Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из сказанного выше ясно, что первоначальные виды формализмов ассоциативных сетей страдают минимум двумя недостатками.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сети являются логически неадекватными, поскольку в них нельзя представить множество различий, представимых в логическом исчислении, например различие между определенным телетайпом, любым единственным телетайпом, всеми телетайпами, ни одним телетайпом и т.д. Смысл или значение, которые ассоциируются с узлами и связями в сети, часто сложным образом связаны с такими характеристиками системы, как способность к извлечению информации и анализу взаимовлияний. Такое смешение семантики с деталями реализации является результатом того, что сети одновременно являются и средством представления знаний, и средством извлечения из них нужной информации, и средством конструирования заключений, основанных на знаниях, причем везде используется один и тот же набор ассоциативных механизмов. Естественно, что при этом различия между тремя означенными сторонами модели представления смазываются, теряют четкость. Сети являются эвристически неадекватными, поскольку поиск информации в ней сам по себе знаниями не управляется. Другими словами, этот механизм не предполагает наличия какого-либо знания о том, как искать нужную нам информацию в представленных знаниях. Эти два недостатка иногда "усиливают" друг друга самым неприятным образом. Например, если невозможно представить логическое отрицание или исключение (логическая неадекватность), это приведет к определенным "провалам" в знаниях, которые к тому же нельзя ликвидировать эвристически, прекратив поиск в этом направлении (эвристическая неадекватность). Для разрешения описанных проблем предлагались самые разные формализмы и механизмы, но лишь немногие из них нашли широкое распространение. Например, многие системы, базирующиеся на сетевом представлении, были расширены и в результате получили множество свойств, характерных для чисто логических систем (см., например, [Schubert, 1976]). В других системах эвристики использовались таким образом, что с каждым узлом связывались процедуры, которые выполнялись, как только узел активизировался (см., например, [Levesque and Mylopoulos, 1979]). Как бы там ни было, но основной принцип организации памяти в терминах узлов и связей остается прежним, несмотря на использование всякого рода дополнительных структур, например "суперузлов" [Hendrix, 1979]. Образующиеся в результате системы часто плохо контролируются пользователем и, утрачивая при этом первоначальную простоту, мало что приобретают в смысле функциональных характеристик Представление типовых объектов и ситуаций В этом разделе мы рассмотрим более простой механизм представления знаний, названный системой фреймов. Этот механизм появился в результате стремления объединить декларативные знания об объектах, о событиях и их свойствах и процедурные знания о методах извлечения информации и достижения целей. Предполагалось, что механизм фреймов поможет избежать ряда проблем, связанных с представлением на основе семантических сетей. Основные понятия концепции фреймов Становление теории систем фреймов во многом обязано ряду интуитивных предположений, касающихся механизмов психологической деятельности человека. В частности, предполагается, что представление понятий в мозге не требует строгого формулирования набора свойств, которыми должна обладать та или иная сущность, чтобы можно было рассматривать ее в качестве представителя определенной категории сущностей. Многие из тех категорий, которыми мы пользуемся, не имеют четкого определения, а базируются на довольно расплывчатых понятиях. Создается впечатление, что человек более всего обращает внимание на те бросающиеся в глаза свойства, которые ассоциируются с объектами, наиболее ярко представляющими свой класс. Такие объекты были названы "прототипическими объектами", или прототипами. В частности, "прототипическая" птица, например воробей, может летать, а потому у нас есть основание полагать, что это — свойство всех птиц, хотя и существуют редкие виды птиц, которые этим свойством не обладают, например пингвины. Именно в этом смысле воробей является лучшим экземпляром категории "птицы", чем пингвин, поскольку он представляет более типические свойства объектов своего класса. Несмотря на существование видов птиц, являющихся исключением в своем классе, мы можем сформулировать обобщенное свойство объектов этого класса следующим образом: "птицы летают". Теперь обратимся к объектам другого рода— математическим, например многоугольникам. По отношению к этой категории объектов у нас также имеется интуитивное представление о типичности. Например, рассматривая четырехугольники, представленные на рис. 6.5, вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что "типичность" объектов увеличивается по мере перехода от фигур, расположенных слева, к фигурам, расположенным справа. Четырехугольник, не обладающий выпуклостью, кажется нам менее типическим, чем выпуклый, а прямоугольник кажется более типическим, чем выпуклый четырехугольник с различными внутренними углами, возможно потому, что площадь фигуры коррелируется в нашем сознании с длиной периметра, а эта связь лучше проявляется при равных значениях внутренних углов.
