Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Следующее определение сети более близко к специфике задач искусственного интеллекта, которыми мы сейчас занимаемся.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение 6.3. Если L — это множество взвешенных связей, a N, как и ранее, множество узлов, то сеть — это любое подмножество NxLxN, в котором имеет значение порядок в триадах. Связи в сети практически всегда являются ориентированными, поскольку отношения, представленные взвешенными связями, не должны быть симметричными. Обыкновенные графы используются для представления взаимоотношений между объектами в пространстве или во времени. Можно использовать их и для представления более абстрактных причинно-следственных связей, как, например, связей между различными видами патологий в медицине (рис. 6.2). Доступ к такой информации связан в той или иной мере с использованием специальных средств прослеживания путей на графе, для которых разработаны самые различные алгоритмы (см., например, работу [Pearl, 1984]).
Рис. 6.2. Участок сети причинно-следственных связей ([Pople, 1982P Для представления иерархических классификаций и сетей применяются деревья. Например, на рис. 6.3 показано дерево классификации болезней по расположению пораженного органа. Корневой узел дерева представляет множество всех болезней, а его наследники — группы болезней, соответствующие основному пораженному органу. Каждый из этих узлов будет иметь своих наследников, представляющих более узкие группы болезней, и т.д. Терминальные узлы дерева будут представлять конкретные заболевания. Семантические сети вначале использовались для представления смысла выражений естественного языка человека, откуда и появилось название этого класса сетей. Теперь же они используются в качестве структуры, пригодной для представления информации общего вида, — узлы представляют некоторые концепты (понятия), а связи — отношения между концептами. На рис. 6.4 представлены два фрагмента семантической сети. Первый фрагмент представляет глагол давать и показывает, что этот глагол может иметь три вида взаимодействия с остальными членами предложения: с донором, реципиентом и с объектом, который должен быть передан. Надписи в узлах, к которым подходят связи, соответствуют классу сущностей, которые могут выступать в качестве субъектов связи. Так, донор и реципиент, как правило, — люди, а то, что нужно передать, — вещь.
Рис. 6.3. Обыкновенное дерево классификации болезней
a
б Рис. 6.4. Фрагменты семантической сети: а) представление глагола "давать "; б) представление конкретного действия Второй фрагмент соответствует конкретной фразе или конкретной реализации действия, означенного этим глаголом. Эту реализацию мы назвали давать-265. Смысл фразы состоит в том, что Джон передает Мери книгу "Война и мир". Фразу можно считать допустимой, поскольку все ее члены удовлетворяют ограничениям, специфицированным соответствующими узлами сети. Джон и Мери принадлежат к классу люди, а "Война и мир" — к классу книга, который, в свою очередь, является одним из видов класса вещи. Обычно узел давать-265 связывается с узлом давать связью, которая указывает, что давать-265 — это одна из конкретных реализаций концепта (в данном случае действия) давать. Такого рода специальные связи часто называют ISA-связями (связями типа "это есть..."). Термин ассоциативные сети лучше отражает характер использования такого рода формальных структур для тех задач, которые мы рассматриваем. Поскольку аппарат ассоциативных сетей все шире используется для моделирования объектов и их взаимосвязей в конкретных предметных областях, что необходимо для построения экспертных систем, ниже мы рассмотрим их более детально Ассоциативные сети Систематические исследования методики использования сетей для представления знаний начались с исследования методов представления семантики естественного языка [Quillian, 1968]. Квиллиан предположил, что наша способность понимать язык может быть охарактеризована, хотя бы в принципе, некоторым множеством правил. Он предположил, что процесс восприятия текста включает в себя "создание некоторого рода мысленного символического представления". Исходя из этого, он занялся изучением вопроса, как смысл отдельных слов может быть сохранен в компьютере, чтобы компьютер смог использовать их по тому же принципу, что и человек. Квиллиан был не первым, кто обратил внимание на важность обобщенного, абстрактного знания для понимания естественного языка. Еще ранее к такому же заключению пришли исследователи, занимавшиеся проблемами машинного перевода. Но Квиллиан первым предложил использовать для моделирования человеческой памяти сетевые структуры, в которых узлы и связи между ними представляли бы концепты и отношения между концептами. Он же предложил работающую модель извлечения информации из памяти. Если мы стремимся создать программу, устойчивую к модификации данных, т.е. сохраняющую работоспособность при множестве таких модификаций, то нам непременно понадобится какое-либо средство проверки целостности знаний. Это, в свою очередь, накладывает определенные ограничения на методы представления знаний: знания должны быть организованы таким образом, чтобы упростить проверку их целостности. Именно такая цель преследовалась при создании тех видов структуры представления знаний, которые мы будем рассматривать в этой главе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.006 с.) |