Основные формы взаимодействия железнодорожного и морского транспорта и сферы их эффективного применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы взаимодействия железнодорожного и морского транспорта и сферы их эффективного применения



 

Формы взаимодействия Участники взаимодействия Элементы взаимодействия Сферы эффективного применения
Операторы фрахта Отправитель, порт, судно Подвод судна к определенному сроку 1. Соответствие количества прибывающих вагонов выгрузочным возможностям порта 2. Равномерное прибытие вагонов и судов
Операторы смешанных перевозок Отправитель, ж.-д. перевозчик, российский порт, судно, иностранный порт, получатель Согласованный подвод судна к дате прибытия вагонов в порт Соответствие количества прибывающих вагонов выгрузочным возможностям порта
Информационно-координационные логистические центры Ж.-д. перевозчики, порт Согласованный подвод вагонов к дате прибытия судна Соответствие количества прибывающих вагонов выгрузочным возможностям порта
Управляющие транспортно-логистические центры Отправители, ж.-д. перевозчики, российские порты региона, суда, иностранные порты, получатели Взаимосогла-сованный подвод вагонов и судов При любых соотношениях объема заявок отправителей на погрузку в адрес портов региона и их выгрузочных возможностей

 

Это обеспечивается за счет того, что логистический центр, во-первых, организует согласованное прибытие вагонов и судов за счет наличия управляющих воздействий как на подвод вагонов, так и судов; во-вторых, имеет возможность исключить сгýщенный подвод вагонов в порт за счет взаимодействия со всеми железнодорожными перевозчиками, работающими в данном направлении.

Место управляющего транспортно-логистического центра в логистической цепочке представлено на рис. 7.8, б.

Таким образом, управляющий логистический центр имеет возможность:

– управлять грузопотоками, следующими в морские порты;

– увязывать технические возможности морских портов и железнодорожных перевозчиков;

– обеспечивать эффективную перевалку грузов в портах без длительного простоя вагонов на подходах к ним в ожидании выгрузки;

– представлять интересы всех видов транспорта и перевозчиков, участвующих в смешанной перевозке;

– учитывать интересы инвесторов портов;

– учитывать региональный аспект.

Основными требованиями, которым он должен удовлетворять, являются:

1) быть самостоятельным юридическим лицом, учредителями которого выступают хозяйствующие субъекты транспортного рынка, а именно:

– со стороны портов – основные морские порты региона;

– со стороны железной дороги – ОАО «РЖД».

Возможно включение наиболее крупных судоходных компаний, что обеспечит деятельности логистического центра большую стабильность в работе;

2) иметь статус генерального подрядчика на перевозку груза (получателя груза на российской территории). Морские порты выступают в роли субподрядчиков и работают с логистическим центром по договорам;

3) учитывать интересы инвесторов порта.

К функциям управляющего транспортно-логистического центра относятся:

1) непрерывный сбор утвержденных заявок на перевозку от грузоотправителей (через перевозчиков) и портов и разработка календарных графиков погрузки и подвода вагонов в порты с учетом равномерной загрузки станций погрузки и портов выгрузки в течение месяца. Рассмотрение возможности внеплановой погрузки и прикрепление ее к определенным портам региона;

2) контроль за полной загрузкой портов необходимыми грузами; исключение длительного простоя вагонов на припортовых станциях и подходах к ним в ожидании выгрузки за счет своевременного подвода вагонов к портам. Этот вид деятельности основывается на информации о подходе вагонопотоков и ситуации с вагонным парком на припортовых станциях с помощью программы «Грузовой экспресс», а также данных о наличии грузов в портах согласно АСУ портов;

3) фрахт судов, так как знание грузопотоков на стадии их зарождения позволяет эффективно увязывать погрузку отправителей с потребностью судов в портах и их своевременным подводом;

4) разработка предложений по развитию и специализации портов, а также по формированию транспортной инфраструктуры региона в целом;

5) оказание содействия отдельным грузоотправителям (продавцам) в поиске покупателей их груза. Имея информационный банк данных зарубежных покупателей можно значительно снизить или исключить простои вагонов в порту с непроданным грузом;

6) регулировка вагонопотоками между портами региона в размере судовых партий при возникновении или прогнозировании затруднений с перегрузкой грузов в отдельных портах для исключения простоя невыгруженных вагонов.

Практическая реализация взаимодействия железнодорожного и морского транспорта связана с необходимостью временного накопления и хранения грузов как в вагонах, так и в складах. Это обусловлено потребностью накопления груза до судовой партии, нахождения еще непроданного груза, целями таможенного контроля и досмотра, а также форс-мажорными обстоятельствами. В результате транспортно-логистический центр должен иметь инфраструктуру, снимающую большую часть проблем, вызванных простоем «брошенных» поездов, с магистрального железнодорожного транспорта.

Возможная структура управляющего транспортно-логистического центра представлена на рис. 7.9.

Рис. 7.9. Структура регионального управляющего транспортно-логистического центра

Центр управления осуществляет все вышеперечисленные функции управляющего транспортно-логистического центра.

Складской терминал предназначен:

1) для хранения груза на складе с целью таможенного контроля; реализации; организации запасов для формирования судовых партий; при поиске покупателей;

2) оказания содействия отдельным грузоотправителям (продавцам) в поиске покупателей их груза. Имея информационный банк данных зарубежных покупателей можно значительно снизить или исключить простои вагонов в порту с непроданным грузом.

Железнодорожные пути накопления и отстоя вагонов с грузом предназначены:

1) для накопления вагонов для судовой партии;

2) ожидания судна в случае форс-мажорных обстоятельств;

3) нахождения вагонов с еще непроданным грузом.

Взаимодействие транспортно-логистического центра с другими участниками перевозочного процесса представлено на рис. 7.10.

