Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Щ,ихся .шее турбины и генератора, причемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Т.1 = GD°i:11.,n..,.,/(91 · 4Р,...),., GD 1iY(364P00). (11.2) Здесь G - масса подвижных элементов; D - суммарный диа метр подвижных масс; n0 и nном - синхронная и номинальная ча
Маховый момеит. Выражение (11.1) называют уршJНеiш ем электромеханиче ских nереходlШХ 11роцеаюв. Если потерями мощности в агрегате и по терями в демпферных контурах пренебречь, то это уравнение при Мет вид
Форма записи уравнения (11.3) зависит от того, в каких еди ницах выражаются входящие в него велнчниы (табл. 11.1). При Р, - Р,, <О имеет место тормозящий момент, а пр11 Р, - Рм >О - ускоряющий момент. Торможения или ускорения роторов генераторов являются СJ1едствием набросов и сбросов на грузки. Возникающий при этом небаланс МОЩНОСПI поI<рывается Зи счет энерmи вращающ11хся масс. На устойчивость нагрузки существенное влияние оказывает Изменение частоты 1З ра1цения. Потребляемая электродвиr ате..1ямн Q P,Q
'
1 """'' 1 :J f"м f о l,ш1 f Рис. 11.1. Зависимость реактив. Рис. 11.2. Статичесl\ис Ст частоты энергетической системы
активная (тормозная) мощность при номинальных значениях сколь жения, коэффициента загрузки н без учета псrrерь зависит от ча стоты:
или Р,-Р,., =Т.1 (d'l\fdt2),
Р, -Р., = TJ(dU>ldl) =; Т,а., (11.3)
(11.4)
Физически это означает, что лри отклонениях частоты враще ния двигателей с измененной угловой скоростью (U> = vаг) нужно изменять а1<7ивную мощность. где "'-угловая скорость; а -углоnое ускорение вращающихся масс_ Таблица /1_/. Выражение вели•1ин, входящих а уравнение (11.1) Ве.nн•шны
Vравнею!I! Угол ll Зависимость реактивной мощности двигателей аг частоты вра Щения определяется выражением Q.'Q2 = (f.tf2)". " = 1 -7- 2. (11.6) С повышением частоты намагничивающая мощ11ость Qnaм падает, так как уменьшается 11асыщение, а мощ11ость рассеяния Q ac уве личивается (рис. 11.1). Для энергетической системы в целом зависимость аитивной Р и реактивной Q мощностей от частоты вращения генераторов Рт-Р 3л = TJ (d26ldt2) Рт-Рзл = TJ (1)1) (d26.'d Р"-Р = TJw0P0 (d'Mdt"') Р"-Р,,= Т1Р 0 (d'{;ldt')/w0 Р"-Р,., = Т.1Р 0 (d'б/dt')/(360f 0) рад рад рад ОТП. ед. рад рад отн. ед. рад рад с кВт рад с кВт вл. град с кВт выражается посредством статических характеристик (рис. 11. 2). Мощность, развиваемая турбиной, зависит от массы пропуска Емого через нее пара или воды в единицу времени и может нз меняться с помощью первичных регуляторов, которые обладают статической или астатической характеристикой (рис. 11.3). Рт - Р эл = ТJ (d'б/d/2)/(360f 0) Зл. град с отн. ед. рад с отн. ед. Статизм регулятора характеризуется коэффициентом статизма Р, -Р" = Т1О>о (d'{;fdt')iP0 (P,-1'"J <»о= Т1 (d'бldt') ра.ц рад кВт-с orn. ед. рад оти. ед. Кст = Лf/ЛР = Л11/ЛР = tga. (11.7) Первичные регуляторы частоты вращения 11меI01 естественную
Из определения устойчивости следует, что ус.аовием сохра 'fiення устойчиВОС7И сис-rемы (критерием устойчивости) является охпношенне Из схем замещения рассматривае юй электропередачи (рис. 11.7, б. в) следует, что результирующее со11ротивление х.,,,, = х. +Хгр1 + х,,/2 + Хтр. (11- 13) ЛW/ЛП>ЛW,/ЛП, или в дифj>еренциальной форме d(W,-W)idП<O. (11.10)
(11.11) !Зектор<Jая диагра'1ма для нормального режима работы этой !'1ектропередач> показана иа рис. 11.8, откуда видно, что Ьс = Е. Х Х sin б, или Ьс = /Хлреэ cos (fJ = l irX'dpeэ· При этом
Величину W, - W = Л W, называюг избыто«ной энергией. Эrа энергия положит ельна, ес 1и дололнительная генерируемая энергия, nоявившаnсл при возмущении, возрастает интенсивнее, чем нагрузка <системы с учетом потерь в ней. При этом условии 1 ритер шi устоНчивости запишется D онде d(ЛW>J.1dП<O. (11.12) -т. е. режим устойчив, если производная от избыточной энергии ло определяющему параметру П отрицательна. Для обеспечения статичес1шй устойчиюсти системы сущест zеиное значение имеет запас с·1·атическшi усrойчивостн. который Eq sin fJ = 111Хdрез
Рис. IJ.7. Схема электропередачи (а) и схе!\.1Ы ее замещения (6, в) (11-14) ()Пределяет допустимые пределы ухудшения режима до наруше .ння стаmчесиой устойчнвосm. Запас статической устойчивости •может характеризоваться углами сдвига роторов генераторов и .11аnрлжениями в узловых точках системы.
