Цена как экономическая категория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена как экономическая категория.



Функции цен. Ценообразующие факторы.

Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро-, мезо- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хо­зяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начина­ется (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или для внешнего рынка) ценами. Це­ны связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

  На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершен­ствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизвод­ственной сферами и т.д.). Мезоуровень определяет региональное управление ценами. На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функ­ций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: ба­ лансирующую, планово-учетную, распределительную, перераспределительную и информационную.

Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением.

Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государствен­ными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стои­мостных показателей.

Распределительная функция цен состоит в распределении национального дохо­да и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена.

Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

   Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно, и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою оче­редь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализирован­ных факторов - внутренних и внешних.

Внутренние факторы (микроэкономические) зависят от деятельности самого пред­приятия, фирмы. К ним относятся : особые свойства товара, способ производства, ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов, жизненный цикл товара, хорошо организо­ванный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама то­ вара и др.

Внешние (макроэкономические) факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами.

Среди этих факторов можно выделить: о граниченность ка­ ких-либо ресурсов на внутреннем рынке (например, ограниченность топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их импорта), масштабы государственного регулирова­ ния, н аличие и уровень конкуренции, денежная, налоговая и внешнеэкономичес­ кая политика.

 

Формирование себестоимости промышленной продукции как основного элемента цены.

Стр 102-120 пособия (27-35 конспект)

 

17. Определение элементов отпускной цены предприятия-изготовителя на основе прямого счета.

Стр 102-120 пособия (27-35 конспект)

 

Отражение прямых и косвенных налогов в ценах.

Стр 102-120 пособия (27-35 конспект)

 

 

Виды цен мировых рынков.

Цены на однотипные товары будут различаться в зависимости от каналов, по которым осуществляется внешняя торговля (биржевая, аукционная торговли, тен­деры, заключение обычных коммерческих сделок, торговли внутри транснациональных корпораций, по специальным контрактам и др.)

Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновид­ностей цен и способности выбора из них ориентира для определе­ния цены конкретного внешнеторгового контракта.

Цены меж­дународной торговли можно классифицировать по различным признакам. Направление товарных потоков лежит в основе деле­ния их на цены экспортируемых и цены импортируемых това­ров

В зависимости от степени свободы с известной долей услов­ности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цен: свободные(или открытые) и закрытые. В торговле на свободных (открытых) рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам, заключаемым между фирмами разных стран.

Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках ис­пользуются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглаше­ниях. Биржевые котировки широко применяются в ходе бирже­вой торговли сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, кож­сырьем, хлопком, шерстью, каучуком, цветными металлами и др.). Биржевые цены являются основной конъюнктурной ин­формацией для более 70 товаров, на долю которых приходится 15—20 % международной торговли. Ценность биржевых коти­ровок состоит в том, что они отражают реальное состояние рын­ка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от ус­ловий сделки (на наличный товар или по фьючерсным контрак­там, спот, форвард и др.)

Аукционные цены устанавливаются в ходе регулярно про­водимых в установленные сроки аукционов по продаже более или менее значительных количеств или партий определенного товара. На аукционах определяются, например, цены междуна­родной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петер­бург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). В отличие от биржевых ко­тировок аукционные цены всегда устанавливаются за налич­ный товар и публикуются периодически или по мере поступле­ния товара на рынок.

Цены торгов (тендеров) определяются в ходе конкурса при выдаче фирмами одних стран заказов на сооружение объек­тов производственного или непроизводственного назначения, изготовления машин и оборудования, поставку партий сырья фирмам других стран.

Цены, контрактов по обычным коммерческим сделкам по купле-продаже товаров между фирмами разных стран зави­сят от целого ряда факторов, определяющих условия сделки и особенности товара. К их числу относятся качество поставляе­мой продукции, срок исполнения контракта, условия постав­ки, форма расчета и условия платежа, валюта цены и платежа, применяемые скидки с контрактной цены и др.

