ТОП 10:

Стратегия сложности. Использует тот же критерий, что и стратегия простоты, но располагает правила в обратном порядке — более сложные занимают более приоритетное место в списке.



LEX-стратегия. Предполагает сначала удаление из списка заявок всех правил, которые уже были ранее использованы. Оставшиеся правила с равным значением выпуклости затем отсортировываются по "новизне" используемых данных. Если окажется, что два правила используют данные одинаковой "свежести", то предпочтение отдается тому, которое вовлекает в анализ предпосылок больше данных.

МЕА-стратегия. Во многом аналогична предшествующей, но при анализе новизны принимаются во внимание только первые условия в предпосылках правил. Если окажется, что в списке заявок оказались два претендента с равными показателями, то для выбора между ними применяется механизм LEX-стратегии.

МЕА — это аббревиатура от наименования одной из первых методик решения задач искусственного интеллекта путем построения обратной цепочки рассуждений Mean-Ends Analysis (средство — анализ результата). Идея состоит в том, что стратегия должна быть использована вместе со специальными лексемами цели в рабочей памяти, которые направляют процесс рассуждений и которым соответствуют первые условия в предпосылках правил. Пример использования такой методики представлен в главе 14.

В системе OPS5, многие черты которой унаследовали более поздние программные средства построения экспертных систем, использовались только две последние из перечисленных стратегий — LEX и МЕА. Стратегия LEX показала себя как хорошая стратегия общего применения, в то время как МЕА является эффективной стратегией при решении более специфических задач, таких как планирование. Тривиальный пример использования этой стратегии в программе на языке CLIPS представлен в листинге 5.4

Прямая и обратная цепочки рассуждений

На глобальном уровне управления последовательностью применения правил можно выделить две стратегии поведения — применять правила в прямом и обратном порядке. Прямой порядок означает, что цепь рассуждений строится, отталкиваясь от данных (условий, о которых известно, что они удовлетворяются), к гипотезам (состоянию проблемы, вытекающему из этих условий). Обратная цепочка означает, что рассуждения строятся, отталкиваясь от заданной цели (гипотезы, представляющие целевое состояние системы) к условиям, при которых возможно достижение этой цели. Здесь явно чувствуется аналогия с прямой и обратной стратегиями доказательства теорем (см. об этом в главе 8).

CLIPS представляет собой систему, в которой строится прямая цепочка рассуждений, а порождающие правила в системе MYCIN используются в большинстве случаев для построения обратной цепочки рассуждений, как было показано в главе 3. В CLIPS всегда сопоставляются состояние рабочей памяти и левые части правил, а затем выполняются действия, предусмотренные правой частью выбранного правила. А в MYCIN ведущей в рассуждениях является правая часть правила. Если мы задались целью установить природу некоторого микроорганизма, то отбираются все правила, в правой части которых дается соответствующее заключение, и затем анализируется, предпосылки какого из них удовлетворяются текущими данными.

Проще всего представить отличие между прямой и обратной цепочками рассуждений в терминах грамматических правил, аналогичных представленным в разделе 5.1. Как было показано, набор правил

(Р1) $ -> а$а

(Р2) $ -> b$b

(РЗ) $ -> с$с

Можно использовать двумя способами.

Во-первых, их можно использовать для формирования палиндромов. Если задаться некоторым начальным символом из имеющегося алфавита, то любая последовательность применения правил приведет к формированию палиндрома. Так, применение правил Р1, Р1, РЗ, Р2, Р3 к исходному символу с приведет к формированию строк

Аса, aacaa, caacaac, bcaacaacb, cbcaacaacbc.

Это пример прямой цепочки, поскольку с и каждая последующая сформированная строка сопоставляются с левой частью правила, а затем означивается правая часть правила.

Во-вторых, можно использовать этот же набор правил не для формирования, а для распознавания палиндромов. Мы уже видели ранее, что, задавшись некоторой строкой, например ЬасаЬ, можно проследить, в какой последовательности применялись правила при построении этой строки. Строка bасаb соответствует правой части правила Р2; можно сказать, что правая часть правила Р2 "допускает" строку bacab. Означенная левая часть правила Р2 — это строка аса, которая соответствует правой части правила PI, a означенная левая часть этого правила — аксиома с. Таким образом, процесс распознавания успешно завершился — мы доказали, что bacab представляет собой палиндром. Описанный процесс распознавания — это пример применения обратной цепочки рассуждений. Начальная строка bacab и каждая очередная подстрока анализируются на соответствие с правыми частями имеющихся правил, а результатом является означивание левой части выбранного правила. Если в качестве исходной мы зададимся строкой acbcb, то для нее не удастся найти в имеющемся наборе правил такое, правая часть которого "допускала" бы эту строку, а значит, исходная строка не может быть палиндромом.

