Газеты: проблема классификации и критериев компаративного исследования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Газеты: проблема классификации и критериев компаративного исследования



Проблема классификации газетной периодики разработана слабо. В границах предлагаемой источниковедческой парадигмы основания­ми классификации периодических изданий должно служить различе­ние их функций. Последовательно реализуя принцип сравнительного исследования видов исторических источников, сформулированный при рассмотрении источников личного происхождения, рассмотрим струк­туру газетной периодики, выявим соотношение различных функций российских и западноевропейских газет как в коэкзистенциальном, так и в эволюционном плане.

Но сразу же со всей определенностью подчеркнем, что некоррект­но выделять так называемую информационную функцию: передача ин­формации не может быть целью, а только средством для ее достижения.

Основная задача периодических изданий — формировать обще­ственное мнение. Функция идеологического воздействия, строго гово­ря, может рассматриваться в системе функции структурирования об­щественного мнения, но, поскольку ни одна общественная группа, как правило, не может выступать наравне с государством (тем более это относится к России, где государство традиционно сильно), мы разделяем эти два направления. Эти функции можно признать систе­мообразующими для периодической печати.

Функция реализации обратной связи в системе управления, ока­зания воздействия на правительство отличается от иных тем, что сте­пень ее реализации (речь идет в первую очередь о России, где не сформировалось гражданское общество) во многом зависит от «доброй воли» самого правительства, от степени его заинтересованности в дос­товерной информации о состоянии общества31. Но, с другой стороны, и издатель может целенаправленно стремиться к воздействию на прави­тельство, выражая интересы той или иной социальной группы.

На наш взгляд, возможно первую сторону данной функции объе­динить с функцией идеологического воздействчя и рассматривать в этом случае систему «государство — человек» как теоретически взаи­модействующую систему, но с разной интенсивностью связей: как правило, сильной от государства к человеку и более слабой от челове­ка к государству. Если речь идет о целенаправленной попытке воздей­ствия издателя на государственную политику, то, по-видимому, это можно рассматривать как составляющую функции структурирования общества.

31 Вообще корректная постановка целей в сфере управления — важнейший критерий эффективности функционирования управляющей системы. Поэтому эффективно функционирующая система всегда заинтересована в достоверной информации, что сказывается на качестве государственной статистики, офици­альных изданий и на отношении к периодической печати.

Таким образом, мы можем выделить три функции в системе га­зетной периодики, анализ соотношения которых позволит нам сопо­ставить данную разновидность исторических источников в Западной Европе и России:

• информационное обслуживание экономической деятельности;

• структурирование общественного мнения;

• идеологическое воздействие со стороны государства32.

Кроме выделенных параметров, нас будет также интересовать цен­зура, которая может рассматриваться как реакция государства на раз­витие в том числе и периодической печати.

Выделим также ряд дополнительных критериев, по которым воз­можно сопоставление.

В Западной Европе становление периодической печати начинается в XVI в. Для периода до XIX в. более применим термин — «повременные издания», поскольку в это время многие из них не имели строгой перио­дичности. Например, с 1566 г. в Страсбурге и Базеле выходили газеты с порядковой нумерацией, но без определенной периодичности.

Важнейшей характеристикой периодической печати является ко­личество изданий, выходящих одновременно. Дело в том, что значи­тельное количество открываемых изданий оказывались недолговеч­ными. Особенно это характерно для начальных этапов становления периодики и для периодов общественных потрясений. Поэтому часто используемый показатель общего количества периодических изданий неадекватно характеризует состояние газетного и журнального дела.

Второй существенной характеристикой является тираж периоди­ческого издания. Эти две характеристики непосредственно взаимосвя­заны. Очевидно, что если изданий много, то тираж каждого из них может быть меньше, чем если существует лишь одно издание. Напри­мер, тираж первой русской газеты «Ведомости» доходил до 4 тыс. экземпляров. Для сравнения: тиражи английских газет в это время не превышали нескольких сотен экземпляров. Но в России в первой чет­верти XVIII з. выходила лишь одна газета, а в Лондоне от 10 до 20.

