Поведенческий подход как научно-практическая база психологической работы с конфликтами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведенческий подход как научно-практическая база психологической работы с конфликтами.



Поведение рассматривается в рамках данного направления как объективная реальность, валидно отражающая сущность переживаемых трудностей, а не как символическое выражение внутренних глубинных противоречий. Поведенческая терапия – это терапия модификации поведения. В основу ее становления легли:

1. Работы Вольпе Д. и Лазаруса А., основанные на принципах теории классического обусловливания И.П. Павлова и теории научения К. Халла.

2. Работы по оперантному обусловливанию Б. Скиннера.

3. Когнитивное научение А. Бандуры – научение через подражание образцам.

Бандура А. выделил 4 основные модели работы в рамках поведенческой терапии:

1. Подавление (вытеснение) поведенческой реакции.

2. Актуализация (освобождение) подавленной реакции.

3. Фасилитация реакции, заторможенной негативными социальными санкциями.

4. Приобретение реакции. Научение новым формам поведения.

В зависимости от заявленной проблематики, специалист будет использовать ту или иную модель работы и соответствующие ей приемы. Но суть поведенческой терапии будет заключаться в подкреплении желательного поведения. Терапевт-бихевиорист заинтересован в обучении, тренировке и стимуляции адаптивных моделей поведения, а также снижении и устранении нежелательных поведенческих реакциий.

Таким образом, в рамках данного подхода работа с конфликтами ведется в направлении коррекции неконструктивного поведения в конфликтной ситуации. К разрешению конфликта ведет модификация поведения его участников. Для работы с конфликтами широко применяется поведенческий тренинг, цель которого можно обозначить как обучение навыкам конструктивного поведения в конфликтах и их разрешения, то есть повышение конфликтной компетентности.

Конфликтная компетентность – это составляющая общей коммуникативной компетентности, эффективное поведение в конфликте. Петровская Л.А. указывает на то, что конфликтная компетентность подразумевает «прежде всего, освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже». Хасан Б.И. определяет ее как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации».

Для повышения конфликтной компетентности следует обратить внимание на следующие моменты:

§ владение техникой и приемами слушания (активное, пассивное, эмпатическое слушание, трехтактная модель слушания);

§ передача сообщений, умение четко выразить свое мнение и заявить о своих потребностях;

§ использование Я-высказываний, конструктивная обратная связь, безоценочное описание поведения партнера; осознание и формулирование того, что нравится/не нравится в партнере;

§ коммуникация эмоций, способность говорить о своих переживаниях;

§ ассертивность;

§ навыки кооперации и сотрудническтва;

§ способность к децентрации, встать на позицию другого человека, посмотреть на ситуацию со стороны;

§ различение позиций и интересов участников конфликта;

§ умение распознавать позиции в общении и высказываться из этих позиций (схема транзактного анализа);

§ умение анализировать конфликты, понимать их причины и искать конструктивные способы выхода из сложных ситуаций взаимодействия (посредством обсуждения конфликтных ситуаций, ведения дневника конфликтов);

§ саморегуляция;

§ креативность, творческое решение конфликтов;

§ доверие к партнеру и к себе;

§ принятие решений в нестандартных ситуациях и др.

Все это может быть приобретено посредством репетиции поведения в тренинговой группе. Репетиция поведения используется в группах поведенческого тренинга и способствует выработке желательного адаптивного поведения. Состоит из ролевого проигрывания ситуаций, которые создали или могут создать сложности для участников групповой работы. По мере развития группы проигрываются все более сложные ситуации. Это могут быть собственные уникальные проблемы участников из опыта их реального взаимодействия. При этом используются приемы поведенческой модели обучения: моделирование, инструктаж, подкрепление, ролевое проигрывание, домашние задания.

Моделирование: руководитель и участники группы могут моделировать лучший способ управления ситуацией. При этом эффективно использовать аудио и видеозаписи моделей желательного поведения. Наблюдая смоделированные варианты поведения и испытывая их влияние, человек косвенно им обучается.

Инструктаж: руководитель группы имеет возможность вмешаться и подсказать, помочь участникам в случае затруднений, предоставить обратную связь, поддержать.

Подкрепление: награды, положительные реакции, поощрения со стороны участников и руководителя за любое улучшение. Таким образом осуществляется контроль и подача обратной связи.

Собственно репетиция поведения: отработка навыка в упражнениях, ролевых играх. Постепенно условия становятся все более жесткими, чтобы человек был готов к неожиданному развитию проигрываемой ситуации.

Важным является также получение обратной связи о поведении участников в реальных условиях. Для этого используются домашние задания, выполнение которых помогает перенести навыки, приобретенные в тренинговой группе, за ее пределы.

Для модификации поведения могут использоваться «жетонные» программы, в основу которых легли принципы оперантного обусловливания, сформулированные Б.Ф. Скиннером.

56. Управление эмоциями в конфликте:

5 групп методов управления эмоциями:

1. Направлен на изменение восприятия события.

2. Децентрация (наблюдение со стороны. Анализ собеседника. Изменение эмоционального отношения к ситуации.

3. Изменение внутренних процессов эмоц. переживания ситуации.

4. Изменение внешне-доступной для наблюдения реакции.

5. Изменение эмоц. следа, который остается после конфликта.

Воображаемый реванш. Оживление приятных воспоминаний о разрешении различных конфликтов. Методы визуализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.008 с.)