Структура и функции конфликтологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции конфликтологии.



Структура и функции конфликтологии.

Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и методах управления ими.

Конфликтология носит теоретико-прикладной характер и выступает еще и как сфера практической деятельности по профилактике и урегулированию конфликтов в обществе.

В связи с вышесказанным можно говорить о следующих функциях конфликтологии:

§ Методологическая;

§ теоретико-познавательная;

§ практически-прикладная;

§ прогностическая.

Конфликтология неоднородна и, несмотря свою молодость, имеет достаточно сложную многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней анализа конфликта:

§ методологический уровень;

§ общетеоретический уровень;

§ уровень конкретно-научных исследований;

§ практически-прикладной уровень.

Еще один аспект характеристики структуры конфликтологического знания отражает различение фундаментальной и прикладной конфликтологии. Основанием служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед конфликтологическими исследованиями.

Иной подход к определению структуры конфликтологии связан с выделением ряда отраслей последней в зависимости от сферы приложения конфликтологических идей и методов: юридическая конфликтология, политическая, экономическая, педагогическая и т.д.

Методы конфликтологии.

Традиционно ведется речь о двух методологических подходах в конфликтологии:

§ Структурно-функциональный подход. Естественным состоянием любой социальной системы является динамическое равновесие, стабильность. Любой конфликт – это временная аномалия, нарушение, дисфункция.

§ Парадигма конфликта. Общество постоянно изменяется. Конфликт – нормальное, естественное, неизбежное и неотъемлимое явление социальной жизни. Конфликт функционален и наиболее общей его функцией является развитие.

Иной подход к определению методологических оснований современных конфликтологических исследований связан с выделением двух основных направлений. Первое первостепенное значение придает изучению самих конфликтов и противоречий, закономерностей их возникновения и развития. Этот подход можно охарактеризовать следующим образом «Если хочешь мира, изучи войну». Второе направление ставит акцент на изучении мира, согласия.

Свои методы конфликтология заимствует из так называемых «материнских» и смежных дисциплин. В частности, для изучения конфликтов используется методы эксперимента (лабораторного и естественного) и наблюдения, моделирование, анализ результатов деятельности, экспертная оценка, а также широкий спектр опросных методов, многие из которых заимствованы из психологии.

Все многообразие методов, используемых конфликтологией можно разделить на две группы:

§ методы изучения конфликтов, представленные методами изучения личности и группы как субъектов конфликта, методами диагностики и анализа конфликта;

§ методы управления конфликтом.

 

 

Платон выступал с критикой и осуждением вооруженных столкновений. В своих рассуждениях о политике и морали, он заложил идею социальной дифференциации как источника конфликтов: общество делится на низшее сословие земледельцев и ремесленников, сословие воинов и

сословие философов. Последним как обладающим добродетелью мудрости отводится основная роль в политической жизни и управлении государством, в котором конфликты легко подавляются насилием и властью правящей аристократии. Именно господство умственной элиты есть условие совершенного государства.

Аристотель не мыслил человека вне общества и государства. Он указывал на дифференциацию и неравенство в обществе. И именно государство виделось ему основным инструментом урегулирования отношений между людьми. Причем наилучшими государственными формами философ считал монархию, аристократию и политию в отличие от тирании, олигархии и охлократии как наихудших форм. Вне государства, согласно идеям Аристотеля, человек становится агрессивным, жаждущим войны, уподобляясь животному или божеству, сверхчеловеку.

Конфликтологические идеи в средние века носили религиозный характер (Климент Александрийский Ориген, Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский). Изначально в их основу легла идея несовместимости «учения Христа» и вооруженных столкновений. Мыслители средневековья выступали с осуждением войн, ратуя за мир, согласие и братство между людьми. Особое внимание привлекала тема единства и борьбы светского и духовного, земного, человеческого и божественного, науки, философии и богословия.

Эпоха Возрождения характеризуется критикой и осуждением войн, а также верой в силу человека, его безграничные возможности, волю и разум, а, следовательно и способность преодолеть столкновения в обществе.

