Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдется ли там десять праведников?

Поиск

Содом окончательно деградировал. Бог ощущал Свою моральную ответственность за происходящее и необходимость решительного вмешательства. Он обратился к Аврааму: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:20, 21). Этим заявлением Господь давал понять, что не имеет обыкновения выносить непродуманные решения. Маловерным же и сомневающимся Всевышний подавал тем самым знак Своей власти и могущества. Он мог бы сказать: «Прежде чем прийти к окончательному выводу, Я хочу уточнить все Сам». Я предпочитаю именно так, может быть несколько упрощенно, рассказывать о сложном и не всегда понятном. Поступая подобным образом, я стремлюсь добиться лучшего и более полного понимания, а это — самое важное. Нет нужды погружаться в софистические ухищрения и пытаться видеть в каждом самом незначительном слове какой-то скрытый сокровенный смысл.

У Авраама было доброе и отзывчивое сердце. Он всеми силами пытался защитить праведников, живших в Содоме. Патриарх молил об их пощаде, о сохранении всего города. Вначале Господь поставил такое условие: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие» (Быт. 18:26). Авраам знал о распущенных нравах горожан и потому боялся, что не найдется в Содоме столько праведных людей. Он несколько раз просил Бога уменьшить это число. «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» (Быт. 18:32). Итак, соглашение было достигнуто. Десять праведных людей — это так мало. Я уверен, что в небольшой деревеньке, где я вырос, было куда больше праведников, чем в том большом столичном городе. Господь имел в виду не совершенных, а именно праведных людей, тех, которые отстаивают справедливость и истину. Впадая в ошибку, они находят в себе силы признать ее и просить у Бoгa помощи и прощения. Господь согласился не наказывать город ради десяти таких людей, но и это число оказалось для Содома слишком большим.

 В средневековой Франции рыцари, владевшие северной частью страны, отправились как-то завоевывать для себя еще и южные земли. Настало печально известное время крестового похода против альбигойцев. По сути своей, это была чистой воды колониальная захватническая война, для маскировки имевшая религиозную окраску. Король Франции, а также папа и дворяне хотели этими походами добиться многого. В религиозном плане они намеревались подавить ересь катаров, а их политические замыслы ставили целью усиление королевской власти. Захват плодородных южных земель диктовался также и экономическими интересами.

Юг Франции отличался не только богатством, но и терпимостью. Здесь мирно уживались люди самых разных вероисповеданий. Факт сам по себе уникальный для средневековья. Завоеватели между тем ставили перед собой еще и идеологическую цель: во что бы то ни стало подавить еретическое движение альбигойцев и катаров. После долгой осады и ожесточенного сопротивления пал город Безье. Сотни объятых ужасом жителей нашли последнее пристанище в городском соборе. Бок о бок с католиками укрылись в нем и еретики. Солдаты прекратили преследование и остановились в ожидании дальнейших приказов. Они понимали, что могут случайно истребить и единоверцев-католиков. Что же делать? С этим вопросом офицеры обратились к своему прославленному военачальнику — знаменитому Симону де Монфору. Тот, явно затрудняясь ответом, переадресовал его папскому легату. Последний, не моргнув глазом, без малейшей ноты сомнения в голосе заявил: «Убивайте всех. Бог узнает Своих». Сам Господь никогда не поступал подобным образом, ибо Он не был кровожадным тираном. Однако в Содоме не нашлось и тех десяти праведников, о которых шла речь в соглашении между Господом и Авраамом. Что же теперь станет с городом?

Последняя попытка

Много лет спустя пророк Иезекииль, обличая жителей Иерусалима, так говорил о Содоме: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они и делали мерзости пред лицем Моим» (Иез. 16:49,50). Город, погрязший в разврате, раковая клетка, существование которой угрожало всему человечеству. Серьезное обвинение прозвучало в адрес содомлян, но Бог делает еще одну, последнюю попытку восстановить справедливость. Он отправляет в Содом Своих посланников. У городских ворот они увидели сидевшего человека. Это был Лот, последний из праведников развращенного города. Он поспешил навстречу пришельцам и оказал им гостеприимство. Лот не забыл старых добрых законов и традиций. Представьте себе: произойдет ли подобное в наши дни? Это просто немыслимо. Ведь сегодня даже двери церквей держат на замке.

