Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трассировка программы строительства башниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При запуске программы в режиме трассировки будет сформирована следующая карта трассировки. CLIPS> (reset) ==> f-0 (initial-fact) ==> f-1 (block (color red) (size 10) (place heap)) ==>f-2 (block (color yellow) (size 20) (place heap)) ==> f-3 (block (color blue) (size 30) (place heap)) CLIPS> (run) TIRE 1 begin: f-0 ==> f-4 (goal (task find)) FIRE 2 pick-up: f-4, f-3, <== f-3 (block (color blue) (size 30) (place heap)) ==> f-5 (block (color blue) (size 30) (place hand)) <== f-4 (goal (task find)) ==> f-6 (goal (task build)) FIRE 3 place-first: f-6, f-5, <== f-5 (block (color blue) (size 30) (place hand)) ==> f-7 (block (color blue) (size 30) (place tower)) <== f-6 (goal (task build)) ==> f-8 (goal (task find)) FIRE 4 pick-up: f-8, f-2, <== f-2 (block (color yellow) (size 20) (place heap)) ==> f-5 (block (color yellow) (size 20) (place hand)) <== f-8 (goal (task find)) ==> f-10 (goal (task build)) FIRE 5 put-down: f-10, f-9, f-7, <== f-9 (block (color yellow) (size 20) (place hand)) ==>. f-11 (block (color yellow) (size 20) (place tower)) ==> f-12 (on (upper yellow) (lower blue) (place tower)) <== f-10 (goal (task build)) ==> f-13 (goal (task find)) FIRE 6 pick-up: f-13, f-1, <== f-1 (block (color red) (size 10) (place heap)) ==> f-5 (block (color red) (size 10) (place hand)) <== f-13 (goal (task find)) ==> f-15 (goal (task build)) FIRE 7 put-down: f-15, f-14, f-11, <== f-14 (block (color red) (size 10) (place hand)) ==> f-16 (block (color red) (size 10) (place tower)) ==> f-17 (on (upper red) (lower yellow) (place tower)) <== f-15 (goal (task build)) ==> f-18 (goal (task find)) FIRE 8 stop: f-18, <== f-18 (goal (task find)) CLIPS> (reset) <== f-0 (initial-fact) <== f-7 (block (color blue) (size 30) (place tower)) <== f-11 (block (color yellow) (size 20) (place tower)) <== f-12 (on (upper yellow) (lower blue) (place tower)) <== f-16 (block (color red) (size 10) (place tower)) <== f-17 (on (upper red) (lower yellow) (place tower)) Обратите внимание на манипулирование лексемой цели в ходе выполнения программы. Конечное состояние представлено при очистке рабочей памяти. Блоки в башне расположились в таком порядке: красный (red) — самый верхний, он стоит на желтом (yellow), который стоит на синем (blue). Особенность этого примера в том, что в программе реализована нисходящая стратегия рассуждений, хотя правила предполагают использование прямой цепочки анализа данных, т.е. "работают" в направлении снизу вверх. Этот эффект достигается манипулированием лексемами цели. В данном случае выражение (initial-fact) формулирует цель верхнего уровня — построить башню. Эта цель имеет две подцели — поиск блока и установка блока в башню, которые представлены лексемами (goal (task find) и (goal (task build)). Когда оказывается, что в куче больше нет блоков, главная цель достигнута. Мы делаем это в определенной степени неформально, используя (initial-fact) для упрощения программного кода, но принцип, тем не менее, соблюдается. Иногда необходимо провести четкую границу между направленностью цепочки и направленностью действительных рассуждений. Эти две операции представляют разные уровни анализа. Очевидно, что цепочка является реализацией рассуждений, а не наоборот, но стратегия рассуждений управляет процессом построения цепочки, что в данном случае выполняется манипулированием лексемами цели. В главе 14 будет продемонстрирован гораздо более сложный пример использования этого метода в системе R1/XCON. Это разделение высвечивает проблему, с которой очень часто приходится сталкиваться при обсуждении функционирования программ искусственного интеллекта. Большинство сложных систем, независимо от того, являются ли они программными системами, или физическими устройствами, или комбинацией тех и других, могут быть описаны на разных уровнях [Newell, 1982]. В соответствии с терминологией Ньюэлла, построение цепочки — это свойство символического уровня, где нас интересуют только левые и правые части правил, а рассуждение— это нечто, возникающее на уровне знаний, где можно провести разделение между фактами и задачами. Ранее уже утверждалось, что большинство порождающих правил, представляющих реальный интерес с точки зрения