![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Щ,ихся .шее турбины и генератора, причем
Т.1 = GD°i:11.,n..,.,/(91 · 4Р,...),., GD 1iY(364P00 ). (11.2) Здесь G - масса подвижных элементов; D - суммарный диа метр подвижных масс; n0 и nном - синхронная и номинальная ча
Маховый момеит. Выражение (11.1)называют уршJНеiш ем электромеханиче ских nереходlШХ 11роцеаюв. Если потерями мощности в агрегате и по терями в демпферных контурах пренебречь, то это уравнение при Мет вид
Форма записи уравнения (11.3) зависит от того, в каких еди ницах выражаются входящие в него велнчниы (табл. 11.1). При Р, - Р,, <О имеет место тормозящий момент, а пр11 Р, -Рм >О - ускоряющий момент. Торможения или ускорения роторов генераторов являются СJ1едствием набросов и сбросов на грузки. Возникающий при этом небаланс МОЩНОСПI поI<рывается Зи счет энерmи вращающ11хся масс. На устойчивость нагрузки существенное влияние оказывает Изменение частоты 1З ра1цения. Потребляемая электродвиr ате..1ямн
'
1"""'' 1 :J f"м f о l,ш1 f Рис. 11.1. Зависимость реактив. Рис.11.2. Статичесl\ис Ст частоты энергетической системы
активная (тормозная) мощность при номинальных значениях сколь жения, коэффициента загрузки н без учета псrrерь зависит от ча стоты:
или Р,-Р,., =Т.1 (d'l\fdt2),
Р, -Р., = TJ(dU>ldl) =; Т,а., (11.3)
(11.4)
Физически это означает, что лри отклонениях частоты вращения двигателей с измененной угловой скоростью (U> = vаг) нужно изменять а1<7ивную мощность. где "'-угловая скорость; а -углоnое ускорение вращающихся масс_
Ве.nн•шны
Vравнею!I! Угол ll Зависимость реактивной мощности двигателей аг частоты вра Щения определяется выражением Q.'Q2 = (f.tf2)". " = 1 -7- 2. (11.6) С повышением частоты намагничивающая мощ11ость Qnaм падает, так как уменьшается 11асыщение, а мощ11ость рассеяния Q ac увеличивается (рис. 11.1). Для энергетической системы в целом зависимость аитивной Р и реактивной Q мощностей от частоты вращения генераторов Рт-Р 3л = TJ (d26ldt2) Рт-Рзл = TJ (1)1) (d26.'d Р"-Р = TJw0P0 (d'Mdt"') Р"-Р,,= Т1Р 0 (d'{;ldt')/w0 Р"-Р,., = Т.1Р 0 (d'б/dt')/(360f 0) рад рад рад ОТП. ед. рад рад отн. ед. рад рад с кВт рад с кВт вл. градс кВт выражается посредством статических характеристик (рис . 11.2). Мощность, развиваемая турбиной, зависит от массы пропуска Емого через нее пара или воды в единицу времени и может нз меняться с помощью первичных регуляторов, которые обладают статической или астатической характеристикой (рис. 11.3). Рт -Рэл = ТJ (d'б/d/2)/(360f 0)
Зл. град с отн. ед. рад с отн. ед. Статизм регулятора характеризуется коэффициентом статизма Р , -Р" = Т1О>о (d'{;fdt')iP0
ра.ц рад кВт-с orn. ед. рад оти. ед. Кст = Лf/ЛР = Л11/ЛР = tga. (11.7) Первичные регуляторы частоты вращения 11меI01 естественную
Из определения устойчивости следует, что ус.аовием сохра 'fiення устойчиВОС7И сис-rемы (критерием устойчивости) является охпношенне Из схем замещения рассматривае юй электропередачи (рис. 11.7, б. в) следует, что результирующее со11ротивление х.,,,, = х. +Хгр1 + х,,/2 +Хтр . (11- 13) ЛW/ЛП>ЛW,/ЛП, или в дифj>еренциальной форме d(W,-W)idП<O. (11.10)
(11.11) !Зектор<Jая диагра'1ма для нормального режима работы этой !'1ектропередач> показана иа рис. 11.8, откуда видно, что Ьс = Е. Х Х sin б, или Ьс = /Хлреэ cos (fJ = lirX'dpeэ· При этом
Величину W, - W = Л W, называюг избыто«ной энергией. Эrа энергия положит ельна, ес 1и дололнительная генерируемая энергия, nоявившаnсл при возмущении, возрастает интенсивнее, чем нагрузка <системы с учетом потерь в ней. При этом условии 1 ритер шi устоНчивости запишется D онде d(ЛW>J.1dП<O. (11.12) -т. е. режим устойчив, если производная от избыточной энергии ло определяющему параметру П отрицательна. Для обеспечения статичес1шй устойчиюсти системы сущест zеиное значение имеет запас с·1·атическшi усrойчивостн. который Eq sin fJ = 111Хdрез
Рис. IJ.7. Схема электропередачи (а) и схе!\.1Ы ее замещения (6, в) (11-14) ()Пределяет допустимые пределы ухудшения режима до наруше .ння стаmчесиой устойчнвосm. Запас статической устойчивости •может характеризоваться углами сдвига роторов генераторов и .11аnрлжениями в узловых точках системы.
