Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэлементный состав цены, характеристика элементов.
Цена любого товара, услуги состоит из рада обособленных элементов. Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли, косвенных налогов (или дотации). Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, и др.) Прибыль (представляет собой категорию расширенного производства) в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты налогов за счет прибыли. Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать акциз,отчисле ния в целевые бюджетные фонды. В отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию. Отпускная цена предприятия-оптовика состоит из отпускной цены изготовителя и наценки в пользу оптовой организации. Розничная цена — это цена конечного потребления товара. По розничным ценам торговые организации продают товар населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, налог на добавленную стоимость и налог на продажу. Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 20 %, то на социально значимую продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей особой социальной значимости вообще освобождаются от уплаты налога. Практике известны три основных метода формирования цен с учетом НДС: суммирования, вычитания и зачетный метод. Методы суммирования и вычитания связаны с прямым подсчетом добавленной стоимости и последующим исчислением суммы налога по установленной процентной ставке. По методу вычитания затраты по приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов, услуг производственного характера сторонних организаций вычитаются из цены продукции.
В Республике Беларусь с 2000г. используется зачетный метод взимания НДС. Этот метод не требует вычисления собственно добавленной стоимости и ее компонентов. Необходимо только знать отпускную цену, ставки НДС и сумму НДС, указанных в счетах поставщиков сырья, материалов, комплектующих. Этот механизм расчета позволяет на каждом этапе продажи облагать налогом не полную выручку от реализации товара, а лишь те ее элементы, которые для данного предприятия составляют добавленную стоимость. Сам же налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы налог взимался по установленной ставке только один раз при реализации товара конечному потребителю. При применении зачетного метода расчета НДС сумма налога (дополнительно к цене) специально выделяется во всех сделках между предприятиями и указывается в соответствующих расчетно-платежных документах. Важным преимуществом этого метода является также и то, что как на стадии производства, так и на стадии реализации НДС не влияет на издержки и отражается отдельной строкой. При реализации товаров предприятие дополнительно к сформированной цене товара должно предъявить к оплате покупателю этого товара соответствующую сумму НДС. Сегодня в Беларуси установлена трехуровневая шкала ставок налога. Помимо общей ставки в размере 20 % и пониженной — в размере 10 %, применяемой при реализации социально значимых товаров, законодательством предусмотрена нулевая ставка НДС. Эта ставка применяется при реализации продукции на экспорт в государства, в торговых отношениях с которыми установлено взимание налога по принципу страны назначения
5. Политика ценообразования в Республике Беларусь в условиях реформирования экономики (стр. 58-62 пособия)
6. Государственное ограничение рыночного равновесия. Прямое и косвенное регулирование цен (стр.54-57 пособия) Важное место в экономических преобразованиях занимают вопросы сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие. Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Государственное регулирование цен осуществляется с помощью косвенного и прямого методов. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры. Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "ценового коридора". Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях, при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.д.). Максимальные цены формируют рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка.
Политика "ценового коридора" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. Такая система регулирования цен, например, используется в странах Европейского союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию.
