Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивистские подходы к объяснению конфликтов.
В интерпретации и понимании природы конфликтов эти подходы особое внимание уделяют когнитивным факторам в регуляции конфликтного взаимодействия. Речь идет о том, что влияние ситуации на возникновение и развитие конфликта опосредовано субъективным образом этой ситуации, который включает представление о себе в конфликте, об оппоненте, о том, насколько противоречивыми и несовместимыми являются интересы, цели, взгляды участников конфликта и т.д. Описываются ситуации, являющиеся объективно непротиворечивыми, но воспринимаемые участниками взаимодействия как конфликтные. Результатом является возникновение и развитие реального конфликта (объективно на «пустом месте», но субъективно как имеющего под собой основания). Вместе с тем интересным представляются и такие варианты, когда объективно противоречивая ситуация существует (например, объективно существует дефицит материальных или нематериальных ресурсов), но не воспринимается и не интерпретируется ее участниками в качестве таковой. Целесообразным представляется упоминание в данном контексте теоремы Томаса: то, что воспринимается реальным, становится реальным по своим последствиям. Можно вести речь о так называемых самореализующихся пророчествах. Если вести речь о понимании природы конфликтов в рамках когнитивного направления в психологии, следует остановиться на теориях баланса. С позиции этих теорий поведением человека движет стремление к балансу, к построению последовательной, непротиворечивой картины мира, социальных отношений, своего собственного поведения, самого себя. Теория структурного баланса Хайдера Ф. рассматривает простейшие социальные ситуации, включающие в себя триаду элементов: Субъект, Другой субъект, Объект. В качестве объекта может выступать не только некий неодушевленный предмет, абстрактная идея, взгляды, модель поведения, образ действия, привычка, а также некий третий субъект. Таким образом, автор анализирует ситуации взаимодействия между двумя или тремя социальными субъектами. В данной триаде присутствуют три типа отношений: Субъект → Другой, Субъект → Объект, Другой → Объект. Рассматривается две валентности этих отношений – позитивная и негативная. Таким образом, возможно восемь комбинаций этих типов отношений, половина из которых будет характеризовать социальную ситуацию как сбалансированную, а другая половина как несбалансированную. В основе выявления дисбаланса лежат суждения житейской психологии: «люблю то, что любит друг» (позитивные отношения транзиторны); «ненавижу то, что ненавидит враг» (негативные отношения не транзиторны). Сбалансированной, таким образом, будет считаться ситуация, в которой все три типа рассматриваемых отношений обладают положительной валентностью, а также ситуации, в которых два типа отношений окрашены негативно и одно – позитивно. Остальные ситуации в рамках данной концепции оказываются несбалансированными. Отсутствие баланса, гармонии в социальной структуре, если оно воспринимается как таковое, вызывает дискомфорт, стремление снизить последний и соответственно сбалансировать социальную структуру. Конфликт возникает тогда, когда установление баланса невозможно. Сущность межличностного конфликта можно определить следующим образом: «определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении другого, рассогласование между системами представлений разных людей».
Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома – это попытка распространить идеи Хайдера на сферу интерперсональных отношений. Исходный тезис гласит: два человека, позитивно относящиеся друг к другу, склонны развивать сходные ориентации относительно третьего объекта. Обнаружение расхождения в подобных ориентациях может стать источником неприязни в межличностных отношениях. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера вносит существенный вклад в понимание природы внутриличностного конфликта. Под когнитивным диссонансом понимается рассогласование между двумя и более когнициями (познавательными структурами личности), между убеждениями, знаниями человека и его поведением. Хрестоматийным стал пример, описывающий когнитивный диссонанс курильщика, который знает о вреде курения для здоровья. Диссонанс является источником дискомфорта и стремления снизить его. Описываются возможные пути снятия диссонанса. Среди них следующие: изменение одной из противоречащих когниций, игнорирование диссонасного элемента знаний, внесение дополнительной когниции, изменение поведения.
Хорошо известен диссонанс в ситуации выбора. После осуществления выбора, может возникнуть противоречие: в избранном варианте есть «минусы», а в отвергнутом «плюсы». Чтобы снять возникающий в подобных ситуациях диссонанс, индивид ищет в непринятой альтернативе недостатки, а в предпочтенном варианте достоинства. Аргументы в поддержку сделанного выбора воспринимаются как более значимые, а аргументы «против» утрачивают свой вес или вовсе игнорируются. Обратная стратегия вызывает сильный диссонанс в связи с восприятием выбора как неудачного и стремление его изменить, если это возможно. Так, например, описывается стратегия осуществления выбора, которой пользовался, в частности, А. Эйнштейн. Бросая монету, можно довериться судьбе и согласиться с выпавшим жребием. Неудачный выбор судьбы вызовет диссонанс и разочарование, в таком случае выбирается отвергнутый жребием вариант. Применительно к конфликтологической проблематике пути снижения когнитивного диссонанса интерпретируются как способы разрешения внутреннего конфликта. Конфликт рассматривается также как когнитивная схема. В рамках психологии социального познания под схемами понимается структурированное знание о какой-либо социальной категории. Наличие схемы обеспечивает человека как познающего субъекта гипотезами и соответствующими ожиданиями, обусловливает избирательность восприятия. Новая информация включается в уже существующие схемы (ассимиляция). Схемы также могут быть скорректированы и видоизменены в соответствии с вновь поступающими данными (аккомодация). Однако было отмечено, что в случае получения новых данных ассимиляция преобладает над аккомодацией, даже если она влечет за собой искажение в понимании ситуации. Поэтому, если ситуация воспринимается как противоречивая, вся последующая информация интерпретируется соответственно, человек переходит к конфликтному поведению, отстаивая свои интересы. Неслучайно в конфликтологии особое внимание уделяется рассмотрению роли такого структурного элемента конфликта как «субъективные образы конфликтной ситуации». Какова же когнитивная схема конфликта. В качестве такового интерпретируется воспринимаемая как угрожающая несовместимость интересов, целей, взглядов и т.д. (Гришина Н. В.). Конфликт в когнитивистских подходах, таким образом, есть результат не самой ситуации, а ее восприятия и интерпретации. Влияние ситуации на возникновение и развитие конфликтов опосредовано когнитивными факторами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.005 с.) |