чивости в нослеаварийном режиме, который уменьшается по сравне Умножив обе чac-rn рацнства (11.14) на Uclx.,..., по.пучим акп1вную мощность, лер аваемую приемной системе: Р = E•Ucsin6!x.,.." (11. 15). где EQ = V(Uс + f pXdpeo) +(/,Xdp") , Большое значение имеет наличие запаса статическое устой
нию с запасом статической устойчивости в нормальном режиме, причем в последнем запас устойчивости по увеличению мощности элеl(трической передачи должен составлять 15-20 %, а в после ; варийном режиме - 5-Ю %, но эти з11ачения строго не лимити руются: Чrобы проверить статическую устойчивость системы, необхо димо составить дифференциальные уравнения малых колебаний .д.1я всех ее элементов и регулирующих устройств, а затем исследо вать корни характеристического уравнения на устойчивость. По rСl<Ольиу строгое решение такой задачи очень сложно. в инженерных: ;расчетах применяются приближенные методы исследования устой чивости, которые основываются на исnодьзовании праr<Тических "ри-rериев устойчивости. • Рассмотрим простейшую схему элеюрическои передачи, в ко торой генератор работает через трансформатор и линию на шин : неизменного напряжения, т. е. на шины системы, мощность 1<оторои 11астолько велика по сравнению с мощностью рассматрш а мoll элек трической передачи, что напряжение иа ее шинах можно считать неизменным по амплитуде и фазе при тобых режимах (рис. 11.7, а). При исследовании характера переходного процесса удобно пользоваться углооой харак-rеристикой Р ""' f (6), где Р -электро магнитная мощность генератора; 6 - угол сдвига rю фазе между синхронной э. д. с. генератора Е. и напряжением на шинах прием ной системы Uс· 2 2 или Е0 = V<Ис + Qx."",JU.)' + (PXdpe>!Uc)2•
системы Ис изменение переда- о ..,-,;=----'--_. _,,.=::.., ваемой мощности Р зависнт лишь от изменения угла б. Рис. 1J.8. Векторная диаrра tмв для иор- Мощность. отдаваемую ге- мвльноrо режима раfuты электропередачи нератором в сеть, можно изме- нить также воздейств11ем на регулирующие клапаны турбины. В ис ходном режиме МОIЦИОСТЬ rурб1шы урщшовешиnается мощностью rе нера тора, раоотающеrо с неизменной частотой вращения. По мере от1<рытия регулирующих КJ а11апов (или направляющего аппарвта у гидротурбин) мощность турбины нnэрастает, в результате чего равновесие вращающего и тормозящего моментов турGины и гене ратора нарушается. что вызывает ускорение вращения генератора. При ускорении генератора вектор э. 11. с. f:; перемещается от поен :-е.пыю вращающегося неизменйой скоростью вектора напря жения приемной системы Ос. Связанное с этим увеличение угла 6 приводит к соответствующему повышевl'но мощности генератора по синусо111альному закону J1IJ тех лор, пока она вновь не уравнове- 18 8-З75Ь 273
сит возросшую мощность турбины. Поскольку зависимость Р = = f (6) носит сннусоидапьный характер, с увеличением угла 6 мощ ность Р сначала оозрастает. а затем, достигнув маисимальноrо значения, начинает падать. При эада ш-1ых значениях э. д. с. гепер а1·ора Ец и напрн ження приемника И, существует определенный ма ,симум передаваемой
режим в точке а. Слеювательно, данный режим системы является усrойчивым. К этому же выводу можно прийти и при отрицатель ном пр11ращени11 угла Лб в точке а. В точке Ь на рис. 11.9 1юложительное приращение угла ЛЬ сопровождается отрицательным изменением мощности генератора ЛР. Уменьшение мощности генер атора вызывает появление ускоря о ;I;а; :Ы 3 в: e:; ::<lJ:Ы; i: MOЩflOCmU. С 6 ющего момента, под влиянием иоторого угол б не уменьшается, а
увеличением угла мощность генер атора продолжа· Р"" = E.VJx"'* '· (11.16) Графическая зависи 1ость активной мощности Р от угла 6 nо ка ана на рис. 11.9. В установивше'1сЯ режнме мощность турбины Р0 равна мощ ности генератора Р, т. е. между неизменной мощностью первично го двигателя н мощностью генератора существует равнов есие. Пр и этом каждому значению мощности турбины Р0 соответствует д.Ве точки равновесия на угловой характеристике мощности генера тора (см. рис. 11.9) и, следовате.nьно, два значения угла (6u н 6.).
