ТОП 10:

На пути к вечности: вы встретите раненных и потерпевших поражение; протяните им руку и станьте для них источником силы, дайте им еще один шанс.



ИДТИ С ТЕМИ, КТО ПАДАЕТ

«И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся. Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф. 26:49, 50).

Иуда:

Почему произошло самоубийство?

Скажите, есть ли среди ваших друзей Иуда? Я имею в виду человека, носящего такое имя. Скорее всего — нет. Это имя крайне редко встречается. Оно и понятно. Вот вы бы захотели назвать своего сына Иудой? Уверен, что услышу отрицательный ответ, поскольку это имя стало нарицательным. Оно символизирует вероломство и предательство. С таким именем будет сложно и в нашей повседневной жизни. Любая совершенно нейтральная фраза может вызвать неприятную ассоциацию. Например, даже безобидный вопрос может прозвучать достаточно зловеще: «Иуда, куда ты положил деньги?» «Иуда, скажи мне правду!» — такое обращение тоже невольно натолкнет на недоброе воспоминание. А когда мальчик по имени Иуда пойдет в школу, его повсюду будут поджидать всяческие подвохи. Допустим, он нашалил, и учительница требует: «Выйди за дверь, Иуда». Признаться честно, я бы не хотел оказаться на месте этого парня с таким исторически значимым именем. Теперь представьте себе, что произойдет, если он придет на пасхальные празднества в церковь. Невольно его имя вызовет всеобщее неприятие. Каждый в душе свяжет его с тем предателем Христа, о котором рассказывает Священное Писание. Даже если наш Иуда окажется добряком и кристально честным человеком, холодок отчуждения будет всегда витать над ним и сопутствовать бедняге всю жизнь. Например, он стал бизнесменом. Его деловые партнеры подспудно станут думать, что Иуда не может вести дела честно, что он непременно должен украсть или обмануть. В случае, если человек по имени Иуда изберет карьеру военного, сослуживцы будут подсознательно ожидать от него предательства. Иуда-адвокат вряд ли может рассчитывать на успех, поскольку его клиенты будут обращаться к нему с опаской, боясь двурушничества. Несчастен человек, названный этим именем. Мольер в пьесе «Мещанин во дворянстве» устами одного из героев восклицает: «Вот уж кто поистине злодей, так это Иуда». Как видите, для великого драматурга Иуда также ассоциировался с пороком в чистом виде. Антисемиты, проводя свои кампании, намеренно придают внешности Иуды гипертрофированные восточные черты. Я припоминаю в связи с этим один давний фильм, шедший в кинотеатрах в 1938-39 годах, в котором известный артист Жан Габен играл роль Пилата. Так вот, в этом кинофильме все апостолы походили скорее на жителей Скандинавии, все, кроме Иуды с его иссиня-черными и вьющимися волосами и очень специфическим носом. Режиссер как бы заранее указывал на него, говоря: «Вот тот, кто совершит мерзкое предательство». Все ждали от него всевозможных козней, и он их без задержки совершал.

Жертва истории

Тем не менее я продолжаю задавать себе вопросы по поводу Иуды. Кем он был? Почему этот человек предал Христа? По какой причине он предпочел покончить с собой? Кто он — жертва темных махинаций каких-то могучих сил или самый великий предатель всех времен и народов? Может, это был человек, которого раздирали противоречивые чувства, вызванные, с одной стороны, политическими взглядами, с другой — дружбой со Христом. А может, он был изначально предназначен для свершения этого неблаговидного поступка, чтобы в полноте своей исполнилась воля Божья. Тогда возникает робкое желание в какой-то мере оправдать Иуду, начинают проявляться чувства симпатии по отношению к этому глубоко несчастному человеку. Это уже добрый знак. И все же как мы должны воспринимать Иуду? Прежде всего стоит отметить, что он меньше всего походит на того монстра, на то ужасное чудовище, которое создали в своем воображении многие люди. Он очень похож на нас с вами и, так же как и мы, наделен и силой, и слабостями. Подходя с таких позиций к анализу его полной драматизма жизни, мы можем извлечь из нее урок для себя. Это окажется возможным при условии, что мы проигнорируем традиционный образ зверя, запечатленный в Иуде. Он ничем нам не поможет, а скорее отпугнет.

