Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Управление карьерой в системе профессионального развития персонала↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание
Аннотация
Тема 1. Управление карьерой в системе профессионального развития персонала Вопрос 1. Профессиональное развитие в системе управления персоналом организации. Вопрос 2. Понятие карьеры. Критерии и факторы карьерного успеха. Вопрос 3. Типология (виды) и конфигурации карьеры. Вопрос 4. Основные модели и стратегии карьеры. Вопрос 5. Стадии (этапы) карьеры. Вопросы для самопроверки: Литература по теме: Практические задания:
Тема 2. Организация профессионально-квалификационного продвижения персонала и планирование его профессиональной карьеры Вопрос 1. Система управления карьерой персонала. Вопрос 2. Планирование карьеры персонала. Вопрос 3. Развитие карьеры персонала в организации. Вопросы для самопроверки: Литература по теме: Практические задания:
Тема 3. Работа с кадровым резервом как элемент системы профессионального развития персонала Вопрос 1. Кадровый резерв; цель, задачи и алгоритм работы. Вопрос 2. Виды кадрового резерва. Особенности работы с резервом на выдвижение. Вопрос 3. Особенности работы с резервом руководителей. Вопросы для самопроверки: Литература по теме: Практические задания:
Тема 4. Индивидуальное профессиональное развитие работников организации Вопрос 1. Личностные характеристики и планирование карьеры. Вопрос 2. Личность, как субъект управления карьерой. Развитие карьеры на индивидуальном уровне. Вопрос 3. Профессиональные кризисы и работа по поддержке развития карьеры. Вопросы для самопроверки: Литература по теме: Практические задания:
Аннотация
Изучение дисциплины «Управление профессиональной карьерой» ориентировано на получение обучающимися знаний о принципах, методах и технологиях управления профессиональной карьерой. Объектом изучения выступает система управления профессиональной карьерой персонала, ее основные элементы и этапы реализации.
Целью изучения дисциплины «Управление профессиональной карьерой» является приобретение обучающимися знаний соответствующих направлений теории кадрового менеджмента, а также формирование у них определенных практических умений и навыков разработки и реализации управленческих решений в области управления карьерой, служебно-профессионального продвижения, организации работы с кадровым резервом.
Задачи дисциплины: · овладеть теоретическими основами и прикладными технологиями управления профессиональной карьерой; · выявить закономерности, механизмы, условия и факторы развития профессиональной карьеры персонала; · овладеть методами оптимизации процесса развития профессиональной карьеры и на их основе научиться разрабатывать для кадровых служб соответствующие научно-практические рекомендации.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК), предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), а также профильных профессиональных компетенций (ПСК), предусмотренных Перечнем, разработанным кафедрой УЧР МФПУ «Синергия».
Таблица 1. Таблица 2. Факторы карьерного успеха
Среди психологических факторов карьеры выделяют, прежде всего, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т. д. Индивидуальными личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются отсутствие необходимых профессионально важных качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, повышенная тревожность, ориентация на избегание неудач. Во-вторых, можно рассматривать факторы, связанные с взаимодействием личности, окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру человека (родителей, друзей, коллег, руководителей), а также специфика организационной структуры, миссия, цели и тип организации. Известный отечественный психолог Р. Л. Кричевский (2006) приводит целую группу факторов, влияющих на карьерные предпочтения людей: 1. Престиж профессии в обществе, текущая конъюнктура на рынке труда. 2. Социально-экономический статус семьи. 3. Родительские установки. 4. Ограничения на занятия той или иной профессиональной деятельностью. 5. Личностные особенности.
В исследованиях особенностей и технологии карьеры, в частности в работах по особенностям карьеры в системе государственной службы, предприняты лишь попытки определить подходы к группировке и упорядочению всего многообразия факторов карьеры. Единой их классификации пока не существует.