Эразм Роттердамский не одобрял войны и указывал на сложность примирения их участников, даже если они борются за одни и те же идеи. Он также обратил внимание на закономерности эскалации конфликтов и подключении к борьбе все новых участников.

Николо Макиавелли указывал на возможность столкновений между властителем и народом, во избежание которых правитель должен завоевать доверие последнего и не ожесточить знать. Именно сильная государственная власть способна преодолеть социальные бедствия и беспорядки. Причем для упрочения государства допустимы любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую нормами морали. Этот термин взяли на вооружение и психологи, называя так склонность человека манипулировать другими людьми.

В эпоху Нового Времени мыслители по-прежнему сохраняли надежду на возможность установления вечного мира, бесконфликтного общества, рассматривая согласие как источник развития общества. Основное средство решения проблемы конфликтов виделось, прежде всего, в смене государственного устройства, в рациональной организации общественной жизни.

Вклад Фрэнсиса Бэкона в развитие представлений о природе конфликтов связан с анализом их причинных факторов. Он отмечал, что ведущую роль в развитии социальных столкновений внутри страны играют материальные причины. Помимо них Бэкон указывал на политические и психологические факторы конфликтов. К последним, в частности, относил «иное острое и колкое слово в устах государя», «зависть в общественной жизни», «пасквили и крамольные речи», «ложные слухи» (цит. по «Основы конфликтологии»/ под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 9.). Помимо анализа причин беспорядков в обществе, философ обратил внимание на средства их урегулирования, направленные на устранение соответственно материальных, политических и психологических причин конфликтов: следить за тем, чтобы положение отдельных сословий было удовлетворительным, успокаивать людей надеждами, раскалывать враждебные правительству коалиции и т.д.

Томас Гоббс в качестве естественного состояния общества рассматривал «войну всех против всех», сохраняя при этом надежду на установление состояния мира. Гоббс формулирует концепцию естественного равенства всех людей и развивает учение о государстве, возникающем на основе общественного договора в целях самосохранения и благополучия людей. Именно государственный механизм призван искоренить конфликты из жизни общества и привести к согласию, положив конец естественному состоянию «войны всех против всех».

Идеи Гоббса об общественном договоре, государстве и его функциях продолжил развивать Джон Локк, который рассматривал соблюдение общественного порядка как прерогативу и основную функцию государства.

Писатель и философ Жан Жак Руссо видел всемирно-исторический процесс следующим образом. В отличие от Гоббса, он идеализировал естественное состояние общества, рассматривая в качестве такового свободу и равенство людей, которые были ими утрачены, но в результате заключения общественного договора естественное состояние мира вновь будет достигнуто.

Структура конфликта.

Конфликтная ситуация – совокупность всех объективных и субъективных условий, при которых возможно возникновение и развитие конфликта. Элементами конфликтной ситуации являются оппоненты и предмет конфликта

Оппоненты (субъекты) конфликта - противоборствующие стороны (индивиды, малые и большие социальные группы, общности, государства и т. д.). Оппоненты в конфликте характеризуются определенным рангом и силой. Ранг определяется статусом участника конфликта, той позицией, которую он занимает по отношению к своему оппоненту. Чем выше ранг, тем большей силой обладает оппонент. Сила характеризует возможность и способность отстоять в конфликте свои интересы.

Предмет конфликта - причина конфликта, его движущая сила, лежащее в его основе противоречие. При наличии оппонентов и предмета конфликта можно говорить о сложившейся конфликтной ситуации.

Субъективный образ конфликта предполагает осознание несовместимости интересов, взглядов, потребностей и т.д.

Инцидент - первоначальное действие, направленное на овладение предметом конфликта или ущемление интересов оппонента и провоцирующее конфликт. Инцидент отличается от предмета конфликта как повод от причины.

Конфликтное взаимодействие характеризуется совершением участниками конфликта действий, направленных на реализацию в конфликте их собственных интересов.

Исход конфликта – результат конфликта.

Динамика конфликта.