 

 


Рис. 7.10. Схема взаимодействия управляющего транспортно-логистического центра с участниками перевозочного процесса:           – подача заявок на погрузку (перевалку);             – согласование плановых заявок на погрузку (перевалку);              – утверждение плана погрузки (перевалки);             – заключение договоров на объемы работы

 

Таким образом, возможны различные варианты организации взаимодействия между железнодорожным и морским транспортом при перевозке груза в смешанном сообщении, которые определяются соотношением поступающего в порт вагонопотока и его выгрузочными возможностями.

Функционирование управляющих логистических центров не исключает применения других форм взаимодействия, но обеспечивает координацию отдельных операторов и в конечном итоге более слаженную деятельность всех элементов транспортного конвейера.

Основными элементами эффективности управляющих логистических центров являются следующие:

а) оптимальная загрузка погрузочно-разгрузочных мощностей портов;

б) сокращение простоя вагонов с грузами, ожидающими перегрузки на морские суда;

в) минимизация времени погрузки судов, в том числе за счет применения прямого варианта перегрузки;

г) сокращение количества посредников между грузоотправителем и железной дорогой, так как логистический центр берет на себя функции оператора перевозки, обеспечивая наиболее экономически выгодную технологию перевозки груза, включая его загрузку на судно;

д) возможность расширения сферы логистической деятельности в регионе за счет привлечения новых участников, а также представителей других видов транспорта;

е) учет регионального аспекта, что позволяет организовывать логистическую деятельность с учетом местных условий, а также разрабатывать перспективные направления развития портов и транспортной инфраструктуры региона в целом.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие мультимодальных и интермодальных перевозок.

2. Перечислите основные виды интермодальных перевозок.

3. Дайте понятие транспортного оператора (оператора смешанной перевозки). Каковы принципы его деятельности?

4. Дайте понятие перевозки грузов по коносаментам ФИАТА.

5. Дайте понятие международного транспортного коридора.

6. Какова классификация международных транспортных коридоров?

7. Дайте характеристику основных систем МТК по мировым зонам функционирования.

8. Назовите основные МТК, проходящие по территории Дальнего Востока РФ.

9. Кто является участником международного транспортного коридора «Север–Юг»?

10. В чем заключается значение МТК «Север–Юг» для России?

11. Каковы перспективы развития МТК «Север–Юг»?

12. Назовите основные конкурентные преимущества МТК «Восток–Запад».

13. Каковы пути дальнейшего увеличения перевозок по МТК «Восток–Запад»?

14. Каково значение Транскорейской магистрали для России?

15. Какие базисные условия гарантируют четкое взаимодействие железнодорожного и морского транспорта?

16. Дайте краткую характеристику форм организации перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении и назовите их особенности.

17. Перечислите факторы, способствующие организации перевозок в смешанном сообщении в транспортных узлах европейских стран с помощью экспедиторов.

18. Перечислите особенности взаимодействия железнодорожного и морского транспорта в России и дайте краткую характеристику узловым информационно-координационным логистическим центрам.

19. В чем заключаются отличительные особенности управляющих тран­спортно-логистических центров?

20. Какие функции выполняет управляющий транспортно-логистический центр?

21. Охарактеризуйте структуру транспортно-логистического центра.

22. Какие задачи возлагаются на центр управления?

23. Для каких целей предназначен терминальный комплекс?

24. Приведите схему взаимодействия управляющего транспортно-ло­гистического центра с участниками перевозочного процесса.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Дальнейшее развитие международных связей невозможно без основных знаний, связанных с организацией международных перевозок, развитой транспортной инфраструктуры, согласованных правовых норм по обеспечению перевозок внешнеторговых грузов. Именно поэтому в учебном пособии большое место отведено межправительственным соглашениям, регламентирующим международные перевозки, детально рассмотрены статьи СМГС по вопросам оформления перевозочных документов, приема груза к перевозке, провозных платежей, выдачи груза, ответственности железных дорог, проанализированы общие положения и отличия СМГС и CIM-COTIF.

Поскольку экспортно-импортные перевозки связаны с таможенным оформлением грузов и товаров, в работе дано понятие таможенного дела, приведены основные термины, используемые в таможенной деятельности, рассмотрены положения доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем, а также обязанности и ответственность таможенного перевозчика.

Организация работы с экспортно-импортными грузами на станциях отправления и назначения имеет большое значение, так как именно на них происходит взаимодействие представителя перевозчика, таможенных органов и клиента. В условиях ярко выраженной конкуренции между железнодорожными и автомобильными перевозчиками мероприятия по совершенствованию взаимодействия железнодорожного транспорта и таможни являются довольно актуальными.

Важную роль при организации пропуска поездов через государственную границу РФ играет четкое взаимодействие работников пограничной железнодорожной станции и представителей органов государственного контроля. Поэтому в пособии рассматривается сущность и последовательность выполнения пограничного, таможенного, санитарно-ка­ран­тин­но­го, иммиграционного, ветеринарного и фитосанитарного видов контроля.

Работа пограничной перегрузочной станции включает в себя значительный комплекс вопросов, связанных с взаимодействием с сопредельной пограничной станцией, оформлением характерных только для пограничных станций документов, переработкой вагонов двух видов колеи, выполнением большого объема погрузочно-выгрузочных операций. Требуется хорошее знание особенностей технологии, чтобы обеспечить минимальное время нахождения как российских, так и зарубежных вагонов на пограничной станции.

Поскольку большой объем внешнеторговых перевозок осуществляется с участием нескольких видов транспорта и все в большей степени по международным транспортным коридорам, в пособии представлено мнение авторов по этому вопросу.   


Приложение 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.046 с.)