приложений искусственного интеллекта, являются недетерминированными. При построении прямой цепочки рассуждений может оказаться, что текущие данные удовлетворяют предпосылки не одного правила, а нескольких. При построении обратной цепочки также зачастую оказывается, что одна и та же цель достигается при выполнении не единственного правила, а нескольких. Поэтому понятно, какая важная роль отводится механизму управления правилами в функционировании продукционной системы. В главе 3 мы рассказывали о представлении пространства поиска, связанного с набором порождающих правил, с помощью И/ИЛИ-дерева. Узлы такого дерева соответствуют состояниям рабочей памяти, а дуги — правилам, которые при этом возможно применить. Древовидная схема очень хорошо согласуется с методикой обратной цепочки рассуждений, если считать, что корень дерева соответствует целевому состоянию, промежуточные узлы — подцелям, а терминальные узлы (листья) — данным. В И/ИЛИ-дереве корень представляет исходное состояние проблемы, а листья — возможные варианты ее решения. Нетерминальные узлы могут быть двух видов: И-узлы и ИЛИ-узлы. И-узлы соответствуют применению нескольких правил, которые в совокупности формируют цель как объединение нескольких подцелей, а ИЛИ-узлы соответствуют наличию альтернативы при выборе возможных правил. Таким образом, используя терминологию главы 2, можно говорить о том, что возможные варианты применения правил формируют пространство поиска и определяют его структуру. Программирование, основанное на правилах (логическое программирование), не снимает с повестки дня проблему комбинаторного взрыва, поскольку для любой проблемы И/ИЛИ-дерево может ветвиться по экспоненциальному закону. Но на практике стратегия разрешения конфликтов, реализованная в интерпретаторах правил, позволяет надеяться на отыскание разумного решения Правила и метаправила Код каждого порождающего правила является самодостаточным, т.е. весь необходимый контекст активизации правила содержится только в его предпосылках. Не существует способа, который позволял бы одному правилу вызывать другое, как если бы правила были процедурами. Правило R, которое активизируется в цикле Сi, может облегчить последующую активизацию правила R' в цикле Ci+1, но единственный способ сделать это — изменить состояние рабочей памяти. Иногда, для того чтобы решить, какое правило следует активизировать, желательно использовать конкретные знания, а не следовать общей стратегии разрешения конфликтов. С этой целью в некоторые интерпретаторы правил включены средства, позволяющие программисту сформулировать и ввести в программу метаправила. Эти метаправила определяют правила применения правил, т.е. правила, по которым выполняется отбор тех правил из претендующих на выполнение, которые следует рассматривать в первую очередь или, более того, выполнять обязательно, (Такая возможность отсутствует в интерпретаторе CLIPS.) Метаправила, таким образом, существенно отличаются от обычных правил, поскольку они направляют ход рассуждений, а не принимают непосредственное участие в процессе формирования суждений. Часто это отличие формулируется в терминах разграничения уровней функционирования правил — метауровня и объектного уровня. Например, в системе MYCIN набор порождающих правил индексирован по клиническим параметрам, которые упоминаются в его правой части (заключение правила). В результате появляется предпосылка для значительного ускорения процедуры извлечения правил, которые можно использовать для определения величины определенного параметра (лекарственного препарата). Эта информация используется метаправилами, которые применяются по отношению к правилам, с помощью которых достигается определенная подцель. Пусть, например, сформулирована очередная подцель G, скажем, классифицировать микроорганизм. Для достижения этой подцели в системе при данном состоянии рабочей памяти можно применить множество, например порядка 30 правил. Метаправила позволяют значительно сузить круг кандидатов на основании какого-либо критерия, заложенного программистом в формулировку этого правила. Ниже представлено простое метаправило сокращения количества кандидатов в системе MYCIN, заимствованное из книги Бучанана и Шортлиффа [Buchanan and Shortliffe, 1984, Chapter 28]. МЕТАПРАВИЛO001 ЕСЛИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.007 с.) |