Динамика конфликта:

1. Возникновение конфликтной ситуации. На этом этапе возникает противоречие, выделяются противоположные стороны - оппоненты, растет напряженность в отношениях между ними, накапливается неудовлетворенность сложившейся ситуацией.

2. Осознание ситуации как конфликтной. На этом этапе участники осознают несовместимость своих целей, взглядов и т. д. Возникает ощущение угрозы их интересам. В качестве конфликтной может восприниматься ситуация, не имеющая в своей основе объективного противоречия. В этом случае речь идет о так называемом ложном конфликте. Возможно и обратное: объективно существующая конфликтная ситуация не рассматривается сторонами как противоречивая. Конфликт в этом случае отсутствует.

3. Переход к конфликтному поведению. В зависимости от того, насколько человек стремится удовлетворить свои интересы и интересы оппонента, выделяют следующие стили поведения в конфликте:

- Стиль уклонения - игнорирование проблемы, стремление избежать взаимодействия с партнером по общению в связи с возникшими разногласиями. Не отстаиваются собственные интересы, не рассматриваются интересы оппонента.

- Стиль приспособления - человек отказывается от собственных интересов в пользу интересов партнера.

- Стиль конкуренции - стремление отстоять свою позицию без учета интересов оппонента.

- Стиль сотрудничества предполагает выработку взаимовыгодного, интегративного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон.

- Стиль компромисса предполагает поиск решения, частично удовлетворяющего обе стороны конфликта на основе взаимных уступок.

Наиболее эффективным традиционно считается стиль сотрудничества. Но в зависимости от ситуации адекватным и приемлемым может оказаться любой из перечисленных вариантов поведения в конфликте.

4. Разрешение конфликта. О полном разрешении конфликта можно говорить лишь в случае удовлетворения интересов обеих сторон. В противном случае сохраняется неудовлетворенность исходом конфликта и он может разгореться с новой силой, трансформироваться и перерасти в новый конфликт. При любом исходе конфликта напряженность в отношениях между его участниками сохраняется некоторое время.

 

 

Функции конфликта.

Различают явные и латентные (скрытые) фун­кции конфликта.

1 Явные функции конфликта характери­зуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые про­возглашали и преследовали оппоненты конфликта.

2 Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозгла­шенных участниками конфликта. Латентные функции могут выра­жаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта.

Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результатыкоторого являются негатив­ными для его участников и на которые они не рассчитывали.

Конструктивные функции конфликта: общие и личностные

Общие конструктивные функции конфликта

1 Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в об­ществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельству­ет о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интере­сов в противоборстве.

2 Конфликт является формой разрешения противоречий. Его раз­витие способствует устранению тех недостатков и просчетов в соци­альной организации, которые привели к конфликту.

3 Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разря­дить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

4 Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.

5 Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворен­ности- Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в буду­щем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конф­ликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.

6 Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творче­ство, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатыва­ются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.

7 Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей итем самым может предосте­речь от последующих более разрушительных конфликтов.

8 Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содер­жанием старые нормы.

Конструктивные функции конфликта на личностном уровне

Здесь происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности.

1 Конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в трудных критических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят «друг познается в беде». С познавательной функцией связана и возмож­ность диагностики силы противника.

2 Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные стороны характе­ра личности. Он может также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, досто­инства и т.п.

3 Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, рабо­лепия и т.п.

4 Конфликт является важнейшим фактором социализации чело­века, развития его как личности. В конфликте индивид за сравни­тельно небольшой отрезок времени может получить столько жиз­ненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта.

5 Конфликт является существенным фактором адаптации чело­века в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит.

6 Конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс его участникам, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может даже усилиться.

7 Конфликт может служить средством удовлетворения не толь­ко первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения. Неслучайно А. С. Пушкин писал о том, что «есть упоение в бою».

Общие деструктивные функции конфликта

Они проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.

1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жер­твы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в воен­ном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.

2 Конфликт может привести стороны противоборства (обще­ство, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного разви­тия, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.

4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, раз­рушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчужде­нию социальных образований внутри общественной системы.