Таблица 3. Таблица 4. Этапы карьеры и потребности
Первая стадия – пробная или испытательная (ее сотрудники организации проходят, находясь в возрасте до 30 лет). На этом этапе работники всецело поглощены изучением «норм и правил» деятельности, принятых в данной организации. Как правило, им одинаково сложно как «определиться с целями карьеры, так и проявить себя в качестве творческого, готового брать на себя большую ответственность специалиста. Вторая стадия – этап консолидации или стабилизации (от 31 года до 45 лет). На этом этапе работники активно включаются в процесс целеполагания и реализации планов карьеры. Они готовы и «активно берут на себя дополнительные полномочия, обязанности и ответственность за качественное исполнение работы». Заключительная, третья стадия – этап сохранения или поддерживания профессиональных навыков (свыше 45 лет). Работники в этот период «несколько остывают», реже включаются в интенсивную профессиональную деятельность, в меньшей степени озабочены конкуренцией с коллегами. У них наблюдается снижение интереса к расширению профессиональных возможностей, падает значимость опоры на цель карьеры. Одни исследователи вводят, помимо вышеприведенных трех, предварительный этап, включающий «учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длящийся до 25 лет» [Иванцевич Д. М., Лобанов А. А.]. Происходит опробование молодым человеком себя в различных видах деятельности. За этот период человек может сменить несколько видов работы в поисках деятельности, максимально отвечающей его возможностям и удовлетворяющей его потребности. Другие авторы в качестве одной из стадий карьеры рассматривают также этап завершения, длящийся от 60 до 65 лет и характеризующийся активным поиском достойной замены и обучением кандидатов на освобождающуюся должность. Именно на этой стадии самовыражение и уважение работника к себе и другим подобным из его окружения людям достигают наивысшей точки за весь период карьеры (Кибанов А. Я.).
Одна из наиболее полных периодизаций карьеры работника, включающая шесть стадий, приводится А. Кудашевым. Главные задачи и специфические особенности каждой стадии, согласно подходу этого автора, отражены в таблице 5.
Таблица 5. Этапы карьеры работника
Помимо рассмотренного «количественного» подхода к выделению стадий карьеры важен также «качественный» подход. Разные исследователи используют отличающиеся друг от друга критерии для характеристики основных особенностей того или иного этапа карьеры. Так, А. Я. Кибанов рассматривает этапы карьеры, исходя из удовлетворяемых в их ходе потребностей человека. На предварительном этапе ведущей является потребность в безопасности существования, сменяющаяся потребностью к установлению независимости на этапе становления (25–30 лет). В период продвижения (30–45 лет) накапливается богатый практический опыт, приобретаются разнообразные профессиональные умения и навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости. Следующий этап (сохранение достигнутого, 45–60 лет) характеризуется потребностью передать знания более молодым коллегам. И на заключительном этапе (завершение, 60–65 лет) на первый план выходит потребность подготовки преемника.
Основываясь на исследованиях по вопросам карьеры, проведенных в последнее десятилетие, ряд авторов предпринял попытку пересмотра прежней концепции стадий карьеры. Вместо традиционной модели карьеры, рассматриваемой как линейно-последовательное продвижение от низших к высшим должностным позициям в организационной иерархии, содержащей прогнозируемую серию вполне определенных, фиксированных стадий предлагается концепция поливариативной карьеры, что соответствует более сложному и динамичному характеру карьерного пути сотрудника современной организации. Этот путь может включать и пики, и спады, и временный возврат на предыдущий уровень, и смену одного вида деятельности другим. В то время как традиционный подход ориентирован, главным образом, на внешние условия и некую идеальную, обобщенную, универсальную для всех модель (так называемая карьерная лестница), авторы концепции поливариативной карьеры подчеркивают уникальность карьерного пути каждого работника. Карьера каждого человека, по мнению Дугласа Холла и Филиппа Мирвиса, так же уникальна и неповторима, как и отпечатки его пальцев. Согласно концепции поливариативной карьеры, от работников, претендующих на успешность, требуется прежде всего обладать не конкретным набором, ограниченным количеством навыков и умений, а своего рода метаумениями. Важнейшие из них – способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной среды и эффективное самообучение. Собственно же карьера рассматривается как процесс, которым управляет не организация, а сам человек. Направление такого процесса может время от времени меняться в соответствии с динамикой потребностно-мотивационной сферы личности. Карьера в контексте данного подхода отражает не только динамику профессиональной жизни работника в какой-либо одной организации. Работая в современных условиях (особенно российских), специалист зачастую оказывается перед выбором: 1. оставаться на той же должности и в той же организации, хотя и не все в этой организации его устраивает; 2. перейти в другую организацию с сохранением или изменением должностного уровня; 3. осуществив соответствующую переподготовку, перейти в другую профессиональную область деятельности.
Поливариативная карьера – это и есть совокупность всех ситуаций реализованного выбора векторов дальнейшего профессионального и должностного продвижения. Важно отметить, что критерий успешности такой карьеры интернален, то есть для реализующего ее человека решающее значение имеет субъективное осознание своей успешности (Д. Холл еще определяет этот критерий как «психологический успех»), а не внешние знаки и отметки.