Необходимо также учитывать, является ли периодическое изда­ние частным или официальным, а также более конкретно источники его финансирования. Это также может сказываться на тираже: как пра­вило, только государство может позволить себе не думать об окупае­мости издания35.

32 Конечно, это деление весьма условно, функции могут переплетаться, но еще раз подчеркнем, что сообщение информации не может быть целью, а только средством для ее достижения.

33 Известны примеры издания частными лицами явно убыточных газет: на­пример, князь Мещерский издавал газету «Гражданин* на свои деньги. Однако такая ситуация встречается редко, чаще убыточное издание выпускали полити­ческие партии, но в России они появляются только в начале XX в., если не считать нелегальную газету «Искра», издававшуюся РСДРП с 1900 г.

Последнее обстоятельство влияет и на характер тиражирования издания. Первые газеты, возникавшие в европейских странах в XVI в., были рукописными, поскольку издавать их типографским способом было просто невыгодно, и только в XVII в. появляются первые печат­ные повременные издания.

В связи с этим отметим также, что как некорректно выделять чи­сто информационную функцию периодических изданий, точно так же некорректно говорить о том, что какие-то издания преследуют чис­то коммерческие цели. Более целесообразно отметить, что некоторые газеты, издаваемые государством или политическими партиями, имеют некоммерческий характер. Стремиться к получению прибыли абсолют­но нормально для частного издания, и во все времена и во всех стра­нах существуют более адекватные способы получения доходов.

Все перечисленные факторы важны для характеристики периоди­ческой печати и могут быть использованы как параметры в сравни­тельно-историческом исследовании. Однако они обретают смысл, толь­ко будучи встроенными в общую систему эволюции периодической печати, поэтому будут затронуты при рассмотрении газет различной целевой направленности.

В развитии российской периодической печати можно выделить три периода. В XVIII в. происходит длительное, очень медленное становле­ние повременных изданий. С начала XIX в. бурно развивается как га­зетная, так и журнальная периодика, но журнальная преобладает. В 60-е годы происходят существенные изменения как в области жур­нального, так и особенно газетного дела, и в 70-е годы газетная перио­дика начинает преобладать над журнальной, что знаменует начало нового периода развития этого вида исторических источников.

Те же самые три этапа можно выделить и в становлении и разви­тии цензуры в России.

Цензура

Возникновение цензуры, т.е. особого законодательства, регулиру­ющего издательскую деятельность, и особых институтов власти, осу­ществляющих контроль за словом, является важным показателем ста­новления и уровня влияния периодики. Конечно, цензуре подверга­лись не только периодические издания, но именно на них влияние цензуры сказывалось с особой силой, поскольку они быстро утрачи­вали свою актуальность.

Но сначала два предварительных замечания.

Первое. Цензура влияет, естественно, не только на газеты и жур­налы, но и на все издания, но три обстоятельства заставляют обра­титься к истории цензуры именно в связи с рассмотрением перио-

дической печати. Во-первых, взаимосвязь периодики с публицисти­кой обусловливает наиболее пристальное внимание к ней цензуры. Во-вторых, периодический характер изданий, распространение их на протяжении большей части XIX в. исключительно по подписке и силь­ная финансовая зависимость в последующем от розничной продажи делали зависимость периодической печати от цензуры достаточно жесткой. В-третьих, наиболее характерной чертой периодических из­даний является их кумулятивный эффект, необходимость учета кото­рого затрудняет в их отношении цензорскую деятельность.