5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе на­строений пессимизма и упадком нравов.

6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.

7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффек­тивности деятельности.

Деструктивные функции конфликта на личностном уровне

Они выражаются в следующих последствиях.

1 Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический кли­мат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленнос­ти, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса.

2 Конфликт может привести к разочарованию в своих возможно­стях и способностях, к деидентификации личности.

3 Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта мо­жет наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай — суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 90-х годах таких явлений, как рост числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире.

4 Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в сво­их коллегах и недавних друзьях.

5 В качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для обще­ния виды поведения, такие, как:

• отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособле­ние индивида в группе;

• пугающая информация — критиканство, ругательства, демон­страция превосходства перед другими членами группы;

жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;

• превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противо­положен предыдущему;

разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;

• постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива,

Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.

Классификации конфликтов.

По количеству участников конфликты делятся на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностные конфликты -это конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями. Примером является несовпадение желаний и возможностей человека. Межличностные конфликты - это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между отдельными людьми (между матерью и ребенком, между друзьями). В случае конфликта между личностью и группой наблюдается противоречие в отношениях отдельного человека и группы людей (конфликт между преподавателем и студенческой группой, между руководителем и подчиненными). Межгрупповые конфликты - это конфликты между малыми и большими социальными группами (конфликты между семьями, компаниями приятелей, а также межклассовые, межнациональные столкновения).

По исходам конфликты делятся на конструктивные (функциональные), стимулирующие развитие взаимоотношений, и деструктивные (дисфункциональные), тормозящие развитие, несущие разрушения.

По степени эмоциональной окрашенности конфликты делятся на деловые, затрагивающие сферу формальных отношений между людьми, и эмоциональные, охватывающие неформальные отношения.

По лежащему в основе конфликта противоречию выделяют мотивационные и когнитивные конфликты.

Мотивационные конфликты - конфликты интересов, вызванные ситуациями, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

Три типа мотивационных внутриличностных конфликтов:

1. Человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.

2. Необходимо сделать выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Мотив «из двух зол меньшего» затруднен равной интенсивностью мотивов избегания.

3. Одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет и «плюсы» и «минусы».

Когнитивные конфликты - конфликты ценностей, обусловленные ситуациями, в которых разногласия между участниками возникают из-за несовместимости представлений, имеющих для них особое значение. Конфликт ценностей возникает тогда, когда различия в системах ценностей оказывают влияние на взаимодействие людей или же когда они начинают «посягать» на ценности друг друга, например, навязывать свои взгляды, вкусы, точки зрения и т. д.

По времени протекания конфликты делятся на кратковременные и затяжные.

Кроме того, в зависимости от сферы проявления выделяют семейные, служебные, бытовые и т. д. 22.Внутриличностные конфликты и способы их разрешения. Психологическая защита.

Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Фрейд считал внутренний конфликт личности как необходимое проявление подвижности, динамичности душевной жизни. Суть внутреннего конфликта по Фрейду: при возникновении любой потребности Оно восклицает: «Хочу!», Сверх-Я будет вопрошать: «А нравственно ли это?», а Я начнет искать рациональный путь выхода из сложившегося положения. Чаще всего решение будет найдено автоматически. Но в критических ситуациях наступает острый конфликт инстанций, особенно когда позиции сторон противоположны.

А. Адлер. В детстве любой человек переживает чувство неполноценности и потом всю жизнь борется с ним, вырабатывая свой индивидуальный жизненный стиль. В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою изначальную слабость и достичь вершин возможного.

Когнитивный диссонанс. Автор этой концепции — Леон Фестингер. Когнитивный диссонанс — это несовпадение, несогласованность познавательных структур личности. Когнитивный диссонанс выражает конфликт познавательных структур личности.

Кризисы возраста. Эриксон разработал эпигенетическую теорию, что каждый возрастной период имеет свою точку напряжения, порожденную конфликтом развития Я-личности. Он выделил семь стадий психосоциального развития Я. На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет, во втором, оказываясь в следующей стадии, отягощена нерешенными жизненными проблемами и, следовательно, более конфликтна.