Трансфертные цены используются на закрытых мировых рынках, в качестве которых выступают международные транс­национальные вертикально-интегрированные корпорации (Дже­нерал моторе, ИБМ, Тойота, Мацусита). Трансфертные цены — это условно-расчетные цены, по которым отделения корпора­ции, расположенные в разных странах, передают друг другу то­вары или их составляющие компоненты. Современные корпо­рации устанавливают трансфертные цены порой таким обра­зом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Для этого они завышают или занижают трансфертные цены относительно рыночных цен, используя наилучшим для себя образом страновые различия в налогообложении, та­моженной политике, охране окружающей среды, условиях тру­да. Таким образом компания уменьшает облагаемую налогами, таможенными пошлинами стоимость, сокращает потери от раз­ницы в валютных курсах, меньше платит экологических нало­гов и т.д. Трансфертные цены могут также использоваться для оценки резуль­татов деятельности филиалов фирмы. Но в этом случае методика их формирования будет иной.

На цены, используемые в группировках стран, существен­ное влияние оказывают особые экономические отношения, тор­говые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регу­лированию путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на ры­нок той или иной продукции.

Цены краткосрочных и долгосрочных специальных конт­рактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продук­ции за счет кредита, по программам помощи, лизинге и др.).

Для основных видов товаров существуют специальные источники ценовой информации, включающие экспортные усредненные цены, среднестатистические цены, внутренние оптовые цены, импортные цены и т.д., которые могут ориентироваться отечественные участники внешнеэкономической деятельности.

 

Цены на международном рынке

  Стр.275-280

Цена как экономическая категория.

Цена – денежная экономическая категория, тесно связанная с категорией рынок. выделяют 3 основных этапа в области теории цен:

· XVIII век трудовая теория стоимости. Данный подход предполагал, что цена определяется в 1-ю очередь затратами труда на изготовление и реализацию товара. Смит, Рикардо. Согласно данной теории цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров. Самостоятельное значение имеет теория трудовой стоимости, разрабатываемая Карлом Марксом. Основное отличие – цена рассматривалась вне рынка. По мере развития конкуренции, роста производительности труда данная теория трансформировалась в теорию издержек, согласно которой цена определяется затратами ресурсов, потраченными на изготовление и реализацию товаров. Джон Милль. XIX.

· Теория предельной полезности. 70-80е гг. XIX. Цена определяется той предельной полезностью, которую товар несет для потребителя. Разрабатывалась в рамках австрийской школы: Менгер, Бембавер, Вальрас, Парето.

· начало XX. Теория неоклассического синтеза, согласно которой цена определяется путем взаимодействия спроса и предложения. Маршалл, Самуэльсон.Согласно ТНС цена представляет собой сумму денег, за которую покупатель готов купить, а продавец - продать товар на рынке.

Помимо основных экономических течений в области цены работали также Кейнс, Эрхарт, Уикен (школа неолиберализма), Каннеман (теория покупательского поведения).

В РБ принят закон «О ценообразовании", согласно которому цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В теории и практике ценообразования большое значение уделяется оценке эластичности спроса от разных факторов. Наиболее часто рассматривается эластичность спроса по цене.

Выделяют точечную и дуговую эластичность спроса по цене.

Коэффициент точеной эластичности показывает изменение спроса в ответ на изменение цен в конкртной точке ценового диапазона

     Коэффициент дуговой эластичности показывает эластичность в ценовом диапазоне.

Организациям чаще необходимо знать не эластичность спроса на товарную категорию на рынке, а чувствительность покупателей к изменению цен на их товары (ценовую чувствительность).

Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на чувствительность покупателей:

- эффект уникальной ценности. Покупатели менее чувствительны к цене, если товар обладает уникальными свойствами (пример: рынок компьютеров и мобильных телефонов);

- эффект осведомленности об аналогах. Покупатели менее чувствительны к изменению цен, если не знают о существовании аналогов;

- эффект трудности сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению (пример: покупка колбасы);

- эффект затрат на переключение. Покупатели менее чувствительны к цене, если велики затраты на переключение, необходимые для другого товара;

- эффект суммарных затрат. Покупатели менее чувствительны к цене, если цена товара составляет только небольшую часть их дохода (пример: покупка стержня в киоске за 300, а затем за 400);

- эффект конечной пользы. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если она составляет только небольшую часть общих расходов на получение конечного результата (пример: покупка батарейки и плазмы);

- эффект распределения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если они делят эту цену с другими (пример: банкет на выпускной);

