Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории конфликта на рубеже 19-20 вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В конце 18 – начале 19 вв. свой вклад в развитие конфликтологических идей внесли представители немецкой классической философии. Иммануил Кант естественным состоянием общества считал состояние войны. Он сформулировал идею вечного мира между народами как принцип международного права и отказа от насилия в межгосударственных отношениях. Георг Гегель решительно отверг идеи Канта о вечном мире, рассматривая войны как способ решения межгосударственных конфликтов. Внутренние же конфликты делают государство слабым и неустойчивым, а потому и получили негативную оценку (Гегель абсолютизировал роль государства и был сторонником сильной государственной власти). Интерес представляют идеи Гегеля «О войне как средстве нравственного очищения народов». В 19 в. меняются представления о конфликтах. Они начинают рассматриваться как неизбежные, неустранимые, неотъемлемые, естественные явления в жизни общества. Особый интерес представляют концепции социальных дарвинистов (Г.Спенсер, У. Самнер, Л. Гумплович), которые переносили законы биологической эволюции, сформулированные Ч. Дарвином (постоянная борьба за выживание и естественный отбор), на общественное развитие. Идеи универсальности законов живой природы, уподобления общества биологическому организму были популярны в 19 в. Английский философ и социолог Герберт Спенсер в своей концепции исходил из того, что состояние противоборства универсально, а закон конфликта выступает как всеобщий и основополагающий в обществе в условиях постоянного роста его неоднородности и усложнения структурно-функциональной организации. При этом конфликт играет особую роль в развитии общества, детерминируя переход социального организма к новым эволюционным формам. Американский социолог и экономист Уильям Самнер также усматривал в борьбе за существование фактор общественного развития, неизбежное и универсальное условие социальной жизни. Движущие силы общественного прогресса связывались именно с выживанием наиболее сильных и приспособленных индивидов, которые и есть наилучшие представители рода человеческого, подлинные творцы всех благ. Поэтому идеи вмешательства государства в общественную жизнь, искусственного установления равенства, взаимной помощи представлялись Самнеру абсурдными. Людвиг Гумплович, анализируя природу социальных конфликтов, указывал на его принципиальную неустранимость из жизни общества. Борьба (за влияние, выживание, господство) есть одна из форм межгруппового взаимодействия, фактор прогресса и условие интеграции и единения. Таким образом, перенося законы биологической жизни на социальный организм, представители социального дарвинизма подчеркнули неизбежность и неустранимость. конфликтов из жизни общества, отметив их позитивное значение как фактора общественного развития, прогресса. Французский социолог Эмиль Дюркгейм трактовал социальный конфликт как патологическое явление для общества. Определяющую роль в обществе Э. Дюркгейм отводил «коллективному сознанию», которое обладает принудительным потенциалом по отношению к индивидуальным, а также основным регулятором конфликтующих интересов отдельных членов общества, обеспечивая общественную солидарность. В частности речь шла о правовых и нравственных нормах. Вместе с тем развитие общества осуществляется столь быстрыми темпами, что существующие нормы перестают удовлетворять интересам установления солидарности и равновесия социальной системы и ослабевают. На смену устаревшим нормам не успевают прийти новые. Возникает состояние аномии, т.е. ценностно-нормативного вакуума. Нарастает индивидуализация общества, интересов и целей его членов, которые, вступая в противоречие, порождают конфликты. Вместе с тем коллективные запреты, нормативная регуляция конфликтного взаимодействия ослабевают. Путь преодоления такого патологического состояния виделся Э. Дюркгейму в усилении влияния социальных норм. Карл Маркс внес существенный вклад в объяснение природы социального конфликта. Он раскрыл динамику основного противоречия как движущей силы исторического процесса. Сущность его заключается в следующем. На определенном этапе общественного развития производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до этого момента развивались. Таким образом, конфликтность общества коренится в противоречии его экономического базиса. Обострение противоречия знаменует переход к эпохе социальной революции. Именно революция есть основной способ разрешения противоречий в обществе, снятия антагонизма и перехода к новому социально-экономическому устройству. В концепции К. Маркса речь велась, главным образом, о противоречивости капиталистического общества. Общество разделено на классы, интересы которых противоположны. Классы являются субъектами основного социального конфликта. Сфера общественного сознания составляет надстройку, которая отражает противоречивость базиса. Поэтому конфликты в идеологической сфере являются производными от материальной основы социума. Немецкий социолог Георг Зиммель известен тем, что ввел в оборот термин социальный конфликт. Г. Зиммель также как и К. Маркс постулировал неизбежность социальных конфликтов. Но в основе конфликтов, с позиции Зиммеля, лежит инстинкт враждебности, свойственный людям, а не противоречие материальных интересов. Зиммель развивал «конфликтный функционализм». Он указывал на такие функции конфликта как социальная интеграция, выход враждебной энергии, создание нормативных регуляторов конфликта, сохранение социального порядка, образование коалиций. Именно через конфликт происходит разрешение любого «дуализма» в обществе. Конфликт так становится источником развития. Зиммель акцентировал внимание на противоречии между культурными формами и жизненным содержанием. Культурные формы есть застывшая объективация «жизни» и спустя время они становятся уже не в состоянии выразить все многообразие ее содержания. Нарастание этого противоречия и его разрешение – это и есть путь развития культуры, обновления ее форм. Тезисы К. Маркса и Г. Зиммеля легли в основу конфликтной модели общества, которая получила свое дальнейшее развитие в концепциях современных теоретиков конфликта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.195 (0.009 с.) |