Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
лиОО становится неустойчивым, что дает воэr..южиость двигателю↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
вращаться с номинальной частотой;
частота генерирующего контура зави ит от параметров сети, емкостноrо сопротивления конденсаторнои батареи и сопротивле.:. ния самого двигателя. Поэтому для 11редотвраще11ия самовозбужде ния необходимо либо выбрать соответствующую емкость продоль ной компенсации, т1бо включить последовательно нли Jiара.плель но емкости активное соnротнвленне. В завнсимосn1 от соотиошеиия соnраrивления хе и параметров двигателя могут возникать трн характерных режнма его работы, соответствующих кривым 3-5 на рис. 15.13. В первом режиме (кривая 3) (15.37) где Хµо - реаитивное сопротивление цепи намагничивания двига теля. При этом вся зова сам:опозбуждевия двигателя.лежит в л.иа пазоие частот вращения больше синхронной, а в пределах изменения частоты вращения от нуля до синхронной двигатеJJь практически не самовозбуждается. Во втором режиме (кривая 4) (15.38)
(\, \г-
о s Рис. 15.14. Завяснмость вращающего момента acинxpo11tioro двигателя от скоJiь ження при самовозбуждении (а) и разгоне (6)
случае одна часть зоны самовозбуждения двигателя находится в диапазоне частот вращения от иуля до сиихроииой, а другая выхо дит за пределы снихронной частоты вращения. Зависимость вращающего момента двигателя от скольжения име ет вид, показанный на рис. 15.14, а. Эффект са ювозбуждения эдесь 11рояDляется в уменьшении яасrоты вращения двигателя на 35- 40 % номинальной. В третьем режиме Хе< x,J(r.;r, + 1)2• (15.39) Пои этом условии самовозбуждение двигате.1я иачин>1ется от не больuюй частоты вращения, близкой к нулю, и зона самовозбужде ния находится в диапазоне частот вращения от нулевой до синх ронной.
Зависимость вращающего момента асинхронного двигателя от скольжения при разгоне показана иа рис. 15.14, 6. Если после nодключения к сети двигатель разгоняется настолько медленно" что процесс его саыовозбуждения успевает закончиться за время 11ро хожде1111 н зоны самовозбуждения, то двигатель •застревает» на по- ниженной частоте вращения н возиикаюr качания. - При малых значениях момента инерции двигателя и момевта соnротнвления механизма, а также прн большом питающем напря жении двигатель может разгоняться наСТQлько быстро, что само возбуждение не успевает развиться. В этом случае двигатель быстро проходит зону самовозбуждения и разгоняется до номинальной час тоты вращения. Этому режиму соответствует кривая 5 на рис. 15.13.
15.8. Примеры расчетов Пример 15.1. Олре.делить nредельный угол снятия иаброса нагрузки nри периодически меняющейся нагрузке от холостого хода до максимальной. rрвфик RотороА изображен на рис. 15.15. а. При t\i - О момент М ст0 = М0 -= о" мс,= м.. м Решение. Пределы-1ый угм Н, 2/rlmq,к -- снятия 11аброса нагрузки при 6 == = 180° соrля.сно qюрмуле (15.5) hоткп =--= 2М /М 1•
M°A'DAJJcmoii ZD Рис. 15.15. К примеру 15.1 С:1едооательно, при М1 = м о<!Х предельный угол боrк.'i = 2 рад, JЛИ боткл = 2 · 180/n = 144u (рис. 15.6). Если М1= 2М:а:х (рис. 15.15, 6). то yro.1 6oтt<JJ = 1 рад, 11ли 60Т!(!I = 1 " 180/1t = 57°. Пример 15.2. ПромыШJ1еН1юе nредnрия111е снабжается:ыектри•(ескОО. знер r11ей от э11ергет11ческой системы ло двум ЛЭП через трансфор!1.1аторы TI и Т2 (рис. 15.16, а).К каждой секщш шин, соединяемых между собой нормально раэомк- 11утым вкл1очателем QI, присоединены синхроиные двигатели привода турбо компрессоров ш:нт1алыюй мощностью 6 и 2 Х 3,5 МВт. Нагрузка остальных э.rектроприем.ииков однОО. секции равма 10 МВ. А nри cos ер= 0,8. Kparnocm моментов сооротиnпения mc 1)'рбоко!i.шрессоров, псинхронных моме11тов m8 и пусковых токов iп двигателеА в зависимости от скол ьжения s приведе2ны В· табл. 15.1..Маховые моменты турбокомпрессоров равны: О,5 и 0,356 т · м для двигетелеrt мощ11остью 3,5.МВт, 1 н 1,Зт. м для двиr телей мощностью 6.МВт. Мощность энергетической системы составляет 670 J\o\B. А. Схема замещения узла. иaгpyзitJ.t показана на рис. 16.16, б. 399'
O,f ';, "' 0,26.!... "' 524 4524 1 - Скольжен11е, до которnrо затормозятся вгреrаты при перерыве в з.ttetrrpoo.