Вопросы для самопроверки: 1. Раскрыть содержание понятия «профессиональная карьера». 2. Раскрыть содержание понятия «внутриорганизационная карьера». 3. Раскрыть содержание понятия «вертикальная карьера». 4. Раскрыть содержание понятия «горизонтальная карьера». 5. Раскрыть содержание понятия «центростремительная карьера».
Литература по теме:
Основная литература: 1. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: Учебник. – М: МФПУ «Синергия», 2012. – Глава 13. Развитие человеческого капитала организации. 13.3.Управление профессиональной карьерой сотрудников. – С. 543-558.
Дополнительная литература: 1. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник [Электронный ресурс] / А.В. Дейнека. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 288 с. – Глава 9. Формирование резерва кадров и планирование деловой карьеры персонала – С. 119-128. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230039 2. Десслер, Г. Управление персоналом [Электронный ресурс] / Г. Десслер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 801 с. – Глава 10. Управление карьерой и справедливый подход. – С. 371-407. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219934 (30.06.2014).
Практические задания: 1. Определите, на каком этапе карьеры находится сотрудник, если известно, что он работает в организации 4 года. Раскройте особенности данного этапа и основные задачи, которые должны решаться в данный период. 2. Определите, на каком этапе карьеры находится сотрудник, если известно, что он работает в организации 8 лет. Раскройте особенности данного этапа и основные задачи, которые должны решаться в данный период. 3. Определите, на каком этапе карьеры находится сотрудник, если известно, что он работает в организации 15 лет. Раскройте особенности данного этапа и основные задачи, которые должны решаться в данный период. 4. Определите, на каком этапе карьеры находится сотрудник, если известно, что он работает в организации 25 лет. Раскройте особенности данного этапа и основные задачи, которые должны решаться в данный период. 5. Сформулируйте цели карьерного продвижения для сотрудника в возрасте 25 лет.
Тема 2. Организация профессионально-квалификационного продвижения персонала и планирование его профессиональной карьеры
Цель изучения темы: · Формирование у обучающихся базовых представлений об основных категориях управления карьерой, составных частях данного управленческого процесса, методах планирования и развития карьеры персонала в организации.
Задачи изучения темы: · сформировать системные представления об основных категориях управления карьерой персонала; · сформировать навыки планирования профессиональной и служебной карьеры сотрудников; · овладеть необходимым объемом знаний и навыков в области технологий развития карьеры сотрудников организации.
Вопросы темы: [1] 1. Система управления карьерой персонала. 2. Планирование карьеры персонала. 3. Развитие карьеры персонала в организации.
Таблица 6.
Схема функциональных взаимосвязей в процессе управления деловой карьерой в организации [11]
Условные обозначения: · О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, оформляет окончательный документ; · У - участвует в выполнении данной функции; · П - представляет исходные данные для выполнения функции; · С - согласовывает документ по данной функции; · Р - принимает решение, утверждает документ.
Управление карьерой в организации в рамках модели партнерства имеет систематичный и циклический характер. Различают карьерный цикл работника и цикл управления карьерой. Карьерный цикл работника – это периодически повторяющаяся последовательность этапов карьерного продвижения. Г. Р. Латфуллин и О. Н. Громова выделяют следующие основные элементы карьерного цикла работника (рис. 13) [12].
Рис. 13. Карьерный цикл работника
Цикл управления карьерой – это периодически повторяющиеся процедуры проектирования, разработки и осуществления целенаправленного воздействия на карьерный цикл работника. Модель управления карьерным циклом менеджера позволяет создать универсальный механизм организации карьеры менеджера на основании эффективного освоения и осуществления этапов карьерного цикла, взаимодействующего с циклом управления карьерой (рис. 14.) [13].
Рис. 14. Модель управления карьерным циклом менеджера
В современной научной литературе предложено несколько систем управления карьерой. Одной из наиболее известных является следующая (рис. 15) [14].
Рис. 15. Система управления карьерой
Работа по управлению карьерой должна начинаться с поступления сотрудников в организацию. После прохождения этапа ориентации в организации сотрудники проходят обучение планированию карьеры, во время которого они осваивают необходимые технологии и осуществляют самодиагностику. В течение последующей работы в должности сотрудники осуществляют уточнение карьерных целей, изучают возможности их реализации в организации. Они получают от организации необходимую информацию, консультации. После того, как сотрудник в достаточной степени проявит себя в трудовой деятельности, составляется официальный индивидуальный план развития карьеры как документ, отражающий взаимные обязательства сотрудника и организации. Дальнейшее профессиональное развитие сотрудника осуществляется в соответствии с этим планом. План может включать различные виды внутриорганизационного и внеорганизационного обучения, стажировки, участие в конкурсах и др. Процедуры деловой оценки позволяют оценить успешность карьерного развития и корректировать план. В случае наличия вакансии, соответствующей интересам, склонностям и компетентности сотрудника, осуществляется его продвижение в должности. М. Армстронг предлагает во многом сходную систему управления карьерой в организации (рис. 16) [15], но уделяет большее внимание разработке общей политики управления карьерой и связи управления карьерой с прогнозированием трудовых ресурсов.