чивости в нослеаварийном режиме, который уменьшается по сравне Умножив обе чac-rn рацнства (11.14) на Uclx.,..., по.пучим акп1вную мощность, лер аваемую приемной системе: Р = E•Ucsin6!x.,.." (11. 15). где EQ = V (Uс + f pXdpeo) +(/,Xdp"), Большое значение имеет наличие запаса статическое устой
нию с запасом статической устойчивости в нормальном режиме, причем в последнем запас устойчивости по увеличению мощности элеl(трической передачи должен составлять 15-20 %, а в после ; варийном режиме - 5-Ю %, но эти з11ачения строго не лимити руются: Чrобы проверить статическую устойчивость системы, необхо димо составить дифференциальные уравнения малых колебаний .д.1я всех ее элементов и регулирующих устройств, а затем исследо вать корни характеристического уравнения на устойчивость. По rСl<Ольиу строгое решение такой задачи очень сложно. в инженерных: ;расчетах применяются приближенные методы исследования устой чивости, которые основываются на исnодьзовании праr<Тических "ри-rериев устойчивости. • Рассмотрим простейшую схему элеюрическои передачи, в ко торой генератор работает через трансформатор и линию на шин: неизменного напряжения, т. е. на шины системы, мощность 1<оторои 11астолько велика по сравнению с мощностью рассматрш а мoll элек трической передачи, что напряжение иа ее шинах можно считать неизменным по амплитуде и фазе при тобых режимах (рис. 11.7, а). При исследовании характера переходного процесса удобно пользоваться углооой харак-rеристикой Р ""' f (6), где Р -электро магнитная мощность генератора; 6 - угол сдвига rю фазе между синхронной э. д. с. генератора Е. и напряжением на шинах прием ной системы U с· 2 2 или Е0 = V<Ис + Qx."",JU.)' + (PXdpe>!Uc)2• системы Ис изменение переда- о..,-,;=----'--_. _,,.=::.., ваемой мощности Р зависнт лишь от изменения угла б. Рис. 1J.8. Векторная диаrра tмв для иор- Мощность. отдаваемую ге- мвльноrо режима раfuты электропередачи нератором в сеть, можно изме- нить также воздейств11ем на регулирующие клапаны турбины. В ис ходном режиме МОIЦИОСТЬ rурб1шы урщшовешиnается мощностью rе нера тора, раоотающеrо с неизменной частотой вращения. По мере от1<рытия регулирующих КJ а11апов (или направляющего аппарвта у гидротурбин) мощность турбины нnэрастает, в результате чего равновесие вращающего и тормозящего моментов турGины и гене ратора нарушается. что вызывает ускорение вращения генератора. При ускорении генератора вектор э. 11. с. f:; перемещается от поен:-е.пыю вращающегося неизменйой скоростью вектора напря жения приемной системы Ос. Связанное с этим увеличение угла 6 приводит к соответствующему повышевl'но мощности генератора по синусо111альному закону J1IJ тех лор, пока она вновь не уравнове- 18 8-З75Ь 273
сит возросшую мощность турбины. Поскольку зависимость Р = = f (6) носит сннусоидапьный характер, с увеличением угла 6 мощ ность Р сначала оозрастает. а затем, достигнув маисимальноrо значения, начинает падать. При эада ш-1ых значениях э. д. с. гепер а1·ора Ец и напрн ження приемника И, существует определенный ма,симум передаваемой
