ТОП 10:

Почему Он был всеми оставлен?



Вдруг сердце Марии защемило от невыносимой тоски. До ее слуха донеслись Его последние слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Ужасные слова. Иисус говорил, что всегда един с Богом Отцом. Откуда же это пронизывающее душу холодное одиночество? Оставлен людьми, забыт Богом!? Правда, рядом Мария. Мать, не заду-мываясь, пришла разделить Его одиночество. У нее не было и мысли бросить своего Сына в беде. Но как трагично далеки они друг от друга в этот момент. Он — один на кресте, она — одна у его подножия. Он — исполнен тоски, она — во власти того же чувства. Иисус испустил последний вздох, и Его мучения прекратились."Муки же матери на этом не закончились. Ее душа продолжает страдать.

Мария не видела, подобно апостолам, дней славы Христа. Она не слышала, как толпа кричала ее Сыну: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9). До ее слуха не долетели слова прозревшего слепца, который называл Иисуса Мессией и Сыном Бога живого. Ей не было дано видеть чуда насыщения десяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, сотворенного ее Сыном. Она жила воспоминаниями о Вифлеемских яслях. Теперь на нее навалилась непомерная тяжесть Голгофского креста. Тогда в страданиях и одиночестве она дала Ему жизнь. Сейчас она стояла перед Ним, отдавшим эту жизнь, в таком же одиночестве. Она была при начале. Ей довелось быть и при конце.

Один из текстов Писания указывает на то, что позже Мария присутствовала среди апостолов, собравшихся в горнице (см. Деян. 1:14). По прошествии нескольких дней после распятия Иисуса Мария находилась среди Его учеников. Она была у истоков рождения Церкви. Далее — абсолютная неизвестность. Новый Завет больше ни словом не упоминает о Марии и ничего не сообщает о ее судьбе. Исключение составляют апокрифы, которые обильно живописуют ее дальнейший жизненный путь. Библия ничего не говорит ни о ее старости, ни о смерти. Эта женщина существовала и упоминалась лишь в связи со Христом. Она осталась в Его тени, будучи просто орудием в руках Господних.

Мария, которую я люблю

В римско-католической и восточной православной церквах существует настоящий культ Богоматери. Протестанты отвергают его, называя идолопоклонством. Нам надлежит подойти к этому вопросу более позитивно. Дева Мария для всех нас — прежде всего замечательный пример и образец любви и послушания. Она сумела наилучшим образом воспитать Иисуса, что позволило Ему достойно исполнить Свою великую миссию. Она ничего не требовала взамен, никогда не стремилась к царской власти и могуществу. В нашем сознании она навсегда осталась просто матерью, просто женщиной, послушным инструментом в Божьих руках. Она достигла вершин веры посредством полного посвящения себя воле Господа. Мне очень хочется уподобиться ей в этом.

На пути к вечности: не ищите ни престижа, ни славы, но оставайтесь покорным орудием в руках Бога.

 

 

«Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр» (Деян. 15:39).

Варнава:

Дать еще один шанс

Ситуация сложилась явно непростая, но продолжать работу стоило. Таково было мнение Варнавы. А теперь попытаемся смоделировать тот разговор, который скорее всего состоялся в самый критический момент между Павлом и Варнавой. «Нет вопросов, — сказал Павел, — решено, мы отправляемся без него!» «Ты слишком категоричен, — замечает Варнава. — Дадим ему еще один шанс. Не будем скоропалительно отворачиваться от него, еще не все потеряно». «Среди моих соработников, — заявляет Павел, — нет места для трусов и подлецов, для тех, кто готов при первом же затруднении предать друзей и оставить служение». Апостол напомнил затем о случае, произошедшем во время его первого миссионерского путешествия по Малой Азии, теперешней Турции. Лука предельно краток и лишь в нескольких словах говорит о случившемся: «Отплывши из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии; но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим» (Деян. 13:13).