систе н... и трансформ атора
х.тр = 0, 105 ·!ОО/ 0 = О,2б3;
реакт оре при хр = 4 % и базисном токе 9,2 кА 2,88 f,57 f.! Х.р! = x0J0Uo/(10010U""") = О.04 ·9,2 ·6/(0,6 • 6,3) = 0,58; с..1воен11оrо реактора 6М6т-t5118т3,5М6т о
Прuверить возмuжность группового самозапуска трех двигателей с турбо -компрессорами при отключении одной секции ш11и и автомат11ческом ее включе
двигателей х, = х,0_ 5 = 0,00 ·9,2 ·6/(1. 6,З) = О,524;
= 100 (6/6,3)2/(7,75 · 4,03) = 2,88, •ННИ через 4 с секuионным выключатм.ем. Правил ьно ли выбраны реа кторы, если ,11рн 11уске двигателя напряжение на шинах должно быть не нн е 85 % • а напря .же11ие 1ia заж11мах nускаемоrо двигателя - не выше 85 % 1iОМИнапьных зна -че11ий? Р е ш е и и е. Механические постоянные времени двиrатслеА с турбоком" 11рсссорами: Тл = 1: (GD2) 1 n (364Pшох 1) = (0,356 + 0,5) ·30002/(364. 3500) = 6,1 с; l=I т, = " (GD'),n (364P""") = (1+1,3) · 30002/(364. 600) = 9,5с, 2 2 i=I где 7,75 -кратность пусковоrо тока (из табл. 15.1); 4,03- ном1шальная мощность, /.\В. А; "·••' = 100 (б/6,3)'/(8,3 • 6,9) = 1,57, rne 8,3 - кратность пускового l'Ока (из табл. 15.1); 6,9 -номинальная мо11U-1ость, МВ· А.
= (Sof(S.,.. slп <р)) (U0JU,°'J' = (100/10 ·0,6) (6/6,3) = 15, rде sin tp = 0,6 при cos <р = 0,8. Проверка ВОЗМОЖllОСТИ пуска днигатсля МОIЦ110СТЫО з.5 МВт: солрсmвление двигателя с реактором rде GD2 - маховый момент. Таблица 15.1. параметры 8.nемеитов схемы
Э11емеит схемы
Скольжени s x...p.дti = x...pt +х...двt -= 0,58 +2,88 =3,46; зквивале1m-юе сопротивление двигателя с реакторо м н нагрузки х.эк\-=- х.р.д х.н 1/(х.р.дв +х.нt) = З,46 • 15/(З,46 + 15) = 2,8; налряжеиия на шинах подстаю1нн и на зажимах до11rате..1я ' 1 о.в 1 0.б 0,4 1 0.2 1 0.1 0.051 о U' = 1,05х." /(х, + х,.,а + х.тр) = 1,05 • 2,8/(0,15 +0,263 + 2,8) =
Тур6окомпрессор Синхронный двигатель мощ ttостью З,5 МВт Синхронный двю·атель мощ ttостыо 6 МВт
т, 0,05 0,08 0, 16 0,3 0,5 0,62 0,69 0,75 т. 2 2,35 2,35 2,26 1,98 1,6 1.2 1" 7,75 7,4 6.96 6,35 5,35 4,35 3,4 т. 2,27 2,24 2,2 2,4 1,88 1.С9 1,47 i" 8,3 7,7 7.05 6,47 5,7 5.2 4.73 1 0 = 0,91 >0,85;
юмеит двигателя лрц пуске таl =таи:= 2. 0,762 = 1,16.
