Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под управлением транспортных операторов

Поиск

В нашей стране прямые смешанные международные перевозки ранее имели место на двух направлениях: СССР – НРБ и СССР – ГДР (перевозки железнодорожных вагонов на судах-паромах), с распадом СЭВ прекратившие свое существование. Ныне действующий Гражданский кодекс РФ [10] отменил устаревшие положения транспортного законодательства. В статье 788 ГК РФ указано, что смешанные перевозки должны производиться в соответствии с законом «О смешанных (комбинированных) перевозках». Подготовленный Министерством транспорта РФ проект этого закона должен стать основой реорганизации международных смешанных перевозок в стране и сблизить отечественное транспортное законодательство с нормами зарубежной практики.

В соответствии с Конвенцией о международных смешанных перевозках ООН 1980 г. грузы международного смешанного сообщения должны следовать под управлением операторов перевозок. Необходимо отметить, что эта Конвенция была парафирована и представителем СССР, но к настоящему времени еще не вступила в силу из-за недостаточного количества стран, ее ратифицировавших. Тем не менее ее положения все шире применяются в международной практике, особенно в странах ЕС. Законодательно статус операторов в России определит закон «О смешанных (комбинированных) перевозках».

Первым практическим шагом в этой области явилось введение в 2001 г. МПС статуса компании-оператора железнодорожных перевозок. В Минтрансе РФ рассматриваются, в свою очередь, предложения о статусе компаний-операторов морских перевозок. МПС России утвердило Временное положение о компании-операторе, обязанностью которой является эксплуатация арендованного и покупка нового вагонного парка и его использование для железнодорожных перевозок. Одними из первых свидетельства на право присвоения статуса компаний-операторов по­лучили дочерние фирмы ведущих металлургических комбинатов, таких как Северсталь, Магнитогорский металлургический комбинат.

Прогнозируется, что уже в ближайшем будущем до 50 % всех железнодорожных перевозок будет осуществляться под управлением компаний-операторов. Предприятия-собственники вагонного парка получили возможность покупать на внутреннем и внешнем рынке подвижной состав такого конструктивного типа, который больше соответствует перевозке их продукции и обеспечивает лучшую сохранность груза в пути.

Транспортный оператор (оператор смешанной перевозки) – новое для отечественной практики юридическое лицо – участник транспортного процесса со своими правами и обязанностями (не следует путать с экспедитором). В соответствии с мировой практикой выдаваемые национальными смешанными перевозчиками грузосопроводительные документы (сквозные коносаменты или международные накладные) должны быть определенной формы и защищены от подделки. Кроме того, операторы смешанной перевозки наделяются правом замены вида транспорта ради обеспечения срока доставки. Практически это означает введение единой формы сквозного коносамента для всех видов смешанного сообщения, важнейшими из которых являются: железнодорожно-морское, железнодорожно-ав­то­мо­бильное, автомобильно-морское, железнодорожно-речное. Представляется, что такой российский грузосопроводительный документ должен быть на двух языках – иностранном с подстрочным переводом на русский, однако по его форме имеются еще не устраненные разногласия.

Для транспорта оформление грузов документами прямой смешанной перевозки имеет то преимущество, что груз непрерывно следует по транспортной цепи без задержек в портах и пограничных станциях на операцию проплаты товара на традиционных условиях СIF (cost, insurance, freight – «стоимость, страховка, фрахт») и FOB (free on board – «свободно на борту») и пересекает границы по упрощенным, ускоренным таможенным процедурам. В зарубежной практике при отсутствии в порту перевалки представителя грузовладельца право и обязанность первичного таможенного оформления груза – его декларирования и оформления внутреннего таможенного транзита до пункта таможни назначения – лежит на операторе смешанных перевозок.

Для экспортера и производителя важно и экономически выгодно то, что значительная часть грузов при таких перевозках продается на условиях оплаты с момента отгрузки с предприятия. Кроме того, оформление экспорта товарной партии на постоянной и ближайшей к экспортеру таможне наиболее удобно. Поэтому как транспорт, так иэкспортеры крайне заинтересованы в скорейшем введении в России статуса оператора смешанных перевозок и наделении его правами и обязанностями первичного таможенного оформления. Это позволит разгрузить порты и перенести основную работу по оформлению на внутренние таможни России.

Выполнение международных перевозок по документам прямого смешанного сообщения позволит также расширить экспортные возможности отечественных предприятий, удаленных от морских портов, прежде всего регионов Сибири, Урала, Дальнего Востока, ибо их продукция, оформленная сквозными железнодорожно-морскими коносаментами, может быть продана (и оплачена в валюте) непосредственно с момента отгрузки железной дорогой с предприятия производителя.

Однако это все в перспективе, столь необходимой для полноправной работы в рамках ВТО, поскольку в настоящее время в России: законодательно отсутствует понятие оператора смешанных перевозок и не определен его правовой статус, права, обязанности, порядок лицензирования и прочее; в таможенном законода­тельстве оператору не предоставлены соответствующие дополнительные полномочия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.48 (0.01 с.)