Продолжим начатый нами гипотетический диалог и вновь дадим слово Варнаве. Он опять встает на защиту оступившегося ученика и товарища: «Иоанн был тогда совсем молод. К тому же это было его первое пребывание в тех опасных местах. Да, действительно, он испугался, более того, паника охватила его, но с кем такого не случается? Кто никогда и ничего не боялся в своей жизни? Посмотри, после того случая Иоанн сумел взять себя в руки и теперь вновь трудится вместе с нами». «Он вновь сбежит при первой же опасности», — упорствует Павел. Пристально глядя на Варнаву, своего преданного друга, он добавляет: «Наше служение столь ответственно, что его нельзя поручать слабым, неуверенным или слишком юным искателям приключений». Затем апостол категорично заявляет: «Иоанн не будет на этот раз нас сопровождать. Он не достоин называться последователем Христа». Поставлена окончательная точка. Спор явно исчерпан. По тону Павла можно определить, что примирение не состоится и согласия достичь не удастся. Налицо конфликт, не имеющий разрешения. Кто из этих великих миссионеров захочет уступить? Ни один! Павел направился в Сирию. Варнава, забрав своего подзащитного, отплыл на Кипр, навсегда покинув авансцену общественной и духовной жизни своей эпохи. Дверь истории закрылась за ним окончательно и бесповоротно. Павел вспомнит о бывшем друге и товарище лишь единожды в своем Послании к христианам в городе Коринфе (см. 1Кор. 9:6). Что стало с Варнавой? Это никому не известно. Между прочим, Тертуллиан приписывает ему авторство Послания к Евреям, но это не более чем простое предположение.

Истинно лишь то, что, расставшись с Павлом, Варнава канул в лету неизвестности. Если вы решили ни при каких обстоятельствах не менять своих взглядов и убеждений, то рискуете однажды оказаться всеми забытым. Это невыносимая перспектива для тех, кто путает успех с популярностью, кто желает всегда оставаться на виду. Для такого человека забвение хуже самого горького лекарства.

Варнава сошел с исторической сцены ради духовно еще не сложившегося молодого человека, которому он так хотел дать шанс оправдаться в глазах требовательного и бескомпромиссного Павла. Итак, стоила ли игра свеч? Прав ли был Варнава или виноват? Наконец, почему он так упорно стоял на своем?

Конфликт в руководстве

Очень часто этот эпизод представляют как конфликт руководителей. Произошло столкновение двух сильных личностей. Давайте признаемся, что в конце концов Иоанн, о котором шли такие горячие дебаты, был в данном случае лишь предлогом для столкновения. Попытаемся продолжить наше расследование. Кто такой Варнава? Его настоящее имя — Иосия. Это первые христиане прозвали его Варнавой, что означает «сын утешения». Благодаря все тому же Луке и его хронике событий, изложенной в Книге Деяний, мы знаем, что Иосия, или Варнава, был левитом и происходил с острова Кипр. Этот человек прославился своей щедростью. Он располагал землями, которые продал, а вырученные деньги принес и положил к ногам апостолов (см. Деян. 4:36, 37). Именно Варнава в свое время ввел в Иерусалимскую церковь горячего и импульсивного Павла, когда тот обратился в христианство. Он выступил его ходатаем и гарантом (см. Цеян. 9:27). Некоторое время спустя Варнава берет будущего миссионера под свою опеку (см. Цеян.11:24— 26). Исходя из этих известных фактов, можно заключить, что Варнава был достоин своего имени. Его переполняло доверие к окружавшим его людям, и их судьба ему была небезынтересна. Он выявлял их таланты и определял будущее. Варнава относится к тем, кто считает, что каждому человеку нужно дать шанс, даже если тот оступился. Таким образом, этот выходец с Кипра был не только хорошим руководителем, надежным другом, но и замечательным воспитателем.

