Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика деструктивного конфликта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Модели эскалации конфликта. Деэскалация. 19.Модели развития межличностной конфликтной ситуации в зависимости от опыта прошлых отношений сторон (Н.В. Гришина) Гришина Н.В., опираясь на свой опыт работы, предлагает следующую схему анализа конфликта. По ее мнению, для успешного разрешения конфликта важно обладать следующими сведениями о нем. 1. Участники конфликта. 2. Проблемное поле конфликта. 3. Позиции и интересы. Позиция – это форма выражения интереса. Именно переход от позиций к интересам участников и их согласование лежат в основе разрешения конфликта. 4. Отношения участников конфликта. Это особенно важно учитывать, если участников конфликта связывают долговременные отношения. В этом случае прошлый опыт отношений сторон влияет на развитие конфликта. Гришина Н.В. описывает три модели развития конфликта в зависимости от прошлого опыта отношений оппонентов и от определения ими наличной конфликтной ситуации.
Функции конфликта. Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта. 1 Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. 2 Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результатыкоторого являются негативными для его участников и на которые они не рассчитывали. Конструктивные функции конфликта: общие и личностные Общие конструктивные функции конфликта 1 Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве. 2 Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту. 3 Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность. 4 Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи. 5 Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности- Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился. 6 Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д. 7 Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей итем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов. 8 Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы. Конструктивные функции конфликта на личностном уровне Здесь происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности. 1 Конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в трудных критических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят «друг познается в беде». С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника. 2 Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п. 3 Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п. 4 Конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта. 5 Конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит. 6 Конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс его участникам, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может даже усилиться. 7 Конфликт может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения. Неслучайно А. С. Пушкин писал о том, что «есть упоение в бою». Общие деструктивные функции конфликта Они проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях. 1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители. 2 Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации. 3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов. 4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы. 5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов. 6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты. 7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности. Деструктивные функции конфликта на личностном уровне Они выражаются в следующих последствиях. 1 Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса. 2 Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности. 3 Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай — суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 90-х годах таких явлений, как рост числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире. 4 Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях. 5 В качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как: • отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе; • пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы; • жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими; • превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему; • разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем; • постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива, Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого. Классификации конфликтов. По количеству участников конфликты делятся на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Внутриличностные конфликты -это конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями. Примером является несовпадение желаний и возможностей человека. Межличностные конфликты - это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между отдельными людьми (между матерью и ребенком, между друзьями). В случае конфликта между личностью и группой наблюдается противоречие в отношениях отдельного человека и группы людей (конфликт между преподавателем и студенческой группой, между руководителем и подчиненными). Межгрупповые конфликты - это конфликты между малыми и большими социальными группами (конфликты между семьями, компаниями приятелей, а также межклассовые, межнациональные столкновения). По исходам конфликты делятся на конструктивные (функциональные), стимулирующие развитие взаимоотношений, и деструктивные (дисфункциональные), тормозящие развитие, несущие разрушения. По степени эмоциональной окрашенности конфликты делятся на деловые, затрагивающие сферу формальных отношений между людьми, и эмоциональные, охватывающие неформальные отношения. По лежащему в основе конфликта противоречию выделяют мотивационные и когнитивные конфликты. Мотивационные конфликты - конфликты интересов, вызванные ситуациями, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Три типа мотивационных внутриличностных конфликтов: 1. Человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. 2. Необходимо сделать выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Мотив «из двух зол меньшего» затруднен равной интенсивностью мотивов избегания. 3. Одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет и «плюсы» и «минусы». Когнитивные конфликты - конфликты ценностей, обусловленные ситуациями, в которых разногласия между участниками возникают из-за несовместимости представлений, имеющих для них особое значение. Конфликт ценностей возникает тогда, когда различия в системах ценностей оказывают влияние на взаимодействие людей или же когда они начинают «посягать» на ценности друг друга, например, навязывать свои взгляды, вкусы, точки зрения и т. д. По времени протекания конфликты делятся на кратковременные и затяжные. Кроме того, в зависимости от сферы проявления выделяют семейные, служебные, бытовые и т. д. 22.Внутриличностные конфликты и способы их разрешения. Психологическая защита. Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Фрейд считал внутренний конфликт личности как необходимое проявление подвижности, динамичности душевной жизни. Суть внутреннего конфликта по Фрейду: при возникновении любой потребности Оно восклицает: «Хочу!», Сверх-Я будет вопрошать: «А нравственно ли это?», а Я начнет искать рациональный путь выхода из сложившегося положения. Чаще всего решение будет найдено автоматически. Но в критических ситуациях наступает острый конфликт инстанций, особенно когда позиции сторон противоположны. А. Адлер. В детстве любой человек переживает чувство неполноценности и потом всю жизнь борется с ним, вырабатывая свой индивидуальный жизненный стиль. В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою изначальную слабость и достичь вершин возможного. Когнитивный диссонанс. Автор этой концепции — Леон Фестингер. Когнитивный диссонанс — это несовпадение, несогласованность познавательных структур личности. Когнитивный диссонанс выражает конфликт познавательных структур личности. Кризисы возраста. Эриксон разработал эпигенетическую теорию, что каждый возрастной период имеет свою точку напряжения, порожденную конфликтом развития Я-личности. Он выделил семь стадий психосоциального развития Я. На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет, во втором, оказываясь в следующей стадии, отягощена нерешенными жизненными проблемами и, следовательно, более конфликтна. В рамках гуманистической психологии лежит (по К. Роджерсу) противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель этого направления, А. Маслоу, сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации. Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни. В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Скиннер) или как фрустрация, т.е. реакция на препятствие. Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуации, когда в поведении индивидов сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.008 с.) |