Итак, кем же был этот Иуда Искариот? Евангелист Матфей называет его одним из двенадцати апостолов (см. Мф. 10:1-4). Хочу обратить ваше внимание на весьма любопытную деталь. Искариот — это в некотором роде прозвище. Оно указывает на то, что Иуда был уроженцем Кариота, маленького городка на юге Палестины. В настоящее время прозвище Иуда воспринимается нами как синоним слова «лжец». Этому во многом способствовали тексты Евангелий, которые делали акцент на лживости Иуды, а географические уточнения никак не комментировали, что вполне естественно, ибо для современников происходивших событий все было понятно без дополнительных объяснений.

Иуда был зилотом

Известный протестантский богослов Оскар Кулманн трактует слово «искариот» как семантическую транскрипцию другого слова — «зилот». Эту гипотезу приняли большинство его коллег, поскольку она вносила ясность и обеспечивала лучшее понимание произошедшей трагедии. Иуда был зилотом. Он принадлежал к этому известному политическому движению, боровшемуся против римской оккупации, и возлагал все свои надежды на приход Мессии-освободителя. В подобном видении решения всех проблем в ту пору не было ничего необычного, так как подавляющее большинство последователей Христа придерживались аналогичных взглядов. Одним из учеников Христа был некий Симон по прозвищу Зилот. Последний, кстати, не предавал Спасителя, из чего можно заключить, что среда и окружение не сыграли решающей роли в поступке Иуды.

Давайте продолжим наше исследование и зададим вопрос: почему Иуда стал учеником Христа? Ответ до чрезвычайности прост и однозначен. На него, как и на других, подействовало обаяние Спасителя, его вдохновляли речи Учителя. Он хотел быть рядом с Ним и участвовать в величайшем деле — восстановлении справедливости. Мессия должен был воплотить в реальность и его, Иуды, замыслы. Иисус был всеведущ, но почему же тогда Он допустил к Себе Иуду, сделав его одним из двенадцати Своих самых близких учеников? Возможно, Он разглядел в нем проблеск каких-то добрых качеств души. В характере Иуды было много хороших черт, но были и такие, что вызывали стыд и порицание, — все, как у остальных людей, у всех нас. Приглашая следовать за Собой, Господь нисколько не желает подавить нашу свободу. Мы вправе подчиниться Божьей воле или отказаться от Его совета и следовать собственным путем. Такая позиция Всевышнего, с одной стороны, вызывает у нас восхищение, с другой — волнует и рождает в душе смятение. Для нас было бы во сто крат проще и удобнее, если бы Господь полностью взял на Себя заботу о нашей судьбе. Представьте, как нам было бы хорошо и спокойно в такой ситуации. Соглашение подписано, полномочия переданы, ответственность снята. Живи и радуйся, ни о чем не заботясь и не волнуясь. Все будет сделано за тебя. Ты избрал лишь направление, а в пункт назначения тебя доставят непременно. Все, как на той же железной дороге. Тебе достаточно лишь купить билет, а об остальном уже не надо беспокоиться. Однако, если бы такова была наша повседневная жизнь, мы очень скоро превратились бы в безвольных и немощных существ, неспособных не только действовать, но и мыслить. Итак, свобода есть наиважнейшее условие всякого духовного и интеллектуального возрастания. Она лежит в основе и такого всеобъемлющего чувства, как любовь. Ведь без свободы не может быть и речи о преданности, а без последней любовь напрочь теряет свой смысл.