Едва гости расположились на отдых в приветливом доме Лота, как их окружили горожане. Среди собравшихся были даже старики и дети. Автор

Книги Бытие следующим образом описывает произошедшее событие: «Весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19:4, 5). Кстати, на языке древних иудеев глагол «познать» означал также сексуальную связь. Этот факт очень показателен для атмосферы, царившей в Содоме.Его жители стали рабами похоти и насилия. Ситуация обрела явно" необратимый характер.

«Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места. Ибо мы истребим сие место» (Быт. 19:12, 13). Надо было спешить, не теряя понапрасну отпущенных часов и минут. Ангелы дали вполне ясное и понятное распоряжение Лоту и его близким. Ночь уже была на исходе, время, отпущенное на сборы, истекало. Будучи любящим отцом, Лот прежде всего стремился предупредить о надвигающейся опасности своих детей. Его дочери сызмальства привыкли относиться к Богу с любовью и почтением. Они были уже невестами,” когда приехали с отцом и поселились в этом городе. Вскоре они вышли замуж за местных юношей. Вполне возможно, последние были не так уж и плохи. Но сейчас, в этот критический момент, зятья медлили. Наверняка они думали, что нет смысла бежать от благополучия в неизвестность. Более того, «зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Лот вовсе не шутил. Тяжелые думы овладели им. Он вновь лег в постель, в сотый раз задавая себе вопрос: «Почему Содом должен сгореть?» Лот, живя бок о бок с насилием, несправедливостью, преступлениями и аморальностью, привык к ним до такой степени, что перестал их замечать. Кто может осудить его за это? Люди на самом деле быстро привыкают и к хорошему, и к дурному, тем более что границы между добром и злом весьма и весьма размыты. Мы сталкиваемся с голодом, войнами, болезнями... Вначале мы протестуем и обличаем зло, выказывая свое несогласие с таковым. На самом деле, это ужасно! Однако зло упорствует и постепенно внедряется в наше мироощущение, становясь его неотъемлемой частью. Можно ли ситуацию изменить? Нет! Значит, нам надо как-то уживаться с дурным соседством. Так, на протяжении всей истории мы охотно подписываем мирное соглашение с непримиримым врагом. В результате мы стыдливо отводим взгляд, когда притесняют евреев, когда жгут лагери палестинцев, ущемляют права свободных людей, убивают и насилуют. Мы привыкли к повседневному беззаконию. Что же делать? Когда праведник не обладает силой или волей, чтобы защитить справедливость, когда из-за навалившейся слабости и усталости он покидает поле, на котором идет бой за истину, тогда судьба мира оказывается предрешенной и наступает время расплаты.

Бегство ради спасения

Божьи посланники вынуждены были даже проявить настойчивость, чтобы спасти Лота. В конце концов они просто применили силу и вывели его за черту города. Один из ангелов сказал при этом Лоту: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт. 19:17). Заметьте, Лот не стоял перед выбором. Он уже не имел возможности позаботиться о других. Час пробил, и выбор был сделан. Лоту было также сказано, чтобы, покидая город, он не оглядывался. Такой совет или скорее даже приказ казался совершенно бессмысленным. Почему нельзя оглянуться? Что в этом дурного? Обернуться, посмотреть назад — значит подумать о прошлом, пожалеть об утраченном. Стоит Лоту остановиться, как он тут же начнет вспоминать все, что осталось там, за стенами обреченного города. И ситуация изменится, Лоту вовсе не захочется уходить, а наоборот, он двинется обратно. Надо пересилить себя и без сожаления оставить пораженную грехом местность, уйти прочь, поднявшись на спасительную гору. Необходимо порвать и не иметь более ничего общего с этим миром, лишенным будущего