Эквивалентныti мо\1ент солротнnле11ия трех самозапускаемых агрегатов з 3 =-= З,5 МВт при s = 1, что значительно бол ьше момента сооротивлею1я тур()о. m<.•к = L (Р .,.1К,,)1 L Р оомl = (О,75 ·2 ·3,5 + 0,75 ·6)/(2 ·3,5 + 6) О,75, l=I i-1 rде К 3 = О,75 -коэффициент загрузки до подач11 напряжения на секцию. Эквивалентная механическая постоянная време1-1и KO\llll: a вооможност11 пуска дв11rатепя ыощностыо 6 МВт: пl:!ра\1етры сдвоенного реактора, отнесенные к базисным значениям х...о.5 = = О,524; kсв = 0,606 - ••сЕ4фицие11т сояsи между Dстnями реактора; x •.v,5 (1 - т,,,. (f т1,Р.,,..,)1f Р.,,..,=
1 1= (х,.1 +0,84)/(х,А82 +0,84) = (15 + 0,84)/(1,57 +о,84) = 6,6; отношения токов в о(Sоих ПJ1ечах реактора при пуске двиrателя = (6,1 ·2 • i=I 3,5+9,5 . ·-· ·6)/(2 · 3,5+ б) = 7,7с. // 1,11, О, 152; -400 6 Е-З7б5 401
х.81 = х"0,6 (1 -kсв/2//1) = 0.524 (1- O.OOG ·0,152) = 0,48; х.82 = х.0•6 (l-kc1/1// = 0,524 (1-0,Wб • Н,6) = -1,57; результнру ющсе соnротивлен11е сд н.ного реактор при лус1<е двигателя Х•рf!з = (х.в1- х.ЕQ)(х.в2+х.н1)/((х.вl -x.ia) + (х.112+ х •••1)] =. = /0,48 + 1,57) (-1,57+ 15)/10,48+ 1,57 -1,57 + 15) = 1,78; напряже1ше на шинах при пуске двигателя и; 1,0Sx•.,.,flxoe +х.ре,- х.тр) = 1,05 ·1,78/(0,15 +0,223 + 1,78) = = 0,862 >0,85; напряжение на зажимах двигателя и••2 ""'--u;x••,2/(x.81 +х."2> = 0,86. 1,57/(0,48 + 1,57) = О,66<0,85; пусковой момент nри этом напряжении т11 = m8Иis2 = 2,27 • 0,662 = 0,99, 1·де т8 = 2,27 -краmость асинхронного момента двнгателfl \ИЗ табл. lб.1); Р до= = 6 МВт при s = l, что значительно больше МО!\.1ента соnротнвле11ня турбокома г.рессора; наnрflжею1е на зажимах электро11риемников, присоедн11е11нuх ко второй нет· ви реактора, и;.,,=u;x," 1/(•••, + х."> = о,в;. 15/(15- 1,57) = О,96. Лроверка ооэмож1юсrn выпадени11 двигателя мощностью 3,5 /\\Вт из СJ!Н хроннзма и вхожден11я в синхронизм: время, в течение котороru двнг.dтель не выпадает из синхронизма. tn,,;; 0,08 ут JI (mm" - О,6тс)/тс = V6,I (1,63-0,6 · 0,75)/0,75 = О,6с, !Жnива.тtентное соnретиn.'IС'НИе са\юзапускасмых дв11rt1телсi1: х:зк = 1/(п1/х•дв pl +п2/х•дв.р2) = 1/(2/4,08 + 1/2,52) = 1,13, rдt> ''• JI n2 - КОJ[Иt!ССТВО ЛВIJГателей МОЩНОСТ[,Ю 3,5 "6 j\·\Вт: соnротив..чсние и;: груз к11 второй секции w11н (наrрузка равна 25 МВ • А. а cos <r= о,4) х •.., = 56 (Uр/Uном>'/(Sн sin <р) = 100 (6/6,З)'/(25 ·0,434) = 8,3; экnиnалеитное соnроп1в;1ение самозапускае шх двнrатмеn nервоА секuш1 шнн 1t н11rрузки втораn секции х: = 1!(1.'х:, + lfx ••.) = 1/(1/1,13+ 1/8,3) = 1; нппряжсн ии на nшнах и зажимах лвигаrелеА U' - 1.os.: 1(x" +х: + х.тр) = 1,05/(0.15 + 1 + 0,263) = 0,74; и вl = и·х.дв1fх.дв.рl = 0,74. 3.5/4,08 = 0,635; U2 = И'х•да'2fх.дв.рZ = 0,74 • 2/2,524 == 0,585; J1Эбыточные момен·rы в начале са юэапуска
ЛО З'ТИМ Д.ЭННЫМ, а "rаКЖС f!J1.2ЛОГИЧНЫМ ДаННЫМ, ПОJtУЧСННЫМ ДЛЯ двигателя мощноС'rhЮ 6 /\\Вт при s = 0,2; 0,1; 0,05 иа рис. 15.17 nопросна зависимость ИЗ· бьn-о•mш-о момент'°' дnиrателя от скмь- т
