Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В свете методологической оппозицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«номотетика — идиография» Рассмотрев сложившиеся в методологии социального исследования подходы к целям и методам сравнительного исследования, обратимся к существенной методологической оппозиции «номотетика — идиография», осмысленной в конце XIX в. и не утратившей до сих пор своего познавательного смысла. В частности, понимание сущности различий номотетических и идиографических подходов позволяет осмыслить характерные для современного социального и гуманитарного познания оппозиции подходов: глобализирующий — индивидуализирующий; микро- и макроподходы. Сравнение — универсальная категория мышления и универсальный метод научного познания. Поэтому глобальные различия познавательных парадигм не могут не проявиться по отношению к целям и способам осуществления сравнительных исследований, к их месту во всей эпистемологической системе. Прежде чем обратиться к рассмотрению вышеназванной оппозиции, заявим следующую гипотезу: различия познавательных концепций во многом обусловлены различиями в понимании целей применения в их рамках сравнительного метода— ориентации на преимущественный по-иск сходства или различий исследуемых феноменов.
13 Февр Л. От Шпенглера к Тойнби//Февр Л. Бои за историю: Пер. с фр. М., 1991. С. 93. Номотетическое (типизирующее, объясняющее) направление породило множество объясняющих схем при практическом отсутствии критерия для их верификации. Идиографическое (индивидуализирующее, понимающее) направление до последнего времени менее ярко проявлялось в гуманитаристике. Обращение к идиографии в последние годы (интерес к микроистории, постановка проблемы «инаково-сти») во многом связано с попытками преодоления ограниченности номотетического подхода и гуманитаризации исторического знания. Не останавливаясь специально на сравнительном анализе номотетических и идиографических направлений, отметим лишь, что большинство сформировавшихся в их рамках парадигм не вполне отвечает сложности современных гносеологических проблем. По-видимому, дело в том, что оба подхода обнаруживают невозможность достижения целостного знания, к чему исследователь всегда стремится (осознанно или подсознательно) в силу целостности человеческого восприятия. Это противоречие между целостностью восприятия и дискретностью знания по-разному проявляется в номотетических и идиографических направлениях. Номотетический (типизирующий) подход моделирует историческое целое, абстрагируясь от «деталей», иногда весьма значимых. Идиографический (индивидуализирующий) — воссоздает локальное целое, но не дает методологического инструментария для включения его в целое всемирно-историческое. Наиболее ясно ограниченность возможностей и номотетического, и идиографического подходов проявляется при решении наиболее актуальных проблем современного исторического познания — гуманитаризации исторического знания и сравнительно-исторического исследования. Идиографический подход, сохраняя гуманитарный характер исторического познания, не дает метода сравнительно-исторического исследования, поскольку имеет дело с индивидуальными культурными феноменами. Номотетический подход, давая возможность сравнительно-исторического исследования, ведет к дегуманизации исторического познания, поскольку абстрагируется от конкретного человека. С точки зрения метода сравнительно-исторического исследования, очевидно, что номотетические подходы нацелены на выявление общего, повторяющегося, а идиографические — на выявление различий. Если мы обратимся к размышлениям по этой проблеме известного русского историка Николая Ивановича Кареева, который, кстати, сам себя считал последовательным позитивистом, то мы увидим, что он предлагает весьма оригинальный способ примирения противоречий внутри данной оппозиции, разделяя сравнительно-исторический и сравнительно-социологический методы. Исходным пунктом рассуждений Кареева служит следующее утверждение: «Известная сумма фактов может изучаться вместе или потому, что между ними существует более или менее прямая связь, или потому, что, вне какой бы то ни было реальной связи между ними, наблюдается сходство их между собою, кроме случаев, когда и само сходство объясняется реальной связью»14. Кареев отмечает заслуги Огюста Конта в становлении сравнительного метода в социологии, но при этом подчеркивает, что этот метод применялся «в интересах помологического, а не идиографинеского знания», а «вопрос о сравнительной методе в идиографических целях остается неразработанным». Кареев раскрывает значение в истории наследования и заимствования различных культурных и социальных форм и приходит к выводу: «Во всех случаях, когда сходство того и другого у отдельных народов объясняется либо тем, что они нечто сообща унаследовали, либо тем, что нечто одни у других заимствовали, между сходными фактами устанавливается прямая генетическая связь, подобная той, которая существует между кровными родными или лицами, находящимися в свойстве»15. При всей сложности различения наследования и заимствования и в том и в другом случае важно «наличие общих корней». Но Кареев выделяет ситуации и другого типа: «Существует еще масса примеров поразительного сходства, иногда доходящего почти до тожественности, между бытовыми формами у народов, не имеющих общего происхождения и не находившихся в каком-либо соприкосновении между собою»16. В качестве примера Кареев приводит наблюдения этнографов над тем, что у самых разных народов существует обычай кровной мести, которая затем заменяется вирой. Такие совпадения, по его мнению, могут объясняться либо случайностью, либо «действием одинаковых причин». Познавательные ситуации разного типа требуют разных исследовательских подходов: «Следует <...> в сравнительном изучении различать сравнительно-историческое и сравнительно-социологическое: оба пользуются для сравнения историческими (или этнографическими) фактами, но историка интересуют лишь факты, между которыми можно установить генетическую связь, социолога же преимущественно факты, свидетельствующие о наличии в каждом примере одинаковой причины, приводящей к одинаковому следствию»17. 