движен ия ротора геператора при небольшом отклонении от точек рапновесия (рис. 11.10).
ет падать, что обусловливает даJ1ы1ейшее увеличение угла 6 и т. д. Процесс протекает прогрессивно и генератор выпадает из синхро· низма, т. е. режим работы в точке Ь статически неустойчив. Таким образом, состояние генератора, сооwетствующее точке а 11 любой другой точке на возрастающей части с11нусо11дальной ха рактеристики мощности, статически устойчиво. а состояние ге нератора, соответствующее всем точкам спадающей части харак теристики, статически неустой•1иво. Отсюда вытекает следующий критерий статической устойчивости системы: ЛР!Лб>О, ИJIH dP/df>>O. (11.17) Из (11.17) следует, что статическая устойчивость системы обес печивается, если приращения угла 6 и мощности генератора Р имеют один и тот же знак. Производную dP/dб = Sв 11ринято называть синхронизирующей .11 ющностью. Эта мощность хара1<теризует реакцию генератора на увеличение угла сдвига paropa. Положительный знак ее является критерием статической устойчивосrи. Есnн АРВ отсутствует, то сннхрониз11рующая •ющность опредедяется выражением SE=(dP:dl>)E_ c.,. • = E.Vccos6/ xd,.." (11.18) При 6 < 90" синхронизирующая мощность rюJюжител ы а " обеспечиваются устойчивые стационарные режимы раба 1ъ1 системы
харi!ктер и стнка и ХВJJактеристика синхро низирующей ,..ющности генера тора Рис. 11.1О. Изменение положе· ния J'ОТора генс1Jатор.а nри ма лом возмущении (см. рис. 11.9). Количестнеи110 статическая устойчивость харак теризуется коэффициентом запаса К, = (Р"., -Р0)/Р0, где Рта х А Р0 - ма1<:сю.1альная и IЮ!\.ШНа.лLная мошности системы.
ствует nоложителрное приращение мощности. В результате увеличения мощности генератора при неизмен н ой мощности турбины равновесие вращающего и тормозя щего моментов турбины и генератора нарушает ся, и на валу машины ноэ- 11икает тормозящиii момент. Под его м11я1шем ротор генератора начинает замедляться. что обусловливает 11еремещение связа11но го с ротором вектора э. д. с. генератора -а сторону уменьше1111я угла б. С уыеиьш еш1ем угла 6 вновь восстанамивается исходный
11.3. Динамическая уеrойчивость
Электроэнергетичесю1н система динам1-1ч.t:ски устойчива, если лри каком-либо сильном возмущении сохраняется синхронная ра бота всех ее элементов. При исследовании устойчи вости необходимо определить. как поведет себи система в э1<стремальиых условиях и какие меры следует nрш1я1 ь, чтобы избежать и желательных nо следствий . Для выясне1-1ия nр11нциnиальных nо..'lожениН дннамвческой устойчнвост"1 рассмuгрнм явления, проходящие при внсза 1шом от ключении одной из двух параллельных цепей ЛЭП (рис. 11.11, а).