р11суика с-'lедует, что иэбыточныfl мoмctrr до.11rателя при всех значениях О,25 скольжепия полож11телен. n09Т'()t,ly rруп- _ 1, 1, 1 повой сt1мозапусх к при = коэффициенте за- •О aos li,f 2 o,s о,4.s грузю1 дви ·ателей fflc = о.75 и при где m.Пlflx - максимальный электромагнитный момент; те = О,75 -кратнос1ъ моменте: со11ротиtiления турбокомпрессора (из табл. 15.1). Лр11 отс.уп.:твии ш1таю щсго напряжения в тс•1снис 4 с дню·атель выпадает из синхрош1змв. и при с:, мо запуске потребуется его ресинхронизация; среднее критиче.ское скольжение, с которым будет оrх. снсчtно вхожде11ие дви гателя в синхронш1!>1 после подачи напряжения возбужде1111я по.а. действием вход ного момента. sкр 0,06 ")1mmaxiD/T 1 = 0,06} 1,63 ·1,5/6,1 = 0,04, 1·де i8 - крнтность тока воэ6уждения при реси11хронизацш1. Проверка 1I0эможtюст'1 с.<1мозttnуска при групnооом выОЕrе трех ДВliгателеА с турбокомпрессорами до скольжения s = 0,04: соnр0тивлен11е дв11rателеn nри этом скОJ1ьжен ии '•доl = So (Up/V,....)'i(i.,s.,) = 100 (fi/6,3)2/(6,35. 4,03) = 3,5; •·••'= S,, (Up!U • l'f(i.,,S.,J = 100 (fi/6,3)2/(б,47 • 6,9) = 2; соnропщ_r ею1.е д1шrателсй с ре;, кторами x•д.•i.pl = х•двl +x"pl = 3,5 +0,58 = 4, Х•дв.р:' = х.л112 + х.Г'2 = 2 +0,524 = 2,524 (нагрузна второй ветви реактора при са юзаnуске двигателя мощtюстью 6 МВт отключается);
402 отсутствми питающегО напряжения в те- Рис. 15.17. К примеру 15.2 чеиие 4 с возможен. Длитель.ность са)iозапускн двигателя мощностыо 6 МВт на основании рнс. 15. 17 lnep = 9,5 (0,1/О,ЗВ+ 0,1/0,31+0,1/0,2 + 0,05/0,18) = IЗс. Пример 15.S. Предприятие nитается от сети 110 кВ через два трннсформ<: торв 110/6,3 кВ, соедиm1е:-.1ых межд)' собой нормально разомкнутым сскцишшым выклю•1ателем. При отключении одного из трансформ аторов электроприемиикн со отнетстеующей секции присоединяются аDТоматичсски ко второму трансформа тору. Лри этом длительность перерыва Б:электрос1-1а6жении равна 1 с. Сопротив ление сети, приведенное к мощносrи 100 МВ. А и напряжению 6,3 кВ. состав· ляет О,76. Определить остаточное напряжение при самоэаnуске синхронных и асинхронных двигателей, питающихся наnряжением 6000 И 380 В. ре w е ни е. Исходя нз длительности перерыва. в мектроснабженнi1, p.an· нofl 1 с, рвсс.ч111аем реактивные сопротивления всех элементов сети и снмоэалус каемых двнrвтелеА, сделав сле. ющие доn).цення: 1н1лряже11ие в системе и э. д. с. синхронных двигателей одинаковы, угол сдвн- rв м::=е т а:: 1::-::;ателеА неповрежденной секu11и шин_ свер - переходное. к11.к н в режи!е КЗ за сопративJiеиие'' мозапуснаемых дв1 11:пелеи nоско,'JЬКУ у синхронных двигателей резервируюr.цеи секцИИ должна бн 1 ь опере жающая форсираnка оозбуждения. Результирующее соnротивлениt> всех с.амозаnускаемых синхронных двига· телеf! оказалось равным 1,98, а асинхронных - 7,45. Эквивалентное сопротиале-
= 0,76 · 1,98/(0,76+ 1,98) = 0,55. Остаточ1юе напряжение на Ш(JНах 6 кВ при саNОза nуске ас1111хр0ttны-х двн- 1·ше.пеА, питающихся напряжением 380 В, и.ост = 7,45/(7.45+0.76) =0,93. Без учета влияния ас1111хро1111ых двигателей И.ост= 7,45/7,45 + 0,76 = 0,91,
Проверить, возможно v'IИ сш.юnозбуждение асинхронног о двигате.11я при уг попой скорости ro•дu = 0,97. Ре ш е н и е. Составляем ур.аn11ею1е rра11нцы сm.ювозбужд.енftя асинхрон ного двиrате.11я: [хс/{ы•дв -w)2-(x,.. +х:),'2] + [R"J ((O•дlЗ -ro)J2 = f(x" -x:)f2J2. Здесь w"дв -yrлoв fl скоресгь ротора, рнвная 0,2; ro -частота свободных ко леt5аний;
