Тема 4. Индивидуальное профессиональное развитие работников организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Индивидуальное профессиональное развитие работников организации



 

Цель изучения темы:

Формирование у обучающихся системных представлений в области индивидуального профессионального и карьерного развития.

 

Задачи изучения темы:

· определение влияния личностных особенностей на карьерное и профессиональное развитие человека;

· изучение факторов развития индивидуальной карьеры;

· ознакомление с проявлениями профессионального кризиса и особенностями работы по поддержке развития карьеры.

 

Вопросы темы:

1. Личностные характеристики и планирование карьеры.

2. Личность, как субъект управления карьерой. Развитие карьеры на индивидуальном уровне.

3. Профессиональные кризисы и работа по поддержке развития карьеры.

 

Вопрос 1. Личностные характеристики и планирование карьеры.

 

Психологи выделяют три вида развития, определяющие профессиональный и карьерный рост и поведение человека в организации:

· индивидуальное развитие;

· личностное развитие;

· профессиональное развитие.

 

На индивидуальное развитие – решающее влияние оказывают биологические факторы. На личностное – социальные факторы и ведущий тип деятельности. На профессиональное развитие социально-экономические факторы и профессиональная деятельность. Все три типа взаимосвязаны, но соотношение этих типов развития индивидуальны у разных людей и их темпы определяют индивидуальную траекторию развития.

Возможные соотношения типов развития:

· Индивидуальное развитие опережает личностное и профессиональное. для такого сочетания характерно слабое развитие человека как личности и как профессионала, отсутствие интересов склонностей и способностей, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

· Личностное развитие опережает индивидуальное и профессиональное. Такой человек бережно относится к природе, окружающим людям, достижениям культуры, привязан к семье, но физическое здоровье и профессиональные достижения находятся для него на втором плане.

· Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями человека». Для такого человека характерен приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу. При этом пренебрежение уровнем своего физического развития и здоровья, а также многими социальными и культурными ценностями. Это типичные особенности трудоголика.

 

Оптимальным является гармоничное сочетание всех трех видов развития, при котором профессиональные достижения удовлетворяют потребность в самоуважении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на перестройку системы мотивов и ценностей, а затем и на развитие личности. При этом хорошее здоровье и физическая форма должны быть неотъемлемым условием продуктивной профессиональной деятельности.

Планирование карьеры должно основываться на глубоком анализе индивидуальных и личностных качеств сотрудников. Исходя из специфики профессиональной деятельности, при этом могут быть учтены разнообразные качества. Целесообразно обратить особое внимание на типологические свойства личности, определяющие предрасположенность к разным видам профессиональной деятельности; карьерные ориентации; структуру мотивационно-потребностной сферы личности; организаторские и коммуникативные качества.

Человек легче всего осваивает деятельность, соответствующую его типу личности. В современной практике управления карьерой используются разные типологии личности.

Одна из наиболее известных разработана Дж. Голландом. Дж. Голланд выделил шесть основных типов личности в зависимости от преобладающей ориентации на различное содержание профессиональной деятельности (рисунок 22, таблица 16).

У человека, согласно Дж. Голланду [57], всегда есть доминирующая ориентация, по которой его можно отнести к определенному типу личности.

Человеку целесообразно осваивает деятельность, соответствующую его типу личности. Успешно протекает адаптация к деятельности, соответствующей также типам личности, близким к доминирующему (смежные секторы в круге). Труднее всего осваивать деятельность, соответствующую противоположным типам личности (противоположные секторы в круге).

 

 

Рис. 22. Типы личности по Дж. Голланду

Таблица 16.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.003 с.)