Устойчивое развитие экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устойчивое развитие экономики



Обеспечение экологической безопасности как устойчивого состояния окружающей среды является определяющим условием успешного решения социальных и экономических задач, направленных на улучшение качества жизнилюдей и стабильного прогресса общества. Комплексное решение этих задач сучетом экологических требований и ограничений, которое возможно весьмаразличными методами на основе многочисленных подходов, в конечном счете,и означает переход к устойчивому развитию в соответствии с глобальной кон-цепцией, определяемой документами Конференции ООН по вопросам охраныокружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро.

В соответствии с определением, представленным в докладе международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», устойчивое развитие (адаптированный перевод на русский язык термина«sustainable develohment») означает такое развитие, при котором удовлетворя-

ются жизненные потребности нынешнего поколения людей, но не ставится подугрозу из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей средывозможность будущих поколений удовлетворять свои потребности [2, 3].

Основой данной концепции являются следующие положения:

• Развитие экономики не должно сопровождаться опасным загрязнением и разрушением природной среды;

• Признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития различных стран и народов;

• Соблюдение гармонии между людьми, обществом и природой. Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема

учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений.

Критерии устойчивого развития:

• количество возобновимых природных ресурсов, их возможность продуцировать биомассу не должно уменьшаться в течение времени, т.е.

должен быть обеспечен режим воспроизводства;

• максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновимых ресурсов с перспективой в будущем их замены на другие,

нелимитированные виды ресурсов;

• возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий;

• загрязнение окружающей среды в перспективе не должно превышатьего современный уровень.

Формирование концепции устойчивого развити я:

• 1992 год – проведение 2 Международной конференции ООН по проблемам природной среды, на которой данная концепция получила всеобщее признание.

Документами этой конференции стали:

􀂾 «Повестка дня на 21 век» - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения;

􀂾 «Декларация по окружающей среде и развитию» - 27 принципов, определяющих права, обязанности сторон;

􀂾 Заявление о принципах защиты и устойчивого развития всех видов лесов;

􀂾 Рамочная конвенция «Об изменении климата» с целью стабилизации концентрации газов, вызывающих парниковый эффект;

􀂾 Конвенция «О сохранении биологического разнообразия».

их обоснования сводится к принципамэкономики замкнутого цикла «5R» (уменьшение энерго- и материальемкости,

замещение невозобновимых природных ресурсов возобновимыми, восстановление ненужных компонентов из переработанных отходов, рециркуляция отходов, многократное использование продукции):

По существу, концепция устойчивого развития ориентирована на сбалансированное, экологически безопасное социально-экономическое развитие без

исчерпания природно-ресурсного потенциала и предполагает усиление ответственности за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей природной среде.

На глобальном уровне переход к устойчивому развитию предполагает установление и принятие определенных принципов осуществления связанной своздействием на окружающую среду деятельности, которые закреплены в международных документах, а также решение отдельных конкретных вопросов планетарного значения на основе многосторонних договоров и конвенций, например, Конвенции об изменении климата, Конвенции о биологическом разно-

образии и т.п. (рис. 3).

Рис. 3. Основные формы перехода

к устойчивому развитию на различных уровнях

Глобальныйуровень

Принятие документов ООН по принципам устой-

чивого развития. Подписание договоров, соглаше-

ний и конвенций по отдельным аспектам охраны

окружающей среды планетарного значения

Национальныйуровень

Разработка и совершенствование национального

законодательства по охране окружающей среды.

Разработка и реализация национальных планов

действий по охране окружающей среды (НПДО-

ОС). Формирование экономического механизма

природопользования и охраны окружающей среды

Региональный илокальныйуровни

Реализация экономического механизма охраны ок-

ружающей среды. Разработка и реализация регио-

нальных и локальных планов действий по охране

окружающей среды

Уровеньпредприятия

Внедрение системы административного управле-

ния охраной окружающей среды на основе международных стандартов ИСО серии 14000 – экологический менеджмент

Наиболее всеобъемлющие меры по переходу к устойчивому развитию необходимы на национальном уровне, где формируются конкретные направленияи условия природопользования и охраны окружающей среды с учетом особенностей национального законодательства, состояния экономики, форм государственного управления и т.п.

В соответствии с «Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г.№ 440 [3], к числу основных направлений перехода России к устойчивомуразвитию относятся: создание правовых основ и совершенствование действующего законодательства, определяющего экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды, а также разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов. Конкретизация

приоритетных направлений решения экологических проблем, механизмов ифинансовых источников их реализации, контроля и корректировки осуществ-

ляется в рамках национальных планов действий по охране окружающей среды(НПДООС) [2, 5].

Последним по времени принятия в России является НПДООС на 1999-2001 гг., рекомендованный Правительством Российской Федерации органам

исполнительной власти к использованию в практической деятельности по охране окружающей среды (протокол от 12 ноября 1998 г. № 411) [2]. Исходя изидеологии устойчивого развития во многих странах (в том числе и в России)стало распространяться государственное регулирование деятельности предприятий в области природопользования и охраны окружающей среды с применением различных форм и экономических рычагов. Например, одним из существенных элементов экономического механизмаохраны окружающей среды может быть такой инструмент, как торговля квотами на выбросы загрязнений, который успешно используется Агентством по охране окружающей среды США. В общем виде эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов и распределение его между источниками

выбросов по определенным квотам. Если предприятие в случае расширенияпроизводства по технологическим причинам нуждается в праве на дополнительный выброс, то оно должно приобрести это право у других предприятийкоторые имеют выбросы ниже установленных квот.

Аналогичное приобретение прав на выброс необходимо и для новых предприятий, которым квоты не выделены. При этом государство устанавливаетправила торговли, мониторинга и контроля.

В России торговля квотами на выбросы не применяется, но упомянутыйвыше Национальный план действий по охране окружающей среды РоссийскойФедерации на 1999-2001 гг. [5] предусматривает апробацию и введение элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей среде загрязняющихвеществ. Кроме того, торговля квотами на выбросы парниковых газов принятав качестве инструмента по реализации Киотского протокола к Рамочной кон-

венции ООН об изменении климата, хотя условия и правила такой торговли неурегулированы.

В общем виде экономический механизм охраны окружающей среды можетбыть определен как система экономических инструментов поощрительного ипринудительного характера, применение которыхуправлении охраной при-

роды обеспечивает достижение целей экологической политики.

В зависимости от происходящих экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Исходя из преобладания тех или иных инструментов могут быть выделены три типа экономическихмеханизмов природопользования: стимулирующий (с преобладанием рыночныхинструментов и созданием благоприятной экономической среды для развитияэкологически чистых производств), жесткий (с использованием администра-тивных и рыночных инструментов и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей) и мягкий (с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и

масштабы экономического развития). В России сейчас формируется мягкий ме-

ханизм регулирования.__



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.011 с.)