В литературе по теории доказательства теорем прямая цепочка рассуждений, как правило, ассоциируется с "восходящим" процессом, т.е. рассуждениями от фактов к целям, а обратная цепочка — с "нисходящим" процессом, рассуждением от целей к фактам. Но, строго говоря, в отношении продукционных систем эти термины не являются синонимами. Например, вполне возможно реализовать нисходящий процесс в продукционной системе с прямой цепочкой рассуждений, если должным образом настроить локальный режим управления, например задать явное указание целей.

В листинге 5.4 показана простая программа построения башни из блоков. Эта программа переключается между двумя задачами: выбором очередного блока и установкой блока в башню.

В разделе шаблонов блоки представлены объектами, обладающими такими свойствами, как цвет, размер и положение. Если положение блока не определено, предполагается, что он находится в куче блоков (heap), еще не уложенных в башню. Шаблон on предоставляет в наше распоряжение средство, позволяющее описать размещение блоков одного (upper) на другом (lower). Информацию о текущей фазе решения проблемы (поиск или установка) несет шаблон goal.

Листинг 5.4. Набор правил для построения башни из блоков

;; СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

(declare (strategy mea))

;; Шаблоны

;; Объект block характеризуется цветом, размером и положением,

(deftemplate block

(field color (type SYMBOL))

(field size (type INTEGER))

(field place (type SYMBOL)) )

;; Вектор 'on' указывает, что блок <upper>

;; находится на блоке <lower>. (deftemplate on

(field upper (type SYMBOL»

(field lower (type SYMBOL))

(field place (type SYMBOL) (default heap)] )

;; Текущая цель (goal) может быть либо 'найти' (find),

;; либо 'уложить' (build), (deftemplate goal

(field task (type SYMBOL)) )

;; ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ

;; Имеются три блока разных цветов и размеров.

;; Предполагается, что они находятся в куче.

(deffacts the-facts

(block (color red) (size 10))

(block(color yellow) (size 20))

(block (color blue) (size 30))

)

;; ПРАВИЛА

;; Задать первую цель: найти первый блок,

(defrule begin

(initial-fact) =>

(assert (goal (task find))) )

;; Взять самый большой блок в куче (heap),

(defrule pick-up

?my-goal <- (goal (task find))

?my-block <- (block (size ?S1) (place heap))

(not (block (color ?C2) (size ?S2&:(>-?S2 ?S1))

(place heap))) =>

(modify ?my-block (place hand))

(modify ?my-goal (task build)) )

;; Установить первый блок в основание башни (tower).

;; Этот блок не имеет под собой никакого другого,

(defrule place-first

?my-goal <- (goal (task build))

?my-block <- (block (place hand))

(not (block (place tower)))

=>

(modify ?my-block (place tower))

(modify ?my-goal (task find)) )

;; Установить последующие блоки на тот,

;; что лежит в основании башни,

(defrule put-down

?my-goal <- (goal (task build))

?my-block <- (block (color ?C0)

(place hand))

(block (color ?C1) (place tower)))

(not (on (upper ?C2) (lower ?C1)

(place tower)))

=>

(modify ?my-block (place tower))

(assert (on (upper ?CO) (lower ?C1)

(place tower)))

(modify ?my-goal (task find)) )

;; Если в куче больше нет блоков, прекратить процесс,

(defrule stop

?my-goal <- (goal (task find))

(not (block (place heap)))

=>

(retract ?my-goal) )

Обратите внимание на то, что порядок перечисления правил в программе не имеет значения. В программе управления роботом, представленной в листинге 5.3, правило прекращения выполнения стояло в списке первым, а в этой программе оно стоит в самом конце списка. Трассировку выполнения приведенной программы и некоторые комментарии вы найдете во врезке 5.4.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.008 с.)