациям чаще необходимо знать не эластичность спроса на товарную категорию на рынке, а чувствительность покупателей к изменению цен на их товары (ценовую чувствительность). Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на чувствительность покупателей: - эффект уникальной ценности. Покупатели менее чувствительны к цене, если товар обладает уникальными свойствами (пример: рынок компьютеров и мобильных телефонов); - эффект осведомленности об аналогах. Покупатели менее чувствительны к изменению цен, если не знают о существовании аналогов; - эффект трудности сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению (пример: покупка колбасы); - эффект затрат на переключение. Покупатели менее чувствительны к цене, если велики затраты на переключение, необходимые для другого товара; - эффект суммарных затрат. Покупатели менее чувствительны к цене, если цена товара составляет только небольшую часть их дохода (пример: покупка стержня в киоске за 300, а затем за 400); - эффект конечной пользы. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если она составляет только небольшую часть общих расходов на получение конечного результата (пример: покупка батарейки и плазмы); - эффект распределения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если они делят эту цену с другими (пример: банкет на выпускной); - эффект безвозвратных инвестиций. Покупатели менее чувствительны к изменению цены на товар, если она применяется совместно с ранее приобретенным товаром, представляющим собой безвозвратные инвестиции (пример: бритвенный станок и лезвия); - эффект взаимосвязи цены и качества. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если товар вызывает стойкие ассоциации с престижем, эксклюзивностью (пример: водка лайт и экстра); - эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, если не могут создать запас товара (пример: покупка молока, т.е. ящик не купишь); - эффект справедливости. Покупатели мене чувствительны к изменению цен, если считают такое изменение цен справедливым (пример: покупка сока в жару на рынке, в ресторане). На практике достаточно сложно получить значение ценовой чувствительности. Для этого могут использоваться такие методы, как оценка статистических данных, опрос покупателей или ценовой эксперимент. Использование коэффициента имеет некоторые ограничения: · эластичность оценивается по факту покупки, а используется для прогнозирования цен в будущем. Требует стабильности условий; · эластичность невозможно использовать при формировании цен на новые товары; · организация должна знать не только величину эластичности спроса по цене, но и то, как на эту величину воздействовать. Несмотря на имеющиеся ограничения, знание даже порядка величины коэффициента эластичности полезно для решения многих задач, в том числе: - для определения направления изменения цен (на высокоэластичные товары цены снижаются, и наоборот); - эти знания позволяют сформировать ассортимент; - позволяет прогнозировать переключение спроса с одних марок на другие. Для этих целей может использоваться перекрестная эластичность. Наряду с ценой качество выступает одной из важнейших факторов выбора покупки. Как правило, покупатели противопоставляют цену и качество, т.е. повышение качества стимулирует покупку, а повышение цены наоборот. Однако в некоторых случаях цена сама представляет качество. Производители и покупатели по-разному оценивают цену и качество. Производители оценивают объективное качество (соответствует стандарту) и объективную цену (сумму денег, необходимую для получения прибыли и покрытия затрат). Покупатель же оценивает воспринимаемое качество и воспринимаемую цену. В этой связи изготовители слабо представляют, как воспринимается товар покупателем. Выделяют внутренние и внешние факторы, характеризующие качество товара для покупателя. Внутренние сигналы качества неразрывно связаны с товаром (вкус, цвет, размер, диагональ), в большинстве случаев они определяющие. Внешние сигналы качества не являются неотъемлемой частью товара, но несут определенную информацию о качестве товара (торговая марка, реклама, цена). Существуют условия, при которых покупатель ориентируется на внешние сигналы в большей степени: · если нет или мало опыта использования данного товара (пример: заморские фрукты, зеленые дороже красных); · мало времени для оценки внутренних характеристик (пример: отъезжающий автобус, купить сок); · если нет заинтересованности в оценке внутренних характеристик (пример: покупка спичек пинских или борисовских); · если нет возможности оценить внутренние характеристики товара (пример: покупка семечек, т.е. все фасованные с одинаковым составом, определяется по цене). Существуют случаи, когда цена выступает основным показателем при выборе покупки: · в случае большого разброса цен, когда одни и те же торговые марки в разных магазинах продаются по различным ценам ( пример: икра за 80 тыс. и 15 тыс.); · при покупке незнакомой торговой марки в случае, если отсутствуют какие-либо другие сигналы качества, т.е. чем больше внутренних сигналов, тем меньше информации о качестве дает цена; · когда велик риск сделать неверный выбор (на рынке много подделок); · при покупке товаров, относимых к некоторым категориям (товары длительного пользования, товары роскоши (драгметаллы), товары престижного спроса и эксклюзивные товары). Выделяют эффект оценки качества через цену: чем в большей степени покупатель воспринимает цену как показатель качества, тем менее он чувствителен к ее абсолютному уровню. Покупатель оперирует также понятием ценности товара, т.е. мерой соотношения цены и качества. Существует 4 подхода к определению ценности товара: - ценность – низкая цена товара (пример: покупка фасованного риса более дешевого); - ценность – высокое качество товара (пример: цветы на 8 Марта, чтобы простояли дольше); - ценность – максимальное качество за минимальную цену;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.012 с.) |