т. е. влияние синхронных nвнrвтелей на остяточпое наnряжение у ilcи:ixpo1111ыx i\вигателеf\ при самозапуснс 11еэначите..11ыю. Пример 15.4. Провер111ъ. при каком остаm•нюм нflnряжении може·1 6t.1ть осущестnлен самоэг11.усн технологичес1юН м;. шины с nостояuным моментом сопро
хроююrо двигателя с короткозпмкнутым ротором: m уск = 1,2; mrnв.x 2,2; Р е ш е и и е. Скольжение, до которого затормозится агрегат прн nepepыDe в электроснабжении. · s=mJncplT,=0,7 ·1,4/2 =0,5. Критическое сК0J1ьже1ше, до которого затормозится nвип1тель,
sиJ5нcм=mmox;-J/т1 1ax- 1 == 4,16; 'кр= 4,16. 0,05"" 0,21. х" = х•дв + х"тр + х"л = 1,9 +0,1+0,3 = 2,3: х: = х:дв + х.11-'1 + х.п = 0,6 +o.t + 0,3 = l. В коордшrатах R.!((J)•дв - ы), х./(ы•дв - ы)2 граница зоны самовоз t5уждt:!ШЯ представляет собой полуокружносн" радиусом, рапным (х. - х)/2 = = (2,З - l)i2 = 0,65, с центро 1 на оси ордн11ат 11а расстоянии от ннчма коор дннат, равном (х. + х:)/2 == (2,3 + 1)/2 = l,66. Эта зона иэображсна на рис_!5_19 (кривая/). Для определе111-1я возможности самовозt5уждения асинхроююrо двигателя наиесб1 на рис. 15.19 характеристику внешней сети, описываемую уравнениями х•с.вн = x.c/(ro•дn -ro)2 =О, 15/(rо•дв -сп)2; R."11 = r •л/(ы•дв -(1)) --= 0.1/(оо.дв -ы). Изменяя (w•дв -w) от О до 1, рассчи ·rшэаем:эту харак:rернстику (тi!бл. 15.2} и строим ее на рис. 15.19, 6 (криnая 2). ?W.:U12 i т с lf
lJ Пересечение характеристики внешнеti сети и границы зоны самовозt5уждения двиl"ателя возможно при rо"дв - ro = 0,377 (точка а; х"с = 1,06) и ro•дn -ro = = 0,263 (точка 6; "'•• = 2,17).
ТGблица 15.2. Результаты расчета характернс·rики внешнеА сети
АJJГ1ЩСНТ Фу11нц1111
411. о 0,0J' 0,2f ·44 4J' q& 0,8 13 Рис. 15.18. К примеру 15.4
tf ш"9 t.J Рис. 15.19. К примеру 15.5 Строим меха'н11•1ссную характеристику пр11водноrо двигателя (рис. 15.18). Скольже1111ю s = 0,5 оотпеrствует т = l,7. Чтобы при nосстановленни 11нтшо- щеrо наnряжеи11я электрО)tаnшпн. •i момент 6ыл выше момеита соnроп1n 11ен11я машины (fflc:;;э. 0,8 + 0,85). остаточное напряжение на ажимах двигателя долж но t5UJTL Uост = Ji0,85/1,7"" 0,7.
r •.n = O, l, х.с = О, 15; щ1раметры трансформ.:п ·ора: J(тv = 110/ll кВ, х•т • =
Чтобы решить вопрос о возможности самовозбуждении асинхронного двига 'l"е.'Jя, надо найти частоту свободных колебаний w. Эrо мож110 сделать, рассмо·грсл условия резонанса н схеме (см. рис. 15.19, а) 11рн представлении двигателя еп, астотиыми характеристиками. Условиям резонанса соответствует ураn11ение х.,f(о>•д• - ro)' = (х, +<u2T'X:)i(I + w'T'). Для точки ь ИМЕ-t:М
0,1, r.тр=О; параметры дnиrнтеля: s=0,5,x •.цo=l,9, x:д = 0,ti,T= 2,17 = (2,З +.,. ·200' · 1)/(1 +.о'· 2002); -= 200 рад. Напряже1ше на шинах «.:истемы U •с = l. Ьаэисными ведичишш1t nв· .l ЮТСЯ МОЩНОСТЬ sб = 121 fо.·\В • А и напряжение иб = 110 кВ. 2, 17 = 2, 17. 200 Ш' = 2,3 + 200"0>'; 1,17. 200'""' = 0,13; "'= ± 0,005 (0,13/1,17 = ± 0,00167.
405.
В точке а частота свободных колеб<1ний (1) = 0,072. Поскольку угловая ско· -рость двип1.те.11н ffi•дв = 0,97, действительное значение ffi•дв - ro в рассматри ·иаемых условиях 15ольше, чем разность частот (0,377 и 0,263). при которой воз· можио возникновение самовозбужлення асинхронного двигателя.