Рис. 6.5. Изменение "типичности" прямоугольников разного вида В системе фреймов предпринимается попытка судить о классе объектов, используя представление знаний о прототипах, которые хорошо представляют большинство разновидностей объектов данного класса, но должны быть каким-то образом скорректированы, для того чтобы представить всю сложность, присущую реальному миру. Так, если мне ничего не известно о площади более или менее прямоугольного участка земли, но известны длины сторон, то я могу оценить площадь, полагая, что внутренние углы контура этого участка почти равны. В худшем случае, если мои предположения о равенстве углов окажутся уж слишком далеки от действительности, то оценка площади будет завышенной, но такая ситуация типична для подавляющего большинства эвристических механизмов. При решении практических проблем мы встречаемся с изобилием исключений из правил, а границы между разными классами оказываются очень размытыми. Системы фреймов оказываются полезными по той причине, что они дают нам в руки средства структурирования эвристических знаний, связанных с приложением правил и классификацией объектов. При использовании фреймов эвристические знания не "размазываются" по программному коду приложения, но и не собираются воедино в виде метазнаний, а распределяются между теми видами объектов, к которым они приложимы, и существуют на уровне управления в иерархии представления таких объектов Фреймы и графы Минский в свой работе [Minsky, 1975] определил фрейм как "структуру данных для представления стереотипных ситуаций". Эту структуру он наполнил самой разнообразной информацией: об объектах и событиях, которые следует ожидать в этой" ситуации, и о том, как использовать информацию, имеющуюся во фрейме. Идея состояла в том, чтобы сконцентрировать все знания о данном классе объектов или событий в единой структуре данных, а не распределять их между множеством более мелких структур вроде логических формул или порождающих правил. Такие знания либо сосредоточены в самой структуре данных, либо доступны из этой структуры (например, хранятся в другой структуре, связанной с фреймом). Таким образом, по существу, фрейм оказался тем средством, которое помогло связать декларативные и процедурные знания о некоторой сущности в структуру записей, которая состоит из слотов и наполнителей (filler). Слоты играют ту же роль, что и поля в записи, а наполнители — это значения, хранящиеся в полях. Однако, как будет сказано ниже, фреймы отличаются от привычных программных структур вроде записей в языке PASCAL. Каждый фрейм имеет специальный слот, заполненный наименованием сущности, которую он представляет. Другие слоты заполнены значениями разнообразных атрибутов, ассоциирующихся с объектом. Это могут быть и процедуры, которые необходимо активизировать всякий раз, когда осуществляется доступ к фрейму или его обновление. Идея состоит в том, чтобы выполнение большей части вычислений, связанных с решением проблемы, явилось побочным эффектом передачи данных во фрейм или извлечения данных из него. Фрейм также можно рассматривать как сложный узел в особого вида ассоциативной сети. Как правило, фреймы организованы в виде "ослабленной иерархии" (или "гетерархии"), в которой фреймы, расположенные ниже в сети, могут наследовать значения слотов разных фреймов, расположенных выше. (Гетерархия — это "запутанная иерархия", т.е. ациклический граф, в котором узлы могут иметь более одного предшественника.) Фундаментальная идея состоит в том, что свойства и процедуры, ассоциированные с фреймами в виде свойств узлов, расположенных выше в системе фреймов, являются более или менее фиксированными, поскольку они представляют те вещи или понятия, которые в большинстве случаев являются истинными для интересующей нас сущности, в то время как фреймы более нижних уровней имеют слоты, которые должны быть заполнены наиболее динамической информацией, подверженной частым изменениям. Если такого рода динамическая информация отсутствует из-за неполноты наших знаний о наиболее вероятном состоянии дел, то слоты фреймов более нижних уровней заполняются данными, унаследованными от фреймов более верхних уровней, которые носят глобальный характер. Данные, которые передаются в процессе функционирования системы от посторонних источников знаний во фреймы нижних уровней, имеют более высокий приоритет, чем данные, унаследованные от фреймов более верхних уровней. Среди связей в системе фреймов особо нужно выделить связи между экземплярами и классами и связи между классами и суперклассами. Узел Компьютер имеет связь с узлом Машина, которая представляет отношение "класс-суперкласс", а узел sol2, представляющий конкретный компьютер (тот, на котором я работаю), имеет связь с узлом Компьютер, которая представляет отношение "экземпляр-класс". Свойства и отношения, которые в типичной семантической сети кодируются маркировкой связей между узлами, теперь кодируются с помощью представления слот-заполнитель. Кроме того, со слотами может быть ассоциирована любая дополнительная информация, например процедуры вычисления значения этого слота в случае отсутствия явного его заполнения, процедуры обновления значения слота при изменении значения другого слота, ограничения на величины, хранящиеся в слотах, и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.012 с.) |