Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика и предупреждение конфликта.
Возможности профилактики конфликтов ограничены. К мерам профилактики конфликтов относят следующие: оптимизация функционирования организации, эффективное управление социальной системой, повышение коммуникативной компетентности, владение навыками эмоциональной регуляции, а также пропаганда через СМИ и систему образования идей мира и сотрудничества. Создаются также институциональные механизмы профилактики конфликтов и регуляции конфликтного взаимодействия (законодательная система, консультативные и др. службы). Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов. Прогнозирование конфликта — лишь предпосылка его предотвращения. Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений общественных субъектов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.
Предотвращение социальных конфликтов возможно при наличии соответствующих ресурсов: экономических, политических, социальных, идеологических, правового обеспечения. Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности. Согласование интересов — оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвращения конфликта интересов: определенное их сочетание, подчинение неглавных интересов главным, временных — постоянным, текущих — перспективным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разведения противоречивых интересов. Стратегия предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность. 41.Психологический подход к процессу переговоров (Дж. Рубин, Д. Колб). Проведение переговоров становится возможным при обоюдной готовности сторон решать проблему. Одна из сторон может взять инициативу на себя и предпринять активность по вовлечению второй в совместную работу. В конфликтологической практике рассматриваются стратегии вовлечения противостоящей стороны в переговоры. В частности, предлагается использовать одновременно твердую и миролюбивую тактику. Твердость проявляется в отчетливом и недвусмысленном выражении своих базовых интересов. Это поможет продемонстрировать оппоненту, что дальнейшее противостояние бесперспективно. Кроме того, попытка сделать первый шаг может восприниматься другой стороной как проявление слабости, а твердость в выражении интересов позволяет этого избежать. Миролюбие в данном случае призвано убедить оппонента в том, что сторона ориентирована на поиск интегративного решения и рассчитывает на отказ от противостояния и партнерство другой стороны. Сигналы о гибкости собственной позиции и готовности ее изменить в случае обнаружения иного удовлетворительного решения, о заинтересованности в благополучии оппонента, открытости, а также поощрение инициатив по сотрудничеству со стороны оппонента способствуют вовлечению последнего в переговоры и процесс совместного решения проблемы.
Рубин с коллегами отметил, что подход психолога к проведению переговоров имеет свою специфику. Психолог ставит акценты на следующих моментах. 1. Упор на взаимодействие. Переговорный процесс представляет собой специфический вид совместной деятельности. Действия одной из сторон всегда предполагают наличие ответной реакции со стороны другого участника конфликта. 2. Акцент на воображаемом, а не на реально существующем конфликте. О роли субъективного образа конфликтной ситуации в его развитии говорилось ранее. Конфликт не будет развиваться, если ситуация не воспринимается сторонами как противоречивая даже приналичии объективного противоречия. 3. Особое внимание роли познавательных предубеждений в развитии конфликта: иллюзиям и искажениям восприятия конфликтной ситуации, которые описывались ранее. 4. Акцент на обучение и изменение с течением времени: ведение переговоров и урегулирование конфликта – процессы обучения, в соответствии с которыми стороны обучаются новым моделям поведения и приобретают новые убеждения, помогающие приспособиться им к динамике переговоров и изменяющемуся в их ходе восприятию противника. 5. Упор на взаимоотношения: важен не только ощутимый результат, но и сохранение долговременных отношений, затрагивающих и другие вопросы, далекие от экономических проблем. 6. Упор на эмоциональную сторону проблемы. Поскольку конфликт сопровождается сильными эмоциями, которые мешают обсуждению проблемы и поиску ее решения, значимым становится обучение сторон навыкам эмоциональной регуляции, а также предоставление возможности проработки этих переживаний и их преодоления. Для успешного осуществления переговорного процесса требуется ряд умений и навыков. К ним относят: § владение техникой и приемами слушания; § способность ясно и четко излагать свои идеи; § умение убеждать, аргументировать; § умение подавать и принимать конструктивную обратную связь; § навыки эмоциональной регуляции и др. Проведение переговоров требует умелой организации и проведения дискуссии. Последнюю функцию может взять на себя одна из сторон, а также независимая третья сторона в конфликте. Одна из форм проведения переговоров – это переговоры с участием третьей стороны – посредника или медиатора.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.005 с.) |