Еовтрольяые вопросы 1. Каковы основные причины возникновения резких из!\1енений режимов в узлах СЭС? 2. В чем особенность методики исследования переходного проuесса в узле нагрузки при резких измене11иях режима его ра15оты? -З. Как влияет резкое снижение напряжения в -rочке питания на vстойчи- вость синхронного двигателя? -4. Как протекает переходный процесс в сш1хрошю 1 двигателе при резком уведичении иагрузки н его валу? -5. Как определяется допустимое npe"w!я наброса нагрузки на синхролный двигатель? '6. В чем заключается расчет устойчивости синхронного двип1теля при набросах нагрузкн? 7. Каковы особенности расчета пускового режима синхронного и асинхрон ного nвигателей? 8. Что такое самозапуск:электродвигателей и с какой целью он предусмат" ривается? 9. Какие параметры необходимо определять для проверки самоэвпуска электродвигателей? 10. В чем эаключается расчет самозалуска синхронных н всннхроииых дви гателей? 11. Какие причины самовозбуждения асинхронных двигателей при компеи сации реактивной мсщности? 12. Каконы 1юс;1едствня самовозбуждения:9ЛеК'rродвигателей?
·темы рефератов 1. llJ1ю1ние толчкообразной нагрузки на режим рабо1ы СЭС. 2. Ныбор условий пуска синхронных и аси1-1хро1111ых двигателей. ;. Переходные процессы при самозапуске синхронных и асинхронных дви гателей в узлах нагрузки. =1. Методы расчета устойчивости узлов нагрузки при сильных воз"'1ущениях с помощью ЭВ/\\.
I'лава 16 ПОВЫШЕНИЕ УСТОИЧИВОСТИ СИСТЕМ 3ЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
16.1. Rлассификацил мероприятий по- повышению устойчивости систем электроснабжения
Для повышения устойчивости СЭС промышленных предприятий, транспорта, объектов городского хозяйсгва и предприятий агро· лрома предусматриваются экономически и технически обоснованные мероприятия. Различают мероприятия на стадии проектирования СЭС и вводимые дополнительно в процессе их эксплуатации.
Считая условно, что некоторые элементы системы являются ос новными (турбины, генераторы, трансформаторы, ЛЭП, синхрон ные компенсаторы, выключатели), а другие элементы -дополни тельными (переключательные пункты. установки компенсации индуктнвных сопротивлений электропередачи, активные и индуктив ные сопротивления в нейтрали трансс}юрматоров, нагрузочные со противления для торможения генераторов при сбросах нагрузки" устройства для ресинхрониэации генераторов и т. д.), мероприятия по повышению устойчивости СЭС и качества переходных процессов можно разделить на две группы: 1) основные мероприятия, предусматривающие изменение пара метров СЭС с помощью основных элементов; 2) дополнительные мероприятия, осуществляемые путем уста· JЮВКИ дополнительных устройств. По влиянию на показатели СЭС различают мероприятия, на правленные на изменение параметров режима, и мероприятия, направ ленные иа изменение параметров СЭС, а по влиянию на устойчивосп]<о СЭС -мероприятия. направленные на новышение статической устой чивости, и мероприятия по обеспечению динамической устойчивости. При рассмотрении всех мероприятий необходимо учитывать. возможности автоматического управления и регу 1ировапия, по эволяющие в ряде случаев с минимальными затратами добиваться· желательного повышення устойчивости и надежности электроснаб жения. Ниже описываются мероnриятия, которые получили наиба- лее широкое нрактическое применение. 16.2. Использование регуляторов электростанций Электростанции могут влиять на устойчивость СЭС своими сред··· сmами АРВ, автоматической частотной разгрузки и аварийной разгрузки турбин. Автоматическое регулирование возбуждения. Со снижением на- пряжения на шинах генератора при КЗ в СЭС вступает в действие Таким образом, под дейсmием АРВ изменение электромагнитной мощности при КЗ совершается не по характеристи ке //, а по кривой плавного перехода с характеристики 11 на характеристики / /', / /" н т. д. (кривая Ьс') в соответст· о•"---'---'----....L- вии с плавным увеличением э. д. с. воз- Оо dотм О буждения. Рис. 16.l. Вдиюшс дРВ rе- После отключения КЗ электромагнит- нератора на р.ниамическую пая мощность изменяется не по харак- устойчивость l..::1'....
