Менеджмент как наука и его основные школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент как наука и его основные школы.



М в пер. с англ. «управлять». М – сп-б, манера общения с людьми; власть и иск-во упр-я; орган упр-я или админ. ед-ца. М – упр-е пр-вом и совок-ть пр-пов, м-дов, ср-в и форм упр-я пр-вом. Подходы к опр-ю сущности М: 1.ф-ция – вид д-сти, напр-й на достиж-е целей и з-ч 2.пр-с – с пом. М проф-но подгот-е спец-ты формируют орг-ции и упр-ют ими 3.иерархич-я орг. стр-ра – в рамках этой стр-ры реализ-ся ф-ции упр-я 4.категория людей – иск-вом упр-я д. обладать опред. категория людей 5.наука и иск-во. М – это компл-й пр-с обесп-я целенапр-й хоз. д-сти орг-ции, эф-ного исп-я ф-ров пр-ва и фин-ов, кот-е осн-ся на сис-ме пр-пов, ф-ций, м-дов и орг. стр-ры упр-я орг-цией, вполне соотв-щей усл-ям ее внеш. среды. Как наука М появилась 100 лет назад, а в нач 20 века Ф.Тейлор сформул-ал и опубл-ал пр-пы упр-я. Школы М: 1) школа научного упр-я (рац-ческая) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Осн. пр-п, гл. идея – рац-ция труда в трудовом пр-ве плюс мат. заинтерес-сть рабочих ведут к повыш-ю ПТ. Ф.Тейлором заинтерес-ся не эф-стью чел-ка, а эф-стью деят-ти орг-ции. В св.работах он разр-л ряд м-дов научн. орг-ции труда, осн-х на изуч-и движ-ий рабочего с пом хронометража, станд-ции приемов и орудий труда. Гл. заслуга Тейлора - разр-тал методолог. основы нормир-я труда, стандартиз-л раб. оп-ции, внедрил в практику науч. подходы подбора, расстан-ки и стимулир-я труда р-х 2) классич-я илиадминистративная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. Основная идея - существуют “универсальные” пр-пы упр-я, прим-е кот-х гарантирует успех в люб. орг-ции - О.Файоль (разд-л пр-с упр-я на 5 ф-ции:пл-е, орг-я, подбор и рсста. кадров, рук-во (мот-ция), контр; разр-л баз. пр-пы упр-я: неотд-сть власти от отв-сти, разд. труда, дисц-на, подчин-е  индив-х инт-сов общим, вознагр-е, ценр-ция...), Урвик, М.Вебер (концеп-я рац. бюрокр-ии. Бюр-я – порядок, устан-й правилами, явл-ся самой эф-й формой орг-ии). 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эф-го достиж-я целей орг-ции необх-мо и дост-но наладить межличн-е отн-я м/у раб-ками. В основе - достиж-я псих-гии и соц-гии. В пр-се упр-я предлагалось сосред-ть осн. вним-е на раб-ке, а не на его задании. Предполаг-сь, что люди явл-ся жив. машинами и что в основе упр-я д. лежать забота об отд-м раб-ке. Э.Мэйо обнаружил, что группа раб-х – это соц. сис-ма, в кот. есть собств. сис-мы контроля. Опр-м образом воздействуя на такую сис-му, м. улучшитьрез-таты труда. Простое проявл-е положит-го вним-я к людям оказ-т положит-е вл-е на ПТ. 4) поведенческая школа (1950-настоящее время) - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - эф-ть достиж-я целей орг-ции требует макс-го использ-я человеч-го потенциала на основе данных псих-гии и соц-гии 5) колич-я (1950-н.вр.) - Винер, Акофф, Берталанфи – оптим-е упр-кие реш-я ищутся с пом. ПК на основе исп-я матем. моделей ситуации. Появл-е дан. школы – следствие прим-я матем-ки и компьют-в в упр-нии. Ее представ-ли рассм-ют упр-я как логич. пр-с, кот м.б. выражен матем-ки. Формализация ряда управл. ф-ций, сочетание труда, чел-ка и ЭВМ потреб-ли пересмотра структ-х эл-тов орг-ции (служб учета, маркетинга и др.). Появились нов. эл-ты фнутрифирм. планир-я: имитац. моделир-е реш-й, м-ды ан-за в усл-х неопред-ти, матем. обесп-е оценки многоцел-х упр-х реш-й. В соврем. усл-ях математ.м-ды исп-ся практич-ки во всех направ-ях управл.науки. Так сформ-лась соврем. наука, прим-е пр-пов кот-й на практике приносят повыш-е эф-ти пр-ва. Символический ключ М “цели-человек-эфф-ть”. Золотое правило М: “эфф-й М, обесп-щий выжив-е и успех в усл-х рын. конк-ции, требует ориентации на чел-ка: во внеш. среде - на потр-ля, во внутр. - на персонал”. В науке соврем. М выд-ся след. черты: 1)системный подход к упр-ю 2)ситуац-й пр-п упр-я 3)опред-щая роль организац-й культуры 4)мех-ция и автом-ция упр-ких пр-сов 5)демокр-ция упр-я 6)интернац-ция М.

устан-ся на длит.период и исчисл-ся с момента испол-я дог-ра путем пересмотра первонач. дог.цены в связи с инфляцией. 7)В завис-ти от вида рынка: 1. Аукцион.цена - цена публич. продажи по макс. предложен. ур-ню на предвар-но осмотрен. покуп-лем партию т-ра 2. Биржев.котировки -цены стандартиз.однород. т-ра, реализ-мого ч/з биржу. 8)По сп-бу получ-ия инф-ции об ур-не цены: 1. Справочн.цены – публ-тся в, спец.справочниках (катал, прейскур, эк.жур) и испол-ся в кач-ве ориентиров при уст-ке цен на аналог. т-ры 2. Расчетн.цены – прим-ся в дог-рах на нестандарт. прод-ю 3. Прейскурант.цены – вид справочн. цен, публик-ся в прейскурантах фирм-продавцов. 9)в учете и статистике: базисные, средние, текущие, сопоставимые, индекс цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.112.198 (0.005 с.)