В рамках гуманистической психологии лежит (по К. Роджерсу) противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель этого направления, А. Маслоу, сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.

В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Скиннер) или как фрустрация, т.е. реакция на препятствие.

Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуации, когда в поведении индивидов сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Ролевые конфликты.

Классификация ролевых конфликтов. Ролевые конфликты связаны с возникновением противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Роль представляет собой нормативный образец поведения в соответствии с той социальной позицией, которую занимает человек. Выделяют следующие виды ролевых конфликтов.

Конфликт «Я - роль» возникает из-за существующих противоречий между требованиями роли и возможностями личности, то есть из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли.

Межролевой конфликт, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми.

Внутриролевой конфликт возникает, когда личность на данной социальной сцене выполняет только одну роль, но отсутствует согласие относительно требований к ее ролевому поведению.

 

 

Причины конфликтов.

Причины конфликтов разнообразны: различия в целях или способах достижения целей, интересах, взглядах, неполная или неточная информированность, слухи, взаимное непонимание, стремление к превосходству, проявления агрессивности, нарушение норм общения и т. д.

Все разнообразие причин конфликтов можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным факторам относят реально существующие в действительности обстоятельства, при которых возможно возникновение конфликта: ограниченность ресурсов, статусно-ролевые позиции участников конфликта, отношения господства-подчинения и др.

Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных особенностей участников конфликтного взаимодействия: предубеждения, иллюзии, неадекватное, искаженное восприятие ситуации, партнера по общению, характерологические особенности человека, его психическое состояние и т. д.

Типичным искажением является «черно-белая стилистика» в восприятии конфликтной ситуации, себя и партнера по общению («Я – хороший, он – плохой»): переоценка собственных достоинств, сознание собственной правоты, преуменьшение своих недостатков, а также построение негативного образа оппонента, которому приписывается нечестность, несправедливость, глупость и т. д. Рассматривая таким образом партнера и видя в нем прежде всего противника, врага, человек стремится победить в конфликте, вступает в противоборство с оппонентом, возможность сотрудничества при этом игнорируется, не принимается в расчет.

Источником конфликта может стать конфликтная личность, характеризующаяся склонностью к конфликтному реагированию. Конфликтность личности связана с такими ее особенностями как нетерпимость к другим, некритичность к себе, несдержанность, импульсивность, агрессивность.

Переговорные стили.

Стили поведения участников переговоров можно охарактеризовать, используя схему Томаса-Киллмена. Выделяют следующие переговорные стили.

Жесткий стиль характеризуется тем, что участник переговоров стремится к победе, принятию решения в свою пользу, к полной реализации в конфликте своих интересов. Аргументы оппонента не учитываются, игнорируются. Сторона ведет себя напористо и даже агрессивно, пытаясь оказать давление на другого участника. Согласно теории кооперации и конкуренции Дойча, подобное поведение одного из субъектов конфликта может стимулировать взаимную конкуренцию, а это в свою очередь привести к взаимному «проигрышу».

Избегающий стиль проявляется в стремлении уйти от решения проблемы и даже ее отрицании. Сторона отказывается от участия в переговорах, избегает взаимодействия, считает проблему несуществующей и надуманной, несущественной и неактуальной, либо, напротив, осознавая ее остроту и значимость, пытается уйти от нее и от связанного с ней дискомфорта.

Мягкий, уступающий стиль проявляется в приспособлении участника переговоров к позиции оппонента, уступках ему. Чаще всего такой стиль характеризует либо стремление сохранить отношения с противоположной стороной, либо попытку уйти от решения конфликта.

Торговый стиль переговоров предполагает готовность уступить и ожидание взаимных уступок. Стороны приходят к согласию, частично удовлетворяя свои интересы, а частично уступая партнеру. Таким образом, они согласуют свои позиции, сходясь на некоем среднем варианте решения. В связи с этим переговорным стилем упоминают тактику ведения переговоров, получившую название «позиционный торг».