7еристике 11 /, а no кривой de nутем плавного перехода с характе ристики 111 на характеристики 11 /', 11 /" и т. д. В дашюм случае роль АРБ сводится к уменьшению площади ускоревия F, и уве личению площади возьюжноrо торможения Fт. В настоящее время устройства АРБ интенснвво _ совершенству ются в направлении превращения их в многофункr.uюнальные сред .ства решения ряда важных задач, включая: rюддержанне необходимого уровня напряжения в заданной точ• 1<е СЭС; обеслечение высоких пределов статической и динами ческой устой· --ЧИООСТI СЭС; демпфироnание малых н больших коJiебаннй;
вается нормальная работа основной массы ответственных потреби- телей.. При подключении промышленных предприятий к системам спе циальной автоматики отключения нагрузки прнходнтся решать задачи, близкие к тем, которые должны быть решены для обеспе че1шя бесперебойности тех1юлогических процессов при перерывах рийных ситуациях. Аварийная разгрузка турбин гене раторов. Действие устройства аварий формнронание возбуждения в аnарийных режимах; ограничение перегрузки машины по токам ротора и статора с выдержкой времени, зависящей от перегрузки; поддержание постоянства тока возбуждения в режиме выбега ной разгрузки заключается в том, что спустя некоторое время после возник новения КЗ подается сигнал на закры тие задви жки аппарата впуска энер Рис. 16.2. Изменение площадей: ускорения и торможения при уменьшении мощности турбины генератора. Кроме того, с помощью устройств АРБ можно дистанционно из менять устан1<у, выполнять ручное управление возбуждением, изме нять статнзм регулирования, подгонять уставку папряжения при .автоматичесJ<ОЙ синХJЮНИэации и осуществлять доnолнителыю некоторые другие функции. Во вновь создаваемых СЭС 11ачинают применяться адаптивные реrулшоры возбуждения и регуляторы с переменной структурой. Для их создания все шире используются нолуnроводннки, интеграль .ные микросхемы и э.пемеmы цифrювоii вычиСJJительной техники. В 31·ом смысле устройства АРБ по своей конструкции приближа ются к аналоговым и цифровым ЭВМ. Автоматическаи разгрузка по частоте. При снижении частоты ·в СЭС уменьшается генерирование реактивной мощности источника ми и увеличивается потребление реактивной мощности нагрузкой. Это приводит к понижению напряжения в узлах нагрузки, а прн ·<Определенных условиях -к лавине частаrы и лав1-1не напряжения, nри которых происходит массовое отключение потребителе й и нару ·шение параллельной работы эо1ектростанций. Снижение частоты до опасных пределов практически может быть t1ред0твра ще110 путем ввода вращающегося резерва или автомати СJеского отключения некоторой части нагрузки. т. е. автома тической частотной разгрузкой. Роль ее особенно велика в СЭС небольшой и средней мощностей с малым: числом электростанций 11 сла(ю ра з nиты 1и эде1щ1ическими сетями. По мере укруш1е11ня СЭС относн 'ТеJIЬНая доля возможного аварийного веб.аланса мощности снижа -ется. гоносителя (воды или пара) в турбину. При этом механическая мощность турбины падает с Pom.x до Po m11> (рис. 16.2). Площадь ускорения F, уменьшается, а площадь возможного торможения F, увеличивается, что приводит к повышению запаса динамической устойчивости СЭС. После ликвидации аварии первичные двигатели автоматически или при участии персонала станции вновь набираюr прежнюю мощ ность.
16.3. Использование устройств релейной защиты и автоматики
Устройства релейной защиты и автоматики позволяют весьма эффе1<тнвно влиять на устойчивость путем изменения режимов СЭС. Уменьшение времени отключения 1(3. Сокращение времени от ключения КЗ приводит к уменьшению площади ускорения Fy и уве личению площади возможного торможения F т (рис. 16.3, а). По скольку ротор генератора прн КЗ ускоряется весьма интенсивно (рис. 16.3, 6), даже незначительное уменьшение времени отключе- 1шя КЗ Лt приводит к существенному уменьшению угла отключе ниi М. • ' В настоищее время особое внимание уделяется выбору и стро· гому технико-экономическому обоснованию слеuиальной автоматнк н отключения нагрузки. Эта автоматика позвол яет в различных ситу ациях повышать как устойчивость СЭС в цеJЮм, так и уС'IUйчивость нагрузки, предотвращая лавину напряжения или хаотические са
1 oo.-""' fq-m,-,-..,. m-к -2·t о tf моотключения электроприемников, в результате чеrо обеспечи-
-408 Рис. 16.З. К рассмотрению влияния продолжительности КЗ на устойчивость СЭС 27 &-87Ы 409
к1 вости. Время отключения КЗ складывается t5' из времени действия релейной защиты
боту СЭС не только после самоустраняющихся повреждений, но и nри ложном срабатывании средств релейной защиты, са•юпроиз вольном отключении выключателей ИJШ ошибочных действиях пер· сонала. Успешное АПВ увеличивает площадь возможного торможеню; F, (рис. 16.5), что способствует сохранению динамической устой чивости СЭС. t2 и времен}.{ срабатываниn выключателя: 1 tоткл = is + iв. D.7f ' Применя емые воздушн ые выключате· '.... ли имеют собствен11ое время срабатыва· 4 0 41 42 43 с ни 1,_ = 0,0670,08 с. Для работы ре- Рис. 16.4. Зависимость иоэф- еинои защиты требуетс я 1, = 0,02+ фициеtrrа запаса динами11е- -:- 0,04 с. Общее время отключения скоn устойчиво сти СЭС' от tоткл = 0,0870, 12 с. В перспективе воэ- лродолжите.r:ьности КЗ можно сокращение времени отключения На рис. 16.6 изображены схемы электропередачи в режимах, которые соответствуют различным угловым характеристикам мощ ности, показанным на рис. 16.5.
