Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранние представления о конфликтах.
На первом этапе формирование, накопление и развитие конфликтологических идей происходило в рамках философии. Конфликтология уходит своими корнями в философию древности. Философы античности уделяли много внимания проблеме конфликтов и войн и их урегулирования. Их идеи стали основой последующих рассуждений о месте и роли конфликтов в жизни общества. Особого внимания заслуживает учение древнегреческого философа-диалектика Гераклита, в котором он обосновал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»). Источником изменений является вечная борьба, в которой пребывают противоположности, – «раздор есть отец всего»; в то же время в обществе существует «скрытая гармония». В учении Гераклита предпринята попытка рационально обосновать позитивные функции конфликта как источника развития. Платон выступал с критикой и осуждением вооруженных столкновений. В своих рассуждениях о политике и морали, он заложил идею социальной дифференциации как источника конфликтов: общество делится на низшее сословие земледельцев и ремесленников, сословие воинов и сословие философов. Последним как обладающим добродетелью мудрости отводится основная роль в политической жизни и управлении государством, в котором конфликты легко подавляются насилием и властью правящей аристократии. Именно господство умственной элиты есть условие совершенного государства. Аристотель не мыслил человека вне общества и государства. Он указывал на дифференциацию и неравенство в обществе. И именно государство виделось ему основным инструментом урегулирования отношений между людьми. Причем наилучшими государственными формами философ считал монархию, аристократию и политию в отличие от тирании, олигархии и охлократии как наихудших форм. Вне государства, согласно идеям Аристотеля, человек становится агрессивным, жаждущим войны, уподобляясь животному или божеству, сверхчеловеку. Конфликтологические идеи в средние века носили религиозный характер (Климент Александрийский Ориген, Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский). Изначально в их основу легла идея несовместимости «учения Христа» и вооруженных столкновений. Мыслители средневековья выступали с осуждением войн, ратуя за мир, согласие и братство между людьми. Особое внимание привлекала тема единства и борьбы светского и духовного, земного, человеческого и божественного, науки, философии и богословия.
Эпоха Возрождения характеризуется критикой и осуждением войн, а также верой в силу человека, его безграничные возможности, волю и разум, а, следовательно и способность преодолеть столкновения в обществе. Эразм Роттердамский не одобрял войны и указывал на сложность примирения их участников, даже если они борются за одни и те же идеи. Он также обратил внимание на закономерности эскалации конфликтов и подключении к борьбе все новых участников. Николо Макиавелли указывал на возможность столкновений между властителем и народом, во избежание которых правитель должен завоевать доверие последнего и не ожесточить знать. Именно сильная государственная власть способна преодолеть социальные бедствия и беспорядки. Причем для упрочения государства допустимы любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую нормами морали. Этот термин взяли на вооружение и психологи, называя так склонность человека манипулировать другими людьми. В эпоху Нового Времени мыслители по-прежнему сохраняли надежду на возможность установления вечного мира, бесконфликтного общества, рассматривая согласие как источник развития общества. Основное средство решения проблемы конфликтов виделось, прежде всего, в смене государственного устройства, в рациональной организации общественной жизни. Вклад Фрэнсиса Бэкона в развитие представлений о природе конфликтов связан с анализом их причинных факторов. Он отмечал, что ведущую роль в развитии социальных столкновений внутри страны играют материальные причины. Помимо них Бэкон указывал на политические и психологические факторы конфликтов. К последним, в частности, относил «иное острое и колкое слово в устах государя», «зависть в общественной жизни», «пасквили и крамольные речи», «ложные слухи» (цит. по «Основы конфликтологии»/ под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 9.). Помимо анализа причин беспорядков в обществе, философ обратил внимание на средства их урегулирования, направленные на устранение соответственно материальных, политических и психологических причин конфликтов: следить за тем, чтобы положение отдельных сословий было удовлетворительным, успокаивать людей надеждами, раскалывать враждебные правительству коалиции и т.д.
Томас Гоббс в качестве естественного состояния общества рассматривал «войну всех против всех», сохраняя при этом надежду на установление состояния мира. Гоббс формулирует концепцию естественного равенства всех людей и развивает учение о государстве, возникающем на основе общественного договора в целях самосохранения и благополучия людей. Именно государственный механизм призван искоренить конфликты из жизни общества и привести к согласию, положив конец естественному состоянию «войны всех против всех». Идеи Гоббса об общественном договоре, государстве и его функциях продолжил развивать Джон Локк, который рассматривал соблюдение общественного порядка как прерогативу и основную функцию государства. Писатель и философ Жан Жак Руссо видел всемирно-исторический процесс следующим образом. В отличие от Гоббса, он идеализировал естественное состояние общества, рассматривая в качестве такового свободу и равенство людей, которые были ими утрачены, но в результате заключения общественного договора естественное состояние мира вновь будет достигнуто.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.006 с.) |