ТОП 10:

На пути к вечности: никогда не забывайте Господа, Он — ваша опора, Он будет сражаться за вас.



«А сам отошел в пустыню на день пути, и, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4).

Илия:

«довольно уже, Господи»

Мужество окончательно покинуло пророка Илию. Впрочем, эти слова довольно слабо передают то былое его состояние. Он был деморализован, повержен и побежден. «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Подкрепив слово делом, он «лег и заснул под можжевеловым кустом» (3 Цар. 19:5). Что довело пророка до кризиса и упадка сил? Ответ парадоксален: победа, более того — две победы. Первая — над жрецами Ваала, вторая — над засухой, когда после молитвы Илии пошел дождь и спас страну от страшного голода. Тогда почему же Илия устало просит Господа о пощаде? Ведь дела пророка идут хорошо и успех сопутствует ему. Может быть, причина кроется в Иезавели? В какой-то степени, да. Что это за женщина, которая так напугала пророка? Она приходилась дочерью Сидонскому царю и стала царицей Израиля, а точнее Северного царства, поскольку вышла замуж за правителя этих мест Ахава.

Предложу вашему вниманию некоторые исторические факты, которые связаны с описываемой эпохой. После смерти царя Соломона Израиль был поделен на два соперничающих между собой царства. На юге находилась так называемая Иудея со столицей в Иерусалиме. Царством управляли потомки Давида. На севере находился Израиль. Это царство избрало своей столицей город Самарию.

Опасная женщина

Умной и честолюбивой Иезавели удалось заставить всех почитать чужих богов. Сначала этим отличались лишь придворные. Однако вслед за ними принял идолов и весь иудейский народ. Иезавель назначила своих жрецов и собственных угодливых пророков. Они сполна были обеспечены вкусными яствами, а их дома отличались богатством. Царица щедро оплачивала творимые ими по ее указке «чудеса». История наших стран знает подобных церковных деятелей. Царица придавала первейшее значение культу Ваала. Все безропотно подчинились ее воле, в том числе и слабохарактерный Ахав; постепенно почитание Ваала стало входить в моду. Последний был очень известным языческим божеством. Для сильных мира сего он оказался к тому же исключительно удобным покровителем. Ваал не предлагал заботиться о бедных. Он был безразличен к нравственным законам, которым должны подчиняться все люди, в том числе и царственные особы. Покладистый Ваал оправдывал любое преступление, любое насилие, лишь бы ему, а точнее — его служителям, приносили щедрые дары. Такой бог был удобен всем, а особенно власть имущим. Этим активно пользовалась коварная и жестокая Иезавель. Когда царица задумывала лишить кого-либо из своих подданных жизни, она без труда этого добивалась при пособничестве своих слуг и молчаливом согласии жрецов покладистого языческого божка. В ход шли самые нечистоплотные методы: ложь, подкуп, махинации. Илия слишком хорошо знал об этом и потому вынужден был бежать, спасая свою жизнь. Коварство царицы по своей изощренности уступало лишь ее непомерной гордости. Великий ли грех быть гордым? В нашем случае речь идет о гордыне, чувстве, в котором как в горниле сгорают без остатка совесть, порядочность и все идеалы. Особенно опасна такая гордыня, когда она рядится в одежды религиозности, законности, справедливости. Внешне она не столь отталкивающа, как, скажем, воровство, грабеж или убийство, но вред от нее иногда бывает еще большим. Илия, ступивший на тропу войны и противопоставивший себя служителям Ваала, а тем самым и могучей царице, должен был за это заплатить. Вряд ли стоило рассчитывать на снисхождение столь грозной особы, чьи верные слуги так прилюдно оскандалились. Они истово молились, дружно били в барабаны, прося у своего бога чудесного знака. В ответ — молчание. Но вот Илия восстановил жертвенник Господний и возложил на него тельца. Пророк вознес молитвы Истинному и Единому Богу Израиля. Господь ответил на призыв Илии: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18:38). О подобном чуде жрецы тщетно молили своего Ваала в течение долгих часов. Катастрофическое фиаско им трудно пережить, поскольку победителем стал сторонний человек. Бог ответил на призыв Илии и отверг жрецов Ваала. Чудо было совершено при посредничестве Илии. В него поверили все, кто был свидетелем чуда. Весь народ принял Илию. Исключение составила Иезавель. Ослепленная гордостью, она не увидела в этом чуде предупреждения. Задетая за живое, она возмечтала отплатить дерзкому пророку. 

 Что мы ожидали от Илии?

Нам, конечно, хочется, чтобы пророк встретил эту опасность и противостоял ей с присущим ему мужеством. «Ты искала меня, Иезавель? Вот я!» На самом деле все произошло несколько иначе. Посланец передает пророку «любезное» обещание царицы: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» (3 Цар. 19:2). Желающий изучить эту историю подробнее пусть обратится к 3-й Книге Царств и из 19-й главы узнает, что, оказывается, после своей победы Илия без лишних слов заколол всех лжепророков. Откуда взялась такая кровожадность? В моем понимании это насилие никак не вяжется с образом человека, верно служащего Господу. Оно меня крайне смущает. Каким же образом надлежит все это понимать? Все дело в том, что страстность натуры Илии увела его с истинного пути. Он вознамерился превратить себя в эдакий карающий меч Господний. Совершенно бессмысленный поступок! Несмотря на известную смелость, Илия, получив такую грозную весть, впадает в настоящую панику. «Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою» (3 Цар. 19:3). Пророк спешит уйти как можно быстрее и подальше от негостеприимных для него мест. «А сам отошел в пустыню на день пути, и, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи» (3 Цар. 19:4). Ну, конечно, перед нами случай чистейшей воды депрессии. Это состояние намного хуже всякого преходящего уныния. Илия хотел заснуть навечно, уйти легко и просто от всех проблем, а так как ответ на его просьбу мог задержаться, Илия устроился с максимально возможным для него комфортом, то есть расположился под можжевеловым кустом. В любом случае Бог должен был отреагировать. Либо Он поможет Илии выйти из тупика, либо исполнит его желание и позволит спасительной смерти прийти к Илии. В довершение всего, объясняя свой поступок, пророк говорит Господу следующую не совсем понятную фразу: «Возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4).

Истинная причина

Почему Илия дошел до такого плачевного душевного состояния? Возможно, причиной стала беспощадная и мстительная Иезавель? Мне думается, что существует иное объяснение, более соответствующее манере поведения и личностным качествам этого человека. Почему он сказал: «Я не лучше отцов моих»? Данная реплика пророка подтверждает, что он искренне верил, будто после чуда, продемонстрированного Богом, весь народ мгновенно обратится к истинной вере. Чудо должно было положить начало большим переменам по городам и весям всей страны, включая и двор царя Ахава. Однако ничего подобного не произошло. Напротив, языческая царица посмела во весь голос угрожать ему, человеку Божьему, причем все это имело место в царстве, где Господь почитался единственным и полновластным Управителем. Пророк был полностью деморализован вследствие трусости и непоследовательности народа, для блага которого он так старался и рисковал. «Ничего нельзя изменить, и ничто и никогда не изменится в этом мире. Зачем тогда тратить силы и бороться?» — наверное, так думал в те тягостные для него минуты опальный пророк. Илия понимал, что он так же неспособен преодолеть преграды, сутью которых является язычество, как и его предшественники, отцы. Это привело его в состояние крайнего уныния, и, осознавая безвыходность своего положения, он тосковал еще больше. 







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.004 с.)