7. Основные формы регулирования цен и ценообразования в Республике Беларусь. Законом «О Ценообразовании» определены принципы ценообразования, которые выражаются в следующем: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании. В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен: · установление фиксированных цен; · установление предельных нормативов рентабельности для доминирующих субъектов и производителей социально значимой продукции и услуг; · установление предельных отпускных цен на социально значимые товары; · установление предельных торговых надбавок на социально значимые товары; · установление правил оформления цен; · декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; · ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений); · контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. В РБ сформирована система органов, осуществляющих контроль за соблюдением дисциплины цен, в том числе: - Управление по государственному регулированию цен и антимонопольной политике Министерства торговли – основной орган государственного управления, осуществляющий координацию действий в области ценообразования, ведение реестров монополистов, разработку нормативно-правовых документов в области цен, осуществляющий контроль; - управления по антимонопольной ценовой политике облисполкомов и мингорисполкома занимаются контролем за соблюдением дисциплины цен в своем регионе;
управления по антимонопольной ценовой политике министерств и ведомств (Министерство промышленности, Минсельхозпрода) занимаются проверкой соблюдения дисциплины цен подотчетных организаций. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых: · социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли; · проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах; · внесение в соответствующие органы управления предложений о ведении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги; · оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования; · выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих; · принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством; В РБ выделяют следующие виды нарушений дисциплины цен: · завышение или занижение регулируемых цен и тарифов; · завышение или занижение себестоимости (налогов), включенных в цену; · реализация товаров, цены на которые регулируются государством без экономического обоснования или приведения в нем недостоверных данных; · нарушение порядка оформления цен; · нарушение порядка декларирования цен монополистами; · нарушение порядка информирования об уровне сформированных отпускных цен на некоторые товары; · отсутствие экономического обоснования товарообменной операции; · реализация товаров по цене ниже себестоимости без обоснования; · включение в стоимость работ (услуг) фактически невыполненных работ (услуг); · реализация товаров сверх нормативных сроков хранения без уценки. За нарушение дисциплины цен предусмотрено наложение санкций: · нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуального предпринимателя установленного порядка формирования цен и тарифов – 40 базовых величин.; · нарушение установленных государством фиксированных, предельных цен, предельных нормативов рентабельности, надбавок и наценок влечет наложение штрафа в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товара, и расчетной величиной выручки по ценам, установленным в соответствие с государством; · отсутствие решения юридического лица или предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в стране или ввезенные в режиме свободного обращения, а также непредставление соответствующей информации о ценах на эти товары в республиканские органы управления в течение 5 рабочих дней с даты формирования цены влечет наложение штрафа в размере до 10% стоимости реализованных товаров;
· реализация товаров юридическим лицом или предпринимателем с нарушением установленного порядка регистрации цен влечет наложение штрафа в размере 30% стоимости реализованного товара. В случае повторного нарушения (аналогичного) в течение года после проверки – штраф в размере до 50% стоимости реализованных товаров; · реализация товаров по регулируемым ценам без экономического обоснования или с приведением в нем недостоверных данных влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров. В случае повторного аналогичного нарушение в течение года после проверки – до 50%; · в случае нарушения порядка оформления цен в товарно-транспортных накладных, в том числе не указания документа согласования цен, влекут наложение штрафа в размере до 5% стоимости накладной. Индексация доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги реализуется в республике в соответствии с законом "Об индексации доходов населения с учетом инфляции". При этом используется наиболее распространенный показатель инфляции - индекс потребительских цен (ИПЦ). Он определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, обычно потребляемых населением. ИПЦ рассчитывается органами статистики республики по методологии, соответствующей международным стандартам по фиксированному набору ("потребительской корзине"), включающему около 300 наименований потребительских товаров и услуг. Индексы потребительских цен систематически определяются в целом по республике, по каждой области и г. Минску за месяц, к моменту предыдущей индексации, нарастающим итогом с начала года, а также нарастающим итогом к среднегодовому уровню цен базисного года. Право граждан на индексацию наступает в том случае, если индекс потребительских цен к моменту предыдущей индексации превысит пять процентных пунктов. Денежные доходы населения, подлежащие защите от инфляции, индексируются пропорционально индексу потребительских цен в пределах сто процентов утвержденного правительством республики и действующего на момент наступления индексации бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Таким образом, индексация защищает прежде всего интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровнем доходов. Индексируются основные виды доходов в виде заработной платы, начисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, пенсий, пособий, стипендий, оплаты основных и дополнительных отпусков. Источниками выплат по индексации являются средства бюджета для работников бюджетных организаций, студентов, пенсионного фонда — для пенсионеров, собственные средства хозрасчетных предприятий и организаций — для своих работников.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.023 с.) |