Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из сказанного выше ясно, что первоначальные виды формализмов ассоциативных сетей страдают минимум двумя недостатками.

Поиск

Сети являются логически неадекватными, поскольку в них нельзя представить множество различий, представимых в логическом исчислении, например различие между определенным телетайпом, любым единственным телетайпом, всеми телетайпами, ни одним телетайпом и т.д. Смысл или значение, которые ассоциируются с узлами и связями в сети, часто сложным образом связаны с такими характеристиками системы, как способность к извлечению информации и анализу взаимовлияний. Такое смешение семантики с деталями реализации является результатом того, что сети одновременно являются и средством представления знаний, и средством извлечения из них нужной информации, и средством конструирования заключений, основанных на знаниях, причем везде используется один и тот же набор ассоциативных механизмов. Естественно, что при этом различия между тремя означенными сторонами модели представления смазываются, теряют четкость.

Сети являются эвристически неадекватными, поскольку поиск информации в ней сам по себе знаниями не управляется. Другими словами, этот механизм не предполагает наличия какого-либо знания о том, как искать нужную нам информацию в представленных знаниях. Эти два недостатка иногда "усиливают" друг друга самым неприятным образом. Например, если невозможно представить логическое отрицание или исключение (логическая неадекватность), это приведет к определенным "провалам" в знаниях, которые к тому же нельзя ликвидировать эвристически, прекратив поиск в этом направлении (эвристическая неадекватность).

Для разрешения описанных проблем предлагались самые разные формализмы и механизмы, но лишь немногие из них нашли широкое распространение. Например, многие системы, базирующиеся на сетевом представлении, были расширены и в результате получили множество свойств, характерных для чисто логических систем (см., например, [Schubert, 1976]). В других системах эвристики использовались таким образом, что с каждым узлом связывались процедуры, которые выполнялись, как только узел активизировался (см., например, [Levesque and Mylopoulos, 1979]). Как бы там ни было, но основной принцип организации памяти в терминах узлов и связей остается прежним, несмотря на использование всякого рода дополнительных структур, например "суперузлов" [Hendrix, 1979]. Образующиеся в результате системы часто плохо контролируются пользователем и, утрачивая при этом первоначальную простоту, мало что приобретают в смысле функциональных характеристик

Представление типовых объектов и ситуаций

В этом разделе мы рассмотрим более простой механизм представления знаний, названный системой фреймов. Этот механизм появился в результате стремления объединить декларативные знания об объектах, о событиях и их свойствах и процедурные знания о методах извлечения информации и достижения целей. Предполагалось, что механизм фреймов поможет избежать ряда проблем, связанных с представлением на основе семантических сетей.

Основные понятия концепции фреймов

Становление теории систем фреймов во многом обязано ряду интуитивных предположений, касающихся механизмов психологической деятельности человека. В частности, предполагается, что представление понятий в мозге не требует строгого формулирования набора свойств, которыми должна обладать та или иная сущность, чтобы можно было рассматривать ее в качестве представителя определенной категории сущностей. Многие из тех категорий, которыми мы пользуемся, не имеют четкого определения, а базируются на довольно расплывчатых понятиях. Создается впечатление, что человек более всего обращает внимание на те бросающиеся в глаза свойства, которые ассоциируются с объектами, наиболее ярко представляющими свой класс.

Такие объекты были названы "прототипическими объектами", или прототипами. В частности, "прототипическая" птица, например воробей, может летать, а потому у нас есть основание полагать, что это — свойство всех птиц, хотя и существуют редкие виды птиц, которые этим свойством не обладают, например пингвины. Именно в этом смысле воробей является лучшим экземпляром категории "птицы", чем пингвин, поскольку он представляет более типические свойства объектов своего класса. Несмотря на существование видов птиц, являющихся исключением в своем классе, мы можем сформулировать обобщенное свойство объектов этого класса следующим образом: "птицы летают".

Теперь обратимся к объектам другого рода— математическим, например многоугольникам. По отношению к этой категории объектов у нас также имеется интуитивное представление о типичности. Например, рассматривая четырехугольники, представленные на рис. 6.5, вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что "типичность" объектов увеличивается по мере перехода от фигур, расположенных слева, к фигурам, расположенным справа. Четырехугольник, не обладающий выпуклостью, кажется нам менее типическим, чем выпуклый, а прямоугольник кажется более типическим, чем выпуклый четырехугольник с различными внутренними углами, возможно потому, что площадь фигуры коррелируется в нашем сознании с длиной периметра, а эта связь лучше проявляется при равных значениях внутренних углов.