Методика разрешения конфликтов ПОИР (GRIT) «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности», предложенная Ч.Освудом, также основана на взаимных уступках. Данная методика предполагает, что одна из сторон осуществляет добровольные уступки оппоненту для демонстрации собственной готовности урегулировать ситуацию. Эти уступки могут стимулировать ответную активность и создать атмосферу для проведения переговоров с использованием в последующем сотрудничающего переговорного стиля.

Сотрудничающий переговорный стиль характеризуется ориентацией участников конфликта на удовлетворение как своих собственных интересов, так и интересов оппонента. Этот стиль реализуется в рамках метода принципиальных переговоров, авторами которого являются Р. Фишер и У. Юри. Он противопоставляется позиционному торгу и направлен на поиск интегративного, а не компромиссного, варианта решения, полностью удовлетворяющего интересы всех субъектов конфликта.

Внутригрупповые конфликты.

 

 

Картография конфликта.

Требования к посреднику в переговорах. Функции посредника.

Функции посредника:

§ Усиление мотивации на достижение согласия. Фасилитация сотрудничества. Посредник ориентирует участников конфликта на сотрудничество. Как отмечает Дж.Рубин, деятельность посредника в этом направлении предусматривает работу со следующими основными факторами мотивации: уступки с сохранением лица, доверие, эмоции, инерция, автономия.

§ Побуждение сторон к тщательному анализу конфликтной ситуации: своей позиции и стоящих за ней интересов, позиции и интересов оппонента, взаимных ожиданий, определение наиболее существенных моментов, поиск точек соприкосновения и т.д. Важно, чтобы стороны посмотрели на конфликтную ситуацию с разных позиций, преодолевая ограниченность и искажения своих исходных установок. Посредник корректирует образы конфликтной ситуации, способствует ее более адекватному восприятию субъектами конфликта. Для его успешного разрешения важно, чтобы конфликт воспринимался не как борьба, в которой нужно одержать победу, но как проблема, которую можно решить совместными усилиями.

§ Экспертная функция. Посредник выступает в качестве авторитетного лица, владеющего навыками ведения переговоров и разрешения конфликтов. Обладая специальными знаниями по спорному вопросу, он, как эксперт, может предлагать содержательный анализ ситуации.

§ Информационное обеспечение. Посредник предоставляет участникам переговоров необходимую информацию. При этом используемые формулировки должны быть нейтральными, безоценочными, содержать факты, но не интерпретацию.

§ Обмен информацией между участниками конфликта. Посредник берет на себя эту функцию в случае сепаратных совещаний со сторонами, когда прямые контакты между последними не целесообразны из-за напряженности отношений между ними. Посредник может выступать в роли посланника одной из сторон.

§ Представительская функция: посредник может выступать от имени и в интересах какой-то организации и быть носителем соответствующих полномочий.

§ Организация и проведение переговоров. Посредник организует пространство и время коммуникативного процесса, следит за соблюдением норм и правил ведения переговоров.

§ Участие в выработке решения. Посредник подводит стороны к новому видению ситуации, предлагает возможные альтернативные, незамеченные самими участниками варианты выхода из ситуации. При этом ответственность за принимаемое решение должна сохраняться за субъектами конфликта. Целесообразнее подводить стороны к новому пониманию ситуации и ее решения с помощью разнообразных вопросов, не навязывая своего решения.

§ Управление эмоциями участников конфликта. Негативные эмоции мешают сторонам прийти к взаимовыгодному решению. Открытое выражение неприязни по отношению к друг другу играет роль конфликтогена, еще более разжигающего враждебность и удаляя стороны от решения проблемы. Посредник позволяет оппонентам «выпустить пар», избавиться от враждебности, осуществить разрядку от внутреннего психического напряжения. Уже само присутствие третьих лиц в конфликтной ситуации повышает конвенциональность выражения эмоций, заставляет оппонентов вести себя сдержанно, сохранить свое лицо.

§ Повышение конфликтной компетентности с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.59.242 (0.083 с.)