Рис. 16. Модель управления карьерой по М. Армстронгу Политика управления карьерой предполагает ответы на ряд вопросов. Прежде всего, организация должна решить, будет ли она «создавать или покупать кадры»: выращивать своих собственных специалистов («таланты») или привлекать квалифицированных сотрудников извне. Другой вопрос состоит в том, следует ли ориентироваться на сегодняшние требования к специалистам или на будущие. М. Армстронг подчеркивает, что сегодня работодатели, которые верят в долгосрочное планирование карьеры и разрабатывают стратегические планы развития карьеры, встречаются достаточно редко. При разработке политики управления карьерой следует также определиться, каким категориям сотрудников следует уделять внимание. Например, может существовать политика в отношении тех менеджеров, которые достигли карьерного плато (создание условий для дальнейшего роста, стимулирование ухода в другие организации и т. п.). Аудит талантов – это исследование талантов сотрудников в соответствии с прогнозами спроса и оценками показателей работы. Под талантами понимаются потенциальные способности сотрудников. Цель оценки показателей труда и потенциала заключается в том, чтобы выявить потребности в обучении и развитии, информировать руководство о направлении развития карьеры отдельного сотрудника и выявить тех, кто обладает потенциалом для продвижения. Прогнозирование спроса и предложения составляют, используя методы планирования человеческих ресурсов и техники моделирования. Планирование преемственности позволяет ответить на три фундаментальных вопроса: 1. Есть ли достаточное количество потенциальных преемников – подходящих сотрудников, которые способны играть ключевые роли в долгосрочной перспективе? 2. Достаточно ли они хороши для этого? 3. Обладают ли они навыками и свойствами, которые будут необходимы в будущем?
Планирование карьеры использует всю информацию, которую дают оценка требований, оценка показателей труда и потенциала, планы преемственности руководства, и переводит ее на язык индивидуальных программ карьерного роста и общих мероприятий по повышению квалификации руководителей, консультирования по вопросам развития карьеры и наставнической деятельности.
По мнению А. Р. Алавердова, процесс управления профессиональной карьерой осуществляется в следующей технологической последовательности, (рисунок 17) [16]:
Рис. 17. Принципиальная схема организации управления профессиональной карьерой
Принято считать, что управление карьерой особенно актуально в следующих условиях: [17] · организация ориентирована на «выращивание сотрудников внутри фирмы: руководство уверено, что преданный и компетентный персонал получается только из тех, кто работает в компании с самого начала; · организация динамично развивается и постоянно реализует новые проекты; · организация превращается в сложную структуру с разветвленной иерархией; · в организации растет или держится на высоком уровне текучесть кадров среди рядового персонала и среднего менеджмента; · топ-менеджеры не заинтересованы в результатах своей работы и мотивация управленческих кадров – не самая сильная сторона организации.
Управление карьерой является важнейшей составляющей политики развития персонала.
Управление карьерой осуществляется на индивидуальном и организационном уровнях (таблица 7).
Таблица 7. Таблица 8. Цели управления карьерой [20]
Управление карьерой может быть реализовано посредством решения следующих задач: 1. Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения сотрудников. 2. Организация обретения сотрудниками необходимого уровня профессиональной подготовки, профессионального опыта как внутри организации, так и вне ее путем профессионального обучения, стажировок (в своей организации или вне ее) и др. 3. Активизация (мотивация) деятельности персонала с целью побуждения раскрытия собственного потенциала (создание мотивационной среды). 4. Регулирование и координация включенности сотрудников в выполнение задач карьерной стратегии (выполнения плана индивидуального профессионального развития), а также усилий сотрудника и возможностей организации по выполнению плана индивидуального профессионального развития и плана кадрового обеспечения. 5. Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личностных и профессиональных качеств сотрудников, уровня их профессионального опыта. 6. Контроль деятельности сотрудников, их профессионального и должностного роста, рационального использования их профессионального опыта в организации (должностного перемещения, реализации плана индивидуального профе
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.138 (0.021 с.) |