Особенности межгрупповых конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности межгрупповых конфликтов.



Причины, приводящие к межгрупповым конфликтам: 1) объективные условия взаимодействия, связывающие или разделяющие социальные группы; 2) внутригрупповые процессы, в том числе конфликтные, протекающие в каждой из взаимодействующих групп; 3) содержание и направленность межгрупповых взаимодействий.

Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.

Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

· Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»

· Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше

· Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

· Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

Причины конфликтов.

Причины конфликтов разнообразны: различия в целях или способах достижения целей, интересах, взглядах, неполная или неточная информированность, слухи, взаимное непонимание, стремление к превосходству, проявления агрессивности, нарушение норм общения и т. д.

Все разнообразие причин конфликтов можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным факторам относят реально существующие в действительности обстоятельства, при которых возможно возникновение конфликта: ограниченность ресурсов, статусно-ролевые позиции участников конфликта, отношения господства-подчинения и др.

Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных особенностей участников конфликтного взаимодействия: предубеждения, иллюзии, неадекватное, искаженное восприятие ситуации, партнера по общению, характерологические особенности человека, его психическое состояние и т. д.

Типичным искажением является «черно-белая стилистика» в восприятии конфликтной ситуации, себя и партнера по общению («Я – хороший, он – плохой»): переоценка собственных достоинств, сознание собственной правоты, преуменьшение своих недостатков, а также построение негативного образа оппонента, которому приписывается нечестность, несправедливость, глупость и т. д. Рассматривая таким образом партнера и видя в нем прежде всего противника, врага, человек стремится победить в конфликте, вступает в противоборство с оппонентом, возможность сотрудничества при этом игнорируется, не принимается в расчет.

Источником конфликта может стать конфликтная личность, характеризующаяся склонностью к конфликтному реагированию. Конфликтность личности связана с такими ее особенностями как нетерпимость к другим, некритичность к себе, несдержанность, импульсивность, агрессивность.

Переговорные стили.

Стили поведения участников переговоров можно охарактеризовать, используя схему Томаса-Киллмена. Выделяют следующие переговорные стили.

Жесткий стиль характеризуется тем, что участник переговоров стремится к победе, принятию решения в свою пользу, к полной реализации в конфликте своих интересов. Аргументы оппонента не учитываются, игнорируются. Сторона ведет себя напористо и даже агрессивно, пытаясь оказать давление на другого участника. Согласно теории кооперации и конкуренции Дойча, подобное поведение одного из субъектов конфликта может стимулировать взаимную конкуренцию, а это в свою очередь привести к взаимному «проигрышу».

Избегающий стиль проявляется в стремлении уйти от решения проблемы и даже ее отрицании. Сторона отказывается от участия в переговорах, избегает взаимодействия, считает проблему несуществующей и надуманной, несущественной и неактуальной, либо, напротив, осознавая ее остроту и значимость, пытается уйти от нее и от связанного с ней дискомфорта.

Мягкий, уступающий стиль проявляется в приспособлении участника переговоров к позиции оппонента, уступках ему. Чаще всего такой стиль характеризует либо стремление сохранить отношения с противоположной стороной, либо попытку уйти от решения конфликта.

Торговый стиль переговоров предполагает готовность уступить и ожидание взаимных уступок. Стороны приходят к согласию, частично удовлетворяя свои интересы, а частично уступая партнеру. Таким образом, они согласуют свои позиции, сходясь на некоем среднем варианте решения. В связи с этим переговорным стилем упоминают тактику ведения переговоров, получившую название «позиционный торг».

Методика разрешения конфликтов ПОИР (GRIT) «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности», предложенная Ч.Освудом, также основана на взаимных уступках. Данная методика предполагает, что одна из сторон осуществляет добровольные уступки оппоненту для демонстрации собственной готовности урегулировать ситуацию. Эти уступки могут стимулировать ответную активность и создать атмосферу для проведения переговоров с использованием в последующем сотрудничающего переговорного стиля.

Сотрудничающий переговорный стиль характеризуется ориентацией участников конфликта на удовлетворение как своих собственных интересов, так и интересов оппонента. Этот стиль реализуется в рамках метода принципиальных переговоров, авторами которого являются Р. Фишер и У. Юри. Он противопоставляется позиционному торгу и направлен на поиск интегративного, а не компромиссного, варианта решения, полностью удовлетворяющего интересы всех субъектов конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.018 с.)