6
1(3 до 0,0S-{),08 с. & // Автоматическое повторное включение. Преобл адающая часть аварийных отключений ВЛ является следствием неустойчивых ло 8 вреждениii, которые самоустраняются после снятия напряжения пу· тем отключения линии. Обычно подобные нарушения нормального режима работы СЭС возникают при появлении дуги в результате грозовых перенапряжений, набросах на провода, перекрытии изо· ляции и оо другим причинам.
HanJlяжe.- 1Ь'сnешность Нмд АПВ ние ЛЭП. цеАствия 1 кВ АПВ. % Рис. 16.б. Схемы 9./lектроnередачи, соответствующие lfОрмальному (а). аварийно му (6), nослеаварндному (в) режнмвм и режиму работы после успешного АПВ (г) Номинальный режим, угловая характеристика мощности которо rо соответствует кривой /, характеризуется nара..етрами Р, = E0U/x1; х1 = х4 + х" + х,,/2. При аварийном режиме (кривая / /) Ри =E.UJxu: Xu = х4 + х,,, + x,J2 + (х4 +x,.)x.J(2xJ. В оослеаварийном режиме (кривая ///) Однокраniое 2-IO 53,5 Двукратное 2-IO 56,2 Однократное 110-330 75 Двукраn1ое 110-330 77-W Однократное 440-500 50
Рис. 16.5. Влияние дnв на динамическую устойчивость СЭС Рт= Е0U/хш; Xm = х4 +Хтр + Хл• В режиме, соответствующем успешному АПВ, кривая IV сов падает с кривой / и характеризуется параметрами P1v = E0Ulx1v; x1v = х1 = х4 + х.,, + хпf2. Опыт эксплуатации устройств АПВ показываеr, что повторное включение является одним из эффективных средств повышения Из опыта эксплуатации известно, что более 50 % всех КЗ пре· кращаются nncлe временного отключения электропередачи. После оовтор1юй подачи на11ряжения путем АПВ на ЛЭП, в которой про изошло неустойчивое повреждение, нормальный режим ее работы восстанавлив ается. В тех случаях, когда повторное nключ=ние ока· зывается неуспешным, ЛЭП вновь отключается. Успешность деl!· ствия устройств АПВ характеризуется статистическими данными, приведенными в табл. 16.1. Автоматическое nqвторное включение электропередачи позво ляет быстро ликвидировать аварию н восстановить нормальную pa-
4 IU устойчивости СЭС. Успешное действие устройств АПВ на одиноч ных 11итающих./1ЭJ1 11озволяет быстро ликвидировать перерывы в "'11ектроснабже1ши и предотвратить 11ол11ое наруше1ше электро снабжения,.а значит, и технологического ЛJ:ЮЦесс.а на лроиэоодстве. Эффективность применения АПВ также высока на ЛЭП с дву· сторонним питанием, в особенности на мощных межсистемных свя· sях, отключение которых монrет привести к серьезной ава рии в СЭС. Поэтому согласно Правилам устройства электроустановок приме11е11ие АПВ является обязательным для ЛЭП всех напряже ний выше 1 кВ. 21• 411
Необходимо отметить, что саьюустраняющиеся повреждения, помимо ЛЭП, часто происход"т на сборных шииах электростанций и подстанций, на трансформаторах и электрических аппаратах. В связи с этим широкое распространение оолучнли также устройства АПВ шин трансформаторов, успешность действия которых составля ет 60-75 %. Реrулнрованне напряжения в узловых точках СЭС. В сложных разветвленных сетях СЭС имеется большuе кодичество узлов элек
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.017 с.) |