Рис. 6.5. Изменение "типичности" прямоугольников разного вида

В системе фреймов предпринимается попытка судить о классе объектов, используя представление знаний о прототипах, которые хорошо представляют большинство разновидностей объектов данного класса, но должны быть каким-то образом скорректированы, для того чтобы представить всю сложность, присущую реальному миру. Так, если мне ничего не известно о площади более или менее прямоугольного участка земли, но известны длины сторон, то я могу оценить площадь, полагая, что внутренние углы контура этого участка почти равны. В худшем случае, если мои предположения о равенстве углов окажутся уж слишком далеки от действительности, то оценка площади будет завышенной, но такая ситуация типична для подавляющего большинства эвристических механизмов.

При решении практических проблем мы встречаемся с изобилием исключений из правил, а границы между разными классами оказываются очень размытыми. Системы фреймов оказываются полезными по той причине, что они дают нам в руки средства структурирования эвристических знаний, связанных с приложением правил и классификацией объектов. При использовании фреймов эвристические знания не "размазываются" по программному коду приложения, но и не собираются воедино в виде метазнаний, а распределяются между теми видами объектов, к которым они приложимы, и существуют на уровне управления в иерархии представления таких объектов

Фреймы и графы

Минский в свой работе [Minsky, 1975] определил фрейм как "структуру данных для представления стереотипных ситуаций". Эту структуру он наполнил самой разнообразной информацией: об объектах и событиях, которые следует ожидать в этой" ситуации, и о том, как использовать информацию, имеющуюся во фрейме. Идея состояла в том, чтобы сконцентрировать все знания о данном классе объектов или событий в единой структуре данных, а не распределять их между множеством более мелких структур вроде логических формул или порождающих правил. Такие знания либо сосредоточены в самой структуре данных, либо доступны из этой структуры (например, хранятся в другой структуре, связанной с фреймом).

Таким образом, по существу, фрейм оказался тем средством, которое помогло связать декларативные и процедурные знания о некоторой сущности в структуру записей, которая состоит из слотов и наполнителей (filler). Слоты играют ту же роль, что и поля в записи, а наполнители — это значения, хранящиеся в полях. Однако, как будет сказано ниже, фреймы отличаются от привычных программных структур вроде записей в языке PASCAL.

Каждый фрейм имеет специальный слот, заполненный наименованием сущности, которую он представляет. Другие слоты заполнены значениями разнообразных атрибутов, ассоциирующихся с объектом. Это могут быть и процедуры, которые необходимо активизировать всякий раз, когда осуществляется доступ к фрейму или его обновление. Идея состоит в том, чтобы выполнение большей части вычислений, связанных с решением проблемы, явилось побочным эффектом передачи данных во фрейм или извлечения данных из него.

Фрейм также можно рассматривать как сложный узел в особого вида ассоциативной сети. Как правило, фреймы организованы в виде "ослабленной иерархии" (или "гетерархии"), в которой фреймы, расположенные ниже в сети, могут наследовать значения слотов разных фреймов, расположенных выше. (Гетерархия — это "запутанная иерархия", т.е. ациклический граф, в котором узлы могут иметь более одного предшественника.)

Фундаментальная идея состоит в том, что свойства и процедуры, ассоциированные с фреймами в виде свойств узлов, расположенных выше в системе фреймов, являются более или менее фиксированными, поскольку они представляют те вещи или понятия, которые в большинстве случаев являются истинными для интересующей нас сущности, в то время как фреймы более нижних уровней имеют слоты, которые должны быть заполнены наиболее динамической информацией, подверженной частым изменениям. Если такого рода динамическая информация отсутствует из-за неполноты наших знаний о наиболее вероятном состоянии дел, то слоты фреймов более нижних уровней заполняются данными, унаследованными от фреймов более верхних уровней, которые носят глобальный характер. Данные, которые передаются в процессе функционирования системы от посторонних источников знаний во фреймы нижних уровней, имеют более высокий приоритет, чем данные, унаследованные от фреймов более верхних уровней.

Среди связей в системе фреймов особо нужно выделить связи между экземплярами и классами и связи между классами и суперклассами. Узел Компьютер имеет связь с узлом Машина, которая представляет отношение "класс-суперкласс", а узел sol2, представляющий конкретный компьютер (тот, на котором я работаю), имеет связь с узлом Компьютер, которая представляет отношение "экземпляр-класс". Свойства и отношения, которые в типичной семантической сети кодируются маркировкой связей между узлами, теперь кодируются с помощью представления слот-заполнитель. Кроме того, со слотами может быть ассоциирована любая дополнительная информация, например процедуры вычисления значения этого слота в случае отсутствия явного его заполнения, процедуры обновления значения слота при изменении значения другого слота, ограничения на величины, хранящиеся в слотах, и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.012 с.)