18' 275
Схемы замещения электропередачи в нормальном режиме при работе с двумя включенными цепями и в режиме с одной отключен ной цепью показаны на рис. 11.11, 6 и в соответственно . Резуль111- рующее сопротивление в нормальном режиме определяется выраже нием
х .,..1 х + Х..,,1 + х,/2 + Хтр2, а после откJ11011ения одной из цепей - выражением (11.19) $,
ll t Х рез2 = Х + Хтрl + Х л + Хтр2· (11.20) Рнс. 11.13. Устоi\чнвыА (а) н неустойчив ыА (6) режимы рвбслы системы Так как Xdpe.;i.2 > Хdрез1. то справедливо соотношение Prnвx2 = E'Ucfx pcз9 <Pmзxl = E'VclX dpcsl·
(11.21)
Из (11 .21) следует, что при неизменных Е', и. и изменении х;rез максимальное значение передаваемой ъющности меняется. При внезапном отключении одной из цепей ЛЭП ротор не успе nает нз-за инерции мгuовенно изменить угол б. Поэтому режим бу- дет характеризоваться ТО'IКОЙ Ь на дру
jJ_xк
i' Х и Uc р гой угловой характеристике генерато· а tf
LJ.-.\-...L.-'--.J..-...._..-5 личиваются. С увеличением угла мощ ность генератора возрастает по характе Рнс. 11.15. Схещ1 зн:.11щсю1я электропередачи для аиарнйно го режима (а) н ее nреобразов шш1 (6, в) "
Рассмотрим переходный процесс nри 1(3 одной из цепей ЛЭП с последующим ее отключением (рис. 11.14, а). Схемы замещения электропередачи для нормального и послеаварийного режимов по казаны соответственно на рис. 11.14, 6 и в. Угловая характеристика мощности ге;<ератора для нормального
откл1оченни одной ристике 2. В процессе ускорения ротор генера тора по инерции проходит точ1<у с, после которой его вращающий момент стано режима определяется выражением P1 =E'U,sin6/X 1, (11.22) где
вится оnережающю1-1. Ротор начинает затормажив аться и, начиная с точки d, ef'(J угловая с1шросrь уменьшаетсs1 . При этом возника- 1от затухающие колебания вокруг нового устанониошеrося режима, сооrветствующего точке с. Если угловая скорость ротора возрастает до значения, соответствующего точке е или другим точна м на нис ходящей части характер11с111ки Р = f (б), то генератор выпадает Х1 = х ,,.,,, = х + Хтрl + х,12 + ""•" а для лослеава риiiиоrо режима -выраженнем Pm = E'U,sinЬ!Xm , где Хш = Х роз2 = Х + Хт,1 + Х, + Хтр>.
(11.23) 113 синхронизма. Следовател ьно, ofi устойчивости системы можно судить по изме нению угла 6 во времени. Изменение 1>, nоказанн ое на рис. 11.13, а, соответствует устойчивой работе системы При изменении б по кри вой, изображенной на рис. 11.13, 6, система неустойчива. 27Р Схему замещения элект ропередачи д.пя аварийного режима можно получить, если в точку К3 включить шунтирующее сопро тивление х. (рис. 11.15, а), значение которого зависит от вида К3: х. = О при трехфазном 1(3; х. = Х, при двухфазном КЗ; Х. = - Ха +Хо при однофазном КЗ и Х. = Х 2Х 0/(Х, + Хо) при двух- 211
фазном КЗ на землю, где Х 0 и Х2 -суммарные сопротивления схемнулевой и обратноn последовательностей относительно точки КЗ. Схему замещения, показанную на рис. 11.16, а, можно последо вательно преобразовать из звезды (рис . 11.15, б) в треугольник (рис. 11.15, в), в котором х" =Х а + х" + X 0X.IX 0; }
Если при каrюм-либо значении угла боткл = бd поврежденная цель отключится, то в этот lУЮмент- nронзойдет нзм нение мощностигенератора из точки с характеристики Ри (б) в точку d характеристи· ки Pm (б). Мощность же первичного двигателя генератора во время переходного процесса, ввиду инерr.uюнности системы регулиров а ния частоты враще1шя турбины, останется неизменной нравной Р 0. Пос11е отключения КЗ электромагнитная мощность генератора Хи = Хь-/- Х. + ХьХ.!Хи; XEu = х.+ х. + ХаХьiХк· (11.24) будет больше механической мощности турбины и на его валу nоявнт си тормозящий момент. Несмотря на это, ротор генератора еще некоторое время продолжает движение в сторону увеличения уг11а , Сопротивления ХЕ и Хи 1 подключенные нелосредствеиио к э. д. с. Е и к напряжению U0, на активную мощность генератора в вварий-11ом режиме суruестве1шо не влияют 11 могут не учитываться. При этом вся активная мощность генератора передается через сопротив ление ХЕи =_Х11, связывающее э. д. с. ге"ератора Е' с напрнже нием приемном системы U0, а угловая характеристика мощности ге- 11ератора определнется выражен11ем Ри = E'U 0 sinб/X11 . (11.25)
амплитуды угловой характеристики мощ ности. Наиболее тяжелый аварийный режим будет при трехфазном КЗ в нача ле ЛЭП, когда сопротнw1ение XEu беско нечно велико, а амплитуда угловой ха рактеристики мощности равна нулю . Самый легкий авариnный режим соот ветствует однофазному КЗ, при котором б, лака не израсходуется запасенная им на пути от 60 доб.,,... кине тическая энергия. В этот период генератор покрывает избыток от· даваемой им элеитромаг111·1пюй мощвости за счет кинетической энер |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.102.4 (0.031 с.) |