Второе. Необходимо договориться, что мы понимаем под цензу­рой. Если вообще контроль государства {и церкви) за печатью, то такой контроль существует с момента возникновения книгопечата­ния, а до этого существовал контроль за распространением рукопис­ных текстов. Такой контроль необходимо учитывать в источниковедчес­ком исследовании, но формы его столь многообразны, что требуют специального, исторически конкретного исследования. В определен­ный момент такой контроль принимает строгие организационные формы — возникает цензура как государственный институт. И этот момент принципиально важен, потому что свидетельствует о новом характере отношения государства к печатному слову. Достаточно ска­зать, что в Англии такой контроль возникает в XVI в., при королеве Елизавете. В 1586 г. Елизавета распорядилась принять строгие меры к контролю за книгопечатанием, было принято решение об обязатель­ной регистрации всей печатной продукции, наблюдение за разреше­нием новых изданий было поручено архиепископу Кентерберийскому и епископу Лондонскому, ни одно издание не могло выходить за пре­делами Лондона (исключение было сделано только для двух универ­ситетских городов). На протяжении XVII в. был принят ряд законода­тельных актов, ужесточавших цензуру (указ 1637 г., устав 1643 г., акт о цензуре — Licensing Act 1662 г.), и уже с конца XVII в., когда в 1695 г. истекает срок действия акта о цензуре, начинается некоторое ослабление цензуры под давлением развития периодической печати.

Во Франции королевский рескрипт, запрещавший печатать в га­зетах что-либо, касающееся государственных дел, издается в 1624 г.

В России такая цензура появляется в начале XIX в. Новое качество цензорской деятельности проявляется, во-первых, в издании соот­ветствующих законов и, во-вторых, в создании учреждений, призван­ных специально заниматься цензорской деятельностью.

С конца XVIII в. цензорские функции находились в ведении Управ благочиния. 9 июля 1804 г. издается первый Устав о цензуре, который узаконил предварительную цензуру всех изданий. В это же время зак­ладывается и система организации цензуры. Предварительная цензура отдана в ведение Министерства народного просвещения. В 1811 г. в связи с ужесточением цензуры создается Особый комитет при Мини­стерстве полиции, в обязанности которого входит цензура уже выпу­щенных изданий и надзор за цензорами.

В 1817 г. проведена децентрализация цензуры, введена «множе­ственная цензура», т.е. рассмотрение изданий в соответствующих ве­домствах до поступления их в Министерство народного просвещения.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. Он предус­матривал столь мелочную регламентацию печати, что его трудно было применять, и следующий цензурный устав издается 22 апреля 1828 г.

Этот устав действовал до начала 1860-х годов. В период его дей­ствия было издано множество подзаконных актов, уточнявших усло­вия пропуска в печать материалов различной тематики.

В 1848 г., в связи с событиями в Европе, цензура ужесточается. Был создан межведомственный орган для «негласного наблюдения» за литературой — так называемый Бутурлинский комитет. Он действо­вал до конца 1855 г.

С середины 1850-х годов действуют противоречивые тенденции: с одной стороны, расширяется гласность, начинается подготовка ре­формы печати, а с другой — в 1859 г. создается Комитет по делам книгопечатания — новый межведомственный орган, призванный ока­зывать влияние на печать (правда, он прекратил свое существование в конце того же 1859 г.). С начала 1860-х годов к цензурированию начина­ет привлекаться Министерство внутренних дел. В течение 1862 г. цензура находилась в ведении двух министерств — Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел. Функции разделялись следующим образом: Министерство народного просвещения ведало предварительной цензурой, на Министерство внутренних дел возлага­лись карательные функции, причем как по отношению к изданиям, так и к цензорам, пропустившим в печать неподобающий материал. Одновременно проходила реорганизация цензурного ведомства. В 1862 г. ведомственная цензура была упразднена, Главное управление цензуры ликвидировано. Была создана Особенная канцелярия министра народ­ного просвещения, просуществовавшая до января 1863 г. В январе 1863 г. цензура окончательно переходит в ведение Министерства внутренних дел, где создается Совет министра по делам книгопечатания.

В это же время была обновлена и нормативная основа цензорской деятельности. С 1828 г., со времени утверждения последнего цензур­ного устава, в результате издания множества инструкций, уточняв­ших условия пропуска через цензуру тех или иных материалов, нор­мативная база была запутана. 12 мая 1862 г. издаются Временные пра­вила о печати, состоявшие всего из тринадцати пунктов, двенадцать из которых содержат запреты на пропуск в печать материалов опреде­ленной тематики, а в тринадцатом пункте говорится, что эти правила вводятся вместо многочисленных нормативных актов 1828—1861 гг.