14 Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). Пг., 1916. С. 142. 15 Там же. С. 145-146. 16 Там же. С. 146. 17 Там же. С. 147-148. Стоит здесь заметить, что Кареев полагал, что на тех же основаниях и при помощи тех же сравнительно-исторического и сравнительно-социологического методов могут «...сравниваться между собою и целые исторические процессы в их обобщенных и отвлеченных формулировках»^. Может быть, не стоило бы столь подробно останавливаться на этом проводимом Кареевым различении сравнительно-исторического и сравнительно-социологического подходов, поскольку предмет нашего интереса целостные исторические построения, в которых необходимо присутствуют оба эти способа сравнения. Но особо подчеркнем, что выбор сравнительно-исторического или сравнительно-социологического метода зависит не только и не столько от характера взаимосвязи исследуемых феноменов (наследование, заимствование или сходные причины возникновения), сколько от нацеленности историка на номотетичес-кий или идиографический метод исторического построения: «Предпринимая <...> сравнение, социолог будет интересоваться установлением общей истины, касающейся всех однородных предметов распространительно и вне тех, которые были взяты в расчет, тогда как историк, кроме того общего, что можно сказать о данном круге сравниваемых процессов, будет иметь в виду и то еще, что характеризует и каждый данный предмет в отдельности»1*. Естественно, что Кареев сосредоточивает свое внимание на сравнительно-историческом методе, как, во-первых, отвечающем задачам собственно исторического познания, и, во-вторых, менее разработанном. При этом он подчеркивает: «Сравнительное изучение однородных процессов в двух или нескольких странах может служить не только целям исторической генерализации, но и целям лучшего понимания отдельных разновидностей одного и того же общего исторического явления»20. Кареев оспаривает заблуждение (кстати, и по сию пору распространенное), что задачей сравнительного исследования является исключительно обнаружение черт сходства сравниваемых объектов, а если объекты обнаруживают существенное количество различий, то применяется имеющийся штамп — «эти явления не сопоставимы» (при этом забывают, что такое утверждение — результат уже проведенного сравнения). Он утверждает: «Представление о сравнительном методе, как об исключительном изучении сходств в целях обобщения, — представление, существую- 18 Кареев Н. И. Указ. соч. С. 151. 19 Там же. 20 Там же. С. 152. щее, кстати сказать, у многих, — ошибочно, и как раз сравнение пунктов различия помогает схватить все своеобразие отдельных частных случаев и тем лучше понимать местные, индивидуализирующие причины, условия, обстоятельства»21. Любопытна перекличка размышлений русского философа, социолога и историка рубежа XIX-XX вв. Н. И. Кареева и современного французского историка Мориса Эмара, отстаивающего самобытность исторического познания перед лицом опасности наступления социологии. Социологический вызов истории во французской традиции социального знания Эмар связывает с тезисом Эмиля Дюркгейма: «История может считаться наукой только в той мере, в какой она объясняет мир, а объяснить его возможно только благодаря сравнению». Следствием этого утверждения, по мнению Эмара, является своеобразный социологический «империализм», выразившийся в формуле: «Встав на путь компаративизма, история становится неотличимой от социологии»32. Критически оценивая воздействие социологического компаративизма на историческое знание, Эмар подмечает одну особенность неравноправных взаимоотношений между историей и социологией; «Сравнение способов производства или политических режимов предполагает проведение различия между категорией общего и способами его проявления, или иными словами — проведение различий между существенным и дополнительным. Таким образом, из общей исторической картины изымается все то, что представляется лишенным какого бы то ни было значения, поскольку отклоняется от модели или нормы. Однако же эти небольшие отклонения, значение которых еще и преднамеренно преуменьшается, вновь обретают свою важность всякий раз, когда возникает возможность списать на них неудачу в итоге...»23. # * * Итак, мы показали, что номотетические и идиографические подходы различаются, в числе многого другого, и задачами применения 21 Кареев Н. И. Указ. соч. С. 153. 22 Эмар М. История и компаративизму/Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России: Материалы из цикла семинаров «Поддержка региональных инноваций в программах и методах преподавания истории». М., 1999. С. 70. "Тамже. С. 73. сравнительного метода, нацеленностью его на поиск черт сходства или, наоборот, различий сравниваемых объектов. В последнее время в историческом познании на первый план выдвигаются проблемы междисциплинарных взаимодействий (и получения на этой основе целостного знания о человеке и обществе) и сравнительно-исторических исследований как одного из методов получения системного знания о социуме в его историческом и культурном целом. Новые задачи в свою очередь заставляют поставить вопросы об объекте междисциплинарных взаимодействий и о критериях компаративного изучения разных обществ. Отметим лишь еще раз, что ситуация методологического плюрализма, органически присущая современной гумани-таристике, затрудняет их решение и заставляет обратиться к специальному исследованию методологических основ объединения различных аспектов гуманитарного и социального знания. Один из возможных вариантов ответа на поставленные вопросы дает оригинальная эпистемологическая концепция А.С. Лаппо-Дани-левского, имеющая феноменологические философские основания и не утратившая своей актуальности (за исключением некоторых позиций). В рамках этой концепции произведение культуры (понимаемое в системе категорий исторической науки как исторический источник) выступает в качестве интегрирующего начала и основы строгой научности гуманитаристики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.008 с.) |