Поэлементный состав цены, характеристика элементов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэлементный состав цены, характеристика элементов.



Цена любого товара, услуги состоит из рада обособленных элементов. Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, со­стоит из себестоимости его производства, прибыли,  косвенных налогов (или дотации).

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производ­ством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, эколо­гический, отчисления на социальные нужды, и др.)

Прибыль (представляет собой категорию расширенного производства) в ценах необходима для создания средств на потребление и накопле­ние предприятий, а также уплаты налогов за счет прибыли.

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов мо­гут выступать акциз,отчисле­ ния в целевые бюджетные фонды. В отдельных случаях для уменьшения цены (на­пример, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изго­товителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обес­печивающую некоторую прибыль предприятию.

Отпускная цена предприятия-оптовика состоит из отпускной цены изготовите­ля и наценки в пользу оптовой организации. Розничная цена — это цена конечного потребления товара. По розничным ценам торговые организации продают товар населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, налог на добавленную стоимость и налог на продажу.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним зат­рат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 20 %, то на социально значимую продукцию, услуги уста­новлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для де­тей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей осо­бой социальной значимости вообще освобождаются от уплаты налога.

Практике известны три основных метода формирования цен с учетом НДС: сум­мирования, вычитания и зачетный метод. Методы суммирования и вычитания свя­заны с прямым подсчетом добавленной стоимости и последующим исчислением суммы налога по установленной процентной ставке. По методу вычитания затра­ты по приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов, услуг производственно­го характера сторонних организаций вычитаются из цены продукции.

В Республике Беларусь с 2000г. используется зачетный метод взимания НДС. Этот метод не требует вычисления собственно добавленной стоимости и ее компонентов. Необходимо только знать отпускную цену, ставки НДС и сумму НДС, указанных в счетах поставщиков сырья, материалов, комплектующих.

Этот механизм расчета позволяет на каждом этапе продажи облагать налогом не полную выручку от реализации товара, а лишь те ее элементы, которые для дан­ного предприятия составляют добавленную стоимость. Сам же налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как ес­ли бы налог взимался по установленной ставке только один раз при реализации то­вара конечному потребителю.

При применении зачетного метода расчета НДС сумма налога (дополнительно к цене) специально выделяется во всех сделках между предприятиями и указывается в соответствующих расчетно-платежных документах. Важным преимуществом это­го метода является также и то, что как на стадии производства, так и на стадии реа­лизации НДС не влияет на издержки и отражается отдельной строкой. При реализа­ции товаров предприятие дополнительно к сформированной цене товара должно предъявить к оплате покупателю этого товара соответствующую сумму НДС.

Сегодня в Беларуси установлена трехуровневая шкала ставок налога. Помимо общей ставки в размере 20 % и пониженной — в размере 10 %, применяемой при реа­лизации социально значимых товаров, законодательством предусмотрена нулевая ставка НДС. Эта ставка применяется при реализации продукции на экспорт в госу­дарства, в торговых отношениях с которыми установлено взимание налога по принципу страны назначения

 

5. Политика ценообразования в Республике Беларусь в условиях реформирования экономики (стр. 58-62 пособия)

 

6. Государственное ограничение рыночного равновесия. Прямое и косвенное регулирование цен (стр.54-57 пособия)

Важное место в экономических преобразованиях занимают вопросы сочетания свободного ценообразования с госу­дарственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воз­действовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы.

Государственное регулирование цен осуществляется с помощью кос­венного и прямого методов. К косвенному регулированию относятся меры, воздей­ствующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэ­кономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и дина­мику цен. К ним можно отнести такие, как при­нятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосудар­ствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюд­жетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (мини­мальных цен) и "ценового коридора". Наибольшее распространение получила по­литика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отрас­лях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях, при ус­тановлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.д.).

Максимальные цены формируют рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддер­живать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.

Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применя­ется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя.

На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем ими распоряжаться (образовы­вать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в усло­виях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка.

Политика "ценового коридора" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно откло­няться от положения равновесной цены. Такая система регулирования цен, например, используется в странах Европей­ского союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию.        

 

7. Основные формы регулирования цен и ценообразования в Республике Беларусь.

Законом «О Ценообразовании» определены принципы ценообразования, которые выражаются в следующем: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хо­зяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

· установление фиксированных цен;

· установление предельных нормативов рентабельности для доминирующих субъектов и производителей социально значимой продукции и услуг;

· установление предельных отпускных цен на социально значимые товары;

· установление предельных торговых надбавок на социально значимые товары;

· установление правил оформления цен;

· декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминиру­ющее положение на рынке;

·  ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

· контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. 

