Основные концепции стоимости и цены товара. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции стоимости и цены товара.



Товар - это прежде всего продукт труда, произвед-й для обмена.На основе тов. пр-ва товарами (объектами обмена, купли-продажи) стан-ся не только продукты труда, но и др., самые разнообр. ценности. Товар обл-ет потребительной ст-стью, или полезностью, т.е. спос-тью удов-ть те или др. потреб-ти людей. Бесполез. вещь не явл-ся товаром. Товар всегда обладает меновой ст-стью, т.е. способ-ю обменив-ся в опред. пропорции на др. т-ры, т.е. они обладают неким общим св-вом, соизмеряющим их в пр-се обмена и приравнивающим др к другу их опред. колич-ва. Это общее св-во - ст-ть, или ценность. Ст-ть - это однородная субстанция, заключенная в т-рах, т.к. она колич-но соизмеряет качест-но различ. виды потребит. ст-стей. Чем > ст-сть т-ра, тем к большему объему др-х т-ров он приравн-ся в обмене. Исторически первой концепцией ст-ти явл-ся ТТС. Согласно ТТС, труд в товарном пр-ве имеет двойств. хар-р. Он выступает как конкретный труд и как абстрактный. Как конкрет. труд, он создает потребительную ст-ть т-ра; явл-ся трудом в конкрет. форме, отличной от др. видов труда; трудом определенной сложности и интенс-ти; вып-щим конкр. операции; хар-ся индивид. затр-ми труда раб-ка, его вып-щего. Его затраты м.б. измерены до обмена товара. Как абстракт. труд товаропроизв-ля явл-ся прямой противоп-тью конкр. труда. Это - труд, создающий ст-ть т-ра; труд вообще, качественно однородный, сведенный к простому труду норм. интенс-сти, затрата человеч. сил безотносительно к конкретной форме труд. операций. Это - труд, общественно необходимый для пр-ва товара и его кол-во, содержащееся в к-либо конкрет. товаре, измер-ся только в форме приравнивания т-ра к др. товарам в пр-се обмена, а не прямо в рабочем времени, что обусловлено самой природой тов. пр-ва. З-он ст-сти образует сердцевину экон. мех-зма, кот-й постоянно заставляет произв-лей, дейст-щих обособленно и независимо друг от друга, приводить свое пр-во в соотв-вие с действит-ми потр-стями общ-ва. Ст-ть выр-ет общест-но необх-е раб. время, затрач-е на пр-во т-ра. Поэтому произв-лям, кот-е допускают перерасход обществ. труда, обмен по ст-ти не возмещает весь затрачен-й труд (не обесп-ет усл-я для норм. воспр-ва товара). Это принуждает их под страхом разорения снижать изд-ки пр-ва, экономить обществ. труд, повышать эф-ть пр-ва. Произв-ли, достигшие более выс. эфф-ти пр-ва, чем общественно нормальная на данный момент, получают при обмене по ст-ти от общества больше раб. времени, чем расходуют. Т.о., закон ст-ти не только принуждает, но и поощряет произв-лей к экономии обществ. труда. Он явл-ся формой проявл-я з-на экономии раб.времени в усл-х тов. пр-ва. Закон ст-ти ведет к обогащению одних товаропр-лей и разорению других. Это спос-ет к перерастанию простого тов.пр-ва в капиталистич-е. Закон ст-ти опр-ет и направление разв-я тов. пр-ва. Он явл-ся его основным экон. з-ном. С т.зр. ТТС, ст-сть и цена - разные экон. категории. Ст-сть лежит в основе цен и выражается в ценах. Однако на цену возд-ют и др. экон. ф-ры, в рез-те цена отклоняется от ст-ти и практически м. совпадать с ней лишь случайно. ТПП, в отличие от ТТС, отождествляет цену товара и его ценность. Индивид всегда м. соизмерить полезность обмениваемых благ. Полезность блага - это разность м/д суммой удовольствий и суммой неудовольствий, получаемых от него. Предел. полезн-ть блага - прирост полезности, доставляемый увел-ем данн. блага на единицу. Свойство пред. полезности - при увел-и объема к-либо блага его пред. пол-сть умен-ся. Каждый индивид стремится получить в обмен на свои блага такой набор благ, кот-й имеет наиб. полезность, поэтому он обмен-ет блага так, чтобы пол-сть приобрет-х благ была не меньше, чем пол-сть отчуждаемых. Максим. цена приобретаемого блага = предел. полезность отчужд-го блага. С др. стороны, ТПП исходит из того, что продавец устан-ет на товар макс. цену, по кот-й его м. продать. Спрос на рынке предъявляет не отд. покупатель, а целое их множество. Для каждого из них данный товар имеет свою пред. полезность, и каждый из них согласен заплатить за него свою цену. Устан-ние цены на макс. возм-ом ур-не с одной стороны, “отсекает” от приоб-ния товара покуп-лями,  для кот-х он имеет меньшую пред. полезность, и оставляет только тех, для кот-х эта полезность наиб. высока. А, с др. стороны, такое устан-е цены означает уравнивание спроса на товар с объемом запаса данного т-ра. В рез-те происходит наиб. рацион. распред-е товара (распред-е м/д теми, кто больше всего нуждается). Наиб. выгоду получают и продавцы. Эта цена - цена спроса и, с т.зр. ТПП, явл-ся выражением пред-й обществ. полезности товара. Ур-нь пред. обществ. полезности товара зависит, согласно от соотнош-я м/у размерами запаса данного т-ра и потр-стью в нем, т.е. от его редкости.

. Цена пр-ва - это сумма издержек пр-ва и сред. прибыли: Цп = (c + v) + р/. К. Цена пр-ва - это превращенная форма ст-ти, а средняя прибыль - превращенная форма прибавочной стоимости. Циклические колебания в экономике то повышают то снижают норму приб. На норму прибыли оказывает рост органического строения капитала(пониж-е нормы прибыли).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.005 с.)