Реформа цензуры — одна из Великих реформ — была проведена 6 апреля 1865 г., когда были утверждены новые Временные правила о цензуре и печати, вошедшие как приложение в цензурный устав. По этим правилам от предварительной цензуры освобождались «в обеих

18-6867

столицах... все выходящие доныне на свет повременные издания, коих издатели сами заявят на то желание».

Отсутствие предварительной цензуры означало судебную ответ­ственность издателя за содержание периодического издания.

Цензурой с этого времени ведало Главное управление по делам печати.

После реформы 1865 г. можно выделить два направления влияния властей на периодическую печать: традиционное ограничение воз­можности публиковать материалы определенной тематики и принци­пиально новое — увеличение материальных убытков издателя в случае какого-либо конфликта с цензурным ведомством. Особо отметим вто­рое направление, связанное с коммерциализацией периодической печати. Например, в 1866 г. редакциям временно приостановленных периодических изданий было запрещено выдавать подписчикам ка­кую-либо замену, в 1868 г. было разрешено в качестве санкции запре­щать иа время розничную продажу периодического издания и, нако­нец, в 1874 г. было предписано представлять в цензурное ведомство корректуру только тогда, когда отпечатан весь тираж.

В 1882 г. цензура вновь ужесточается, что фиксируют новые Вре­менные правила о печати. По этим правилам совещание в составе трех министров (внутренних дел, просвещения и юстиции) и обер-проку­рора Синода могло запретить дальнейший выход любого издания. Не­которое ослабление цензуры будет иметь место только в ходе револю­ции 1905г.

Таким образом, мы видим, что в сфере цензуры в России XIX в. идут процессы, сходные с процессами в Англии XVII в. Существен­ной вехой является ослабление цензуры под влиянием бурного разви­тия периодической печати в Англии в конце XVII в., в России — в 50-е годы XIX в. Эту аналогию можно было бы признать в какой-то степени случайной, если бы вслед (что, впрочем, не означает вслед­ствие) за этим не последовали, как в Англии, такие в России суще­ственные (в значительной степени аналогичные) изменения как в сфере общественной дифференциации газет, так и в становлении местной периодической печати.

3. Информационное обслуживание экономической деятельности

Развитие периодической печати повсеместно начинается с газет, но происходит это по-разному. Первая газета появилась в XV в. в Вене­ции и была рукописной34. По-видимому, обслуживание интересов тор-

34 Строго говоря, первая газета появилась в 911 г. в Китае — «Столичный вестник» и издавалась тысячу лет, однако традиционно мы рассматриваем корпус источников российской истории в европейском контексте.

говли можно назвать первой по времени возникновения функцией периодической печати. Не случайно первая газета появилась именно в Венеции — крупнейшем центре мировой торговли XVI в. Известны также газеты, издававшиеся во время Франкфуртской и Лейпцигской ярмарок. В России газеты, обслуживающие экономические интересы, появляются лишь в XIX в.

В 1830-х годах в России возникает ряд газет коммерческого на­правления («Земледельческая газета», «Северный муравей» и др.). Появляются литературные газеты: «Литературная газета» Дельвига, «Художественная газета» Кукольника.

С конца 1830-х годов предпринимаются малоуспешные попытки наладить выпуск специализированных промышленных газет. В 1838-1839 гг. выходит газета «Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик». Более продолжительным было издание газеты «Посред­ник» (1840-1855).

В этот период газеты распространялись только по подписке, дохо­да они практически не приносили, так как объявления печатались лишь в «Санкт-Петербургских...» и «Московских ведомостях» и не носили коммерческого характера.

Авторы газетных материалов, за редким исключением, не указы­вались. Газеты не претендовали на достоверность информации, часто встречались сообщения «по слухам», преобладало стремление к сен­сационной информации. В этих условиях оперативность газетной ин­формации не имела большого значения. Правда, столичные новости в газеты, печатавшиеся в столицах, попадали сразу же, провинциаль­ные через 5—20 дней, но много времени занимала доставка газеты

подписчикам.

