Влияние рыночной власти на отраслевую структуру. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние рыночной власти на отраслевую структуру.



Рынок - это совокупность всех торговых сделок, совер-шаемых в хозяйстве за определенное время. При этом сделки могут быть как непосредственно-товарными (бартерными): Т -Т, так и товарно-денежными сделками, когда обмен товарами опосредуется деньгами: Т - Д; Д - Т.

Целевое назначение рынка состоит в выполнении следующих функций.

Воспроизводственная функция. Воспроизводство – это устойчивое повторение производства, распределения, обмена и потребления. Товарный обмен соединяет исходное действие (производство) с конечной целью (потребление) и обеспечивает дальнейшее движение, создает импульс к повторению производства. Обмен - чрезвычайно важная фаза воспроизводства. Всякое торможение движения товаров на рынке означает недостаточное обеспечение потребления, может сократить и даже развалить производство. Нормальное состояние экономики - это равенство между производством и потреблением. Степень такого состояния в каждый определенный момент времени показывает рынок. Рынок четко информирует о превышении производства над потреблением путем затоваривания и о превышении потребления над производством дефицитом товаров.

Структура рынка и ее классификация

Рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям (показателям деления).

По объектам продаж: рынок потребительских товаров и услуг; рынок товаров промышленного назначения; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг и т.д.

По объемам продаж (или - по географическому положению): местный рынок; национальный; мировой.

По способу проявления экономической власти: свободный, стихийный рынок; монопольный рынок; смешанный рынок.

По видам сделок: спотовый (торговля реальными товарами с немедленной доставкой); срочный рынок (торговля контрактами о будущей поставке).

По степени соблюдения законности: легальные и нелегальные (черные).

По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.

По инфраструктуре: простой, примитивный рынок (без всякой инфраструктуры); среднеорганизованный рынок; высокоорганизованный рынок (функционирование банков, бирж и др. видов инфраструктуры).

Степень развития рынка проявляется через развитие инфраструктуры.

Инфраструктура рынка - это совокупность специализированных организаций и вспомогательных служб, обеспечивающих более эффективное (быстрое и качественное) функционирование рынка. В инфраструктуру рынка входят: банки; страховые компании; биржи (фондовая, товарная, биржа труда); ярмарки; аукционы; магазины, базары и пр. Чем больше таких организаций и вспомогательных служб, тем более высоко организован рынок.

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

Совершенная конкуренция теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Структура товарного рынка характеризуется количественными и качественными показателями.

К о л и ч е с т в е н н ы е п о к а з а т е л и:

.численность продавцов, действующих на данном рынке;

.доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке (в зависимости от целей анализа — с учетом или без учета потенциальных конкурентов);

.показатели рыночной концентрации.

Если анализ состояния конкурентной среды на рынке проводится в связи с возбуждением дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, вероятнее всего необходим расчет доли по фактически сложившейся структуре рынка (без учета потенциальных конкурентов). Если же анализ выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъектов, создание финансово-промышленных групп, приобретение пакетов акций, имущества и др.), целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке потенциальными конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка, в пределах 1-2 лет) без существенных дополнительных затрат. Затем продавцы ранжируются по их долям на рынке, анализируется существенность разброса долей участия продавцов на рынке и делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на нем.

Желательно, чтобы выводы, основанные на анализе статистических данных, характеризующих ситуацию за конкретный период времени, были подкреплены анализом динамики присутствия на рынке тех или иных продавцов за 3—5 последних лет.

Показатели рыночной концентрации:

А. Коэффициент рыночной концентрации (СЛ). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СЛ-3), четырех (СЛ-4), шести (СЛ-6), восьми (CR-8), десяти (СЛ-10), двадцати пяти (СЛ-25) крупнейших продавцов.

Если мы имеем ряд продавцов, ранжированный по их доли продаж на.рынке Д1, Д2, Д3,..., Д25, то:

Б. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля—Гиршмана (HHJ). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

Коэффициент Герфиндаля—Гиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями.

По значениям коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля—Гиршмана выделяются три типа рынка:

.I тип — высококонцентрированные рынки:

при 70% < СЛ < 100%; 2000 < HHJ < 10000;

.II тип — умеренно концентрированные рынки:

при 45% < СЛ < 70%; 1000 < HHJ < 2000;

.III тип — низкоконцентрированные рынки:

при СЛ < 45%; HHJ < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

В зарубежной антимонопольной практике коэффициенты концентрации (и особенно Герфиндаля—Гиршмана) применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.

К а ч е с т в е н н ы е п о к а з а т е л и

Качественные показатели структуры рынка характеризуют:

.наличие или отсутствие (сила) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

.открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенциальными конкурентами, которые могут быть соперниками в проникновении на рынок, являются:

а) хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

б) хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

в) новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Анализ возможностей преодоления барьеров требует экспертной оценки силы барьера и тенденций усиления (ослабления) барьера применительно к каждому показателю (фактору), характеризующему силу барьера.

Целесообразно указанную оценку измерять в баллах в диапазоне от —5 (непреодолимый барьер) до +5 (отсутствие барьера) с указанием дальнейшей тенденции изменения силы барьера (тенденция к усилению барьера, тенденция к ослаблению барьера, отсутствие явной тенденции).

Для анализа возможностей преодоления барьеров входа на рынок необходимо осуществить экспертную оценку влияния на силу барьера каждого показателя (фактора) из совокупности показателей, определяющих силу барьера 

1. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Основные черты:

1. Большое число независимо действующих продавцов;2. Стандартизированный товар;3. Отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца;4. Свободный вход и выход из отрасли;5. Отсутствие не ценовой конкуренции.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И

МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Черты чистой монополии:1. Единственный продавец;2. Тип товара уникален – нет близких заменителей;3. Контроль над ценой;4. Вступление в отрасль заблокировано.

Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным продавцом уникального товара.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Черты монополистической конкуренции:1) Относительно большое число фирм;2) Товар, которым они торгуют дифференцирован:a) Дифференцирование по качеству продукта;b) Дифференцирование по сервису;c) Размещение фирмы продавца.3) Основной упор на не ценовую конкуренцию;4) Лёгкое вступление в отрасль.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого- либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.

\ДРУГИЕ ФОРМЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

МОНОПСОНИЯ

Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем.

Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения, приобретаемого его количества.

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ

Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю - продажу факторов производства (для продавца - это готовая продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями, достаточными для контроля над ценами услуг факторов производства. Отражает случай двусторонней монополии. Монопсонист имеет дело с монополией, продающей один из факторов производства.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.015 с.)