режим в точке а. Слеювательно, данный режим системы является усrойчивым. К этому же выводу можно прийти и при отрицатель ном пр11ращени11 угла Лб в точке а. В точке Ь на рис. 11.9 1юложительное приращение угла ЛЬ сопровождается отрицательным изменением мощности генератора ЛР. Уменьшение мощности генер атора вызывает появление ускоря о;I;а;:Ы 3 в: e:;::<lJ:Ы; i: MOЩflOCmU. С 6 ющего момента, под влиянием иоторого угол б не уменьшается, а возрастает. увеличением угла мощность генер атора продолжа· Р"" = E.VJx"'* '· (11.16) Графическая зависи 1ость активной мощности Р от угла 6 nо ка ана на рис. 11.9. В установивше'1сЯ режнме мощность турбины Р0 равна мощ ности генератора Р, т. е. между неизменной мощностью первично го двигателя н мощностью генератора существует равнов есие. Пр и этом каждому значению мощности турбины Р 0 соответствует д.Ве точки равновесия на угловой характеристике мощности генера тора (см. рис. 11.9) и, следовате.nьно, два значения угла (6u н 6.). движен ия ротора геператора при небольшом отклонении от точек рапновесия (рис. 11.10). ет падать, что обусловливает даJ1ы1ейшее увеличение угла 6 и т. д. Процесс протекает прогрессивно и генератор выпадает из синхро· низма, т. е. режим работы в точке Ь статически неустойчив. Таким образом, состояние генератора, сооwетствующее точке а 11 любой другой точке на возрастающей части с11нусо11дальной ха рактеристики мощности, статически устойчиво. а состояние ге нератора, соответствующее всем точкам спадающей части харак теристики, статически неустой•1иво. Отсюда вытекает следующий критерий статической устойчивости системы: ЛР!Лб>О, ИJIH dP/df>>O. (11.17) Из (11.17) следует, что статическая устойчивость системы обес печивается, если приращения угла 6 и мощности генератора Р имеют один и тот же знак. Производную dP/dб = Sв 11ринято называть синхронизирующей .11 ющностью. Эта мощность хара1<теризует реакцию генератора на увеличение угла сдвига paropa. Положительный знак ее является критерием статической устойчивосrи. Есnн АРВ отсутствует, то сннхрониз11рующая •ющность опредедяется выражением SE=(dP:dl>)E_ c.,. • = E.Vccos6/ xd,.." (11.18) При 6 < 90" синхронизирующая мощность rюJюжител ы а " обеспечиваются устойчивые стационарные режимы раба 1ъ1 системы
харi!ктер и стнка и ХВJJактеристика синхро низирующей,..ющности генера тора Рис. 11.1О. Изменение положе· ния J'ОТора генс1Jатор.а nри ма лом возмущении (см. рис. 11.9). Количестнеи110 статическая устойчивость харак теризуется коэффициентом запаса К, = (Р"., -Р0)/Р0, где Рта х А Р0 - ма1<:сю.1альная и IЮ!\.ШНа.лLная мошности системы. ствует nоложителрное приращение мощности. В результате увеличения мощности генератора при неизмен н ой мощности турбины равновесие вращающего и тормозя щего моментов турбины и генератора нарушает ся, и на валу машины ноэ- 11икает тормозящиii момент. Под его м11я1шем ротор генератора начинает замедляться. что обусловливает 11еремещение связа11но го с ротором вектора э. д. с. генератора -а сторону уменьше1111я угла б. С уыеиьш еш1ем угла 6 вновь восстанамивается исходный
11.3. Динамическая уеrойчивость
Электроэнергетичесю1н система динам1-1ч.t:ски устойчива, если лри каком-либо сильном возмущении сохраняется синхронная ра бота всех ее элементов. При исследовании устойчи вости необходимо определить. как поведет себи система в э1<стремальиых условиях и какие меры следует nрш1я1 ь, чтобы избежать и желательных nо следствий. Для выясне1-1ия nр11нциnиальных nо..'lожениН дннамвческой устойчнвост"1 рассмuгрнм явления, проходящие при внсза 1шом от ключении одной из двух параллельных цепей ЛЭП (рис. 11.11, а).