В конце 1840-х годов с ужесточением цензуры после событий в Европе 1848 г. газетное дело в России приходит на некоторое время в упадок и оживает только во время Крымской войны. Новый этап его развития начинается в пореформенный период.

Наиболее существенные изменения происходят в газетном деле в России в 60-е годы XIX в. Они обусловлены преимущественно двумя факторами: расширением читательской аудитории р связи с ростом го­родского населения и ростом потребности в оперативней информации. К этому времени достаточно четко размежевались функции газет и жур­налов. От газет требуется оперативная информация в первую очередь для обеспечения коммерческой деятельности, активизировавшейся в пореформенный период. С начала 1870-х годов газеты начинают количе­ственно преобладать над журналами. В 1870 г. выходило 36 газет, в 1877 г. — 51, в 1881 г. — 83 газеты35. Активизации газетного дела в конце 1870-х годов способствовала русско-турецкая война 1877—1878 гг. В 1880-е годы выходило более 80 газет, в 1890-е — более 90 и в 1900-е — более 100 газет

35 Подсчеты Б. И. Есина.

18-

общероссийского характера. С середины 1860-х годов газеты в основном издаются большим форматом и объемом в 4—6 (иногда до 8) полос. Определяется и внутренняя структура газет: полоса, как правило, де­лится на шесть колонок и подвал, который обычно занимал так назы­ваемый фельетон — большая статья, очерк36.

Обеспечить оперативность, достоверность и полноту информации были призваны информационные агентства. В 1835 г. во Франции воз­никает информационное агентство Гавас37. Сотрудники Шарля Гаваса Вольф и Рейтер основали информационные агентства соответственно в Берлине (1848 г.) и в Лондоне (1851 r.)3S. До 1866 г. русские газеты могли перепечатывать сообщения из-за рубежа из официальных газет или публиковать их с разрешения Министерства иностранных дел. В 1866 г. создается Русское телеграфное агентство. До этого, с 1862 г., телеграфное бюро существовало при газете «Биржевые ведомости». В 1871 г. возникает Международное телеграфное агентство, а в 1882 г. — Северное телеграфное агентство.

К этому времени большинство российских газет выходили ежед­невно или шесть раз в неделю, но для повышения оперативности информации необходим был выпуск газет два раза в день, а также выпуск вечерних газет. В 1827 г. в Лондоне начинает выходить газета The Evening Standard. В России первая вечерняя газета выходила с 1865 г. как приложение к тем же «Биржевым ведомостям» (фактически это был второй дневной выпуск, отличающийся от утреннего лишь со­ставом телеграмм). Стремление к оперативности информации, а так­же рост конкуренции приводят к созданию корреспондентской сети. Газетное дело начинает приносить прибыль, главным образом за счет рекламы. Ограничения с публикации частных объявлений были сняты в мае 1862 г.39. С 1865 г. разрешается розничная продажа газет, что также создает дополнительный источник финансирования, кото­рый нельзя недооценивать. Напомним, что с 1870-х годов одна из экономических санкций против газет состояла как раз в запрете роз­ничной продажи, что свидетельствует о существенности этого источ­ника финансирования. Возможность увеличивать розничную продажу заставляла газеты стремиться к публикации остроактуальной и сенса­ционной информации.

36 В это время фельетон не носит сатирического характера и вообще обознача­ет не столько жанр, сколько определенное местоположение на газетном листе.

37 Просуществовало до 1940 г., после оккупации в 1944 г. на его основе созда­но ныне действующее агентство Франс пресс.

38 Агентство Рейтер до сих пор остается крупнейшим информационным агент­ством, распространяющим иностранную информацию.

34 В 1870-е годы была даже предпринята попытка издания рекламной газеты с бесплатной рассылкой, но такого рода издания станут жизнеспособными только в самом конце XIX в.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.009 с.)