Человек, ведавший казной

В скором времени Иуда занимает достаточно привилегированное положение среди учеников Христа. В его ведение передана казна, а это знак особого доверия. Он очень способный молодой человек и обладает такими располагающими к нему качествами, как разумность и умение действовать сообразно ситуации, быстро и эффективно. Должность казначея обеспечивала Иуде в будущем царстве кресло министра финансов. Кто знает, может быть, он смог бы подняться и выше — для этого у него были все задатки.

Правда, имели место и кое-какие недостатки. Так, его собратья отмечали в нем великую жадность. Да, деньги он любил. Иоанн идет дальше в своих обличениях и называет Иуду вором. Поистине существует неразрешимая задача в определении качеств казначея. Всегда трудно сказать, скуп ли он или просто рачительно экономен. Поэтому так часто хочется спросить у Иоанна: «А у вас есть доказательства виновности Иуды? Ведь вы делаете очень серьезное заявление!» Действительно ли Иуда предал своего Учителя ради денег? В большинстве своем люди не подвергают сомнению это утверждение. Для меня подобного рода гипотеза кажется неубедительной. Мне трудно в нее поверить. Почему? Дело в том, что полученная Иудой мзда была смехотворной. Тридцать сребреников — это в современном исчислении составит не более двадцати долларов. В таком случае, если деньги стали мотивом предательства, за такую сумму «купить» человека было невозможно. Враги должны были раскошелиться более основательно, чтобы получить долгожданную возможность схватить и арестовать Христа. Даже скупец Иуда понимал это и наверняка не пошел бы на такую невыгодную сделку. Значит, нечто другое, более сильное толкнуло его на крайность. Но что именно?

План, достойный Иуды

Иуда имел свои планы, присоединяясь к одиннадцати апостолам. Если Иисус — действительно Мессия, то рано или поздно наступит Его царство. Поэтому надлежит уже сейчас избрать правильную позицию и занять подобающее место, чтобы еще более благоденствовать в момент воцарения Христа.

Однако этот план подвергался постоянным изменениям, вызванным непрогнозируемыми поступками «претендента» на царский престол. Например, когда Христос накормил толпу людей, умножая хлеба, народ хотел провозгласить Его царем. Увы, Иисус отказался и отослал ни с чем Своих приверженцев.

Такое поведение было явно непонятным, а сам поступок со стороны выглядел недостойным мудрого политика. В другом случае Христос устраивает испытание Своим ученикам и вводит их в смятение. Например, Он ставит вопрос, касающийся доверия: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Иуда мог бы пополнить ряды отступников. Но он не делает этого, а остается. Ему трудно расстаться с честолюбивыми мечтами и уйти от Учителя, на Которого он возлагал столько надежд. Становятся понятными и его вожделенные мечты и притязания. Ах, если бы он, Иуда, стал мозговым центром их группы, стратегом, руководителем! Тогда наверняка его внутренний конфликт разрешился бы успешно и во благо всем остальным. Остальные — это прежде всего народ, жаждущий обрести долгожданную свободу. Далее следует Иисус, Который станет царем и объединит всех евреев. Иуда не забывает и о себе, полагая, что в благодарность за оказанные услуги может получить приличные выгоды. С этого момента, с осознания своей особой значимости и ценности и одновременно — ущемленности, Иуда начинает противостоять планам Господа. Он превращается в скрытого оппозиционера. Каждое слово Учителя, каждый Его поступок отныне становится предметом критики недовольного ученика. Как хочется Иуде ускорить поступь Истории. Амбиции, питаемые гордыней, неизменно приводят к ослеплению.

