Поведенческий тренинг как способ коррекции дезадаптивного поведения в конфликте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведенческий тренинг как способ коррекции дезадаптивного поведения в конфликте.



Но суть поведенческой терапии будет заключаться в подкреплении желательного поведения. Терапевт-бихевиорист заинтересован в обучении, тренировке и стимуляции адаптивных моделей поведения, а также снижении и устранении нежелательных поведенческих реакциий.

Таким образом, в рамках данного подхода работа с конфликтами ведется в направлении коррекции неконструктивного поведения в конфликтной ситуации. К разрешению конфликта ведет модификация поведения его участников. Для работы с конфликтами широко применяется поведенческий тренинг, цель которого можно обозначить как обучение навыкам конструктивного поведения в конфликтах и их разрешения, то есть повышение конфликтной компетентности.

Конфликтная компетентность – это составляющая общей коммуникативной компетентности, эффективное поведение в конфликте. Петровская Л.А. указывает на то, что конфликтная компетентность подразумевает «прежде всего, освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже». Хасан Б.И. определяет ее как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации».

Репетиция поведения используется в группах поведенческого тренинга и способствует выработке желательного адаптивного поведения. Состоит из ролевого проигрывания ситуаций, которые создали или могут создать сложности для участников групповой работы. По мере развития группы проигрываются все более сложные ситуации. Это могут быть собственные уникальные проблемы участников из опыта их реального взаимодействия. При этом используются приемы поведенческой модели обучения: моделирование, инструктаж, подкрепление, ролевое проигрывание, домашние задания.

Моделирование: руководитель и участники группы могут моделировать лучший способ управления ситуацией. При этом эффективно использовать аудио и видеозаписи моделей желательного поведения. Наблюдая смоделированные варианты поведения и испытывая их влияние, человек косвенно им обучается.

Инструктаж: руководитель группы имеет возможность вмешаться и подсказать, помочь участникам в случае затруднений, предоставить обратную связь, поддержать.

Подкрепление: награды, положительные реакции, поощрения со стороны участников и руководителя за любое улучшение. Таким образом осуществляется контроль и подача обратной связи.

Собственно репетиция поведения: отработка навыка в упражнениях, ролевых играх. Постепенно условия становятся все более жесткими, чтобы человек был готов к неожиданному развитию проигрываемой ситуации.

Важным является также получение обратной связи о поведении участников в реальных условиях. Для этого используются домашние задания, выполнение которых помогает перенести навыки, приобретенные в тренинговой группе, за ее пределы.

Для модификации поведения могут использоваться «жетонные» программы, в основу которых легли принципы оперантного обусловливания, сформулированные Б.Ф. Скиннером.

 

Требования к посреднику в переговорах. Функции посредника.

Функции посредника:

§ Усиление мотивации на достижение согласия. Фасилитация сотрудничества. Посредник ориентирует участников конфликта на сотрудничество. Как отмечает Дж.Рубин, деятельность посредника в этом направлении предусматривает работу со следующими основными факторами мотивации: уступки с сохранением лица, доверие, эмоции, инерция, автономия.

§ Побуждение сторон к тщательному анализу конфликтной ситуации: своей позиции и стоящих за ней интересов, позиции и интересов оппонента, взаимных ожиданий, определение наиболее существенных моментов, поиск точек соприкосновения и т.д. Важно, чтобы стороны посмотрели на конфликтную ситуацию с разных позиций, преодолевая ограниченность и искажения своих исходных установок. Посредник корректирует образы конфликтной ситуации, способствует ее более адекватному восприятию субъектами конфликта. Для его успешного разрешения важно, чтобы конфликт воспринимался не как борьба, в которой нужно одержать победу, но как проблема, которую можно решить совместными усилиями.

§ Экспертная функция. Посредник выступает в качестве авторитетного лица, владеющего навыками ведения переговоров и разрешения конфликтов. Обладая специальными знаниями по спорному вопросу, он, как эксперт, может предлагать содержательный анализ ситуации.

§ Информационное обеспечение. Посредник предоставляет участникам переговоров необходимую информацию. При этом используемые формулировки должны быть нейтральными, безоценочными, содержать факты, но не интерпретацию.

§ Обмен информацией между участниками конфликта. Посредник берет на себя эту функцию в случае сепаратных совещаний со сторонами, когда прямые контакты между последними не целесообразны из-за напряженности отношений между ними. Посредник может выступать в роли посланника одной из сторон.

§ Представительская функция: посредник может выступать от имени и в интересах какой-то организации и быть носителем соответствующих полномочий.

§ Организация и проведение переговоров. Посредник организует пространство и время коммуникативного процесса, следит за соблюдением норм и правил ведения переговоров.

§ Участие в выработке решения. Посредник подводит стороны к новому видению ситуации, предлагает возможные альтернативные, незамеченные самими участниками варианты выхода из ситуации. При этом ответственность за принимаемое решение должна сохраняться за субъектами конфликта. Целесообразнее подводить стороны к новому пониманию ситуации и ее решения с помощью разнообразных вопросов, не навязывая своего решения.

§ Управление эмоциями участников конфликта. Негативные эмоции мешают сторонам прийти к взаимовыгодному решению. Открытое выражение неприязни по отношению к друг другу играет роль конфликтогена, еще более разжигающего враждебность и удаляя стороны от решения проблемы. Посредник позволяет оппонентам «выпустить пар», избавиться от враждебности, осуществить разрядку от внутреннего психического напряжения. Уже само присутствие третьих лиц в конфликтной ситуации повышает конвенциональность выражения эмоций, заставляет оппонентов вести себя сдержанно, сохранить свое лицо.

§ Повышение конфликтной компетентности сторон. Под конфликтной компетентностью Л.А. Петровская понимает «прежде всего освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже». Посредник может осуществлять обучение сторон навыкам ведения переговоров, конструктивному поведению в конфликте, навыкам общения: умение слушать, ставить себя на место другого и т.д.

В качестве требований, которые предъявляются к посреднику и его деятельности по урегулированию конфликта, указывается следующие:

§ Объективность посредника.

§ Нейтральность и безоценочность (но не равнодушие) по отношению к оппонентам. Посредник не стремится найти правого или виноватого, не дает оценок действиям сторон. Он лишь побуждает стороны к анализу собственного поведения. Нейтральность посредника является условием равноправия сторон как одного из обязательных принципов посредничества.

§ Конфиденциальность является не только требованием к деятельности посредника, но и принципом посредничества, который должны соблюдать участники конфликта. Он подразумевает сохранение всего, о чем ведется речь на переговорах и в ходе подготовки к ним, в рамках этого процесса.

§ Посредник должен приниматься обеими сторонами, вызывать доверие к себе, пользоваться авторитетом.

§ Посредник должен обладать специальными техническими навыками и опытом работы по урегулированию конфликта: уметь поднять уровень осознания ситуации оппонентами, стимулировать сотрудничество между ними и т.д.

§ Понимание, что своим поведением посредник может повлиять на конфликт и на отношения оппонентов.

§ Психологическая устойчивость посредника.

§ Коммуникативная и конфликтная компетентность посредника, которые предполагают умение слушать, подавать обратную связь, умение анализировать конфликты, различать позиции и интересы, способность к децентрации и т.д.

§ Креативность.

Важно также подчеркнуть, что посредник несет ответственность не за характер принимаемого решения, а за организацию процесса его принятия, ориентирую стороны на сотрудничество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.009 с.)