- эффект безвозвратных инвестиций. Покупатели менее чувствительны к изменению цены на товар, если она применяется совместно с ранее приобретенным товаром, представляющим собой безвозвратные инвестиции (пример: бритвенный станок и лезвия);

- эффект взаимосвязи цены и качества. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если товар вызывает стойкие ассоциации с престижем, эксклюзивностью (пример: водка лайт и экстра);

- эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, если не могут создать запас товара (пример: покупка молока, т.е. ящик не купишь);

- эффект справедливости. Покупатели мене чувствительны к изменению цен, если считают такое изменение цен справедливым (пример: покупка сока в жару на рынке, в ресторане).

На практике достаточно сложно получить значение ценовой чувствительности. Для этого могут использоваться такие методы, как оценка статистических данных, опрос покупателей или ценовой эксперимент. Использование коэффициента имеет некоторые ограничения:

· эластичность оценивается по факту покупки, а используется для прогнозирования цен в будущем. Требует стабильности условий;

· эластичность невозможно использовать при формировании цен на новые товары;

· организация должна знать не только величину эластичности спроса по цене, но и то, как на эту величину воздействовать.

Несмотря на имеющиеся ограничения, знание даже порядка величины коэффициента эластичности полезно для решения многих задач, в том числе:

- для определения направления изменения цен (на высокоэластичные товары цены снижаются, и наоборот);

- эти знания позволяют сформировать ассортимент;

-  позволяет прогнозировать переключение спроса с одних марок на другие. Для этих целей может использоваться перекрестная эластичность. Наряду с ценой качество выступает одной из важнейших факторов выбора покупки. Как правило, покупатели противопоставляют цену и качество, т.е. повышение качества стимулирует покупку, а повышение цены наоборот.

Однако в некоторых случаях цена сама представляет качество. Производители и покупатели по-разному оценивают цену и качество. Производители оценивают объективное качество (соответствует стандарту) и объективную цену (сумму денег, необходимую для получения прибыли и покрытия затрат). Покупатель же оценивает воспринимаемое качество и воспринимаемую цену. В этой связи изготовители слабо представляют, как воспринимается товар покупателем.

Выделяют внутренние и внешние факторы, характеризующие качество товара для покупателя. Внутренние сигналы качества неразрывно связаны с товаром (вкус, цвет, размер, диагональ), в большинстве случаев они определяющие. Внешние сигналы качества не являются неотъемлемой частью товара, но несут определенную информацию о качестве товара (торговая марка, реклама, цена).

Существуют условия, при которых покупатель ориентируется на внешние сигналы в большей степени:

· если нет или мало опыта использования данного товара (пример: заморские фрукты, зеленые дороже красных);

· мало времени для оценки внутренних характеристик (пример: отъезжающий автобус, купить сок);

· если нет заинтересованности в оценке внутренних характеристик (пример: покупка спичек пинских или борисовских);

· если нет возможности оценить внутренние характеристики товара (пример: покупка семечек, т.е. все фасованные с одинаковым составом, определяется по цене).

Существуют случаи, когда цена выступает основным показателем при выборе покупки:

· в случае большого разброса цен, когда одни и те же торговые марки в разных магазинах продаются по различным ценам ( пример: икра за 80 тыс. и 15 тыс.);

· при покупке незнакомой торговой марки в случае, если отсутствуют какие-либо другие сигналы качества, т.е. чем больше внутренних сигналов, тем меньше информации о качестве дает цена;

· когда велик риск сделать неверный выбор (на рынке много подделок);

· при покупке товаров, относимых к некоторым категориям (товары длительного пользования, товары роскоши (драгметаллы), товары престижного спроса и эксклюзивные товары).

Выделяют эффект оценки качества через цену: чем в большей степени покупатель воспринимает цену как показатель качества, тем менее он чувствителен к ее абсолютному уровню.

Покупатель оперирует также понятием ценности товара, т.е. мерой соотношения цены и качества. Существует 4 подхода к определению ценности товара:

- ценность – низкая цена товара (пример: покупка фасованного риса более дешевого);

- ценность – высокое качество товара (пример: цветы на 8 Марта, чтобы простояли дольше);

- ценность – максимальное качество за минимальную цену;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.141 с.)