В РБ сформирована система органов, осуществляющих контроль за соблюдением дисциплины цен, в том числе:

- Управление по государственному регулированию цен и антимонопольной политике Министерства торговли – основной орган государственного управления, осуществляющий координацию действий в области ценообразования, ведение реестров монополистов, разработку нормативно-правовых документов в области цен, осуществляющий контроль;

- управления по антимонопольной ценовой политике облисполкомов и мингорисполкома занимаются контролем за соблюдением дисциплины цен в своем регионе;

управления по антимонопольной ценовой политике министерств и ведомств (Министерство промышленности, Минсельхозпрода) занимаются проверкой соблюдения дисциплины цен подотчетных организаций.

В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

· социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;

·  проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

·  внесение в соответствующие органы управления предложений о ведении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

·  оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;

·  выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;

· принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;

В РБ выделяют следующие виды нарушений дисциплины цен:

· завышение или занижение регулируемых цен и тарифов;

· завышение или занижение себестоимости (налогов), включенных в цену;

· реализация товаров, цены на которые регулируются государством без экономического обоснования или приведения в нем недостоверных данных;

· нарушение порядка оформления цен;

· нарушение порядка декларирования цен монополистами;

· нарушение порядка информирования об уровне сформированных отпускных цен на некоторые товары;

· отсутствие экономического обоснования товарообменной операции;

· реализация товаров по цене ниже себестоимости без обоснования;

· включение в стоимость работ (услуг) фактически невыполненных работ (услуг);

· реализация товаров сверх нормативных сроков хранения без уценки.

За нарушение дисциплины цен предусмотрено наложение санкций:

· нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуального предпринимателя установленного порядка формирования цен и тарифов – 40 базовых величин.;

· нарушение установленных государством фиксированных, предельных цен, предельных нормативов рентабельности, надбавок и наценок влечет наложение штрафа в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товара, и расчетной величиной выручки по ценам, установленным в соответствие с государством;

· отсутствие решения юридического лица или предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в стране или ввезенные в режиме свободного обращения, а также непредставление соответствующей информации о ценах на эти товары в республиканские органы управления в течение 5 рабочих дней с даты формирования цены влечет наложение штрафа в размере до 10% стоимости реализованных товаров;

· реализация товаров юридическим лицом или предпринимателем с нарушением установленного порядка регистрации цен влечет наложение штрафа в размере 30% стоимости реализованного товара. В случае повторного нарушения (аналогичного) в течение года после проверки – штраф в размере до 50% стоимости реализованных товаров;

· реализация товаров по регулируемым ценам без экономического обоснования или с приведением в нем недостоверных данных влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров. В случае повторного аналогичного нарушение в течение года после проверки – до 50%;

· в случае нарушения порядка оформления цен в товарно-транспортных накладных, в том числе не указания документа согласования цен, влекут наложение штрафа в размере до 5% стоимости накладной.

Индексация доходов населения в связи с ростом цен на потребительские това­ры и услуги реализуется в республике в соответствии с законом "Об индексации до­ходов населения с учетом инфляции". При этом используется наиболее распространенный показатель инфляции - индекс потребительских цен (ИПЦ). Он определя­ет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, обыч­но потребляемых населением.

ИПЦ рассчитывается органами статистики республики по методологии, соот­ветствующей международным стандартам по фиксированному набору ("потреби­тельской корзине"), включающему около 300 наименований потребительских това­ров и услуг.

Индексы потребительских цен систематически определяются в целом по рес­публике, по каждой области и г. Минску за месяц, к моменту предыдущей индекса­ции, нарастающим итогом с начала года, а также нарастающим итогом к среднего­довому уровню цен базисного года.

Право граждан на индексацию наступает в том случае, если индекс потреби­тельских цен к моменту предыдущей индексации превысит пять процентных пунк­тов. Денежные доходы населения, подлежащие защите от инфляции, индексируют­ся пропорционально индексу потребительских цен в пределах сто процен­тов утвержденного правительством республики и действующего на момент наступ­ления индексации бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Таким образом, индексация защищает прежде всего интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровнем доходов.

Индексируются основные виды доходов в виде заработной платы, начисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, пенсий, посо­бий, стипендий, оплаты основных и дополнительных отпусков. Источниками вып­лат по индексации являются средства бюджета для работников бюджетных органи­заций, студентов, пенсионного фонда — для пенсионеров, собственные средства хозрасчетных предприятий и организаций — для своих работников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.023 с.)