Я видел жену Лота

В Израиле, как и большинству туристов, мне довелось лицезреть жену Лота. Она стояла в полном одиночестве у края пустыни на берегу Мертвого моря, что на юге страны. Было нестерпимо жарко. Данная местность лежит на 800 метров ниже уровня моря. По заверениям археологов, этот край в давние времена отличался плодородием. Здесь процветали многочисленные города, среди которых были Содом и Гоморра. Сегодня тут ничто не напоминает о прошлом богатстве, разве что изобилие соли, которой явно хватит, чтобы засолить всю рыбу, обитающую в Атлантическом океане. Обычно туристы здесь не задерживаются. Выходят на минуту из автобуса, чтобы щелкнуть раз-другой фотоаппаратом, и спешат обратно под защиту кондиционера. И вдруг экскурсовод объявляет: «Посмотрите направо. Это жена Лота». Слова звучат буднично и просто. Те, у кого мало фантазии, видят перед собой лишь изъеденную ветрами и временем одиноко стоящую скалу средних размеров. На самом деле она состоит из соли. Никто и никогда не пытался узнать, что же находится там под соляным слоем. Впрочем, в этом и нет необходимости...

Увы, досточтимая супруга Лота не смогла удержаться и все-таки бросила взгляд назад. Ей было невдомек, почему надо бросать дом, городской комфорт и спасаться бегством неизвестно от чего или кого на какую-то гору. Былые привязанности крепко удерживали женщину, она не утерпела и обернулась. В тот же миг она превратилась в камень, как это произошло с доисторическими обитателями Земли, чьи окаменелые остатки иной раз находят археологи. Время для них остановилось. Жена Лота также осталась в прошлом, пригвожденная к далекому вчера, потеряв все права на будущее.

Эта история пережила тысячелетия. Уже в далеком прошлом путешествовавшие по этим местам рассказывали друг другу о трагической кончине жены праведного Лота. Какой урок они из этого извлекали? Скорее всего они говорили о том, что будущее каждого человека зависит от выбранного им пути. Повествование в Книге Бытие заканчивается на трагической ноте. Лот спасся, но при этом потерял очень многое: родных, друзей, знакомых. все свои богатства. Успех не может быть долговечным, если строится на безнравственной основе. Содом наложил свой отпечаток на всю жизнь Лота.

Содом и мы

Не изображая из себя вестника печали, обвинителя или учителя нравственности, я тем не менее вынужден констатировать, что сегодня Содом стал повседневным явлением. Человечество неминуемо придет к катастрофе, если вовремя не спохватится и не вспомнит истинных законов жизни. Какое будущее может нас ожидать, если ежечасно попирается человеческое достоинство, нарушаются элементарные права людей, которые по сути своей являются творением Божьим, и повсюду правит бал беспредел эгоизма? Имеем ли мы основание признать возможным счастье на земле, если ничего не делаем для уничтожения зла?

Согласно заключению историков, Содом сгинул в результате некоего катаклизма, который по своей мощи был сродни ядерному взрыву. Я не могу утверждать, что наш мир уже находится на пороге подобного события, но людское безумие, вне всяких сомнений, ведет нас к такому печальному финалу. Лот, который все потерял, сохранив лишь жизнь, являет собой живой урок для всех нас. Он указывает на необходимость до конца оставаться бдительными и верными. Благодаря таким качествам библейский праведник сумел перенести случившиеся трагические события и найти силы продолжать жить. Любому праведному человеку нет нужды в чем-либо сомневаться. В противном случае праведники не могут называться таковыми. В ответственный и переломный момент к ним непременно явятся небесные посланники, предупредят о надвигающейся опасности и помогут спастись. До наступления же критического момента праведник излучает вокруг себя свет истины. Он будет светить тем ярче и притягательнее, чем более сумрачным и отталкивающим будет его окружение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.009 с.)