Иисус, знавший как никто другой мятущуюся душу Иуды, делал все возможное, чтобы вывести его из этой слепоты. За несколько дней до ареста Сына Божьего произошел один случай, ускоривший события. Апостолы вместе с Учителем находились в Вифании, расположенной близ Иерусалима. Они гостили в доме Лазаря. Во время трапезы его сестра Мария, взяв необыкновенно дорогие благовония, омыла ими ноги Иисуса и отерла их своими волосами. Нежный аромат наполнил весь дом. Она сделала это в знак особой, исключительной благодарности, так как еще совсем недавно слыла как женщина легкого поведения. С житейской же точки зрения то была напрасная трата денег. За одну минуту была израсходована сумма, приблизительно равная среднему годовому доходу. Иуда впал в ярость: деньги сами по себе не приходят, чтобы их так необдуманно тратить. Вполне было бы достаточно, если бы она использовала всего несколько капель этой драгоценной жидкости. Но вылить целый сосуд за какие-то считанные секунды — это выше всякого понимания. Иуда не может оставить без внимания факт такой бесхозяйственности: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5). На это замечание Своего ученика Христос возразил: «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня— не всегда» (Ин. 12:8). Здесь Иисус впервые допустил во всеуслышание упрек в адрес одного из Своих учеников. Такое обращение не было характерно для Сына Божьего. Однако Иуда не отреагировал даже на столь строгое замечание. Евангелист Лука предельно кратко описывает состояние этого человека: «Вошел... сатана в Иуду» (Лк. 22:3). С этого момента на него в прямом смысле нашло ослепление, открывшее шлюзы его честолюбию. Иуда составляет уникальный и действенный, на его взгляд, план. Необходимо поставить Учителя в такую безвыходную, по земным меркам, ситуацию, которая заставила бы Его проявить Свои сверхъестественные способности и в самый кульминационный момент взять власть в Свои руки. Праздник Пасхи соберет вместе и на время объединит многочисленных паломников со всей Иудеи. Их будет легко возмутить против надменных римлян. Иисусу в данном случае останется всего лишь нагнуться и поднять оброненный царский венец. Восстание начнется с малости, с попытки ареста Учителя. Начало всему положит сам Иуда. Он абсолютно уверен, что Иисус не позволит Себя задержать, но даже если такое случится, восставший народ без труда освободит Его. В крайнем случае в дело вмешается Пилат и не допустит Его смерти. Иуда все рассчитал, учтя даже малейшие детали. Он надеялся, что до крайностей в этом деле обе стороны не дойдут. Иуда полагал, что свел риск до минимума. В любом случае Иисус должен выйти победителем из этих перипетий. Так рассчитывал Иуда, однако реальность внесла в его план свои жесткие коррективы. События стали развиваться вопреки блестящему плану Иуды. Казалось, сама судьба противилась этому человеку, нарушая и путая все его замыслы. Иисус позволил Себя схватить. Он никак не противостоял судилищу над Собой и безропотно принял мученическую смерть на кресте. Толпа бесчинствовала, не видя с Его стороны ни малейшего сопротивления или противодействия. Что касается Пилата, то он уступил настойчивым требованиям синедриона. Столь прекрасно задуманный план рухнул в одночасье. Иуда рассчитывал стать очевидцем триумфа и славы, но оказался свидетелем распятия и позора.

Наконец, Иуду, по моему мнению, привело к самоубийству не совершённое предательство, а непомерная и ущемленная гордость. Она не вынесла поражения и вызванного им унижения и толкнула Иуду в петлю. Я представляю его в тот страшный момент, когда он понял свою ошибку. Иисус ничего не сделал, чтобы избежать креста. Он и не хотел этого делать. Почему Господь, совершивший столько чудес, в этот раз, не сопротивляясь, позволил распять Себя? Ученик чувствовал свою ответственность за страдания и смерть Учителя. Он ощущал свою причастность ко всем этим роковым событиям. Нет, Иуда не был просто предателем, получившим деньги за свой неблаговидный поступок и спешившим быстрее покинуть место преступления. Такие люди не накладывают на себя руки! Иуду на самоубийство толкала безнадежность. Он не представлял себе жизни без апостолов и Иисуса. Без них она теряла всякий смысл. Будущее захлопнуло перед Иудой свои двери. Он оказался на краю пропасти. Бездна звала его, и он поспешил ответить на ее зов.







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.006 с.)