Какую же роль сыграл здесь Павел? Обратим внимание на то, что с самого начала своей миссионерской деятельности он показал себя исключительно решительным человеком, чаще действующим, чем рассуждающим. Он строит планы, определяет цели и стремится к их наиболее эффективному осуществлению. Для него индивид всегда занимал второе место, а зачастую и вообще располагался на заднем плане. Лейтмотивом всей его жизни и деятельности было служение евангелизации. Личный риск в этом случае не принимался в расчет. Каждый, взявшийся за такое служение, должен был, по мнению Павла, подчиниться этой главенствующей идее в ущерб всем остальным. В Павле всегда жил герой, азартный борец, страстно жаждущий победы. Поэтому, чтобы разобраться в сущности конфликта, нет необходимости суживать его понимание до примитивной борьбы за власть. Здесь речь идет скорее всего о различных приоритетах двух глубоких и неординарных личностей. Они видят перед собой одну общую цель, но направляются к ней разными путями. Варнава отдает предпочтение личности. Павел определяет своей задачей лишь достижение цели, отметая за ненадобностью все остальное. Павел ставит во главу угла подвиг, Варна-ва — прощение и возможность реабилитации за совершенные прегрешения и оплошности. Таким образом, веря в юного Иоанна, Варнава тем самым невольно противостоит Павлу. Каких последствий следует ожидать? Они могут быть одновременно и позитивными, и негативными.

Отрицательным здесь можно считать то, что имя Варнавы больше не упоминается в Писании.

Во все времена, когда возникали какие-либо общественно-политические и религиозные движения, когда зарождались Церкви, всегда появлялись и свои варнавы. Впоследствии они всегда оставались где-то на обочине дороги, поскольку отдавали предпочтение личности в ущерб целям и общепринятой системе ценностей. Вспомните тех, кто боролся с рабством, защищал национальные меньшинства или противостоял наркотикам. Для них не имели никакого значения аргументы экономического и патриотического характера. Они защищали человека, забывая о собственном благе.

Выбор Варнавы имел также и положительную сторону. Поступив подобным образом, он стал для того молодого человека мостиком ко спасению. Варнава помог Иоанну осознать ошибку, выйти из тупика и найти дорогу к истине. Он прекрасно понимал, что ни в коем случае нельзя бросить юношу в этом состоянии, иначе Церковь неизбежно потеряет его. Ведь, как известно, поражение всегда вызывает неудовлетворенность, пониженную самооценку. Неудача порождает неудачу. Люди, которые чувствуют себя несчастными, зачастую долгое время пребывали в состоянии безысходности, не верили, что могут добиться каких-либо положительных сдвигов в своей жизни. Они ничего не предпринимали, чтобы мобилизовать собственные силы, пробудить заложенные в них задатки.

В этом полном сомнений и неуверенности юноше Варнава разглядел будущего преданного последователя Христа. Не нужно лишать его оставшихся крупиц веры и мужества. Надо предоставить ему еще одну возможность проявить себя. «Если вы относитесь к индивиду так, как он того заслуживает, он таким и останется, — писал Гете. — Если же вы начнете относиться к нему так, как он того еще не заслужил, он будет стремиться стать таковым».

Самая великая награда

Я вспоминаю по этому поводу Элен Келлер. Она была слепой, страдала глухотой и отличалась исключительной агрессивностью. Казалось, ничего нельзя было изменить. Молодая воспитательница Анна Селиван согласилась позаниматься с нею. Судьба Келлер с того дня круто изменилась. В последствии она сумела закончить один из самых престижных университетов, затем училась в Гарварде, а позже обрела мировую известность. Ее необычный успех стал возможен лишь благодаря самоотверженности Анны Селиван. Эта самоотверженность, а точнее говоря самопожертвование, не имела границ. В 1915 году в Сан-Франциско Анна получила медаль. В своей ответной благодарственной речи она сказала: «На протяжении многих лет я постоянно получала самую наилучшую награду, о которой только может мечтать воспитатель и учитель. Я видела становление своего ученика». Так, совершенно к тому не стремясь, но постоянно жертвуя собой ради того человека, которого ей доверили, Анна, по словам одного журналиста, «стала одной из самых замечательных воспитательниц нашего времени».







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.006 с.)