18' 275
Схемы замещения электропередачи в нормальном режиме при работе с двумя включенными цепями и в режиме с одной отключен ной цепью показаны на рис. 11.11, 6 и в соответственно. Резуль111- рующее сопротивление в нормальном режиме определяется выраже нием
х.,..1 х + Х..,,1 + х,/2 + Хтр2, а после откJ11011ения одной из цепей - выражением (11.19) $,
ll t Х рез2 = Х + Хтрl + Х л + Хтр2· (11.20) Рнс. 11.13. Устоi\чнвыА (а) н неустойчив ыА (6) режимы рвбслы системы Так как Xdpe.;i.2 > Хdрез1. то справедливо соотношение Prnвx2 = E'Ucfx pcз9 <Pmзxl = E'VclX dpcsl·
(11.21)
Из (11.21) следует, что при неизменных Е', и. и изменении х;rез максимальное значение передаваемой ъющности меняется. При внезапном отключении одной из цепей ЛЭП ротор не успе nает нз-за инерции мгuовенно изменить угол б. Поэтому режим бу- дет характеризоваться ТО'IКОЙ Ь на дру
jJ_xк
i' Х и Uc р гой угловой характеристике генерато· а tf LJ.-.\-...L.-'--.J..-...._..-5 личиваются. С увеличением угла мощ ность генератора возрастает по характе Рнс. 11.15. Схещ1 зн:.11щсю1я электропередачи для аиарнйно го режима (а) н ее nреобразов шш1 (6, в) "
Рассмотрим переходный процесс nри 1(3 одной из цепей ЛЭП с последующим ее отключением (рис. 11.14, а). Схемы замещения электропередачи для нормального и послеаварийного режимов по казаны соответственно на рис. 11.14, 6 и в. Угловая характеристика мощности ге;<ератора для нормального
откл1оченни одной ристике 2. В процессе ускорения ротор генера тора по инерции проходит точ1<у с, после которой его вращающий момент стано режима определяется выражением P1 =E'U,sin6/X 1, (11.22) где
вится оnережающю1-1. Ротор начинает затормажив аться и, начиная с точки d, ef'(J угловая с1шросrь уменьшаетсs1. При этом возника- 1от затухающие колебания вокруг нового устанониошеrося режима, сооrветствующего точке с. Если угловая скорость ротора возрастает до значения, соответствующего точке е или другим точна м на нис ходящей части характер11с111ки Р = f (б), то генератор выпадает Х1 = х,,.,,, = х + Хтрl + х,12 + ""•" а для лослеава риiiиоrо режима -выраженнем Pm = E'U,sinЬ!Xm, где Хш = Х роз2 = Х + Хт,1 + Х, + Хтр>.
(11.23) 113 синхронизма. Следовател ьно, ofi устойчивости системы можно судить по изме нению угла 6 во времени. Изменение 1>, nоказанн ое на рис. 11.13, а, соответствует устойчивой работе системы При изменении б по кри вой, изображенной на рис. 11.13, 6, система неустойчива. 27Р Схему замещения элект ропередачи д.пя аварийного режима можно получить, если в точку К3 включить шунтирующее сопро тивление х. (рис. 11.15, а), значение которого зависит от вида К3: х. = О при трехфазном 1(3; х. = Х, при двухфазном КЗ; Х. = - Ха +Хо при однофазном КЗ и Х. = Х 2Х 0/(Х, + Хо) при двух- 211
фазном КЗ на землю, где Х 0 и Х2 -суммарные сопротивления схемнулевой и обратноn последовательностей относительно точки КЗ. Схему замещения, показанную на рис. 11.16, а, можно последо вательно преобразовать из звезды (рис. 11.15, б) в треугольник (рис. 11.15, в), в котором х" =Х а + х" + X 0X.IX 0; }
Если при каrюм-либо значении угла боткл = бd поврежденная цель отключится, то в этот lУЮмент- nронзойдет нзм нение мощности генератора из точки с характеристики Ри (б) в точку d характеристи· ки Pm (б). Мощность же первичного двигателя генератора во время переходного процесса, ввиду инерr.uюнности системы регулиров а ния частоты враще1шя турбины, останется неизменной нравной Р 0. Пос11е отключения КЗ электромагнитная мощность генератора Хи = Хь-/- Х. + ХьХ.!Хи; XEu = х.+ х. + ХаХьiХк· (11.24) будет больше механической мощности турбины и на его валу nоявнт си тормозящий момент. Несмотря на это, ротор генератора еще некоторое время продолжает движение в сторону увеличения уг11а , Сопротивления ХЕ и Хи 1 подключенные нелосредствеиио к э. д. с. Е и к напряжению U0, на активную мощность генератора в вварий-11ом режиме суruестве1шо не влияют 11 могут не учитываться. При этом вся активная мощность генератора передается через сопротив ление ХЕи = _Х11, связывающее э. д. с. ге"ератора Е' с напрнже нием приемном системы U0, а угловая характеристика мощности ге- 11ератора определнется выражен11ем Ри = E'U 0 sinб/X11. (11.25)
амплитуды угловой характеристики мощ ности. Наиболее тяжелый аварийный режим будет при трехфазном КЗ в нача ле ЛЭП, когда сопротнw1ение XEu беско нечно велико, а амплитуда угловой ха рактеристики мощности равна нулю. Самый легкий авариnный режим соот ветствует однофазному КЗ, при котором б, лака не израсходуется запасенная им на пути от 60 доб.,,... кине тическая энергия. В этот период генератор покрывает избыток от· даваемой им элеитромаг111·1пюй мощвости за счет кинетической энер
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.232.9 (0.011 с.) |